Инфекционная опасность мертвого тела. Стивен Кемп, США

Задача урока : выяснить физиологические основы практически важного для сохранения здоровья понятия о профилактике важнейших заболеваний, передающихся через воздух; повторить и обобщить весь материал темы.

Оборудование . Демонстрационный материал: таблицы: «Головной мозг», «Пути распространения заразных болезней», «Количество микробов в воздухе различных мест», «Приемы искусственного дыхания», «Изменение состава воздуха в классе в течение учебного дня» (самодельная); модель грудной клетки; муляж гортани, легкого.

План урока

Проведение урока
Материал прошлого урока сложен, поэтому проверять его усвоение лучше путем индивидуального опроса.

Учащиеся рассказывают о дыхательных движениях и их регуляции.

При опросе хорошо поставить некоторые дополнительные вопросы: привести свои примеры безусловных и условных дыхательных рефлексов. Где человек реже дышит, на свежем воздухе или в душном помещении? Как это объяснить и какое это имеет значение? Почему, когда плотно поешь, становится трудно дышать? Что лучше, перед тем как нырнуть, набрать как можно больше в легкие воздуха или сделать ряд быстрых глубоких вдохов и выдохов?

В ряде школ учащиеся восьмых классов тренируются в приемах искусственного дыхания на уроке физической культуры под совместным руководством учителей биологии и физической культуры. Если этого в школе не проводится, то на данном уроке необходима демонстрация приемов искусственного дыхания на ученике (удобнее на мальчике).

После ответов учащихся о дыхательных движениях и их регуляции учитель отмечает, что при многих несчастных случаях возникает необходимость делать искусственное дыхание.

Один ученик изображает пострадавшего, а учитель показывает на нем приемы искусственного дыхания. Если учитель не сочтет возможным показывать приемы искусственного дыхания на ученике, а ограничится анализом соответствующей таблицы, то следует предупредить учащихся, чтобы они поупражнялись в приемах искусственного дыхания дома.

Для перехода к объяснению нового материала о профилактике заболеваний учитель вызывает ученика рассказать об опыте с дыхательными клапанами. После того как он это сделает, учитель, показывая пробирку, в которую выдыхал учащийся, спрашивает: если бы можно было подсчитать количество микробов в том воздухе, который вы выдохнули, то сколько бы там было микробов?

Учащиеся высказывают несколько предположений.

В заключение этой маленькой дискуссии учитель уточняет, что во вдыхаемом в данных условиях воздухе классной комнаты находится примерно 30 тысяч микробов в 1 куб. метре воздуха, а в выдыхаемом - несколько десятков тысяч, и задает вопрос: как объяснить, что люди заболевают болезнями, которые вызываются микробами? Какие заболевания возникают вследствие проникновения микробов через дыхательные пути? Учащиеся называют заболевания, а учитель дополнительно рассказывает о гриппе, ангине, катаре верхних дыхательных путей. Говорит о причинах заболеваний, реакции организма, опасности заболеваний. Во время охлаждения снижается сопротивляемость организма, например: повышается проницаемость кровеносных сосудов, отчего микробы скорее проникают в кровь, понижается фагоцитарная деятельность. При пониженном сопротивлении организма начинают оказывать свое ядовитое действие попавшие в него микробы, Для возникновения заболевания имеет значение их относительная вирулентность и количество. Учитель рассказывает о симптомах гриппа, ангины и катара верхних дыхательных путей, который часто неправильно именуют гриппом. Грипп и особенно опасны тем, что часто сопровождаются осложнениями - воспалением легких и сердечными болезнями.

Говоря об успехах лечения заболеваний антибиотиками, учитель предупреждает о вреде принятия антибиотиков без указания врача.

Относительно туберкулеза учитель раскрывает условия развития туберкулезных бацилл, выявление заболевания туберкулезом, меры предупреждения заболеваний туберкулезом, лечение туберкулеза, успехи в борьбе с туберкулезом в СССР.

Одно из главных профилактических мероприятий по борьбе со многими болезнями - борьба с пылью. Учитель кратко указывает на прямую связь распространения заразных заболеваний с количеством пыли в воздухе, вскрывает бактерицидное значение фитонцидов, показывает средства борьбы с пылью на производствах.

