Идеализация как метод перехода от объектов эмпирического познания к объектам научно-теоретического познания. Идеализация

Идеализация - процесс мысленного конструирования пред­ставлений и понятий об объектах, не существующих и не могущих существовать в действительности, но сохраняющих некоторые чер­ты реальных объектов. В процессе идеализации мы, с одной стороны, отвле­каемся от многих свойств реальных объектов и сохраняем лишь те из них, которые нас в данном случае интересуют, с другой - вводим в содержание образуемых понятий такие признаки, кото­рые в принципе не могут принадлежать реальным объектам. В ре­зультате идеализации возникают идеальные, или идеализирован­ные, объекты, напр., «материальная точка», «прямая линия», «идеальный газ», «абсолютно черное тело», «инерция» и т. п.

Идеализация и абстракция. Идеализация является видом абстракции, выступающей специфической формой познания, которая предполагает мыс­ленную реконструкцию предмета посредством отвлечения от некоторых его свойств или пополнения их. Будучи обобщен­ными образами, абстракции выполняются на системе моде­лей. Если таких систем нет, абстракции семантически пусты. Непустые, содержательные абстракции подразделяются на две группы. Одни выполняются на материальных моделях, их именуют материальными. Другие реализуются на моделях идеальных, их называют идеальными. Последние фиксиру­ют непосредственно не существующие в действительности, но имеющие в ней некие аналоги предметные признаки. Дан­ный этап абстракций, собственно, образует множество идеа­лизации; они вводят в мысль идеальные элементы, через творческие определения наделяют их ментальным существо­ванием.

Пример построения идеализированного объекта. Рассмотрим следующую группу предметов: арбуз, воздушный шар, футбольный мяч, глобус и шарикопод­шипник. По какому признаку мы можем объединить их в один класс вещей? У всех у них разная масса, цвет, химический состав, функциональное назначение. Единственное, что их может объединить, так это то, что они сходны по «форме». Очевидно, что все они «шарооб­разны». Нашу интуитивную убежденность в сходстве этих вещей по форме, которую мы черпаем из показа­ний наших органов чувств, мы можем перевести на язык рационального рассуждения. Мы скажем: указан­ный класс вещей имеет форму шара. Исследованием геометрических форм и их соот­ношений занимается специальная наука геометрия. Как же геометрия выделяет объекты своего исследо­вания и каково соотношение этих теоретических объек­тов с их эмпирическими прообразами? Вопрос этот занимает философскую мысль со времен Платона и Аристотеля. Чем отличается объект геометрии - точка, прямая, плоскость, круг, шар, конус и т. д. от соответствующего ему эмпирического коррелята?

Во-первых, геометри­ческий объект, например, шар, отличается от мяча, глобуса и т. п. тем, что он не предполагает наличие у себя физических, химических и прочих свойств, за исключением геометрических. На практике объекты с такими странными особенностями, как известно, не встречаются. В силу этого факта и принято говорить, что объект математической теории есть объект теоре­тический, а не эмпирический, что он есть конструкт, а не реальная вещь.

Во-вторых, теоретический объект отличается от своего эмпирического прообраза тем, что даже те свой­ства вещи, которые мы сохраняем в теоретическом объекте после процесса модификации образа (в дан­ном случае геометрические свойства}, не могут мыс­литься такими, какими мы их встречаем в опыте. В са­мом деле, измерив радиус и окружность арбуза, мы замечаем, что отношение между полученными величи­нами в большей или меньшей степени отличается от того отношения, которое вытекает из геометрических рассуждений. Мы можем, однако, сделать деревянный или металлический шар, пространственные свойства которого будут значительно ближе к соответствующим свойствам «идеального» шара. Не приведет ли про­гресс техники и процедур измерения к тому, что человек сможет физически воспроизвести тот или иной геометрический конструкт? Природа вещей такова, что такая возможность в принципе нереализуема. Нельзя вырастить арбуз, который по своей форме был бы столь же «правильным», как подшипник, этому препятству­ют законы живого. Нельзя создать такой подшипник, который бы абсолютно точно соответствовал геометри­ческому шару, этому препятствует молекулярная при­рода вещества. Отсюда следует, что хотя на практике мы можем создавать вещи, которые по своим геомет­рическим свойствам все больше и больше приближа­ются к идеальным структурам математики, все же надо помнить, что на любом этапе такого приближения между реальным объектом и теоретическим конструк­том лежит бесконечность.

Из сказанного вытекает, что точность и совершен­ство математических конструкций является чем-то эмпирически недостижимым. Поэтому, для того, чтобы создать конструкт, мы должны произвести еще одну модификацию нашего мысленного образа вещи. Мы не только должны трансформировать объект, мысленно выделив одни свойства и отбросив другие, мы должны к тому же выделенные свойства подвергнуть такому преобразованию, что теоретический объект приобре­тет свойства, которые в эмпирическом опыте не встре­чаются. Рассмотренная трансформация образа и назы­вается идеализацией. В отличие от обычного абстраги­рования, идеализация делает упор не на операции отвлечения, а на механизме пополнения .

