Источники, движущие силы и типы общественного прогресса. Общественный прогресс: понятие, формы, примеры Общественный прогресс термины

История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте, а постоянно изменяется. Социальное изменение – это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. На основе изменений осуществляется процесс социального развития. Понятие «социальное развитие» конкретизирует понятие «социальное изменение». Социальное развитие – необратимое, направленное изменение социальных систем. Развитие предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему и т.д. В свою очередь, понятие «социальное развитие» уточняется такими качественными характеристиками, как «социальный прогресс» и «социальный регресс»

Общественный прогресс – это такое направление развития человеческого общества, которое характеризуется необратимым изменением человечества, в результате осуществляется переход от низшего к высшему, от менее совершенного состояния к более совершенному. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе. В противном случае имеет место регресс.

Регресс – тип развития, характеризующийся переходом от высшего к низшему.

Таким образом, прогресс и локален и глобален. Регресс только локален.

Обычно под общественным прогрессом подразумевается не те или иные прогрессивные изменения отдельных социальных общностей, слоев и групп или индивидов, а восходящее развитие всего общества как целостности, движение к совершенству всего человечества.

Механизм общественного прогресса во всех системах состоит в возникновении новых потребностей в различных сферах общественной жизни и изыскании возможностей их удовлетворения. Новые потребности возникают как результат производственной деятельности человека, они связаны с поиском и изобретением новых средств труда, общения, организации общественной жизни, с расширением и углублением масштабов научного знания, усложнением структуры творческой и потребительской деятельности человека.

Очень часто возникновение и удовлетворение общественных потребностей осуществляется на основе открытого конфликта интересов различных социальных общностей и социальных групп, а также подчинения интересов одних социальных общностей и групп другим. В таком случае социальное насилие оказывается неизбежным спутником социального прогресса. Общественный прогресс, как последовательное восхождение к более сложным формам общественной жизни, осуществляется в результате разрешения противоречий, развертывающихся на предшествующих этапах и фазах общественного развития.

Источником, первопричиной общественного прогресса, определяющей желания и действия миллионов людей, выступают их собственные интересы и потребности. Каковы же человеческие потребности, обуславливающие общественное развитие? Все потребности разделяются на две группы: естественные и исторические. Естественные потребности человека – это все социальные потребности, удовлетворение которых необходимо для сохранения и воспроизводства жизни человека, как природного биологического существа. Естественные потребности человека ограничены биологическим строением человека. Исторические потребности человека это все социальные и духовные потребности, удовлетворение которых необходимо для воспроизведения и развития человека, как социального существа. Ни одна из групп потребностей не может быть удовлетворена за пределами общества, вне развития общественного материального и духовного производства. В отличие от естественных потребностей исторические потребности человека порождены ходом общественного прогресса, безграничны в развитии, в силу чего неограничен общественный и интеллектуальный прогресс.


Однако, общественный прогресс – это не только объективная, но и относительная форма развития. Там где не появляются возможности для развития новых потребностей и их удовлетворения, линия социального прогресса прекращается, возникают периода упадка и стагнация. В прошлом нередко наблюдались случаи социального регресса, гибели сложившихся ранее культур и цивилизации. Следовательно, как показывает практика, социальный прогресс в мировой истории совершается зигзагообразно.

Весь опыт ХХ века опроверг однофакторный подход к развитию современного общества. На формирование той или иной общественной структуры оказывают влияние множество факторов: прогресс науки и техники, состояние экономических отношений, устройство политической системы, вид идеологии, уровень духовной культуры, национальный характер, международная среда или существующий миропорядок и роль личности.

Различают два вида социального прогресса: постепенный (реформистский) и скачкообразный (революционный).

Реформа – частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.

Революция – комплексное скачкообразное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя и представляющее собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Различие между реформой и революцией обычно усматривается в том, что реформа – это изменение, реализуемое на основе существующих в обществе ценностей. Революция же представляет собой радикальный отказ от существующих ценностей во имя переориентации на другие.

Одним из инструментов движения общества по пути социального прогресса на основе сочетания реформ и революции в современной западной социологии признается модернизация. В переводе с английского «модернизация» означает осовременивание. Суть модернизации связывается с распространением по всему земному шару общественных отношений и ценностей капитализма. Модернизация – это революционный переход от доиндустриального к индустриальному или капиталистическому обществу, осуществляемый путем комплексных реформ, он подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества.

Социологи различают два вида модернизации: органическую и неорганическую. Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующего развития. Она происходит как естественный процесс поступательного развития общественной жизни при переходе от феодализма к капитализму. Такая модернизация начинается с изменения общественного сознания.

Неорганическая модернизация происходит как ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ «догоняющего» развития, предпринимаемый правящими кругами той или иной страны, с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Неорганическая модернизация начинается с экономики и политики. Она совершается путем заимствования зарубежного опыта, приобретения передовой техники и технологии, приглашения специалистов, обучения за рубежом, перестройки форм государственного управления и норм культурной жизни по образцу передовых стран.

В истории социальной мысли было предложено три модели социальных изменений: движение по нисходящей линии, от вершины к упадку; движение по замкнутому кругу – циклами; движение от высшего к низшему – прогрессу. Эти три варианта всегда присутствовали во всех теориях социальных изменений.

Простейший тип социальных изменений – линейный, когда объем происходящих изменений является постоянным в любой момент времени. В основу линейной теории общественного прогресса положен прогресс производительных сил. События последней четверти ХХ века показали, что придется расстаться с представлением, согласно которому за ключевой и, в сущности, единственный источник развития принимаются изменения в производительных силах и производственных отношениях. Подъем производительных сил еще не гарантирует прогресса. Жизнь показывает, что безграничное увеличение материальных средств жизни, принятое за благо, оборачивается для человека губительными последствиями. Длительный период понимание социального прогресса связывалось с промышленным развитием, с высокими темпами экономического роста и созданием крупной машинной индустрии. Условия и формы образования экономической, политической и социальной жизни подчинены развитию технико-экономических параметров, достижению индустриальной технологии. Но в последней трети ХХ века эйфория индустриально-технического оптимизма пошла на убыль. Индустриальное развитие не только создало угрозу социальным и культурным ценностям, но и подорвало собственную основу. На Западе заговорили о кризисе индустриализма, признаками которого стали разрушение окружающей среды и истощение природных ресурсов. Все более очевидным становится несоответствие уровня научно-технического и экономического развития уровню удовлетворения потребностей человека. Изменилось и само понятие социального прогресса. Основным его критерием становится приведение общественного устройства в соответствие не столько с требованиями развития техники, сколько, прежде всего, с естественной природой человека.

Циклические изменения характеризуются последовательным прохождением стадий. Согласно этой теории социальное развитие идет не по прямой, а, скорее по кругу. Если в направленном процессе каждая последующая фаза отличается от любой другой, предшествующей ей во времени, то в циклическом процессе состояние изменяющейся системы в более позднее время будет таким же, каким оно было раннее, т.е. в точности повторится, но на более высоком уровне.

