Допустимо ли в слове «творог» ударение на первом слоге. Фиксация ударения на первом слоге Два слога ударение на первый

Ударение в словах

Слова для ЕГЭ есть на странице правильные ударения в словах .

Ударение

В потоке речи один из слогов в слове выделяется с помощью ударения.

Ударение - это произнесение одного из слогов с бо́льшей силой и длительностью. В отличие от некоторых других языков (например, вьетнамского, сербскохорватского), в русском языке ударение не связано с изменением тона.

В отличие от некоторых других языков (например, французского, польского), в русском языке ударение разноместное - оно не закреплено за определенным по счету слогом:

све́тлый (ударение падает на первый слог).

светле́ть (ударение падает на второй слог).

светлячо́к (ударение падает на последний слог).

Русское ударение может падать на разные части слова:

(здесь ударение падает на суффикс).

(здесь ударение падает на приставку).

(здесь ударение падает на корень).

Нормы ударения для большинства слов в русском языке содержатся в орфоэпическом словаре.

Запомните, где стоит ударение в следующих словах:

Алфави́т.

Алфави́тный.

Балова́ть, балу́ю, балу́ясь.

Бензопрово́д.

Была́, бы́ло, не́ был, не была́.

Взя́ты, взята́.

Газопрово́д.

Диспансе́р.

Догово́р.

До́чиста.

До́верху.

Жила́, жи́ли.

Звони́ть, звони́шь, звони́т, звоня́т, звони́те.

Зави́дно.

Заперла́сь.

И́здавна.

Инструме́нт.

Искри́ться.

Катало́г.

Кварта́л.

Киломе́тр.

Краси́вее.

Ку́хонный.

Ме́льком.

Нанесена́.

Нача́ть, на́чал, на́чали, начала́, нача́вший, на́чатый.

Наме́рение.

Нефтепрово́д.

Облегчи́ть.

Повтори́т.

Положи́л, поло́жишь, положи́ла.

По́нял, поняла́, поня́вший, по́нятый.

По́ двое.

По́ трое.

Пломбирова́ть.

Переведе́н, переведена́.

(Она) права́, (вы) пра́вы.

При́был, прибыла́, прибы́ть, прибы́вший.

Подкра́лась.

Приняла́сь.

Путепрово́д.

Сантиме́тр.

Со́здал, созда́л, создала́, создана ́ (допускается вариант со́здана).

Сре́дства, сре́дствами.

Украи́нский.

Углуби́ть, углуби́шь.

Хода́тайствовать.

Шофёр, шофёры.

Обозначение на письме мягкости согласных

Мягкость согласных обозначается на письме несколькими способами.

Непарные мягкие согласные [й’], [ч’], [щ’] обозначаются на письме буквами й, ч, щ.

Парные мягкие согласные [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’] не имеют для обозначения «собственных» букв. Их мягкость обозначается на письме двумя способами:

1) при помощи гласных е, ё, ю, я, и :

мел - [м’э́л],

лёд - [л’о́т],

люк - [л’у́к],

мяч - [м’а́ч’],

пить - [п’и́т"];

2) при помощи ь на конце слова или перед другими согласными:

моль - [мо́л’],

В русском языке в некоторых заимствованных словах перед гласной буквой е звучит не мягкий, а твердый согласный звук: темп - [тэ́мп]. Произношение таких слов следует запоминать. Нужно запомнить также произношение некоторых заимствованных слов, в которых перед гласной е звучит мягкий согласный.

В этих заимствованных словах перед Е звучит твердый согласный

В этих заимствованных словах перед Е звучит мягкий согласный

Ателье [тэ]

Интерьер [тэ]

Кашне [нэ]

Критерий [тэ] (допускается мягкий [т’])*

Модель [дэ]

Партер [тэ]

Претензия [тэ] (допускается мягкий [т’]) *

Ре ле [рэ]

Свитер [тэ]

Те мп [тэ]

Те ст [тэ]

Те ннис [тэ]

Те рмос [тэ]

Шимпанзе [зэ]

Штемпель [тэ]

Шоссе

Агрессия (допускается твердый [р]) *

Депо (допускается твердый [д]) *

Рейс (допускается твердый [р]) *

Спортсмен

Сессия (допускается твердый [c]) *

Территория

Экспресс (допускается твердый [р]) *

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Возможные трудности

Добрые советы

В некоторых словах нормы ударения и твёрдого / мягкого произношения согласных запоминаются или проверяются по словарю.

Запомните правильное произношение слов, приведенных в интерактивном справочном пособии. Изучите орфоэпический словарь русского языка, выпишите и запомните по возможности все слова, в произношении которых вы способны допустить ошибку.