Этапы идеализации:

1) выделение в натурной ситуации комплекса принципи­альных с позиций анализа параметров (отношения собственно­сти, власти и т. д.) на фоне пренебрежения иными признаками предметов;

2) конституирование выделенных признаков как инва­риантных, репрезентативных для некоторого класса явлений (т.е. эти признаки есть у всего класса объектов - отношения собственности, власти, и т. д. как структурообра­зующие факторы, связывающие общество в единое целое);

3) операция предельного перехода. Путем отбрасывания «возмущающего воздействия» условий на выделенные отно­шения осуществляется переход к предельному случаю, т. е. к собственно идеализированному предмету: такого предмета, который мы сконструировали, нет в действительности.

Значение идеализации . Любая наука, выделяя из реального мира свой аспект для изучения, пользу­ется идеализацией и идеализированными объектами. Последние гораздо про­ще реальных объектов, что позволяет дать их точное математиче­ское описание и глубже проникнуть в природу изучаемых явлений. Присутствие в познании идеализации служит показате­лем развитости отраслей знания, соответствует теоретичес­кой стадии функционирования мысли.

Условия адекватности идеализаций . Важнейшее условие – адекватность реальности . Ответ о границах и пределах идеализации дает опыт; лишь практическое опробование абстрактных конструкций, сопоставление их с фактическими данными позволяет су­дить о законности или незаконности идеализации. Демаркация научной (содержательной) и ненаучной (пустой) абстракции проходит по рубежу опыт­ной выполнимости: в случае науки потенциальная, слож­ная, опосредованная, но проекция идеализации на эмпирию (в идеале) должна быть; в случае ненауки наличие такой проекции необязательно. Оговорим, что требование эмпири­ческой оправдываемостивесьма жесткое, и надо признать: в реальном познании далеко не все идеализации ему отвечают. Отсутствие эмпирических эквивалентов само по себе для однозначной выбраковки идеализации недостаточно; какой-то период с вхождением в теорию эмпирически неудостоверяемых идеализации мириться будут. Но особого удовлетво­рения это не вызывает.

Пример неправильной идеализации :идеальная конструкция «коммунистическая формация». Проблемы ее реификации:

1. Идея коммунизма, как таковая, качественна: ни в период своего выдвижения, ни тем более в современное время не может быть скоординирована с понятием плане­тарных возможностей, биосферных геоусловий прожива­ния человечества. В настоящий момент ясно: образ полного потока богатств, потребляемых свободными (ассоцииро­ванными) производителями, фиктивен, ибо не имеет эк­спликации в терминах глобалистики. Простые подсчеты по­казывают: если жизненный уровень людей поднять до со­поставимого с уровнем жизни граждан развитых стран, потребуется в течение 50 лет удвоить переработку всех природных ресурсов, увеличив производство энергии в 500 раз. Последнее (с позиций существующих представлений) невозможно. Более того, даже поддержание имеющегося в развитых странах уровня жизни, предполагающее наращи­вание темпов роста, с каждым годом становится все более и более затруднительным. Темпы роста при современном состоянии цивилизации (подчеркивание этого лишает те­зис универсальности, но наполняет его реалистичностью: утверждения науки обязаны сопрягаться с действительно­стью) небезграничны, так как планетарные запасы исчерпаемы. В этой связи возникают колоссальные проблемы перераспределения, готовности к жизни при нулевом или даже отрицательном росте, удовлетворительного решения которых человечество (пока) не знает.

2. Природа общественной собственности. В теории - боль­шая проблема уточнить категорию общественной собственно­сти как экономическую, ибо опыт в полной мере обнажает ее неэкономичность. В нашей истории общественная собствен­ность реализовалась в системе властных , а не собственно хо­зяйственных отношений: реально она представляла власть од­них людей над другими через вещи, удаляя от свободной производительной активности. Попытки воплотить идею общественной собственности при социализме увенчались огосударствлением, разложившим веками складывавшую­ся экономическую систему производительных сил. Ныне наше возвращение в цивилизацию связывается с разгосудар­ствлением, деколлективизацией. Но тогда чему учит теория? И главное: возможна ли вообще экономически работос­пособная общественная собственность. В каком случае и при каких обстоятельствах коллективность соединима с эффек­тивностью? Возможен ли социализм как реальное, а не фис­кальное формационное образование на базе не ведущей в тупик общественной собственности?

3. Вопрос механизмов стимуляции и регуляции обществен­ного труда. Целью социалистического общественною произ­водства объявляется не получение прибыли, а повышение народного благосостояния, всестороннее развитие личности. Механизмом связи людей в подобном производстве не мо­жет быть рынок. Оставляя в стороне силовое давление адми­нистрирования, теория уповает на сознательность, энтузи­азм людей. Между тем до сих пор практика демонстрировала несбыточность таких упований. Для стимуляции и регуляции совместной производитель­ной деятельности через сознательность, внутренне мотивиро­ванный, а не дисциплинарный энтузиазм, предварительно тре­буется соблюсти великое множество конвенансов: упразднить политические институты, осуществить самоуправление, перей­ти к творческому, рассчитанному на высокое самоосуществле­ние созидательному труду и т. д. Возникает круг: новый тип производительного труда, регулируемый сознательностью, по­коится на предварительной материализации производительной трудовой деятельности нового типа. Как разорвать этот круг, теория не разъясняет.