В повседневной социальной жизни очень многое организуется циклически: например, сельскохозяйственная жизнь – и в целом вся жизнь аграрных обществ – носит сезонный, циклический характер, поскольку определяется природными циклами. Весна – время сева, лето, осень – время сбора урожая, зима – пауза, отсутствие работы. На следующий год все повторяется. Наглядным примером циклического характера социальных изменений служит смена поколений людей. Каждое поколение нарождается, проходит период социального созревания, затем период активной деятельности, далее следует период старости и естественного завершения жизненного цикла. Каждое поколение формируется в специфических социальных условиях, поэтому не похоже на предыдущие поколения и привносит в жизнь, в политику, экономику, культуру что-то свое, новое, чего еще не было в социальной жизни.

Социологи разных направлений фиксируют тот факт, что многие социальные институты, общности, классы и даже целые общества изменяются по циклической схеме – возникновение, рост, расцвет, кризис и увядание, возникновение нового явления. Долговременные циклические изменения связаны с расцветом и упадком исторически конкретных цивилизаций. Именно их имеют ввиду Шпенглер и Тойнби, говоря о цивилизационных циклах.

О развитии циклических представлений в библейской книге Эклеззиаста сказано: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».

В записях Геродота (V в. до н.э.)дана схема приложения цикла к политическим режимам: монархия – тирания – олигархия – демократия – охлократия. В работах полибия (200-118 гг. до н.э.) проводится похожая мысль, что все государства проходят неизбежные циклы роста – зенита – упадка.

Социальные процессы могут идти по спирали, когда последовательные состояния, хотя в основе своей схожи, но не идентичны. Восходящая спираль означает повторение процесса на относительно более высоком уровне, нисходящая спираль – повторение на относительно более низком уровне.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

1.16. Понятие общественного прогресса

Социальное развитие – это изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Характерными признаками социального развития являются три черты: необратимость, направленность и закономерность.

Необратимость – это постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен.

Направленность – это те линии, по которым совершается накопление.

Закономерность – это необходимый процесс накопления перемен.

Важная характеристика социального развития – период времени, в течение которого оно осуществляется. Результатом социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта, изменение его структуры и организации.

Взгляды на направленность общественного развития

1. Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби: движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла (теория исторического круговорота).

2. Религиозные течения: преобладание регресса во многих сферах общества.

3. Французские просветители: непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.

4. Современные исследователи: положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т. е. вывод о противоречивости прогресса. Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией (застоем).

Процесс социального развития неразрывно связан с термином «социальный прогресс». Социальный прогресс – это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, к более совершенным формам, выражается в их более высокой организации, адаптации к среде, росте эволюционных возможностей.

Критерии определения прогрессивности: уровень производительности труда и благосостояния населения; развитие человеческого разума; совершенствование нравственности людей; прогресс науки и техники; развитие производительных сил, включая самого человека; степень свободы личности.

Современная социальная мысль разработала и ряд других критериев социального прогресса: уровень знаний, степень дифференциации и интеграции общества, характер и уровень социальной солидарности, освобождение человека от действий стихийных сил природы и общества и др. Понятие прогресса применимо только к человеческому обществу. Для живой и неживой природы следует употреблять понятия развитие , или эволюция (живая природа), и изменение (неживая природа). Человечество непрерывно совершенствуется и идет по пути социального прогресса. Это универсальный закон общества. Понятие «развитие» шире понятия «прогресс». Всякий прогресс связан с развитием, но не всякое развитие есть прогресс. Регресс (обратное движение) – тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

Основные проявления противоречивости прогресса – это чередование подъемов и спадов в общественном развитии, сочетание прогресса в одной области с регрессом в другой. Так, развитие промышленного производства, с одной стороны, приводит к повышению количества производимых благ, к росту городского населения, но, с другой стороны, это ведет к экологическим проблемам, к тому, что молодежь, уезжая из села в город, теряет связь с национальной культурой, и т. д.

По своему характеру социальное развитие подразделяется на эволюционное и революционное . Характер того или иного социального развития зависит от способа социальных изменений. Под эволюцией понимают постепенные плавные частичные изменения общества, которые могут охватывать различные сферы общества – экономическую, политическую, социальную, духовную. Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ, предполагающих проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни. Реформа – это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы, а лишь изменяющих ее части и структурные элементы.

Виды реформ:

1. по направленности: прогрессивные реформы (60–70-х гг. XIX в. Александра II); регрессивные (реакционные) («контрреформы» Александра III).

2. по сферам преобразований: экономические, социальные, политические и др.).

Под социальной революцией понимается коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Революционные изменения носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества из одного качественного состояния в другое. Социальная революция всегда связана с разрушением одних социальных отношений и утверждением других. Революции могут быть кратковременными (Февральская революция 1917 г.), долговременными (неолитическая революция).

Соотношение эволюционных и революционных форм общественного развития зависит от конкретно-исторических условий государства и эпохи.

Противоречивость прогресса

1) Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют разные «органы» (предприятия, объединения людей, государственные учреждения и др.), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т. п.). Отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой (например, прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды, к подрыву естественных основ существования общества.

2) Прогресс науки и техники имел неоднозначные последствия: открытия в области ядерной физики дали возможность не только получить новый источник энергии, но и создать мощное атомное оружие; использование компьютерной техники не только необычайно расширило возможности творческого труда, но и вызвало новые болезни, ухудшение зрения, психические отклонения и др.

3) Человечеству приходится платить за прогресс высокую цену. Удобства городской жизни оплачиваются «болезнями урбанизации»: транспортным утомлением, загрязненным воздухом, уличным шумом и их последствиями – стрессом, болезнями органов дыхания и т. д.; удобство передвижения в автомобиле – перегруженностью городских магистралей, транспортными пробками. Наряду с величайшими достижениями человеческого духа в мире наблюдается размывание культурных и духовных ценностей, распространяются наркомания, алкоголизм, преступность.

Гуманистические критерии прогресса: средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.