Иногда вызывает сомнения постановка ударения в кратких прилагательных.

(напр., блЕдна или бледнА)

Чтобы установить место ударения, определите род, в форме которого употреблено прилагательное. В кратких прилагательных в форме женского рода ударение в сомнительных случаях падает на окончание: бледнА, молодА. Исключение составляет слово красИва. В других формах рода и во множественном числе ударение в большинстве случаев падает на первый слог: гОлоден.

В глаголах прошедшего времени, особенно в формах женского и среднего родов, место ударения не всегда очевидно.

Определите род, в котором употреблен глагол прошедшего времени. Если перед вами глагол в форме женского рода, то ударение в сомнительных случаях чаще всего будет падать на окончание: бралa, звалa. Если глагол стоит в форме мужского, среднего рода или употреблен во множественном числе, то ударение падает на основу, преимущественно на первый слог: прuнял, брaло, нaчали.

В глаголах жать, класть, красть, ржать ударение всегда падает на основу, в том числе в женском роде (жaла, клaла, крaла, ржaла).

Можно допустить ошибку в постановке ударения в кратких причастиях.

В большинстве кратких причастий ударение падает на приставку, в том числе в женском роде (нАзвано, Избрана, прЕрвана).

В словах без приставки, а также в некоторых кратких причастиях с приставкой, употребленных в форме женского рода, ударение падает на окончание: витА, взятА, начатА, принятА, прожитА.

Договор, звонит, мастерски, бармен, творог - как правильно ставить ударение? Ошибки по этой части лингвистической науки особенно распространены. Это не удивительно - единых правил расстановки ударений в русском языке нет, поэтому необходимо узнавать и запоминать.

Правильное ударение в слове «творог»

Правильным языковеды называют звуковое выделение на последнем слоге: творОг. Эта норма закреплена в словарях. Но в произношении этого слова ошибается почти каждый второй русскоговорящий человек, поэтому лингвисты не исключают возможности того, что положение изменится: твОрог - ударение в слове на первом слоге, возможно, однозначно войдет в норму.

Что о нас расскажет речь

Почему мы заботимся о том, чтобы говорить правильно? Конечно же, потому, что грамотная речь - визитная карточка культурного и образованного человека. Наш язык настолько выразителен, что от того, правильно мы ставим ударения в словах или не правильно, зависит наш статус, мнение о нас других людей и общий колорит нашей жизни. Представьте, что вы услышали такой монолог: «В прошлом квАртале меня премИровали, и у нас появились средствА. Мы надели шарфЫ, пошли, купили тортЫ, поставили на кухОнный стол. Я брАла кусочки и клалА в рот. Наелась донЕльзя». Даже не видя того человека, кто это говорит, вы без труда составите его социальный портрет, не так ли?

Словарь в помощь

Поскольку каких-либо единых правил о постановке ударения в русской речи не существует, помощником нашим становится орфоэпический словарь. Орфоэпия - это наука о норме произношения, слово пришло к нам из греческого языка и дословно переводится как «правильная речь». «Орфоэпический словарь» содержит в себе литературную норму произношения слов, а следовательно, и ударений в нем.

Сколько словарей, столько и мнений?

Акустическую составляющую данной лексемы по-своему толкуют разные словари. В слове «творог» ударение на последнем слоге объявляется нормой, но фиксируется и дополнительное - на первом слоге - в «Орфоэпическом словаре» под редакцией Р. И. Аванесова, переизданном в последний раз в 1972 году. В словаре «Русское словесное ударение» под редакцией М. В. Зарва, изданном в 2001 году, закреплена только одна литературная норма - ТворОг: ударение на последнем слоге. В «Орфоэпическом словаре русского языка» под редакцией И. Л. Резниченко 2003 года выпуска записаны оба способа произношения - с ударением на первом и на втором слоге. В «Словаре трудностей русского языка» Д. Э. Розенталя и М. А. Теленковой упоминается как норма только один способ произношения слова - с ударным выделением на последнем слоге: творОг.

Ударение в этом слове, закрепленное в орфографических и толковых словарях, которые тоже всегда содержат сведения о постановке ударений, также отличается у разных авторов. Все это говорит лишь о том, что язык непрестанно развивается и меняется. Любопытное исследование на эту тему есть, например, в «Словаре языка Пушкина», вышедшем в 2000 году. Там можно познакомиться с устаревшими и вышедшими из обихода словами, утраченными ударениями и значениями современных слов. К примеру, вот как ставились в старину ударения в словах «граждАне, заложЕн, судьбАми». Или вот как связывались со словами некоторые предлоги: «между чего» вместо современного «между чем», или «навстречу кого», вместо употребляемого сегодня «навстречу кому».