4. Задача совместить коммунистический «практический гуманизм» с коллективизмом. Коммунистический практи­ческий гуманизм, или признание человека наивысшей цен­ностью, целью, а не средством общественной жизнедея­тельности, эмансипированным субъектом социального дей­ствия, на практике поддерживается не коллективизмом, а здоровым индивидуализмом. Последний обслуживается вы­работанным цивилизацией механизмом защиты прав и сво­бод, достоинства самодостаточного гражданина в полном согласии с интерпретацией свободы как автономии лично­сти в социуме. Автономному свободному существу - соответствующие гарантии самореализации. Растворение же лич­ности в общественном целом, помещение ее в среду социали­стического коллективизма разворачивает насущный вопрос человеческой свободы из ракурса «соотношение автономии личности и социального патернализма» в ракурс «познание и следование необходимости», что само по себе (и тем более на фоне истории) чревато развалом предпосылок как свобо­ды, так и гуманизма.

Следовательно, идеализирующие предпосылки, идеализа­ции «коммунистической формации» не согласуются с реальным положени­ем дел, не сводятся к объектам других, эмпирически не интерпретируются. Из сказанного вы­текает если не фиктивность (такая квалификация была бы чрезмерной на фоне терпимого отношения к эмпирически неадаптированным, но допускаемым в наукооборот «квар­кам», «тахионам» и т. д.), то недостаточная обоснованность идеальной модели коммунизма.

Пример правильной идеализации: теория идеальных типов Макса Вебера. Идеальным типом явля­ется любая интеллектуальная конструкция, обобщающая социальную действительность; идеальный тип можно со­поставить с «понятием», «представлением» (но формали­зованным, сконструированным). Конкретные социальные образования гораздо легче анализировать, сравнивая их с идеальными типа­ми как своего рода эталонами. Следовательно, идеаль­ный тип является важным инструментом социологичес­кого анализа. Что же представляет собой социологический идеальный тип? Если ис­тория, согласно Веберу, должна стремиться к анализу инди­видуальных явлений, т. е. явлений, локализованных во времени и в про­странстве, тозадача социологии - устанавливать общие правила событий безотносительно к пространственно-временному определению этих собы­тий . В этом смысле идеальные типы как инструменты социологического исследования, по-видимому, должны быть более общими и в отличие от генетических идеальных типов могут быть названы «чистыми идеальными типами». Так социолог конструирует чистые идеальные модели господства (харизматического, рационального и патриархального), встречающиеся во все исторические эпохи в любой точке земного шара. «Чистые типы» при­годны в исследовании тем больше, чем они «чище», т. е. чем дальше от действительных, эмпирически существующих явлений.

Идеальные типы - это предель­ные понятия, используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними элементов социальной реально­сти.

Пример идеального типа : типы господства. Определение:господство означает шанс встретить повиновение определенному приказу. Господство предполагает, таким образом, взаим­ное ожидание: того, кто приказывает, - что его приказу будут повиновать­ся; тех, кто повинуются, - что приказ будет иметь тот характер, какой ими, повинующимися, ожидается, т. е. признается. В полном соответствии со своей методологией Вебер начинает анализ легитимных типов господ­ства с рассмотрения возможных (типических) «мотивов повиновения». Таких мотивов Вебер находит три и в соответствии с ними различает три чистых типа господства.

Господство может быть обусловлено интересами, т. е. целерациональными соображениями повинующихся относительно преимуществ или не­выгод; оно может обусловливаться, далее, просто «нравами», привычкой к определенному поведению; наконец, оно может основываться на простой личной склонности подданных, т. е. иметь аффективную базу.

Первый тип господства (его Вебер называет«легальным» ) в качестве «мотива уступчивости» имеет соображения интереса; в его ос­нове лежитцелерациональное действие . К такому типу относятся Вебером современные буржуазные государства: Англия, Франция, Соединенные Штаты Америки и др. В таком государстве подчиняются, подчеркивает Вебер, не личности, а установленным законам: им подчиняются не только управляемые, но и управляющие (чиновники). Аппарат управления состо­ит из специально обученных чиновников, к ним предъявляется требование действовать «невзирая на лица», т. е. по строго формальным и рациональ­ным правилам. Формально-правовое начало - принцип, лежащий в основе «легального господства»; именно этот принцип оказался, согласно Веберу, одной из необходимых предпосылок развития современного капитализма как системы формальной рациональности.

Другой тип легитимного господства , обусловленный «нравами, привычкой к определенному поведению, Вебер называеттра­диционным . Традиционное господство основано на вере не только в за­конность, но даже в священность издревле существующих порядков и вла­стей; в его основе лежит, следовательно, традиционное действие. Чистей­шим типом такого господства является, по Веберу, патриархальное гос­подство. Союз господствующих представляет собой общность, тип на­чальника - «господин», штаб управления - «слуги», подчиненные -«подданные», которые послушны господину в силу пиетета. Вебер под­черкивает, что патриархальный тип господства по своей структуре во мно­гом сходен со структурой семьи (именно это обстоятельство делает осо­бенно прочным и устойчивым тот тип лсгитимности. который характерен для этого типа господства).

