Опыт проведения научно-практической конференции младших школьников на примере классного руководства пяткиной людмилы геннадьевны. Подготовка младших школьников на научно - практическую конференцию Темы конференций младших школьников

МАОУ «Исингинская средняя общеобразовательная школа»

Районная научно-практическая конференция

младших школьников,

посвященная 85-летию

Усть-Эгитуйской средней школы

«Кристалл Мудрости»

Секция: Мир естествознания

Тема:

Выполнила: Содномбалова Алина,

ученица 3 класса

Руководитель:

Цыренжапова Марта Хашитовна,

учитель начальных классов

Исинга

    Введение.

    Основная часть.

2.1. Что такое микроорганизмы?

2.2. Когда появились и где живут микробы?

2.3. Микробы вредны или полезны?

2.4. Интересные факты.

2.5. Исследовательская часть.

    Заключение.

    Список использованной литературы.

Приложение.

Введение

Каждый раз, когда я прихожу из школы, мама мне говорит что нужно мыть руки с мылом после улицы, обязательно помыть фрукты и овощи перед едой. Она предупреждает, что ко мне в организм попадут какие-то бактерии и микробы, и я могу заболеть. Мне стало интересно. Почему я могу заболеть? Что это за микробы? Чем они мне могут навредить? Откуда они берутся? Все ли микробы приносят вред человеку? Мне всегда это было непонятно. Кто же эти микробы и где они есть, если я их совсем не вижу. Может, мама всё это придумывала? Чтобы ответить на эти вопросы, я решила провести свое маленькое исследование.

Выбор данной темы актуален тем, что микробы- это неотъемлемая часть нашей жизни, и что с одними можно дружить, а с другими нужно бороться.

Из выше сказанного, я выдвинула следующую гипотезу : существуют вредные и полезные микробы. Действительно ли это, покажет моё исследование.

Цель моей работы: выяснить, какую роль играют микробы в жизни человека.

Для начала я наметила задачи, которые мне нужно решить в ходе исследования.

Задачи:

    Изучить литературу по теме;

    Уточнить, вредны микробы или полезны;

    Для чего нужны полезные микробы;

    Отыскать интересные факты;

    Наблюдение за «работой» микробов.

    Сделать выводы по теме исследования.

Я в ходе исследования использовала такие методы.

Методы:

    Изучение научной литературы;

    Получение информации в сети Интернет;

    Практические исследования (опыты)

2 . Основная часть.

2.1. Что такое микроорганизмы?

Название Микроорганизмы (микробы) произошло от греческих слов микрос– маленький и биос – жизнь. К микроорганизмам относятся бактерии, дрожжи, микроскопические грибы и водоросли. Большинство микроорганизмов состоят из одной клетки. Изучением микроорганизмов занимается наука микробиология. Микробы очень и очень маленькие, меньше самых маленьких насекомых. Даже букашка по сравнению с ними огромная, как гора.

Для того чтобы увидеть микробов, нам нужен специальный прибор - который увеличивает предметы в сотни раз. Это микроскоп. Если положить капельку воды на стекло микроскопа, то мы увидим микробов, которые живут в ней. Капелька такая маленькая, но сколько в нем микробов!

Микробы могут иметь разнообразную форму. Одни микробы неподвижны, у других имеются реснички или хвостики, при помощи которых они передвигаются.

Вот так выглядят некоторые микробы:

.2.2. Когда появились и где живут микробы?

Микробы окружают нас повсюду. Микробы обитают везде, где есть любая вода, в том числе и горячие источники. Они есть даже на дне мирового океана и внутри глубин земной коры.

Микробы – древнейшие обитатели планеты. Они появились на земле гораздо раньше человека, около 200 миллионов лет назад. О том, что они царствуют на Земле с испокон веков, свидетельствуют факты:

Опасность, которую несут людям микробы, упомянута в «Ветхом завете».

Библейский Ной смолил свой ковчег снаружи и изнутри для защиты его не только от воды, но и от микробов.