В современном обществознании:

* Акцент переносится с дилеммы «реформа – революция» на «реформа – инновация». Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

* Общественное развитие связывается с процессом модернизации. Модернизация – процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

Из книги Все о малом предпринимательстве. Полное практическое руководство автора Касьянов Антон Васильевич

5.2.6. Организации общественного питания На уплату ЕНВД переводится оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту организации

Из книги Кружки, жерлицы, поставушки - рыбалка без проколов автора Смирнов Сергей Георгиевич

Судак как двигатель прогресса Лет 15-20 назад в момент неполного заката многочисленных рыболовных баз отряд кружочников еще был достаточно многочисленным. Загрязнение водоемов, браконьерство, мощный рыболовный пресс уже тогда заметно снизили концентрацию рыбы и,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Из книги Политика автора Джойс Питер

ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ С помощью опросов выясняется характер отношения людей к конкретным политическим вопросам (например, отношение к партиям или частным направлениям государственной политики).Организаторы опросов стремятся выяснить мнение людей, предлагая

Из книги Планирование на предприятии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

28. ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА И ЕГО ПЛАНИРОВАНИЕ Научно-технический прогресс (НТП) – это процесс совершенствования факторов производства, применяемой техники и технологии, технических методов и форм организации труда на основе широкого

Из книги Мобильник: любовь или опасная связь? Правда, которой не расскажут в салонах мобильной связи автора Инджиев Артур Александрович

Двигатели прогресса Именно так можно назвать Techi. Эта группа единомышленников очень важна для производителя, потому что именно они помогают продвигать продукты, доносить известия о новинках до масс, формировать определенный образ компании на рынке. То есть получается,

Из книги Стервология. Уроки красоты, имиджа и уверенности в себе для стервы автора Шацкая Евгения

Из книги Заблуждения капитализма или пагубная самонадеянность профессора Хайека автора Фет Абрам Ильич

2. Идея прогресса Прогресс – сравнительно новая идея. Представление о том, что человеческие учреждения можно совершенствовать сознательными усилиями людей, впервые высказал в конце XVI века Жан Боден, темный схоласт, еще веривший в колдовство и обличавший ведьм. Но в 1737

Из книги Удивительная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Из книги Я познаю мир. Живой мир автора Целлариус А. Ю.

Из книги 100 способов избежать аварии. Спецкурс для водителей категории В автора Каминский Александр Юрьевич

1.3. ПАРАДОКСЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА Продолжая разговор о безопасности автомобилей, замечу, что прогресс в области автомобильной безопасности и в области автомобилестроения вообще влияет на безопасность неоднозначно. Статистика говорит о том, что современные машины

Общественный прогресс - движение общества от простых и отсталых форм к более совершенным и сложным.

Противоположное понятие - регресс - возврат общества к уже отжившим, отсталым формам.

Поскольку прогресс предполагает оценку изменений в обществе как позитивных или негативных, он может пониматься различными исследователями по-разному, в зависимости от критериев прогресса. В качестве таковых выделяют:

    развитие производительных сил;

    развитие науки и технологии;

    увеличение свободы людей;

    совершенствование человеческого разума;

    нравственное развитие.

Поскольку указанные критерии не соответствуют, а зачастую, и противоречат друг другу, проявляется неоднозначность обществен­ного прогресса: прогресс в одних сферах жизни общества может приво­дить к регрессу в других.

Помимо этого прогресс имеет такую черту как противоречивость: любое прогрессивное открытие человечества может обернуться против него самого. Например, открытие ядерной энергии привело к созданию ядерной бомбы.

П рогресс в обществе может осуществляться различными путями:

I .

1) революция - насильственный переход общества от одной общественно-политического строя к другому, затрагивающий боль­шинство сфер жизни.

Признаки революции:

    коренное изменение существующего строя;

    затрагивает все сферы общественной жизни резкое;

    скачкообразное изменение.

2) реформа - проводимые властью постепенные, преемственные преобразования отдельных сфер.

Выделяют два вида реформ: прогрессивные (полезные для общества) и регрессивные (имеющие отрицательное влияние).

Признаки реформы:

    плавное изменение, не затрагивающее основ;

    затрагивает, как правило, только одну сферу общества.

II .

1) революция - резкие, скачкообразные, непредсказуемые измене­ния, ведущие к качественному преобразованию.

2) эволюция - постепенные, плавные преобразования, носящие пре­имущественно количественный характер.

1.17. Многовариантность развития общества

Общество - настолько сложное и многостороннее явление, что не­возможно однозначно описать и предсказать его развитие. Однако в обществознании сложились несколько типов классификации развития обществ.

I. Классификация общества по основному фактору производства.

1. Традиционное (аграрное, доиндустриальное) общество. Основ­ной фактор производства - земля. Основной продукт производится в сельском хозяйстве, доминируют экстенсивные технологии, широ­ко распространено внеэкономическое принуждение, неразвитость тех­нологии. Социальная структура неизменная, социальная мобильность практически отсутствует. Религиозное сознание определяет все сферы жизни общества.

2. Индустриальное (промышленное) общество. Основной фактор производства - капитал. Переход от ручного труда к машинному, от традиционного общества к индустриальному - промышленная револю­ция. Доминирует массовое промышленное производство. Развиваются науки и технологии, и они совершенствуют промышленность. Меняется социальная структура и появляется возможность изменения социально­го статуса. Религия отходит на второй план, происходит индивидуали­зация сознания, и утверждается прагматизм и утилитаризм.

3. Постиндустриальное (информационное) общество. Основной фактор производства - знания, информация. Доминирует сфера услуг и мелкосерийное производство. Экономический рост определяется ро­стом потребления («общество потребления»). Высокая социальная мобильность, определяющим в социальной структуре является средний класс. Политический плюрализм, демократические ценности и значи­мость человеческой личности. Значимость духовных ценностей.

При решении этого вопроса необходимо исходить из того, что противоречие есть источником всякого развития. Следует заметить, что в решении вопроса об источнике общественного прогресса среди исследователей этой проблемы единства нет, хотя большинство из них исходит из того, что указанный источник следует искать в противоречиях. Вместе с тем, в вопросе о том, какое противоречие следует считать источником общественного прогресса, существуют разные взгляды.

Наиболее распространенной является мысль, что источник общественного прогресса возникает из противоречия между производительными силами и производственными отношениями. При этом подчеркивается, что процесс решения и воспроизведения этого противоречия находит свое проявление в законе соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Это противоречие рассматривается как основное противоречие, которое присуще всем общественно-экономическим формациям.

Распространен также взгляд, в соответствии с которым основным противоречием общественного развития есть противоречие между неуклонно возрастающими материальными и культурными потребностями человека, с одной стороны, и достигнутым уровнем производства – с другой.

Исследуя противоречие как источник общественного прогресса и всякого развития вообще, важно учитывать утверждение В.И. Ленина о том, что “в собственном понимании диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов...”. Это означает, что главное внимание следует обращать, прежде всего, на выявление противоречия, которое оно имеет в себе самом.

Применяя указанное положение к анализу источника общественного прогресса, можно сделать вывод: если общественный прогресс есть по своей сути процессом становления и развития сущности человека, то источник следует искать именно в противоречиях человеческой сущности, которая проявляется в диалектике потребностей и деятельности. При этом потребности составляют определенную систему, которой отвечает и определенная система видов деятельности. Так, сущность первого порядка реализуется в диалектике непосредственных жизненных потребностей человека и в разнообразной деятельности по их удовлетворению и воспроизведению. Сущность второго порядка – в диалектике потребностей в производстве орудий работы и трудовой деятельности. Сущность третьего порядка – в диалектике потребностей в системе общественных отношений и деятельности по их воспроизведению. Сущность четвертого порядка – в диалектике потребностей в целях и деятельности по их реализации, воспроизведению и рождению новых. Сущность пятого порядка – в диалектике потребности в свободе и творческой деятельности по ее реализации и воспроизведению.