Аппарат управления здесь состоит из лично зависимых от господина домашних служащих, родственников, личных друзей или лично верных ему вассалов. Во всех случаях не служебная дисциплина и не деловая компетентность, как в уже рассмотренном типе господства, а именно лич­ная верность служит основанием для назначения на должность и для про­движения по иерархической лестнице. Поскольку ничто не ставит предела произволу господина, то иерархическое членение часто нарушается при­вилегиями.

Для обычных видов традиционного господства характерно отсутствие формального права и, соответственно, требования действовать «невзирая на лица»; характер отношений в любой сфере - сугубо личный; правда, некоторой свободой от этого чисто личного начала во всех типах традици­онных обществ, как подчеркивает Вебер. пользуется сфера торговли, но эта свобода относительна: наряду со свободной торговлей всегда сущест­вует традиционная ее форма.

Третьим чистым типом господства является, по Веберу, так называемоехаризматическое господство . Понятие харизмы играет в социологии Вебера важную роль; харизма, по крайней мере в соответствии с этимологическим значением этого слова, есть некая экстраординарная способ­ность, выделяющая индивида среди остальных и, самое главное, не столь­ко приобретенная им, сколько дарованная ему - природой. Богом, судь­бой. К харизматическим качествам Вебер относит магические способно­сти, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова; харизмой, по Веберу, обладают герои, великие полководцы, маги, пророки и провидцы, ге­ниальные художники, выдающиеся политики, основатели мировых рели­гий - Будда, Иисус, Магомет, основатели государств - Солон и Ликург, великие завоеватели - Александр Македонский, Цезарь, Наполеон.

Харизматический тип легитимного господства представляет собой прямую противоположность традиционному: если традиционный тип гос­подства держится привычкой, привязанностью к обычному, раз навсегда заведенному, то харизматический, напротив, опирается на нечто необы­чайное, никогда ранее не признававшееся; не случайно для пророка, по Веберу, характерен такой оборот: «Сказано... а я говорю вам...» Аффек­тивный тип социального действия является основной базой харизматического господства. Вебер рассматривает харизму как «великую революци­онную силу», существовавшую в традиционном типе общества и способ­ную внести изменения в лишенную динамизма структуру этих обществ.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ И ФОРМАЛИЗАЦИЯ

В процессе мысленного эксперимента исследователь часто оперирует с идеализированными ситуациями. Такие ситуации конструируются в результате особой процедуры, которая получила название идеализации . Это разновидность операции абстрагирования, применение которой характерно для теоретического исследования. Суть этой операции состоит в следующем. В процессе изучения объекта мысленно выделяют одно из необходимых условий его существования, затем, изменяя выделенное условие, постепенно сводят его действие к минимуму. При этом может оказаться, что исследуемое свойство объекта тоже будет изменяться в определённом направлении. Тогда осуществляют предельный переход, предполагая, что это свойство получает максимальное развитие, если условие вообще будет исключено. В результате конструируется объект, который не может существовать в действительности (поскольку он образован путём исключения условия, необходимого для его существования), но тем не менее, имеет прообразы в реальном мире.

Идеализированными объектами оперирует любое теоретическое мышление. Они имеют большое эвристическое значение, так как только с их помощью возможно строить теоретические модели и формулировать теоретические законы, дающие объяснение тем или иным явлениям. Поэтому идеализированные объекты являются необходимыми элементами развитого теоретического знания. Вместе с тем, идеализация, как и всякий научный метод, несмотря на её большое значение в теоретическом исследовании, имеет свои границы и в этом смысле носит относительный характер. Относительность её проявляется в том, что: 1) идеализированные представления могут уточняться, корректироваться или даже заменяться новыми; 2) каждая идеализация создается для решения определённых задач, то есть свойство, от которого исследователь абстрагируется в одних условиях, может оказаться важным при реализации других условий, тогда и приходится создавать принципиально новые идеализированные объекты; 3) не во всех случаях возможно перейти от идеализированных представлений (закреплённых в математических формулах) непосредственно к эмпирическим объектам, и для такого перехода необходимы определённые коррективы.

Изучение школьной документации (устава школы, личных дел учащихся, дневников, медицинских карт, планов работы, классных журналов, отчётов, аналитических справок и т.д., а также финансово-хозяйственной документации) позволяет охватить изучением значительный объём данных. Это достоинство дополняется удобством поиска и обработки необходимой информации, которая в документах представлена в уже систематизированном виде и, как правило, в стандартных формах. Ещё одно достоинство метода изучения школьной документации обусловлено достаточно длительными сроками архивного хранения ряда школьных документов: возможность обращения к прошлому документально зафиксированному опыту и поиск в нём причин сегодняшних проблем и путей их разрешения.



Недостатки метода изучения школьной документации проявляются, в основном, в двух аспектах:

Стандартизация и деловой стиль документов вводят жёсткие ограничения на характер и количество документально фиксируемых фактов, вследствие чего не фигурирующие в документе факты остаются вне поля зрения исследователя, а именно они могут оказаться особенно важными для познания новых свойств и явлений в исследуемом объекте;

В документе могут присутствовать искажения фактов, которые вводят в заблуждение человека, изучающего документ (фактическая достоверность документов может пострадать, например, из-за стремления «казаться лучше, чем на самом деле» или из-за элементарной небрежности в ведении документации).