В Средние века плесень считали изобретением дьявола, придуманным им для того, чтобы нарушить гармонию и приводить людей в отчаяние.

В древнем Китае строительное дерево заранее вымачивали в растворе поваренной соли, чтобы его не съела плесень.

2.3. Микробы вредны или полезны?

Вред.

Микробы делятся на вредные и полезные. Вредны микробы прежде всего тем, что подрывают деятельность почти всех систем организма. Они переносят болезни от человека к человеку. Даже небольшое количество микробов, которые попадают в наш организм, могут вызвать серьёзные заболевания. Такие заболевания называются инфекционными. Микробы переносятся по воздуху, когда человек чихает, а иногда живут в продуктах или воде. Существует много видов микробов, которые вызывают разные заболевания. Некоторые микроорганизмы вызывают пищевое отравление.

Вот так выглядит очень вредная бактерия сальмонелла.

Польза.

Организм человека постоянно взаимодействует окружающей средой. Но только некоторые виды микробов приносят пользу человеку, например в кишечнике. Ежедневно, выбирая пищу, мы делаем выбор: поддерживать ли нам полезные микробы или вредные.

2.4. Интересные факты.

    Существуют бактерии, которые помогают чистить зубы. Шведские учёные скрестили эти бактерии с обычными йогуртовыми, и теперь пытаются сделать йогурт, который позволит нам не чистить зубы.

    Учёные подсчитали, что в организме взрослого человека содержится 3 кг микробов!

    Во рту человека около 40 000 бактерий. Во время поцелуя передаётся 278 различных видов бактерий. К счастью, 95 процентов - не опасны.

    Самая большая бактерия открыта в 1999году. Thiomargarita namibiensis («серная жемчужина Намибии»).

    На минных полях Мозамбика живет бактерия, которая питается тринитротолуолом. Открытие может решить проблему разминирования.

2.5. Исследовательская часть.

Чтобы узнать на самом ли деле существуют вредные и полезные микробы, я приступила к опытам.

Опыт 1. Выращиваем микробы

2. Налила в 4 тарелки полученную жидкость, накрыла пищевой плёнкой и поставила остывать.

3. Первую тарелку поставила в свою комнату, другую – в тень, третью – на солнце. Убрала плёнку на 15 минут. Только с последней тарелки не снимаю плёнку. Это – контрольный образец.

4. Через 15 минут накрыла тарелки плёнкой и поставила их в теплое место, для того, чтобы микробы размножались.

5. Через 3 дня посчитала точки в каждой тарелке. Каждая точка – колония микробов. Только контрольный образец остался нетронутым.

Вывод: микробы размножаются в благоприятных условиях: в тепле и при доступе воздуха.

О пыт 2. Порча продуктов.

    Взяла кусок хлеба и поместила его в полиэтиленовый пакет.

    Кусочек намочила и поставила в тёплое место.

    Проверила через 5 дней.

Вывод: микроорганизмы вызывают порчу продуктов. Плесень очень страшна. Даже если мы её не видим, она заразила весь хлеб.

Опыт 3. Полезное применение микроорганизмов на примере дрожжей

1.Мы с мамой замесили две порции теста из муки, воды, соли, сахара.

2. Одну порцию мы замесили без дрожжей. Во вторую порцию мы добавили дрожжи. Сформировали маленькие булочки. Булочку из теста без дрожжей мы пометили зубочисткой.

3. Мы испекли эти булочки. Булочка из теста без дрожжей очень маленькая. Вторая булочка получилась пышнее.

4.Разрежем булочки ножом.

Вывод: дрожжи выполняют нужную работу: они вырабатывают углекислый газ и тесто поднимается, становится пышным. Микроорганизмы - наши помощники.

Заключение

В ходе работы над темой я узнала, что микробы живут со времен создания мира, находятся повсюду.

    Мир микробов интересен и многообразен!

    Среди микробов есть наши друзья и враги.

    Находясь в нашем организме, полезные микробы помогают ему быть здоровым и не дают вредным бактериям наносить вред человеку.