Говоря о вреде курения, учитель особенно подчеркивает недопустимость раннего курения, когда еще не окрепший организм отравляется ядовитыми составными частями дыма табака.

На учащихся производят сильное впечатление статистические сведения о большой заболеваемости курильщиков туберкулезом, астмой; особенно раком легких.

Последняя часть урока строится несколько необычно. Учитель называет гигиенические правила, связанные с дыханием. Учащиеся должны будут обосновать эти правила, используя знания по анатомии и физиологии человека. «Например, если я вам скажу, дышать нужно через нос, то вы должны доказать, почему»,- говорит учитель. С этого примера и начинается общая работа класса. Учитель последовательно предлагает вниманию класса следующие суждения: нельзя есть после горячей пищи мороженое; мальчикам в переходном возрасте нельзя громко кричать и петь; убирать помещения нужно влажным способом; при общении с больными гриппом следует надевать марлевую повязку; дышать нужно уметь глубоко, с правильным соотношением между длительностью вдоха и выдоха; для развития органов дыхания полезно заниматься спортом; чистый воздух - хороший доктор; для работы органов дыхания важна хорошая осанка.

В данной беседе исчерпываются все основные вопросы гигиены дыхания и бегло повторяется материал о строении и функциях органов дыхания.

В конце беседы учитель предлагает вопросы: почему человек может умереть от отравления угарным газом? Что нужно сделать, чтобы помочь или спасти угоревшего?

Если урок будет проводиться на основе фильма «Гигиена дыхания», то его можно продемонстрировать в самом начале урока. В нем дается весь необходимый гигиенический материал, в том числе и о вреде курения, и о правильном дыхании. А затем удобно проводить урок так, как указано выше. Учащиеся при ответах в беседе будут опираться на материал фильма.

Задание на дом : статья учебника «Болезни, передающиеся через воздух. Искусственное дыхание», составить в тетради правила профилактики заболеваний, передающихся через воздух.

Болезни органов дыхания и их предупреждение

Болезни, передающиеся через воздух

У больных людей при кашле, чихании, разговоре и даже при дыхании из носа и рта вылетает множество капелек слизи и слюны. В них содержатся болезнетворные микробы. Они могут долго находиться в воздухе и проникать в органы дыхания здоровых людей. Оседая на пыль, различные предметы, микробы делают их также источниками заражения. Каждый, кто кашляет и чихает, не прикрывая рот и нос платком, увеличивает количество микробов в воздухе. Через загрязненный воздух можно заразиться гриппом , туберкулёзом , коклюшем, корью и некоторыми другими заболеваниями.

Грипп – самое распространенное, массовое и опасное вирусное заболевание. Грипп поражает весь организм. Болезнь опасна осложнениями, поэтому важно соблюдать все предписания врача.

При заболевании необходимо вызвать врача, выделить больному отдельную посуду и постель, систематически проводить в помещении влажную уборку, обеспечить питание больного легкоусваиваемой, богатой витаминами пищей. Больной должен соблюдать постельный режим и все предписания врача, при кашле и чихании пользоваться платком. Людям, которые ухаживают за больным, нужно обязательно закрывать рот и нос марлевой повязкой, чтобы уменьшить риск заразиться.

Туберкулез легких . Возбудитель этой болезни – бактерия палочка Коха . Она может попасть в организм через дыхательные пути, а также вместе с пищей, например с некипяченым молоком, полученным от больной туберкулезом коровы.

Не каждый заразившийся человек заболевает сразу. Силы иммунитета обычно подавляют микроорганизмы, и они могут длительно находиться в теле человека, не вызывая болезни. В неблагоприятных для человека условиях – сырое помещение, недостаточное питание – микробы активизируются. Они проникают в легкие или в другие органы. Если запоздать с лечением, микробы начнут размножаться в легких. Возникнут многочисленные бугорки – туберкулы . Легочная ткань в них распадается и превращается в творожистую массу. При интенсивном лечении вокруг очагов поражения образуются известковые капсулы, которые защищают легкие и препятствуют распространению болезни. Если же человек не лечится, болезнь может перейти в завершающую стадию. Туберкулы, разрастаясь, сливаются между собой. Ткань в них распадается, образуются каверны, разрушаются кровеносные сосуды, начинается кровохарканье. Яд, выделяемый микробами, отравляет весь организм. Аппетит снижается, человек худеет, чахнет на глазах. Недаром в народе эту болезнь называют чахоткой. Выделения больных в открытой фазе туберкулеза опасны, поскольку в мокроте содержится большое количество палочек Коха.