Особенности русского ударения

Ударение - это фонетическое выделение в слове определенного слога. Мы делаем это при помощи усиления звукового сигнала в какой-либо части слова. В русском языке ударение всегда ставится на гласные фонемы в слове. Слог, на который оно падает, называется ударным. Звук под ударением всегда длиннее безударного, а голос на ударном звуке повышается. Ударение может падать в любой части слова, более того, в разных грамматических формах (при спряжении и склонении слов) оно может перемещаться с одного слога на другой. Возьмем, к примеру, интересующее нас слово «творог». Ударение, как мы выяснили, нужно ставить на слоге -рОг. Но это в именительном и винительном падежах. В родительном ударение уже будет на слоге -гУ и т. д.

Некоторые трудные случаи

А теперь рассмотрим еще несколько слов, в которых люди очень часто делают фонетические ошибки. Лидеры неправильного произношения - слова столяр (правильно - столЯр), оптовый (пр. - оптОвый), звонит (пр. - звонИт), шарфы (пр. - шАрфы), банты (пр. бАнты), договор (норма - договОр), облегчить (норма - ОблегчИть), свекла (норма - свЁкла), принята (норм. - принятА), туфля (норм. - тУфля). Сюда же включим правильное ударение в англицизме: бАрмен.

Итак, мы убедились в том, что говорить правильно необходимо, и для этого нам надо не лениться заглядывать в словари, а также в том, что подвижное слово «творог» не уживается с фиксированным на последнем слоге ударением и стремится узаконить еще одну норму - ударение на первом слоге. Однако пока этот процесс не завершен, а потому произносить это слово следует так, как требует большинство словарей - с последним ударным слогом.

В древнейшую эпоху в индоевропейских языках ударение было свободным. В германских языках оно закрепилось на первом коренном слоге слова. Это явление сыграло важную роль для всей системы языка: благодаря ему все конечные слоги, т.е. грамматические окончания оказались в безударном положении. Это способствовало редукции (ослаблению) и впоследствии отпадению флексий в германских языках, в т.ч. и в английском.

Согласные. Первое передвижение согласных (закон Гримма)

При сравнении однокоренных слов в индоевропейских (в и.е. языке-основе) и германских языках были замечены (Раск – Гримм) определённые соответствия некоторых согласных звуков германских языков согласным звукам других и.е. языков. Оказалось, что целый ряд звуков, к-е были свойственны и.е. языкам, определённым образом изменились в германских языках, перейдя там в другие звуки, т.е. стали их рефлексами.

Передвижение согласных охватило все шумные согласные кроме [S] трёх локальных рядов – велярные, дентальные, лабиальные. Закон 1-го передвижения согласных имел 3 этапа (акта):

(1) и.е. глухие смычные [p], [t], [k] переходят в глухие щелевые соответствующего ряда: [f], [Θ], [h]:

(2) и.е. звонкие смычные [b], [d], [g] переходят в германские глухие смычные [p], [t], [k]:

(3) Индо-евр. звонкие смычные придыхательные , , переходят в германские простые [b], [d], [g]. Придыхательные смычные сохранились только в санскрите:

Первое передвижение, по-видимому, происходило в период между V и II веками до н.э. Каждое из этих изменений охватывало довольно длительный период в сто и более лет.

Закон Вернера

Датский учёный Карл Вернер обратил внимание на то, что в целом ряде слов не происходило изменений согласно закону Гримма. Пример: греч. patér, cанскр. pitár – др.англ. fæder, готск. fadar. Вернер дал объяснение этим несоответствиям закону Гримма относительно согласных [p], [t], [k]. Он установил, что изменения происходят согласно 1 акту закона Гримма в том случае, если ударение в слове в древности до фиксации на первом слоге, стояло на гласном, предшествующем данному согласному. Если же ударение находилось за данным согласным или на два слога впереди него, то глухие щелевые, образовавшиеся по 1-му акту, озвончались . Слово др.англ. fæder, готск. fadar имело в древнейшую эпоху также ударение после щелевого, к-й озвончился, и слово отец в германских языках должно было первоначально звучать как *, в котором по закону Гримма [p] > [f], [d] > [ө], затем по закону Вернера [ө] озвончилось в [ð] – *. После переноса ударения на корневой (обычно первый) слог, звонкие, возникшие по закону Вернера, фонологизовались.