2.2.3. Методы опроса (анкетирование,интервью, беседа)

Опрос – это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека.

Широкое использование данного метода объясняется его универсальностью, сравнительной легкостью применения и обработки данных. Исследователь в короткий срок может получить информацию о реальной деятельности, поступках опрашиваемого, информацию о его настроениях, намерениях, оценках окружающей действительности.

Одна из трудностей, с которой сталкивается исследователь, применяющий методы опроса – это обеспечение достоверности и надежности полученных данных. Информация, которую получает опрашивающий, носит субъективный характер, так как зависит от степени искренности отвечающего, его способности адекватно оценивать свои поступки и личностные качества, а также других людей, происходящие события и т.д. Поэтому данные, полученные в результате опроса, следует сопоставлять с данными, полученными другими методами (эксперимент, наблюдение, анализ документации и т.д.).

Опрос может быть групповым и индивидуальным; устным и письменным.

Беседа– это один из методов опроса, представляющий собой относительно свободный диалог между исследователем и исследуемым (исследуемыми) на определенную тему, т.е. метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. В беседе можно выявить отношения обследуемого лица к людям, собственному поведению, событиям; определить культурный уровень, особенности нравственного и правового сознания, уровень развития интеллекта и т.п.

Так, свободная, непринужденная беседа, в ходе которой следователь изучает основные особенности личности собеседника, вырабатывает индивидуальный подход и вступает в контакт с допрашиваемым; такая беседа очень часто предшествует основной части допроса и достижению главной цели – получению объективной и полной информации о событии преступления. Во время беседы следует произвести благоприятное впечатление на собеседника, пробудить интерес к тем вопросам, которые обсуждаются, желание отвечать на них. На что же нужно обратить внимание при налаживании личного контакта с собеседником?

Благоприятный для беседы климат создают:

– ясные, сжатые и содержательные вступительные фразы и объяснения;

– проявление уважения к личности собеседника, внимание к его мнению и интересам (нужно дать это почувствовать);

– положительные замечания (у любого человека есть положительные качества);

– искусное проявление экспрессии (тон, тембр голоса, интонации, мимика и т.п.), которая призвана подтвердить убежденность человека в том, о чем идет речь, его заинтересованность в затрагиваемых вопросах.

Беседа психолога ОВД с пострадавшим в результате совершения преступления может и должна вызывать психотерапевтический эффект.

Что обычно достойно сочувствия и сострадания? Это горе и мучения, все беды пришедшие неожиданно, смерть близких родственников, болезни и травмы, потеря имущества, незаслуженные обвинение и наказание.

Постижение эмоциональных состояний другого человека, выражение сочувствия ему, способность поставить себя на его место (механизм эмпатии); демонстрация участливого внимания к насущным потребностям человека – важное условие установления контакта с собеседником.

Беседа должна быть хорошо организована, поскольку это обеспечивает эффективность ее результатов, т.е.:

– поставлены конкретные задачи;

– составлен предварительный план;

– выбрано подходящее время и место с учетом их влияния на результаты;

– выбраны способы фиксации получаемой в беседе информации;

– создана атмосфера взаимного доверия.

Беседа помогает психологу и юристу продемонстрировать свои положительные качества, стремление объективно разобраться в тех или иных явлениях, что также помогает налаживанию и поддержанию контактов с опрашиваемым лицом. В том случае, когда направленность беседы и характер вопросов поставлены жестко, когда опрашивающий только задает вопросы, а опрашиваемый на них лишь отвечает, мы имеем дело с другой разновидностью опроса – интервью.

Интервью – это метод получения необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы в форме «вопрос-ответ».

Беседа, как правило, не ограничена во времени и порой с трудом «укладывается» в первоначально заданное русло. В интервью же «навязывается» темп и план разговора, опрашивающий более жестко держится в рамках обсуждаемых вопросов. В процессе интервью до некоторой степени ослаблена обратная связь – опрашивающий сохраняет нейтральную позицию, лишь фиксирует ответы, высказывания и опрашиваемому часто трудно бывает понять отношение со стороны опрашивающего к его ответам (принимает ли он их, верит ли, разделяет ли такие же взгляды). Значительная часть допроса в процессе проводимого следствия проходит в форме интервью.

С помощью интервью можно получить самые разнообразные сведения об особенностях деятельности правоохранительных органов. Интервьюирование следователей, оперативных работников позволяет узнать об их профессионализме, трудностях, с которыми они сталкиваются, их мнение о причинах преступности и путях снижения ее уровня.

Интервьюируя судей, можно получить информацию о путях формированиях внутреннего убеждения, критериях оценки доказательств, приемах установления психологического контакта с подсудимыми, недостатках и достоинствах судебной процедуры и т.д.

Проведение беседы и интервью – это большое искусство, которым должны владеть и психологи и юристы. Эти методы опроса требуют особой гибкости и четкости, умения слушать и в то же время вести опрос по заданному пути, разбираться в эмоциональных состояниях собеседника, реагируя на их изменения, фиксировать внешние проявления этих состояний (мимику, пантомимику, покраснение, побледнение кожи лица, тремор или навязчивые движения рук).