В медицинской практике существует масса заболеваний инфекционного характера. И пожалуй, наибольшую актуальность представляют те из них, которые распространяются воздушно-капельно. Человек не может прожить без дыхания, а контактируя с человеком, может и не знать, что он болен. Поэтому заразиться такими инфекциями очень легко, тем более детям. И в указанном аспекте важно быть информированным о том, какие болезни передаются воздушно-капельным путем, и чем они характеризуются.

У любой инфекции есть механизм или путь, которым он передается. Это совокупность факторов, необходимых для распространения возбудителей от источника до восприимчивого организма. Многие болезни как раз и передаются с воздухом и капельками слюны. Так зачастую происходит во время кашля или чихания. Ведь известно, что слюна может разлетаться на довольно внушительное расстояние (до 7 метров). Но заразиться можно и при обычном разговоре с человеком на близкой дистанции.

Безусловно, сложно внешне понять, чем болен собеседник или случайный прохожий. Это может быть обычная простуда, но список инфекций, передающихся по воздушно-капельному механизму, довольно внушителен. Он включает следующие заболевания:

  • Грипп и ОРВИ.
  • Мононуклеоз.
  • Дифтерию.
  • Менингококковую инфекцию.
  • Ветряную оспу.
  • Коклюш и паракоклюш.
  • Краснуху.
  • Скарлатину.
  • Корь.
  • Эпидемический паротит.
  • Легионеллез.
  • Респираторный хламидиоз.
  • Микоплазмоз.
  • Туберкулез.

Исходя из этого, каждому стоит быть особенно аккуратным, заметив человека, кашляющего или чихающего. Опасаться нужно не банальной простуды, а других заболеваний, среди которых есть и достаточно серьезные. А у отдельных инфекций индекс контагиозности (заразности) настолько высок, что возбудители могут легко распространяться через этажи и по вентиляционным каналам, что облегчает их передачу от источника.

Болезней, которые передаются с воздухом, очень много. И разобраться с их многообразием в состоянии лишь врач.

Грипп и ОРВИ

Общеизвестно, что воздушно-капельным путем передаются прежде всего респираторные болезни. А среди них первые места по распространенности занимают грипп и различные ОРВИ (аденовирусная, риновирусная, респираторно-синцитиальная, парагрипп). Общими симптомами для многих из них будут интоксикация (лихорадка, ломота в теле, недомогание) и катаральные изменения в верхних отделах дыхательного тракта:

  • Ринит (заложенность носа, выделения, чихание).
  • Фарингит (першение и боли в горле).
  • Трахеит (сухой кашель).

При аденовирусной инфекции будет еще и тонзиллит с конъюнктивитом, что отличает ее от других болезней. Одни из них протекают относительно легко (например, риновирусная инфекция), а другие, в частности грипп, могут привести к опасным осложнениям (пневмонии, отеку легких, менингизму).

Мононуклеоз

Инфекционный мононуклеоз начинается с неспецифических (продромальных) явлений: недомогания, снижения аппетита, головных болей, слабости. Через некоторое время возникает лихорадка и становятся явными специфические признаки болезни:

  1. Боли в горле (за счет фарингита и тонзиллита).
  2. Увеличение лимфоузлов (периферических и внутренних).
  3. Гепато- и спленомегалия (реагирует печень и селезенка).

У каждого десятого пациента возникает сыпь на коже. Картина крови характеризуется появлением атипичных мононуклеаров (так называемых вироцитов). Среди осложнений отмечаются менингоэнцефалиты, синдром Гийена-Барре, нефрит, миокардит.

Дифтерия


Опасной инфекцией детского возраста считается дифтерия. Она характеризуется специфическим (фибринозным) воспалением миндалин. Характерной чертой болезни является образование плотных пленок беловато-серого цвета, которые плохо снимаются с поверхности. При дифтерии гортани они создают механическое препятствие для вдыхаемого воздуха (истинный круп). Вокруг миндалин видна застойная краснота, может развиваться выраженная отечность, переходящая на шею. Без введения специфической сыворотки инфекция быстро прогрессирует, а из-за токсического действия на организм развиваются шок, миокардит, нефрит, нейропатии.