Если рассматривать сущность человека как целостную систему, которая включает в себя все указанные равные сущности, то можно сказать, что она (сущность) обнаруживается в диалектике потребностей и деятельности и реализуется как разногласие между потребностями и возможностями их удовлетворения, обусловленными уровнем развития производственных сил, характером общественных отношений (прежде всего производственных), масштабностью и направленностью целей, а также мерой осознания человеком сущности мира своего бытия и собственной сущности, которые воплощены в равные свободы, а также характером, содержанием и направленностью деятельности. Беспрерывное решение и воспроизведение этого разногласия является сущностью общественного прогресса, который возникает как процесс становления и развития человеческой сущности.

Раскрытие вопроса об источнике прогресса обусловливает необходимость анализа проблемы системы противоречий в границах сущности человека. Речь идет о противоречиях выявления взаимосвязей, между которыми разрешено рассматривать процесс исторического развития общества как процесс его самодвижения. Кроме того, раскрытие источника общественного прогресса как процесса становления и развития сущности человека делает необходимым выяснение основного противоречия общественного прогресса. Последнее важно и с той точки зрения, что в литературе, посвященной исследованию общественного прогресса, его основное противоречие и источник развития отождествляются.

На самом деле понятие источника общественного прогресса более широко по объему, чем понятие основного противоречия. Источник общественного прогресса составляет систему взаимосвязанных противоречий разных уровней (порядков) сущности человека. Основное же противоречие – это противоречие той стороны сущности человека, которая является определяющей в его жизнедеятельности в формировании сущности человека как системы, целостности.

Таким образом, основное противоречие общественного прогресса в целом есть противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения, обусловленными достигнутым уровнем производства. Здесь следует отметить, что речь идет не только о непосредственных жизненных потребностях человека как живого существа (пища, одежда, жилье), но и о потребностях в орудиях труда, удовлетворение которых есть необходимым условием удовлетворения исходных жизненных потребностей, их воспроизведением и рождением новых.

Основное противоречие общественного прогресса не противопоставляется источнику общественного развития, а является определяющим относительно него. Итак, решение и воспроизведение основного противоречия осуществляется не само по себе, не изолированно от других, а во взаимодействии и под влиянием всей системы противоречий, которые характеризуют разные уровни (порядки) сущности человека.

Следует подчеркнуть, что сама потребность возникает как противоречие. Поскольку человек есть сложная открытая система, которая может существовать, функционировать и развиваться только в непосредственном взаимодействии с условиями существования, то потребность как выражение противоречия между необходимостью существования системы и ограниченностью ее обеспечения приобретает качество внутреннего импульса жизнедеятельности. Решение этого противоречия становится возможным только во взаимодействии человека (благодаря деятельности) с окружающей действительностью.

Удовлетворение потребностей в процессе деятельности ведет к возникновению новых потребностей, которые выражают (составляют) более высокий уровень развития человека. В свою очередь, новая потребность для своей реализации обусловливает необходимость в более совершенной деятельности, т.е. и основное противоречие, и источник общественного прогресса в целом реализуются в беспрерывном решении и воспроизведении себя в пределах сущности человека.

Этот процесс проявляется как взаимодействие закона повышения потребностей и закона развития деятельности, взаимодействия, в котором потребность как импульс жизнедеятельности предопределяет необходимость деятельности. Последний выступает здесь, с одной стороны, как результат наличия и проявления потребности, с другой – как средство его удовлетворения и предпосылка рождения новой, более масштабной потребности. Новая потребность, возникнув как результат деятельности, становится предпосылкой развития деятельности, необходимой для своего решения. Итак, в наиболее общей форме источник общественного прогресса отображается в диалектике потребностей и деятельности.

Однако этого общетеоретического уровня характеристики общественного прогресса и его источника как процесса становления и развития человеческой сущности недостаточно для анализа конкретного хода истории. Ведь в действительности сущность проявляется во взаимодействии с внешними явлениями, которые обусловливают неадекватность ее проявления.

Следует подчеркнуть, что в отличие от природы, где противоречие как источник развития является вместе с тем и его движущей силой, в обществе проблема источника развития и движущих сил приобретает более сложный характер. Это поясняется тем, что в обществе объективные законы его развития реализуются через целенаправленную деятельность людей, заинтересованных в обеспечении необходимых условий удовлетворения своих потребностей, своего существования, функционирования и развития. Интересы людей, групп, классов (социальных субъектов)далеко не всегда совпадают с направлением действия объективных законов. Эта деятельность людей может или оказывать содействие поступательному развитию общества, или тормозить его. Поэтому под движущими силами общественного прогресса следует понимать те социальные силы, благодаря деятельности и взаимодействию которых осуществляется решение и воспроизведение противоречий, которые представляют собой источник развития общества.

В зависимости от особенностей проявления и способа решения противоречий общественного прогресса, прежде всего антагонистических и неантагонистических, в истории общества выделяют два основных типа общественного прогресса: антагонистический и неантагонистический, хотя границы между ними бывают условными. Общим для этих типов общественного прогресса является то, что развитие общества, его поступательное восхождение от низших к высшим, более совершенным формам общественной организации начинается из производства и усовершенствования орудий труда в их взаимосвязи с удовлетворением и воспроизведением потребностей. Усовершенствование же орудий труда предопределяет необходимость развития и усовершенствования самого человека как главной продуктивной силы. Поэтому, как указывали К. Маркс и Ф. Энгельс, что уже с самого начала обнаруживается материальная связь людей между собой, связь, которая предопределяется потребностями и способом производства и есть такой же старой, как сами люди, связь, которая набирает все новых форм, а значит, представляет собой “историю”. Развитие производства предопределяет формирование и развитие производственных отношений, всей системы общественных отношений, которые, возникнув как результат производства, превращаются в его необходимую предпосылку.

Важной особенностью первого типа общественного прогресса было то, что в условиях первоначального общества субъектом социальной деятельности выступала община. Потребности общины, процесс их удовлетворения и воспроизведения опосредствовали удовлетворение потребностей каждого индивида. Племенная община была первой предпосылкой присвоения людьми объективных условий как их жизни, так и той деятельности, с помощью которой эта жизнь воссоздается и приобретает предметные формы (деятельность как пастуха, охотника, земледельца и т.д.).

На этом этапе истории община выступает как первая большая производительная сила. Осуществляя процесс производства, она обеспечивала свое существование и существование каждого индивида, т.е. основное противоречие общественного прогресса (между потребностями и достигнутым уровнем производства) в первоначальном обществе находилось в производительных силах, в содержании способа производства. Низкий уровень развития самого человека и орудий работы предопределяли необходимость совместного труда, непосредственную связь производителя с орудиями работы, общинную собственность на средства производства, равнозначное место членов общины в системе производства, распределение в интересах всей общины.