Фонологизация – закрепление признака, возникшего в определённой позиции, т.е. на аллофонном уровне. Фонологизация выявляется при исчезновении позиции, в к-й имело место данное явление. Независимость от позиции свойственна фонеме, следовательно данный признак становится фонологически релевантным. После фонологизации озвончения по закону Вернера некоторые из озвончившихся фонем изменились качественно. Звонкий дентальный [ð] слился со звонким смычным [d], – отсюда возникла засвидетельствованная в древнеанглийском форма fæder.

Индо-европейская фонема [s] при озвончении по закону Вернера превратилась в [z], эатем перешедшую в [r]. Этот процесс получил название ротацизм:

готск. haus jan др.англ. hier an

др.англ wes an – wæs – wær on

Эти закономерности позволили Вернеру сделать вывод, что в общегерманскую эпоху ударение было ещё подвижным и только впоследствии, с развитием германских племенных языков, оно стало фиксированным.

Когда ребенок твердо усвоил, что такое звук и буква, перейдем к изучению слога.

Как разбить слова на слоги, где в слове поставить ударение и как перенести слово? – это основные понятия, которые будут встречаться в изучении русского языка в начальной школе.

Усвоив эти, казалось бы, простые истины, ребенок будет легко понимать основные правила правописания в русском языке.

Слог

Итак, ранее мы договорились о том, что слово состоит из звуков. А как можно поделить слово на части? Когда мы хотим прокричать слово кому-то находящемуся далеко, мы стараемся разбить слово. Попробуйте вместе с ребенком прокричать слово мама. Как у вас получилось?

ма-ма

Вот вы и разбили это слово на два слога. Попробуйте ещё, например, слова весна и ручейки.

Получилось: вес-на и ру-чей-ки . То есть в слове весна 2 слога, а в слове ручейки 3 слога.

Давайте попробуем пропеть слово мама. Получается м-а-а-м-а-а .

Гласные звуки мы произносим, раскрыв рот – звук свободно выходит изо рта. Произнося согласные звуки, мы ставим речевым аппаратом препятствия звуку. Таким образом, мы разбиваем слова на части, отсюда основное правило:

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Пример слов с одним, двумя и тремя слогами:

Теперь попробуйте сами придумать слова, которые впишутся в предложенные схемы, в каждую ячейку можно вставить только один слог:

Слова, состоящие из одного слога, называются односложными , из двух слогов – двухсложными , из трех – трехсложными и так далее.

Примеры односложных слов: снег, их, птиц, по.

Двухсложных: тихо, ветку, стали.

Трехсложных: гуляет, березы.

Каждое слово произносится с акцентом, на каком ни будь слоге. Для примера возьмем, опять, слово мама .

Мы делаем акцент на первом слоге этого слова: мА-ма . А точнее на первой гласной букве этого слога. Этот акцент и называется ударением и обозначается следующим образом:

А буква, на которую ставится ударение, называется ударной.

Зачем же нужно ударение в слове? Давайте возьмем слово машина:

Мы ставим ударение на гласную букву второго слова. Попробуйте поставить ударение на гласную букву первого слога, получается совсем другое слово, не относящееся ни как к средству передвижения.

Из этих слов можно составить предложение:

Как видно это два разных слова. Ну а если поставим ударение на последний слог, то получится вовсе бессмыслица.

А гласные буквы, на которые не падает ударение, называются безударными.

Теперь потренируйтесь, вместе с ребенком, правильно ставить ударение в словах:

Морозы, пенёк, крыжовник.

Получается, что роль ударения в произношении слов очень важна, а в дальнейшем мы узнаем, что с помощью ударения мы можем узнать, как правильно писать безударные гласные в словах.

Перенос слов

При написании слов мы сталкиваемся с тем, что иногда слово полностью не помещается в строке. Тогда это слово можно перенести на другую строку. Как же это сделать? Очень просто: надо разбить слово на слоги и перенести.

Например, слово карандаш можно перенести так:

ка-

ран-

даш

Просто? Но есть несколько правил, которыми нельзя пренебрегать:

  1. Одну букву нельзя оставлять на строке. Например, слово иней не переносится.
  2. Слово, состоящее из одного слога, не переносится. Например: труд .
  3. Одну букву слова нельзя оставлять на предыдущей строке. Также нельзя одну букву переносить на следующую строку. Например, слова аист и идея не переносятся.
  4. Нельзя оставлять на предыдущей строке или переносить на следующую одну согласную без гласной. Например, слово круглый можно перенести так круг-лый . Неправильно перенести так: к-руглый или кр-углый .
  5. Буквы й, ы, ъ, ь нельзя отделять от предшествующей буквы: вой-на , подъ-езд, рай-он .

Есть еще несколько правил переноса, но их мы будем изучать по мере усваивания дальнейшего материала.