Менингококковая инфекция

Инфекция, вызываемая менингококком, может протекать в локализованной или распространенной формах. В первом случае речь идет о назофарингите или носительстве. Но особую опасность составляют генерализованные формы в виде менингита или менингококцемии (сепсиса). Если поражаются мягкие мозговые оболочки, то основными симптомами будут:

  • Сильная головная боль.
  • Лихорадка.
  • Рвота.
  • Менингеальные признаки (ригидность мышц затылка, симптомы Брудзинского, Кернига, Лесажа, поза легавой собаки).

Проникновение возбудителя в кровь вызывает септическое состояние. Это приводит к появлению геморрагической сыпи, инфекционно-токсического шока, поражению внутренних органов.

Менингококковая инфекция может иметь очень тяжелое течение, поэтому ее важно распознать на раннем этапе.

Коклюш

Инфекции, передающиеся воздушно-капельным путем, включают и коклюш. Это болезнь, типичным признаком которой выступает сухой кашель. Он постепенно усиливается и принимает характер приступов – со свистящим вдохом (реприз), оканчивающихся отхождением вязкой прозрачной мокроты или рвотой. У ребенка при этом отекает, краснеет и синеет лицо, набухают вены, высовывается язык. Из осложнений вероятны эмфизема легких, пневмония, кровоизлияния (в сетчатку, мозг), грыжи.

Ветряная оспа

Возбудителями, передающимися по воздуху, являются и вирусы ветряной оспы. Они вызывают заболевание, характерным признаком которого выступает сыпь на теле (коже и слизистых) пузырькового типа – в виде везикул. Это небольшие полостные образования, наполненные серозной жидкостью. Они образуются сначала на коже головы, включая волосистую часть, а затем перебрасывается по всему телу, затрагивая и слизистые оболочки. При расчесывании везикул на их месте образуются эрозии. Элементы сыпи претерпевают обратное развитие с формированием корочек. Общее состояние ребенка нарушается мало. А у взрослых инфекция зачастую протекает тяжело и с осложнениями.

Корь


Вирус кори, как у ветрянки и гриппа, обладает высокой контагиозностью. Болезнь начинается с катаральных явлений: насморка, кашля, конъюнктивита. На слизистой мягкого неба и дужек можно заметить красные пятна (энантему), а на щеках – мелкие беловатые точки (симптом Филатова-Коплика). На следующий день возникает яркая сыпь на коже. Она имеет пятнисто-папулезный характер и обладает этапностью – сначала возникает на голове, затем распространяется на туловище и конечности. Высыпания оставляют после себя временную пигментацию.

Краснуха

Еще одно заболевание, относящееся к группе «детских» инфекций и передающееся воздушно-капельным путем – это краснуха. Она начинается с субфебрилитета и продромальных явлений (недомогание, насморк, першение в горле, кашель). На фоне этого возникают специфические признаки болезни:

  • Обильная бледно-розовая мелкопятнистая сыпь (на разгибательной стороне конечностей, туловище, голове, не затрагивает кожные складки).
  • Увеличение лимфатических узлов (заднешейных, затылочных, околоушных).

Течение патологии, как правило, благоприятное. Но у беременных на раннем сроке вирус краснухи дает опасные осложнения для плода (тератогенное действие), а при заражении во второй половине вынашивания ребенок может родиться с инфекцией.

Скарлатина


Заразиться скарлатиной можно от больного этой инфекцией или человека со стрептококковой ангиной. Начало острое, с воспаления миндалин и довольно выраженной интоксикации. На фоне болей в горле возникает типичная для скарлатины сыпь: мелкоточечная, особенно густо расположенная на сгибательной стороне рук и ног, боковых областях груди, шеи и живота, в зоне природных складок кожи. Другими характерными симптомами болезни будут:

  1. «Малиновый» язык (яркий, с выступающими сосочками).
  2. Красное лицо с побледневшим носогубным треугольником.
  3. Крупнопластинчатое шелушение на руках и подошвах.

При тяжелом течении скарлатины вероятны осложнения токсического, септического и аллергического происхождения (шок, отит, менингит, миокардит, гломерулонефрит, ревматизм).