Рассмотренная система была той социальной формой, на основе и в границах которой решалось и воссоздавалось основное противоречие. Движущей силой общественного прогресса здесь были объединенные действия членов общины, которые обеспечивали необходимые условия для ее существования и развития. Незрелому развитию производственных сил и системы общественных отношений отвечали низкий уровень свободы и творчества. Источник общественного прогресса в рамках его первого типа, возникал как противоречие между потребностями общины и возможностями их удовлетворения, обусловленными уровнем развития производительных сил, характером общественных отношений, масштабностью целей, а также уровнем свободы и творчества.

С усовершенствованием орудий труда, развитием человека и его потребностей возрастала и производительность труда, которая обусловила распределение и специализацию труда внутри общины. Вследствие этого общественная собственность на средства производства уступает место частной собственности, равенство мест индивидов в системе производства – социальному неравенству.

С разделением общества на классы возникает новый тип общественного прогресса, который включает в себя рабовладельческую, феодальную и капиталистическую формации. Главной производственной силой в этом обществе становятся угнетенные трудящиеся массы, которые, не имея собственности на средства производства, не могли пользоваться созданными ими благами, удовлетворять свои потребности. Для обеспечения своего существования угнетенные массы были вынуждены вести борьбу против эксплуататоров и господствующих производственных отношений. Необходимость этой борьбы определялась также тем, что с разделением общества на классы интерес господствующего класса стал движущим фактором производства в целом. Господствующие классы, обеспечивая удовлетворение своих потребностей и интересов, развивали в соответствии с ними и производство, которое в значительной мере осуществлялось за счет эксплуатации угнетенных. Человек рассматривался прежде всего как средство осуществления общественного прогресса.

Таким образом, новый тип общественного прогресса характеризовался тем, что с разделением общества на классы основное противоречие его перемещалось из сферы производительных сил в сферу взаимосвязей между производительными силами и производственными отношениями. Итак, борьба передовых классов против отживших производственных отношений, реакционных социально-политических порядков есть решающей силой восходящего исторического развития.

В условиях капитализма противоречие между производительными силами и производственными отношениями приобретает всё более острый характер. Общественный характер производства, суть которого состоит в том, что разные области производства переплетаются в единый производственный процесс, обусловливает потребность в планомерной организации производства, управлении всем этим процессом, а также в установлении распределения в интересах тех, кто осуществляет производство. На этапе становления капитализма и развития его как общественно-экономической формации, противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения находила свое выражение в обострении противоречий между рабочим классом и буржуазией.

На современном этапе общественного развития капитализм, осуществив научно-техническую революцию и приспособив свои производственные отношения к имеющемуся уровню развития производительных сил, пошел классическим путем экономического либерализма. Тем самым это общество обнаружило значительные потенциальные возможности для прогрессивного развития. Особое значение приобрели интеграционные процессы, которые охватили практически все стороны социальной жизни. В этих условиях значительно усилилось влияние на развитие общества потребностей, от решения которых зависит не только его прогресс, но и само существование человечества. Указанные обстоятельства обусловили возникновение ситуации, в которой общечеловеческое приобретает приоритетное значение. Итак, на первый план выходят вопросы, связанные с общественным прогрессом и глобальными проблемами современности.

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Волго-Вятская Академия государственной службы»

Филиал ГОУ ВПО Волго-Вятская Академия государственной службы

в г. Чебоксары Чувашской республики

Кафедра естественнонаучных и гуманитарных дисциплин

РЕФЕРАТ

Общественный прогресс и его критерии в свете современного социального опыта

Специальность : Финансы и кредит

Специализация : Государственные и

муниципальные финансы

Выполнил :

студент очной формы обучения

группы 09-Ф-11 Шестаков И.А

Проверила :

к.с.н. Семедова – Полупан Н.Г

Чебоксары

1) Введение………………………………………………………………..3-4

2) Общественный прогресс……………………………………………....5-7

3) Философский взгляд на развитие общества………………………....8-9

4) Противоречивость общественного прогресса……………………..10-11

5) Критерии Общественного прогресса……………………………....12-17

6) Заключение…………………………………………………………..18-19

7) Список использованной литературы………………………………….20

Введение

Идея общественного прогресса является порождением Нового времени. Имеется в виду, что именно в это время укоренилось в сознании людей и стало формировать их мировоззрение представление о поступательном, восходящем развитии общества. В античности подобного представления не было. Античное мировоззрение, как известно, носило космоцентрический характер. А это значит, что человек античности был координирован по отношению к природе, космосу. Эллинская философия как бы вписывала человека в космос, а космос в представлении античных мыслителей являл собой нечто пребывающее, вечное и прекрасное в своей упорядоченности. И человек должен был найти свое место в этом вечном космосе, а не в истории. Для античного мироощущения характерно было также представление о вечном круговороте - таком движении, при котором нечто, созидаясь и разрушаясь, неизменно возвращается к самому себе. Идея вечного возвращения глубоко укоренена в античной философии, ее находим у Гераклита, Эмпедокла, стоиков. Вообще движение по кругу рассматривалось в античности как идеально правильное, совершенное. Оно представлялось совершенным античным мыслителям потому, что не имеет начала и конца и происходит в одном и том же месте, являя собой как бы неподвижность и вечность.

Идея общественного прогресса утверждается в эпоху Просвещения. Эта эпоха поднимает на щит разум, знание, науку, свободу человека и под этим углом зрения оценивает историю, противопоставляя себя предшествующим эпохам, где, на взгляд просветителей, преобладали невежество и деспотизм. Просветители определенным образом понимали современную им эпоху (как эпоху «просвещения»), ее роль и значение для человека, и сквозь призму так понятой современности они рассматривали прошлое человечества. Противопоставление современности, трактуемой как наступление эры разума, прошлому человечества, заключало в себе, конечно, разрыв между настоящим и прошлым, но как только делалась попытка восстановить между ними историческую связь по основанию разума и знания, то сразу возникала идея о восходящем движении в истории, о прогрессе. Развитие и распространение знания рассматривалось при этом как постепенный и накопительный процесс. Неоспоримой моделью для такой реконструкции исторического процесса служило просветителям накопление научного знания, происходившее в Новое время. Моделью служило им также умственное становление и развитие отдельного человека, индивида: будучи перенесено на человечество в целом, оно давало исторический прогресс человеческого разума. Так, Кондорсе в своем « Эскизе исторической картины прогресса человеческого разума » говорит, что «этот прогресс подчинен тем же общим законам, которые наблюдаются в развитии наших индивидуальных способностей…».

Идея общественного прогресса есть идея истории, точнее - всемирной истории человечества. Эта идея призвана связать историю воедино, сообщить ей направленность и смысл. Но многие мыслители Просвещения обосновывая идею прогресса, стремились к тому, чтобы рассматривать его в качестве естественного закона, стирая в той или иной мере грань между обществом и природой. Натуралистическая трактовка прогресса была у них способом сообщить прогрессу объективный характер.