Анкетирование – это проведение опроса в письменной форме. Для этого используется набор структурно организованных вопросов (анкета). Преимущество данного метода заключается в возможности проведения исследования большой группы людей одновременно и в сравнительной легкости статистической обработки данных.

В области юридической психологии анкетный метод применялся при исследовании зарождения преступного умысла, профессиограмм, профессиональной пригодности, профессиональной деформации следователей и других специалистов правоохранительной системы.

Составление анкеты – это сложный процесс, требующий от исследователя определенного уровня профессионального мастерства, четкого понимания целей предстоящего исследования. По форме вопросы анкеты делятся на: открытые (ответ формируется самим отвечающим в свободной форме) и закрытые (в формулировке вопроса содержится перечень возможных вариантов ответов); прямые (формулируются в личной форме) и косвенные (формулируются в безличной форме).

При составлении анкеты (плана интервью) следует придерживаться ряда общих правил и принципов:

– формулировка вопросов должна быть ясной и точной, их содержание понятным отвечающему, соответствующим его знаниям и образованию;

– сложные и многозначные слова должны исключаться;

– вопросов не должно быть слишком много, поскольку теряется интерес из-за возрастающей усталости;

– включать вопросы, проверяющие степень искренности.

К методам сбора информации относятся методы опроса. Они составляют особую группу, которая включает беседу, интервью, анкетирование, тестирование. К этим методам прибегают в тех случаях, когда источником необходимой информации становятся люди – непосредственные участники изучаемых явлений или процессов. С помощью методов опроса можно получить информацию как о событиях и фактах, так и о мнениях, оценках, предпочтениях опрашиваемых.

Общим для методов опроса является и то, что они дают возможность получить информацию о субъективном мире людей, их склонностях, интересах, мотивах и др.

Какая-то часть субъективного мира человека проявляется в его делах, поступках, переживаниях, но не вся. Только совокупность разнообразных проявлений личности дает возможность судить об устойчивости побуждений, которыми руководствуется человек. Опрос позволяет мысленно моделировать любые нужные экспериментатору ситуации для того, чтобы выявить устойчивость субъективных состояний отдельных лиц или большой группы людей. Этим опрос выгодно отличается от других методов.

При соблюдении надлежащих условий он позволяет получить надежную информацию, избавляя исследователя от продолжительных наблюдений или подготовки и проведения эксперимента. Спрашивать можно о чем угодно, даже о том, что самому ни увидеть, ни прочитать в документах не удается.

Искусство применения метода состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы. Наконец, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Следует еще добавить такие условия: кого спрашивать, где вести опрос, как обрабатывать данные, нельзя ли узнать все эти вещи, не прибегая к опросу?

Среди недостатков методов опроса можно указать следующие:

· субъективность получаемой информации: респонденты нередко склонны переоценивать значение некоторых фактов и явлений, своей роли в них;

· искажение информации, которое может происходить за счет методических ошибок при составлении инструментария исследования, определении выборочной совокупности, интерпретации данных;

· неизвестность необходимых сведений опрашиваемым.

Идеализация – процесс идеализации – мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире. Процесс идеализации характеризуется отвлечением от свойств и отношений, необходимо присущих предметам реальной действительности и введением в содержание образуемых понятий таких признаков, которые в принципе не могут принадлежать их реальным прообразам.

Чтобы осмыслить, что такое идеализация, необходимо уяснить понятие «идеальный объект».

Термин «идеальный» или «идеализированный» объект был введен в отечественную методологию научного познания И.В.Кузнецовым, автором трудов по методологии физики. Он выявил особый элемент структуры теории, названный им идеализированным объектом, т.е. абстрактной моделью, наделенной небольшим числом весьма общих свойств и простой структурой.

Идеальный объект, по определению Данилюка А.Я., представляет собой определенный текст, составленный на основе искусственного языка науки, в котором воссоздается предмет теоретического исследования.

Приведем несколько простых и известных примеров идеальных объектов:

Химическая формула воспроизводит в знаковой системе молекулярную структуру вещества, т.е. предмет исследования – молекулярная структура воссоздается в химической формуле;

Механика, исследуя движение тел, отвлекается от качественных характеристик тел и представляет их в виде материальных точек, хотя невозможно найти в реальном мире объект, представляющий собой точку, т.е. объект, который не имел бы измерения.

В результате возникает теоретическая модель – изолированная система, состоящая из ограниченного числа материальных точек, которая служит основание дальнейших теоретических построений в физике. Идеальные объекты не существуют в действительности. Ученые приводят такие примеры: абсолютно твердое тело, абсолютно черное тело, электрический заряд, линия, точка и т.п.; они лишь мысленно конструируются.

Достаточно часто встречается понятие «идеальный газ», хотя такого в действительности не существует. Но во многих исследованиях применяют именно идеальные объекты, а полученные результаты при работе с ними переносят на реальные объекты, вводя при необходимости соответствующие коррекции.

Идеализация включает в себя момент абстрагирования, что позволяет рассматривать идеализацию как вид абстрагирующей деятельности. Например, говоря об абсолютно черном теле, исследователь абстрагируется от того факта, что все реальные тела в той или иной мере обладают способностью отражать падающий на них свет.