Необходимо помнить, что скарлатина, как и многие инфекции детского возраста, опасна не клиническими проявлениями, а своими осложнениями.

Эпидемический паротит

При эпидемическом паротите поражаются слюнные железы: только околоушные (изолированная форма) или в сочетании с подчелюстными, подъязычными. В типичных случаях болезнь начинается с лихорадки. Дети жалуются на боли при открывании рта и жевании. У них появляется припухлость спереди уха (тестоватой констстенции, безболезненная). При комбинированной форме поражаются не только слюнные железы, но также поджелудочная (панкреатит) и яички у мальчиков (орхит) с соответствующими признаками.


Таким образом, заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем – это очень обширная группа инфекций, включающая различную по природе и проявлениям патологию. Рассмотренные выше состояния – наиболее частые в практике врача общей практики и педиатра или требующие повышенного внимания с их стороны. О них должны знать и сами пациенты или родители детей.

Болезни передающиеся через воздух Заболеван ия Пути заражения Возбудите ли Симптомы, очаги поражения Профилак тика Грипп, ОРЗ Воздушно- капельная инфекция вирусы Кашель, насморк, высокая температура. Поражения слизистых. Изоляция больных, влажная уборка.



Рак легких Заболевание Пути заражения Возбудители Симптомы, очаги поражения Профилак тика Рак легких Табачный дым, наследстве нная предраспол оженность вирус Сухой кашель, недомогание, поражение нервной системы и всего организма, эпителиально й ткани бронхов, опухоль в легких. Не курить. Прохожде ние флюорогр афии. Лечение в стационар е, операция.



ТЕСТ Что мы знаем о курении? Подростки курят, что бы быть как все? Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать? Курение табака является одной из основных причин заболеваний сердца? Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением? Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает? Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения?


7. 7. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы? Нет ничего страшного в том, что подростки балуются сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушилось нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких? Нет ничего страшного в том, что подростки балуются сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку?


Туберкулез легких Заболевание Пути заражени я Возбудители Симптомы, очаги поражения Профилак- тика Туберкулез Воздушно- капельная инфекция, молоко больных животных Бактерия – палочка Коха Слабость, невысокая температура, похудение, кровохаркан ие. Поражение легких Не курить Прохождение флюорографи и. Изоляция больных, длительное лечение в стационаре. Влажная уборка проветривани е.




Ветрянка Заболеван ие Пути заражения Возбудите ли Симптомы, очаги заражения Профилакт ика Ветрянка Воздушно- капельная инфекция Вирус начинается внезапно, на волосистой части головы и лице появляются первые высыпания в виде красных бугорков, похожих на прыщики. Затем прыщики превращаются в пузырьки, после чего они лопаются, засыхают и покрываются корочкой. Высыпания могут возникать даже на слизистой рта и конъюнктивах глаз, что особенно неприятно. Мазать зеленкой, соблюдать постельный режим, регулярно менять пастельное белье.


Биологическое значение дыханияБиологическое значение дыхания: Биологическое значение дыхания Обеспечение организма кислородом. Обеспечение организма кислородом. Удаление углекислого газа. Удаление углекислого газа. Окисление органических соединений БЖУ с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности. Окисление органических соединений БЖУ с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности. Удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.) Удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.)






Факторы негативно влияющие на дыхательную систему Экологическое загрязнение атмосферы Экологическое загрязнение атмосферы Курение (табачный дым и смолы) Курение (табачный дым и смолы) Неправильное дыхание Неправильное дыхание Возбудители инфекционных заболеваний Возбудители инфекционных заболеваний


Викторина Вы рискуете своими легкими 1. Какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствий курения? 2. Какая главная причина бытовых пожаров, сопровождающихся гибелью людей? 3. Если человек выкуривает в день ежедневно на протяжении года, сколько смолы оседает в его легких? 4. Верно или нет, что курение табака вызывает сильное привыкание? 5. Что означает пассивное курение? 6. Назовите три вещи, которые невозможно делать одновременно во время курения? 7. Назовите три причины, по которым подростки предпочитают не курить.