Общественный прогресс

Прогресс (от лат. progressus - движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII в., а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций. Кстати, оба творца первоначальных концепций общественного прогресса - Тюрго и Кондорсе - были активными общественными деятелями предреволюционной и революционной Франции. И это вполне объяснимо: идея общественного прогресса, признание того факта, что человечество в целом, в главном идет в своем движении вперед, есть выражение исторического оптимизма, свойственного передовым социальным силам.
Три характерных черты отличали первоначальные прогрессистские концепции.

Во-первых, это идеализм, т. е. попытка отыскать причины поступательного развития истории в духовном начале - в бесконечной способности совершенствования человеческого интеллекта (те же Тюрго и Кондорсе) или в спонтанном саморазвитии абсолютного духа (Гегель). Соответственно этому критерий прогресса тоже усматривали в явлениях духовного порядка, в уровне развития той или иной формы общественного сознания: науки, нравственности, права, религии. Между прочим, прогресс был подмечен, прежде всего, в сфере научного познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт), а затем уже соответствующая идея была распространена на социальные отношения в целом.

Во-вторых, существенным недостатком многих ранних концепций социального прогресса являлось недиалектическое рассмотрение общественной жизни. В таких случаях общественный прогресс понимается как плавное эволюционное развитие, без революционных скачков, без попятных движений, как непрерывное восхождение по прямой линии (О. Конт, Г. Спенсер).

В-третьих, восходящее развитие по форме ограничивалось достижением какого-нибудь одного облюбованного общественного строя. Весьма отчетливо этот отказ от идеи неограниченного прогресса сказался в утверждениях Гегеля. Вершиной и завершением мирового прогресса им провозглашался христианско-германский мир, утверждающий свободу и равенство в их традиционном истолковании.

Эти недостатки в значительной степени были преодолены в марксистском понимании сущности общественного прогресса, включающем в себя признание его противоречивости и, в частности, того момента, что одно и то же явление и даже ступень исторического развития в целом могут быть одновременно прогрессивными в одном отношении и регрессивными, реакционными в другом. Именно таков, как мы видели, один из возможных вариантов воздействия государства на развитие экономики.

Следовательно, говоря о поступательном развитии человечества, мы имеем в виду главное, магистральное направление исторического процесса в целом, его результирующую применительно к основным ступеням развития. Первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм, эпоха социализированных общественных отношений в формационном срезе истории; первобытная доцивилизационность, земледельческая, индустриальная и информационно-компьютерная волны в ее цивилизационном срезе выступают основными «блоками» исторического прогресса, хотя по каким-то своим конкретным параметрам последующая формация и ступень цивилизации могут уступать предыдущим. Так, в ряде областей духовной культуры феодальное общество уступало рабовладельческому, что послужило основанием для просветителей XVIII в. смотреть на Средние века как на простой «перерыв» в ходе истории, не обращая внимания на большие успехи, сделанные в течение Средних веков: расширение культурной области Европы, образование там в соседстве друг с другом великих жизнеспособных наций, наконец, огромные технические успехи XIV- XV вв. и создание предпосылок для возникновения экспериментального естествознания.

Если попытаться в общем виде определить причины общественного прогресса, то ими будут потребности человека, являющиеся порождением и выражением его природы как живого и не в меньшей степени как социального существа. Как уже отмечалось в главе второй, эти потребности многообразны по своей природе, характеру, продолжительности действия, но в любом случае они определяют мотивы деятельности человека. В повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей сознательной целью обеспечить общественный прогресс, а сам общественный прогресс отнюдь не является какой-то изначально заложенной в ход истории идеей («программой»), осуществление которой составляет ее сокровенный смысл. В процессе реальной жизни люди движимы потребностями, порождаемыми их биологической и социальной природой; а в ходе реализации своих жизненных потребностей люди изменяют условия своего существования и самих себя, ибо каждая удовлетворенная потребность порождает новую, ее же удовлетворение, в свою очередь, требует новых действий, следствием которых и является развитие общества.

Как вам известно, общество находится в непрерывном движе­нии. Мыслители давно задумались над вопросами: в каком на­правлении оно движется? Можно ли это движение уподобить, например, циклическим изменениям в природе: вслед за летом наступает осень, затем зима, весна и снова лето? И так тысячи и тысячи лет. Или, может быть, жизнь общества подобна жизни живого существа: появившийся на свет организм взрослеет, ста­новится зрелым, затем стареет и умирает? Зависит ли направле­ние развития общества от сознательной деятельности людей?

Философский взгляд на развитие общества

По какому пути идет общество: по пути прогресса или рег­ресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит пред­ставление людей о будущем: несет ли оно лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего?

Древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.) писал о пяти стадиях в жизни человечества. Первой стадией был «зо­лотой век», когда люди жили легко и беспечно, второй - «сереб­ряный век», когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в «железном веке», когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость. Веро­ятно, вам нетрудно определить, каким видел Гесиод путь челове­чества: прогрессивным или регрессивным?

В отличие от Гесиода древние философы Платон и Аристо­тель рассматривали историю как циклический круговорот, по­вторяющий одни и те же стадии.

С достижениями науки, ремесел, искусств, оживлением обще­ственной жизни в эпоху Возрождения связано развитие идеи ис­торического прогресса. Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Анн Робер Тюрго (1727-1781). Его современник французский философ-просвети­тель Жак Антуан Кондорсе (1743-1794) писал, что история представляет картину беспрерывных изменений, картину про­гресса человеческого разума. Наблюдение этой исторической картины показывает в видоизменениях человеческого рода, в беспрерывном его обновлении, в бесконечности веков путь, по которому он следовал, шаги, которые он сделал, стремясь к ис­тине или счастью. Наблюдения над тем, чем человек был, и надтем, чем он стал в настоящее время, помогут нам, писал Кондорсе, найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на кото­рые его природа позволяет ему надеяться.

Итак, Кондорсе видит исторический процесс как путь соци­ального прогресса, в центре которого - восходящее развитие че­ловеческого разума. Гегель считал прогресс не только принци­пом разума, но и принципом мировых событий. Эту веру в про­гресс воспринял и К.Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека.

XIX и XX вв. ознаменовались бурными событиями, которые дали новую «информацию к размышлению» о прогрессе и рег­рессе в жизни общества. В XX в. появились социологические тео­рии, которые отказались от оптимистического взгляда на разви­тие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистиче­ские идеи «конца истории», глобальных экологических, энергети­ческих и ядерных катастроф. Одну из точек зрения по вопросу о прогрессе выдвинул философ и социолог Карл Поппер , который писал: «Если мы думаем, что история про­грессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы со­вершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история име­ет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать - значит двигаться к некой цели, ко­торая существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно. Прогрессировать можем только мы, че­ловеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс. Мы достигнем в этом боль­ших успехов, если глубже осознаем тот факт, что прогресс зави­сит от нас, от нашей бдительности, от наших усилий, от ясности нашей концепции относительно наших целей и реалистического выбора таких целей».