Идеальные объекты имеют ряд достоинств и полученные в результате сложной мыслительной деятельности, они играют в науке большую роль:

1) они позволяют значительно упростить сложные системы:

2) с помощью идеализации исключаются свойства и отношения объектов, которые затемняют сущность изучаемого процесса;

3) сложный процесс представляется как бы в «чистом виде», что значительно облегчает обнаружение существенных связей, формулирование законов.

Создание идеализированного объекта, его характера, типа, является с точки зрения И.В. Кузнецова, труднейшей теоретической проблемой, при решении которой часто остаются бесплодными усилия множества ученых. Идеализированный объект по своему назначению в высокоорганизованной теоретической системе фактически играет роль фундаментальной идеи, на которую опирается все здание теории.

Таким образом, идеальный объект представляет собой идею, выраженную в системе знаков искусственного научного языка и лежащую в основании научной теории (Данилюк А.Я.). В идеальном объекте содержание теории свернуто в абстрактной простоте и для того, чтобы сделать его явным, представить как развернутую теоретическую систему, необходимо произвести с идеальным объектом определенные действия, т.е. осуществить серию мысленных экспериментов.

Образовав с помощью идеализации понятие о данном объекте, можно в дальнейшем оперировать с ним в рассуждениях как с реально существующим предметом. Идеализация позволяет строго формулировать законы. Строить абстрактные схемы реальных процессов для более глубокого их понимания; в этом смысле метод моделирования неотделим от идеализации.

Признаком научной идеализации, отличающим ее от бесплодной фантазии, является то, что порожденные в ней идеализированные объекты в определенных условиях находят истолкование в терминах неидеализированных (реальных) объектов. Именно практика (включая практику систематических научных наблюдений и экспериментов) подтверждает правомерность тех отвлечений, которые порождают понятия об идеализированных абстрактных объектах и служит критерием плодотворности идеализации в познании.

(от греч. idea - образ, идея) - понятие, означающее представление ч.-л. в более совершенном виде, чем оно есть на самом деле....

(от греч. idea - образ, идея) - понятие, означающее представление ч.-л. в более совершенном виде, чем оно есть на самом деле. В образованных в результате И. понятиях мыслятся идеализированные объекты, которые в реальности не существуют и прообразы которых могут быть указаны лишь с известной степенью приближения. И., являясь такой же естественной способностью человеческого мышления, как способность к абстракции и обобщению, широко используется в различных сферах умственной деятельности. Так, в обыденном сознании часто идеализируются реальные люди, события, обстоятельства. К И. прибегают поэты и художники, в своем творчестве формирующие жизненный материал сообразно идее, законам красоты и др. эстетическим нормативам. И. играет важную роль в научном познании - прежде всего в математике и математизированном естествознании. Здесь И. выступает в качестве допустимого и необходимого упрощения, которое позволяет исключить из рассмотрения те свойства и связи изучаемых объектов, учет которых существенно затруднил бы или сделал невозможным усмотрение и формулировку естественных закономерностей. Характерное для И. уподобление действительности некоторому идеальному образцу и соответствующее мысленное преобразование ее позволяет выйти за пределы собственно эмпирического рассмотрения и подняться на уровень теоретического описания, где естественные законы можно выразить на языке математики, как это делается, напр., в классической механике, термодинамике и др. физических теориях. Надлежащим образом осуществленная И., являющаяся одним из проявлений творческой активности человеческого мышления, способствует более глубокому постижению объективной реальности.

Идеализация

Мысленное конструирование образов объектов, не существующих и не осуществимых в действительности.

Идеализация

представляет собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований....

представляет собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований. В результате такого изменения могут быть исключены из рассмотрения какие-то свойства, стороны или признаки объекта. Хорошо известным примером идеализации служит понятие материальной точки в механике – это объект, размерами которого пренебрегают. Реально в природе таких объектов не существует, но подобная абстракция позволяет заменить в исследовании самые различные реальные объекты: от атомов и молекул до планет и звезд.

Идеализация

Мыслительный акт, связанный с образованием нек-рых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и...

Мыслительный акт, связанный с образованием нек-рых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Идеализированные объекты являются предельными случаями тех или иных реальных объектов и служат средством их научного анализа, основой для построения теории этих реальных объектов; они, т. обр., в конечном счете выступают как отображения объективных предметов, процессов и явлений. Примерами идеализированных объектов могут служить понятия: “точка”, “прямая линия”, “актуальная бесконечность” - в математике; “абсолютно твердое тело”, “идеальный газ”, “абсолютно черное тело” - в физике; “идеальный раствор”- в физической химии. Наряду с абстракцией, с к-рой она тесно связана, И. выступает важным средством познания законов действительности.

Идеализация

Процесс мысленного конструирования представлений и понятий об объектах, не существующих и не могущих существовать...