    А как сложно будет жить на земле, если микроорганизмы перестанут нам помогать!

Из вышеизложенного следует, что гипотеза о том, что существуют вредные и полезные микробы, нашла свое подтверждение.

Завершая свою исследовательскую работу, я хотела бы дать несколько советов:

    Нужно научиться как можно чаще мыть руки. Это самый простой прием гигиены против распространения микробов и болезнетворных бактерий.

    Следить за рационом питания. В рацион должны входить фрукты и овощи, морепродукты, рыба, молочная пища. Эти продукты повышают иммунитет.

    Иметь привычку чистить и промывать водой носовые проходы. Благодаря этому микробам не удается проникать в придаточные пазухи носа.

    Нужно регулярно заниматься спортом. Это помогает держать иммунную систему в "боевой готовности" и улучшить настроение.

Список использованной литературы

    Энциклопедия «История открытий» - М.«Росмэн», 1999;

    Энциклопедия «Человек и здоровье»; Москва «РОСМЭН», 2012;

    А. Ликум «Всё обо всём», 2003 г.;

    «Я познаю мир». Медицина, 2002 г.;

    Фото из личного архива.

Приложение

Фото 1

Фото 2

Фото 3

Фото 4

Фото 5

Фото 6

Фото 7


Фото 8




Статья на тему «Как подготовить младших школьников к научно – практической конференции»

Описание работы.
В предложенной статье описан алгоритм работы с учащимися начальной школы при выполнении исследовательской работы, которую можно представить на научно - практическую конференцию, выделены особенности работы научного руководителя с младшими школьниками.

Подготовка младшим школьником работы на научно – практическую конференцию – процесс энергоёмкий и затратный не столько со стороны самого учащегося, сколько со стороны педагога. Роль учителя при подготовке младшего школьника к научно – практической конференции не только в организации работы над исследованием, но и в помощи в овладении основными навыками поисковой, аналитической, зачастую и оформительской деятельность.
Несмотря на разные направления и области исследования, научные работы в целом имеют общую структуру и выполняются обычно по следующим этапам:
1. Определение проблемы и формулировка темы.

2. Постановка цели и выдвижение гипотезы.
3. Поиск необходимого материала и его анализ.
4. Подготовка теоретической части работы.
5. Проведение практической части работы.
6. Оформление работы. Рефлексия
7. Презентация, участие в обсуждении.
Дети, которые уже в начальной школе подготовили исследовательскую работу и приняли участие в научно – практической конференции, к старшим классам умеют высказываться по заданной теме, отстаивать свою позицию, отвечать на вопросы, делать выводы, анализировать материал, сравнивать разные точки, работать с информацией. Можно сказать, что подготовка исследовательской работы в начальной школе – это один из действенных способов овладения универсальными учебными действиями – коммуникативными (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество); регулятивными (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция); личностными (самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация), познавательными универсальными учебными действиями (в плане обработки информации).
В чём же разница между подготовкой учащегося начальных классов от подготовки старшего школьника к научно – практической конференции в целом? В основном мне она видится в совершенно разных ролях педагога начальной школы и учителя старшего звена как руководителя научной работы. Попробуем рассмотреть эту роль по этапам выполнения исследовательской работы.
Итак, на первом этапе нужно выбрать тему работы - личностно значимую и эмоционально окрашенную. В идеале тема должна перекликаться с учебным материалом и иметь практическую пользу в глазах младшего школьника. Как правило, дети не могут сами определиться с темой, педагогу приходится давать варианты на выбор.
Второй этап - цель, задачи и гипотеза – также совместное с учителем действие. Лучше, если сначала будут сформулированы эти пункты, а уже потом педагогом будет обозначено, что это и есть задачи, над которыми мы будем работать.
Выполнение третьего этапа – поиск информации - не составляет труда для младшего школьника, особенно если информация подготовлена педагогом. Вместе с тем ребёнку нужно дать возможность научиться пользоваться поисковыми системами сети Интернет и помочь найти нужную (обеспечив безопасность) информацию. Но вот подготовка теоретической части работы – сложное задание для ребенка младшего возраста. Прежде всего трудность для учащегося начальной школы представляет обработка найденной информации, ведь далеко не каждый школьник в начальных классах (особенно если это первоклассник или второклассник) умеет работать с текстом, выделять главное, анализировать, поэтому педагогу нужно прежде всего научить ребёнка этим действиям.
Наибольший интерес вызывает у ребёнка проведение практической части работы, здесь роль учителя в основном направляющая и корректирующая. Важно подобрать посильные и наглядные результаты выполнения практической работы.
Оформительская работа почти всегда становится задачей учителя, так как младший школьник не часто не умеет набирать текст на компьютере, несмотря на то, что практически все дети начальных классов играют в компьютерные игры и в целом знакомы с компьютером.
Презентация работы на научно – практической конференции – нелёгкое дело для малыша, и учителю нужно обучить мастерству публичного выступления, не помешают здесь и просто репетиции с приглашением постороннего слушателя. Необходимо научить также чётко и уверенно отвечать на неожиданные вопросы по теме работы. Ну а подготовка компьютерной презентации для более наглядного сопровождения выступления ребёнка – целиком и полностью забота учителя.
Как видим, подготовка к научно – практической конференции младшего школьника отличается от работы с более старшими по возрасту детьми практически на каждом этапе выполнения исследования: здесь роль научного руководителя включает в себя обязанность прежде всего помочь ребёнку освоить многие навыки (работа с информацией, подготовка выступления, и так далее), а уж потом это направляющая и корректирующая роль куратора исследовательской работы.