Противоречивость общественного прогресса

Любой человек, хотя бы немного знакомый с историей, легко обнаружит в ней факты, свидетельствующие о ее поступательном прогрессивном развитии, о ее движении от низшего к высшему. «Homo sapiens» (человек разумный) как биологический вид стоит выше на лестнице эволюции, чем его предшественники - питекантропы, неандертальцы. Очевидным является прогресс техники: от каменных орудий к железным, от простых ручных орудий к машинам, колоссально увеличивающим производительность человеческого труда, от использования мускульной силы человека и животных к паровым двигателям, электрическим генераторам, атомной энергетике, от примитивных средств перевозки к автомобилям, самолетам, космическим кораблям. Прогресс техники всегда был связан с развитием знаний, а последние 400 лет - с прогрессом в первую очередь научного знания. Казалось бы, прогресс в истории очевиден. Но это отнюдь не общепризнано. Во всяком случае, имеются теории, либо отрицающие прогресс, либо сопровождающие его признание такими оговорками, что понятие прогресса теряет всякое объективное содержание, предстает как релятивистское, зависящее от позиции того или иного субъекта, от того, с какой системой ценностей он подходит к истории.

И надо сказать, что отрицание или релятивизация прогресса не являются совершенно беспочвенными. Прогресс техники, лежащий в основе роста производительности труда, приводит во многих случаях к разрушению природы и подрыву естественных основ существования общества. Наука используется для создания не только более совершенных производительных сил, но и все возрастающих по своей мощности разрушительных сил. Компьютеризация, широкое использование информационной техники в различных видах деятельности безгранично расширяют творческие возможности человека и в то же время таят для него массу опасностей, начиная с появления разного рода новых болезней (например, уже известно, что длительная непрерывная работа с компьютерными дисплеями отрицательно сказывается на зрении, особенно у детей) и заканчивая возможными ситуациями тотального контроля над личной жизнью.

Развитие цивилизации принесло с собой явное смягчение нравов, утверждение (во всяком случае, в сознании людей) идеалов гуманизма. Но в XX веке произошли две самые кровопролитные войны в истории человечества; Европу залила черная волна фашизма, объявившего во всеуслышание, что вполне правомерно порабощение и даже уничтожение людей, третируемых в качестве представителей «низших рас». В XX столетии мир время от времени потрясают вспышки терроризма со стороны правых и левых экстремистов, для которых человеческая жизнь - разменная карта в их политических играх. Широкое распространение наркомании, алкоголизма, преступности - организованной и неорганизованной - разве все это является свидетельством прогресса человечества? И разве все чудеса техники и достижение относительного материального благополучия в экономически развитых странах сделали их жителей во всех отношениях более счастливыми?

Кроме того, в своих действиях и оценках люди руководствуются интересами, и то, что одни люди или социальные группы считают прогрессом, другие нередко оценивают с противоположных позиций. Однако дает ли это основание сказать, что понятие прогресса целиком зависит от оценок субъекта, что в нем нет ничего объективного? Думаю что, это риторический вопрос.

Критерии общественного прогресса.

В обширной литературе, посвященной общественному прогрессу, в настоящее время нет единого ответа на главный вопрос: каков общий социологический критерий общественного прогресса?

Относительно небольшое число авторов утверждают, что сама постановка вопроса о едином критерии общественного прогресса бессмысленна, поскольку человеческое общество - сложный организм, развитие которого осуществляется по разным линиям, что и делает невозможным формулировку единого критерия. Большинство же авторов считают возможным сформулировать единый общесоциологический критерий общественного прогресса. Однако уже при самой формулировке такого критерия налицо существенные расхождения.

Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума. Со­циалисты-утописты выдвигали нравственныйкритерий прогрес­са. Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая бы привела к осуществле­нию нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья. Современник социалистов-утопистов немец­кий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854) писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование челове­чества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие - о прогрессе науки итехники, который, как писал Шел­линг, с исторической точки зрения является скорее регрессом, и предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовомуустройству. Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадле­жит Г. Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступа­тельное развитие общества.

Как видим, вопрос о критерии прогресса занимал великие умы нового времени, но решения не нашел. Недостатком всех по­пыток одолеть эту задачу было то, что во всех случаях в качест­ве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторо­на, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы - все это показатели очень важные, но не универсальные, не охва­тывающие жизнь человека и общества в целом.

Господствовавшая идея беспредельного прогресса с неизбежностью подводила к, казалось бы, единственно возможному решению вопроса; главным, если не единственным, критерием общественного прогресса может быть только развитие материального производства, которое, в конечном счете, предопределяет изменение всех других сторон и сфер жизни общества. Среди марксистов на этом выводе не раз настаивал В. И. Ленин, который еще в 1908 г. призывал рассматривать интересы развития производительных сил в качестве высшего критерия прогресса. После Октября Ленин возвращается к этому определению и подчеркивает, что состояние производительных сил - основной критерий всего общественного развития, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация побеждала окончательно предыдущую благодаря именно тому, что открывала больший простор для развития производительных сил, достигала более высокой производительности общественного труда.

Серьезным аргументом в пользу данной позиции является то, что сама история человечества начинается с изготовления орудий труда и существует благодаря преемственности в развитие производственных сил.

Примечательно, что вывод о состоянии и уровне развития производительных сил как генеральном критерии прогресса разделялся и оппонентами марксизма - техницистами, с одной стороны, и сциентистами, с другой. Возникает законный вопрос: как могли сойтись в одной точке концепция марксизма (т. е. материализма) и сциентизма (т. е. идеализма)? Логика этого схождения такова. Сциентист обнаруживает общественный прогресс, прежде всего, в развитии научного знания, но ведь научное знание обретает высший смысл только тогда, когда оно реализуется в практике, и, прежде всего в материальном производстве.

В процессе еще только уходящего в прошлое идеологического противостояния двух систем техницисты использовали тезис о производительных силах как генеральном критерии общественного прогресса для доказательства превосходства Запада, шедшего и идущего по этому показателю впереди.Недостатком этого критерия является то, что оценка производственных сил предполагает учет их количества, характера, достигнутого уровня развития и связанной с ним производительности труда, способности к росту, что весьма важно при сопоставлении различных стран и ступеней исторического развития. Например, количество производственных сил в современной Индии больше, чем в Южной Кореи, а их качество ниже. Если в качестве критерия прогресса брать развитие производственных сил; оценка их в динамике, то это предполагает сопоставление уже не с точки зрения большей или меньшей развитости производственных сил, а с точки зрения хода, быстроты их развития. Но в таком случае возникает вопрос, какой период должен браться для сопоставления.

Некоторые философы считают, что все трудности будут преодолены, если взять в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса способ производства материальных благ. Веским аргументом в пользу такой позиции является то, что фундаментом общественного прогресса является развитие способа производства в целом, что при учете состояния и роста производственных сил, а также характера производственных отношений можно гораздо полнее показать прогрессивный характер одной формации по отношению к другой.