Рекомендации по гигиене дыхания Отказ от вредных привычек – курения Отказ от вредных привычек – курения Проветривать помещение, делать влажную уборку Проветривать помещение, делать влажную уборку Чаще прогуливаться на свежем воздухе в скверах и парках Чаще прогуливаться на свежем воздухе в скверах и парках витаминизированное питание витаминизированное питание Занятие физической культурой Занятие физической культурой
Вопросы: 1. Инфекционное заболевание, распространяющееся воздушно-капельным путём. 2. Дыхание, осуществляющее газообмен между кровью и клетками ткани. 3. Оболочка, покрывающая лёгкое. 4. Воспаление лобной пазухи. 5. Обмен газов между клетками и окружающей средой. 6. В них происходит газообмен. 7. Широкая трубка, состоящая из хрящевых полуколец с мягкой стороной. 8. Процесс, при котором лёгкие создают воздушные потоки, приводящие в колебание голосовые связки гортани.


10. Полость, состоящая из нескольких извилистых ходов, разделённых сплошной перегородкой на левую и правую части. 11. Опухолевидное разрастание лимфоидной ткани у выхода из носовой полости в носоглотку. 12. Воспаление миндалин. 13. Щитовидный хрящ мужчин. 14. Полость, относящаяся к верхним дыхательным путям. 15. Дыхание, обеспечивающее газообмен между воздухом и кровью. 16. Процесс, когда при дыхании с поверхности лёгких испаряется вода, что приводит к охлаждению крови и всего организма.





Известно ли вам о том, какие болезни передаются воздушно-капельным путем? Если о таких заболеваниях вы ничего не знаете, то мы расскажем о них в представленной статье.

Общая информация

Воздушно-капельным путем, характеризуются тем, что заражение ими осуществляется после близкого контакта с человеком - носителем инфекции (например, при разговоре, кашле, зевании, чихании и т. д.). Как это происходит? В процессе контакта с больным от него исходят микроскопические частицы слизистого секрета, которые содержат в себе бактерии или вирусы. Именно они инфицируют верхние дыхательные пути и вызывают развитие заболевания.

Очень часто болезни, передающиеся воздушно-капельным путем, возникают в осенне-зимний период. Так какие же это заболевания? Перечислим их прямо сейчас.

Грипп

Грипп обычный, а также свиной грипп можно подхватить уже в первые два дня после возникновения первых признаков у носителя. Чем опасен контакт с зараженным человеком? После поражения верхних дыхательных путей заметно и довольно быстро ухудшается их работа, что способствует попаданию токсинов в системный кровоток.

Обычный и свиной грипп характеризуются ознобом, подъемом температуры, ломотой в теле, дискомфортом при вращении зрительными органами и болью в голове. Чуть позже к этим симптомам присоединяется кашель, насморк и слезоточивость.

Респираторная инфекция

Ни для кого не является секретом, что ОРВИ и ОРЗ также передаются через воздух. После контакта с больным у пациента может возникнуть насморк и общее недомогание. Если не приступить к лечению вовремя, то к этим признакам присоединяются повышенная температура тела, боли в горле, снижение аппетита и прочее.

Респираторная инфекция является которая возникает при смене сезонов. Поэтому после контакта с зараженным человеком следует обязательно провести все профилактические мероприятия, дабы предотвратить развитие вируса.

Дифтерия

Это довольно опасное заболевание, которое передается воздушно-капельным путем. Мало кто знает, но даже после полного выздоровления больного риск заражения окружающих людей еще некоторое время остается очень высоким.

Такая болезнь вызывает интоксикацию. Для нее характерны воспалительные процессы, которые развиваются в зрительных органах, зеве, трахее, гортани и носу.

Дифтерией можно заразиться не только через воздух, но и после использования предметов больного, на которых остался его секрет.

Инфекция менингококковая

Как следует лечить инфекции, воздушно-капельным путем передаваемые? Об этом вам сможет сказать только опытный специалист.

Рассматриваемое заболевание является довольно опасным. Оно вызывает гнойное поражение оболочек мозга. При такой болезни у человека появляется рвота и вялость, внезапно поднимается температура, а в течение первых дней образуется сыпь.

Коклюш

Передается ли воздушно-капельным путем такое заболевание? Конечно же, да. Для этой болезни характерен спазматический и довольно интенсивный кашель. Патология развивается очень долго. Она начинается с банального насморка, а также незначительного увеличения температуры тела. В скором времени к этим симптомам присоединяется кашель, который становится интенсивным и протекает приступообразно.