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Софья Пак 1 класс Куратор И. В. Гродинская Откуда взялись цифры

Цель: исследовать происхождение цифр. Задачи 1. Узнать, что в древние времена люди применяли для счета и как появились цифры, которыми мы пользуемся. 2. Изучить, сколько знаков-цифр необходимо для записи чисел. 3. Сравнить, на сколько изменились цифры с прошлых времён до настоящего времени.

Люди научились считать еще в древние времена. Сначала они просто различали один предмет перед ними или нет. Если предмет был не один, то говорили «много» Самым простым инструментом счета были пальцы на руках человека. Если предметов было меньше десяти - использовались пальцы рук. А если больше десяти - то подключались и пальцы ног.

Способы счёта Их было придумано немало. В ход шли и камешки, и палочки, и узелки. Первым способом «записи» чисел были зарубки на куске дерева или кости.

Цифры в Египте В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. Вместо цифры “3” – три палочки. А для десятков уже другой знак – вроде подковы. Тоже самое относится и к остальным иероглифам. Число 345 древние египтяне записывали так:

Древнегреческая нумерация У древних греков вместо цифр, были буквы. Первой девяткой букв греки обозначили числа от 1 до 9. Например, первой буквой a (альфа) обозначили число 1, второй b (бета) - число 2 и т. д. Вторая девятка букв обслуживала числа от 10 до 90, а третья - числа от 100 до 900.

Римские цифры В основу написания римских цифр было положено изображение пальцев руки и самой ладони. Один палец означал цифру I , два пальца – II , четыре пальца – IIII . Позже ввели цифру V (пять), как изображение ладони с пятью пальцами, а Х (десять) – две ладони Вот как записываются основные «круглые» числа: L – 50; C – 100; D – 500; M – 1000.

Арабские цифры Сначала арабские цифры записывались в «угловатой» форме. Количество углов каждой цифры соответствует количеству, которое эта цифра обозначает. 0 - цифра не имеет углов; 1 - имеет один угол; 2 - имеет два угла; 3 - имеет три угла; 4 - содержит четыре угла, 5 - имеет пять прямых углов; 6 - имеет шесть прямых углов; 7 - имеет семь острых и прямых углов; 8 - имеет восемь прямых углов; 9- имеет девять прямых углов.