Процесс мысленного конструирования представлений и понятий об объектах, не существующих и не могущих существовать в действительности, но сохраняющих некоторые черты реальных объектов. В процессе И. мы, с одной стороны, отвлекаемся от многих свойств реальных объектов и сохраняем лишь те из них, которые нас в данном случае интересуют, с другой – вводим в содержание образуемых понятий такие признаки, которые в принципе не могут принадлежать реальным объектам. В результате И. возникают идеальные, или идеализированные, объекты, напр., “материальная точка”, “прямая линия”, “идеальный газ”, “абсолютно черное тело”, “инерция” и т. п. Любая наука, выделяя из реального мира свой аспект для изучения, пользуется И. и идеализированными объектами. Последние гораздо проще реальных объектов, что позволяет дать их точное математическое описание и глубже проникнуть в природу изучаемых явлений. Плодотворность научных И. проверяется в эксперименте и материальной практике, в ходе которой осуществляется соотнесение теоретических идеализированных объектов с реальными вещами и процессами.

Все мы в той или иной степени склонны идеализировать. В сознании маленьких детей идеальными чертами наделяются родители, подростки часто видят совершенство в какой-то известной личности, а во взрослой жизни идеализация нередко сопровождает романтические отношения. Вообще же, это очень широкое понятие, относящееся к различным областям знаний.

Подходы к определению

Как мы упомянули, идеализация - междисциплинарный термин, поэтому, давая ей определение, нужно обязательно уточнять, какую науку мы имеем в виду. В самом общем смысле идеализация - это присвоение объекту совершенных качеств, которыми в реальности этот объект не обладает.

Кроме того, об идеализации говорят как о методе научного познания, при котором ученый мысленно вносит изменения в объект изучения, отталкиваясь от целей исследования. Определение этих изменений должно проводиться с учетом двух обязательных условий.

  • В рамках данного исследования они не искажают сущности объекта.
  • Они позволяют выдвинуть на первый план наиболее значимые для исследователя свойства изучаемого явления.

Обычно метод применяется, когда интересующие наблюдателя реальные объекты слишком сложны и потому недоступны для имеющегося в науке арсенала инструментов познания. К типичным случаям идеализации относятся, например, абсолютно черное тело, абсолютно прямая поверхность и так далее.

В психологии также существует не одно определение этого термина. Идеализация рассматривается в качестве, во-первых, защитного механизма, а во-вторых, способа преодоления конфликта, причем направлена она может быть как на другое лицо, так и на саму личность.

Самоидеализация опасна тем, что создает у человека иллюзорную убежденность в отсутствии у него внутренних конфликтов, порождает у него чувство превосходства над другими, затуманивает подлинные идеалы и потребности личности. По сути, потребность остается только одна: постоянно доказывать себе и миру собственное совершенство.

В психологии

Определение идеализации как защитного механизма восходит к трудам венгерского психоаналитика Шандора Ференци. Согласно его концепции, новорожденный ощущает собственное всемогущество: он воспринимает все происходящие события как исходящие изнутри.

То есть, к примеру, ребенок кричит от голода – и мать его кормит, но для него это выглядит так, как будто еду он добыл себе сам. Это явление получило название инфантильного всемогущества. По мере взросления ребенка оно уступает место всемогуществу тех, кто о нем заботится, то есть идеализации.

Поначалу идеализация распространяется только на родителей, ведь изолированному от внешней среды ребенку они видятся существами, способными оградить его от любых бед, реальных или вымышленных. Позже, когда в окружении ребенка появляется все больше людей, совершенные черты постепенно переносятся на других.

Рядом с идеализацией постоянно находится и ее обратная сторона - обесценивание. Как правило, чем совершеннее кажется идеализированный объект, тем сильнее он потом обесценивается. Чем бо́льшую власть имела иллюзия, тем страшнее ее крушение, чем выше взлетаешь, тем больнее падать. В то же время обесценивание родителей - неотъемлемый атрибут взросления, важная составляющая процесса индивидуализации личности.

Остаточная склонность идеализировать людей, от которых мы ощущаем эмоциональную зависимость, сохраняется в течение всей жизни – более того, она является естественным элементом любви у зрелой личности. Однако если младенческая потребность остается в более или менее неизменном виде, это чревато возникновением психологических проблем.

Такие люди становятся чрезвычайно зависимыми от окружающих, они не способны самостоятельно противостоять проблемам и трудностям и полагают, что лишь соединение с всесильным объектом идеализации поможет им справиться с невзгодами, защитит от враждебного мира. В этом ключе религиозные верования рассматриваются как естественное продолжение процесса идеализации. При этом собственные недостатки в сравнении с идеалом видятся человеку преувеличенными и заставляют его постоянно стыдиться самого себя.

Без идеализации практически никогда не обходятся романтические отношения, особенно когда чувство только зарождается. Причем процесс идеализации включает действия обоих партнеров.

Один наделяет преувеличенными достоинствами другого, а другой в свою очередь стремится показать только те свои качества, которые соответствуют идеальному образу, что облегчает идеализацию со стороны первого человека. Значение этого процесса оценивается двояко:

  • Как положительное: становится стимулом к самосовершенствованию, потому что человек стремится стать таким, каким видит его любимый.
  • Как отрицательное: создает завышенные ожидания и потом ведет к разочарованию в партнере и в отношениях в целом.

Есть и еще одно определение идеализации. Так называемая практическая идеализация подразумевает работу над своим внутренним и внешним преображением, направлена на раскрепощение в общении – в первую очередь с противоположным полом. Автор: Евгения Бессонова