Если коклюш сопровождается сильным удушением, то осуществлять лечение следует только в стационаре.

Корь

Такое заболевание начинается с кашля и чихания, а также небольшого повышения температуры тела. После этого к основным симптомам болезни присоединяются светобоязнь, конъюнктивит и некоторая одутловатость лица. На четвертый день на теле больного образуются розовые пятна, которые держатся около трех суток. Все перечисленные симптомы держатся до полного выздоровления пациента.

Скарлатина

Для такого заболевания характерно резкое поднятие температуры тела вплоть до 40 градусов. Также у больного возникает гиперемия щек, рвота и боль в голове. После этого к перечисленным признакам присоединяется сыпь, которая локализуется на коже в сгибаемых частях тела.

Эпидемический паротит

Как происходит заражение? Воздушно-капельным путем это заболевание передается посредством контакта с носителем. Для болезни характерно поражение ЦНС и слюнных желез. Сначала пациент ощущает резкое ухудшение общего состояния, а затем теряет аппетит и ощущает боль в области головы. После этого у него поднимается температура, и возникают болезненные ощущения возле шеи и ушей. При этом указанные области сильно отекают.

Краснуха

Это заболевание поражает лимфатическую систему и кожу человека. Оно не сопровождается однако вызывает кратковременный подъем температуры тела. При таком заболевании у пациента могут увеличиваться затылочные и заднешейные лимфатические узлы (с горошину). Как правило, при прощупывании они вызывают дискомфорт и болезненность. Через несколько суток у зараженного человека появляется сыпь, которая начинается с лица и шеи, а затем распространяется по всему телу. Очень часто такие высыпания образуются в местах сгиба конечностей, на спине и ягодицах. Как правило, сыпь при краснухе держится трое суток, после чего исчезает без появления пигментации.

Полиомиелит

Это поражающее ЦНС и двигательные ядра позвоночного мозга. Оно провоцирует паралич верхних или нижних конечностей.

Как известно, такая болезнь подразделяется на два вида:

  • Полиомиелит непаралитический. Для него характерны признаки острого респираторного заболевания или гриппа.
  • Полиомиелит паралитический. Такой вид заболевания встречается гораздо реже. Он приводит к нарушенной работе опорно-двигательного аппарата и инвалидности. Также следует отметить, что полиомиелит паралитический является самой опасной формой болезни, передаваемой воздушно-капельным путем.

Оспа ветряная

Источником заражения этого заболевания является лишь больной человек. Восприимчивость ребенка к оспе очень высокая. Поэтому при вспышке болезни в детском саду заболевают почти все дети.

Симптомами ветряной оспы является мелкопятнистая сыпь, которая очень быстро распространяется по всему телу. Через неделю после появления сыпи она начинает подсыхать и отшелушиваться (следов на теле не остается).

Профилактические мероприятия

Теперь вам известны заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем. Основными профилактическими мероприятиями, которые позволяют предотвратить заражение, являются:

  • разнообразное и полноценное питание;
  • правильная организация режима дня (труда и отдыха);
  • закаливание;
  • регулярное проветривание помещения.

Также следует сказать о том, что профилактика воздушно-капельных инфекций заключается не только в избегании мест с большим скоплением людей (в том числе во время эпидемии) и изоляции больного, но и в общем оздоровлении организма и поддержке иммунитета. Например, при недостатке сна и неправильном планировании режима труда и отдыха у человека очень быстро ослабляются иммунные силы, что в конечном итоге приводит к повышенному риску заражения.

Также следует отметить, что правильное и сбалансированное питание позволяет получить все необходимые минералы и витамины, которые оздоровливают организм и не позволяют инфекции или вирусу развиться. Кстати, полезные вещества можно получать не только из еды, но и используя поливитаминные комплексы, приобретенные в аптеке.

Как лечить?

Лечение инфекций, передающихся воздушно-капельным путем, сопровождается постельным режимом и полным покоем. Если у пациента поднялась температура тела, то ему рекомендуют принять жаропонижающее средство. При кашле больному назначают противокашлевые препараты, а при сыпи — кожные гели и мази.