Я изучала информацию, когда и где появились цифры, как и чем люди обозначали числа, как цифры выглядели при написании у разных народов. Так откуда же взялись цифры, которыми мы пользуемся сегодня? Наши современные цифры пришли к нам из Индии через арабские страны, поэтому их и называют арабскими.

Выводы Мне удалось выяснить, что цифры появились много веков назад. Очертания цифр приобрели более округлый вид и до сих пор весь мир использует их для записи чисел. П роисхождение каждой из десяти арабских цифр заключается в идее связать числовое значение цифры с количеством углов в её написании. Мы до настоящего времени применяем всего 10 знаков-цифр, но этого достаточно, чтобы записывать любые огромные числа.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Чудо из яйца Мария Азова 1Б класс Руководитель И.В.Гродинская

Цель: и сследовать и наблюдать развитие плода в яйце, а затем и утёнка, до состояния взрослой особи. Задачи: р азобраться в строении простого утиного(куриного) яйца; п роследить за развитием плода в яйце; в ыделить основные стадии рождения утёнка; н аблюдение за дальнейшим развитием утёнка до состояния взрослой особи.

желток и белок связаны между собой канатиками, там есть зародышный диск и воздушная камера. белок и желток питают зародыша, а канатики не дают желтку переворачиваться. скорлупа защищает зародыш и служит для построения костяка.

яйцо от закладки до 8-го дня, з арождаются все органы, есть сердцебиение, птенец размером 2см. с 9-го по 13 день, формируется скелет, клюв, когти. с 14-го по18 день, формируется кожный покров, пух, укрепляются когти, плод н ачинает двигаться внутри яйца с 19-го по 28 день, утенок открывает глаза, начинает дышать легкими. надклёв скорлупы, вылупление

П ервые сутки тёплый раствор марганцовки, тёплая коробка, обогрев лампами, еда и вода должна быть всегда.

С 14-го по 20-ый день пух меняется на перо и птенцы уже живут постоянно на улице, начинают плавать. Больше всего утята любят ряску и маленьких рыбок, которых мы приносили из пруда.

У вожака на хвосте закрученное перышко. Через 2 месяца они выросли и выбрали себе вожаков, за которыми они следуют на кормление и прогулку.

Утка привыкает к человеку, даётся в руки и любит своего хозяина. Через 6 месяцев утка начинает нести яйца, из которых можно получить новых утят. За лето я увидела, как маленькое яичко стало большой птицей.

Я узнала, что развитие плода в яйце до появления утёнка занимает 28 дней; п тицы становятся самостоятельными через 5 дней после вылупления; ч ерез 60 дней утёнок становится взрослой особью. Путём нехитрого наблюдения мы доказали, что маленькое яичко стало большой птицей и это настоящее ЧУДО.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Кристина Музыченко 1 «Б» класс Руководитель: И. В. Гродинская УЛИТКА АХАТИНА и ее полезные свойства

Цель исследования: -выяснить, обладает ли слизь улитки Ахатина заживляющими свойствами. Задачи работы 1. Изучить и создать условия для жизнедеятельности улитки 2. Понаблюдать за поведением улиток дома 3. Исследовать, действительно ли слизь улитки обладает регенерирующим свойством 4. Провести социологический опрос по отношению людей к улиткам, изменили ли одноклассники своё отношение к улиткам, узнав о их свойствах. Кто хотел бы завести улитку у себя дома не только как питомца, но и как «доктора» вместо зеленки.

Ахатина – крупная сухопутная африканская улитка. Отдельные экземпляры достигают 30 см. Во Франции ахатин, так же как и виноградных улиток, используют в пищу, завозя из-за рубежа за миллионы долларов. Объект исследования Этому способствует высокая скорость роста и размножения этой улитки. За жизнь она может отложить 100000 яиц, начиная размножаться в полгода. Живут такие брюхоногие до 10 лет.