Отнюдь не отрицая того, что переход от одного способа производства к другому, более прогрессивному, лежит в основе прогресса в целом ряде других областей, оппоненты рассматриваемой точки зрения почти всегда отмечают, что при этом остается не решенным главный вопрос: как определить саму прогрессивность этого нового способа производства.

Справедливо считая, что человеческое общество - это, прежде всего, развивающееся сообщество людей, другая группа философов выдвигает в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса развития самого человека. Бесспорно то, что ход человеческой истории действительно свидетельствует о развитии людей, составляющих человеческое общество, их общественных и индивидуальных сил, способностей, задатков. Достоинство такого подхода то, что он позволяет измерять общественный прогресс поступательным развитием самих субъектов исторического творчества – людей.

Наиболее важным, критерием прогресса выступает уровень гуманизма общества, т.е. положение в нем личности: степень ее экономического, политического и социального освобождения; уровень удовлетворения ее материальных и духовных потребностей; состояние ее психофизического и социального здоровья. Согласно этой точке зрения, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоя­нии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы.Свободное развитие человека в сво­бодном обществе означает также раскрытиеего подлинно чело­веческих качеств - интеллектуальных, творческих, нравствен­ных. Развитие человече­ских качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удов­летворяются разнообразные потребности человека в пище, одеж­де, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнооб­разные виды экономической и политической, духовной и матери­альной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуаль­ных, присущих каждому отдельному человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможно­стей для развития в человеке человеческого: разума, нравствен­ности, творческих сил.

Заметим, кстати, что внутри этого сложного по своей структуре индикатора можно и нужно выделить один, по сути дела объединяющий в себе все остальные. Таковым, на мой взгляд, является средняя продолжительность жизни. И если она в данной стране на 10-12 лет меньше, чем в группе развитых стран, да к тому же обнаруживает тенденцию к дальнейшему уменьшению, соответственно должен решаться вопрос и о степени прогрессивности этой страны. Ибо, как сказал один из известных поэтов, «все прогрессы реакционны, если рушится человек».

Уровень гуманизма общества как интегративный (т.е. пропускающий через себя и впитывающий в себя изменения буквально во всех сферах жизни общества) критерий вбирает в себя рассмотренные выше критерии. Каждая последующая формационная и цивилизационная ступень является более прогрессивной и в плане личностном - она расширяет круг прав и свобод личности, влечет за собой развитие его потребностей и совершенствование его способностей. Достаточно сравнить в этом отношении статус раба и крепостного, крепостного и наемного рабочего при капитализме. На первых порах может показаться, что особняком стоит в этом отношении рабовладельческая формация, знаменовавшая собой начало эры эксплуатации человека человеком. Но, как разъяснял Ф. Энгельс, даже для раба, не говоря уже о свободных, рабовладение было прогрессом в плане личностном: если раньше пленного убивали или съедали, то теперь его оставляли жить.

Итак, содержанием общественного прогресса было, есть и будет «очеловечение человека», достигаемое путем противоречивого развития его естественных и общественных сил, т. е. производительных сил и всей гаммы общественных отношений. Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: про­грессивно то, что способствует возвышению гуманизма. Раздумья мировой общественности о «пределах роста» значительно актуализировали проблему критериев общественного прогресса. Действительно, если в окружающем нас социальном мире не все так просто, как казалось и кажется прогрессистам, то по каким наиболее существенным признакам можно судить о поступательности общественного развития в целом, о прогрессивности, консервативности или реакционности тех или иных явлений?

Отметим сразу, что вопрос «как измерять» общественный прогресс никогда не получал однозначного ответа в философско-социологической литературе. Такая ситуация во многом объясняется сложностью общества как субъекта и объекта прогресса, его многоплановостью и многокачественностью. Отсюда поиски своего, локального критерия для каждой сферы общественной жизни. Но в то же время общество есть целостный организм и как таковому ему должен соответствовать основной критерий социального прогресса. Люди, как замечал Г. В. Плеханов, делают не несколько историй, а одну историю своих собственных отношений. Наше мышление способно и должно отразить эту единую историческую практику в ее целостности.

Заключение

1) Общество пред­ставляет собой сложный организм, в котором функционируют разные «органы» (предприятия, объединения людей, государст­венные учреждения и др.), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т. п.), раз­вертывается разнообразная деятельность людей. Все эти части одного общественного организма, все эти процессы, различные виды деятельности находятся во взаимной связи и вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Более того, отдельные про­цессы, изменения, происходящие в разных областях жизни обще­ства, могут быть разнонаправленными, т. е. прогресс в одной об­ласти может сопровождаться регрессом в другой. Таким образом, невозможно найти какой либо общий критерий по которому можно было бы судить о прогрессе того или иного общества. Как и многие процессы в нашей жизни, общественный прогресс опираясь на различные критерии можно охарактеризовать по-разному. Поэтому общего критерия, как я считаю, просто не существует.

2) Несмотря на противоречивость и неясность многих по­ложений социально-политической концепции Аристотеля, предложенные им подходы к анализу государства, метод политической науки и ее лексикон (включая историю во­проса, постановку проблемы, аргументы «за» к «против» и т. д.), выделение того, что является предметом политичес­кого размышления и рассуждения, оказывают и сегодня до­статочно заметное влияние на политические исследования. Ссылка на Аристотеля все еще является достаточно весомым научным аргументом, подтверждающим истинность выводов о политических процессах и явлениях. Понятие прогресса, как выше сказано, опирается на какую либо ценность или совокупность ценностей. Но понятие прогресса настолько прочно вошло в современное массовое сознание, что мы сталкиваемся с ситуацией, когда само представление о прогрессе - прогрессе как таковом - выступает в роли ценности. Прогресс, таким образом, сам по себе, безотносительно к каким-либо ценностям пытается наполнить смыслом жизнь и историю, и от его имени выносятся вердикты. Прогресс, может мыслиться либо как стремление к какой-то цели, либо как беспредельное движение и развертывание. Очевидно, что прогресс без основания в какой-либо иной ценности, которая бы служила ему целью, возможен лишь как бесконечное восхождение. Его парадоксальность состоит в том, что движение без цели, движение в никуда, вообще говоря, бессмысленно.

Список использованной литературы

1. Философия: Учебное пособие / Губин В.Д.; Сидорина Т.Ю.- М. 2005г.

2. Философия: Учебник для студ. вузов / П.В.Алексеев; А.В.Панин. – 3-е изд.-М.:Проспект, 2004 – 608с.

3. Философия: Хрестоматия / К.Х.Делокаров; С.Б.Роцинский. – М.:РАГС, 2006.-768с.

4. Философия: Учебное пособие / В.П.Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.- 576с.

5. Политическая социология: Учебное пособие / Ю.С.Борцов; Ю.Г.Волков. – Ростов-на-Дону: Феникс,2001.

6. Социальная философия: Учебник. / Под ред. И. А. Гобозова. М.: издатель Савин, 2003.

7. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. 2-ое изд., перераб. и доп. М: Республика, 2002.