Условия жизнедеятельности Ахатина любит, когда её "на руках" купают в прохладной воде. Для строительства раковины ахатине нужно давать дроблёную скорлупу куриных яиц. В качестве террариума для ахатин вполне можно использовать обычный небольшой аквариум из силикатного или оргстекла. Для грунта улиткам нужна смесь торфа, песка и садовой земли

Мое исследование 01.11.2015г. улитка отложила кладку яиц 06.11.2015 г появились две маленькие улиточки, которые требовали определенного ухода. Кормить улиток можно только мелкой пищей: огурец, кабачок, листья салата и дробленая скорлупа яиц. Трогать руками маленьких улиток нельзя.

Исследование слизи улитки Дата Длина, поврежденной ракушки, в мм 15.12.2015 2 16.12.2015 1,7 17.12.2015 1 18.12.2015 0.8 19.12.2015 0.5 20.12.2015 0.2 21.12.2015 0

Слизь обычных садовых улиток входит в состав многих современных косметических средств, так как обладает сильными антиоксидантными и антибактериальными свойствами.

Результаты Исходя из собранного материала и моего исследования, я убедилась в том, что: - слизь улитки обладает лечебным и восстанавливающим свойством. - улитка неприхотлива в уходе, не вызывает аллергию, бесшумные, мало едят, не требуют больших затрат. Проведя социологический опрос среди одноклассников я узнала: - 22 человека не знали о пользе улиток -16 человек не знали об улитке как о домашнем питомце. Таким образом, можно сделать следующие выводы, что улитка - идеальный домашний питомец, который еще может быть «домашним доктором». Исходя из социологического опроса, улитка не самое распространённое домашнее животное, потому что люди не знают об её свойствах.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое научная конференция, и какие конференции для учащихся начальной школы существуют? Как подготовиться и принять участи в подобной конференции?

Научно-практическая конференция для школьников отличается от олимпиады. По сути - это первая научная работа учеников. Если вы учились в ВУЗе, то знаете, что есть дипломная работа, в рамках которой нужно не только разобраться в теме, написать 100 страниц анализа, но и выполнить практическую часть, свое исследование. Вот и конференция предполагает свое собственное исследование, которое проводит школьник, а не просто реферат. В рамках конференции можно изучать животных, растения, собирать образцы и сравнивать их, проводить опыты, моделировать приборы и конструкции, проводить опросы и делать выводы по ним, работать с контрольными группами. Понятно, что младшему школьнику нужна помощь, ему надо научиться ставить эксперименты, правильно записывать результаты, составлять диаграммы. Но этот опыт крайне ценный. Дети, которые с младшей школы участвуют в конфепренция, к старшей школе умеют долго и четко говорить по заданной теме, отстаивать свою позицию, отвечать на каверзные вопросы, проводить опыты, делать выводы, анализировать материал, сравнивать разные точки зрения и искать истину, работать с большими объемами информации, убеждать опонентов при помощи аргументов.

Для учеников младшей школы конференций гораздо меньше, чем для более старших школьников, но они есть, и в них стоит участвовать.

Конференция "Мы и биосфера" на воробьевых горах - регистрация до 15 января, подача работ до 10 февраля, защита работ в апреле. Принимаются работы по биологии, экологии, медицине. На дистанционный тур могут прислать работу школьники из любого города России, если пройдут его, то будут приглашены в Москву на финальную защиту работы. Допускаются школьники с 1 класса, дошкольники могут подать работу на дистанционный тур, но на очный приглашаются не часто.

Конференция "Технопарк" - регистрация до конца января, защита работ в марте. Темы работ могут быть любые: наука, техника и технология, математика, естественные науки, искусство, литература, творчество, история, техническое творчество. Есть секции на любой вкус! Допускаются школьники с 1 класса и даже дошкольники.

Конференция "Начало" - детей направляют от школы, конференция проходит в январе-феврале. Секции также есть по всем направлениям науки и искусства. Допускаются младшие школьники с 3 класса.

"Древо профессий моей семьи" - узкоспециализированная профориентационная конференция, школьники изучают древо провессий, знакомятся с профессиями родственников, выбирают себе направление деятельности. Участвуют ученики с 1 класса. Регистрация до конца января, очная защита работ в феврале.