Конспект обобщающего занятия в подготовительной группе «Гласные-прекрасные. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "путешествие в сказочную страну звуков" Конспект всех парных звуков подготовительная группа

Правильно, Ж.

Введение в тему занятия

И вы наверное догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в

путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком и

буквой Ж. Нас ожидает много нового: интересные задания, и

конечно, игры.

Но, чтобы наше путешествие удалось, давайте посмотрим как правильно

произносится звук Ж.

2. Характеристика звука Ж

Давайте произнесем звук Ж.

- Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Ж?

Губы округлены, зубы сближены, язычок за верхними зубами.

Звук Ж звонкий согласный. Всегда произноситься твердо.

Приложите руку к шее, скажите долго «ж-ж-ж». Что делает голосок: спит или

Дети: При произнесении звука [Ж] горлышко дрожит

Кто так жужжит? Чья это песенка? (жука, пчелы, мухи).

3. Игра «Страна жужжандия».

В стране жужжандия жил-был звук ж. Жужжал, жужжал звук ж, скучно ему

стало. С кем бы подружиться? Мы сможем ему помочь? (Сможем!)

Сначала познакомим его с гласными звуками. Назовите их.

Если звук Ж подружиться со звуком А, какой звук получиться?

Аналогично с другими гласными звуками.

А сейчас познакомим звук ж с будущими друзьями. Если к слогу жу пригласим звук к, какое слово получится? (Жук).

Звуковой анализ слова ЖУК.

Ж-СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЕРДЫЙ

У-ГЛАСНЫЙ

К-СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ.

Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?

- Нет, мы видим и пишем буквы.

- Какой же буквой обозначается звук Ж на письме? Буква Ж.

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издает «жужжащий звук» .

Артикуляционная гимнастика.

Жа-за, жа-за –идет жадная коза.

Зу-жу, зу-жу- молоко даём ежу.

4. Упражнение на развитие внимания.

Найди спрятанные буквы Ж и обведи их кружочком.

Вы любите играть в прятки? Звук [ж] тоже любит эту игру. Вам нужно

по очереди подходить к доске, снять картинку и сказать, где спрятался звук [ж]:

в начале, в середине или в конце слова?

Физминутка.

Я буду большим жуком, и называть большие предметы, а вы маленькими

жуками и будете называть маленькие предметы. Например: луг – лужок .

флаг – флажок шаг - шажок

снег – снежок пирог - пирожок

берег – бережок круг - кружок

друг – дружок утюг - утюжок

сапог – сапожок творог - творожок

5.Чтобы лучше запомнить буквы, давайте с ними поиграем.

Дети выкладывают буквы Ж из счётных палочек,

6. Послушайте историю. Однажды жучок сидел на цветке. Подул сильный ветер,

оторвал лепесток и унёс его далеко через поле вместе с жуком.

Поможем ему вернуться к его цветку. Идти можно только по буквам Ж.

(один ребёнок работает у доски, а все остальные со своими картинками

самостоятельно на своих местах).

Молодцы, помогли вернуться жуку на свой цветок

Сейчас прослушайте слова и повторить только слово со звуком Ж.

- шапка, жираф, кошка;

- сапоги, плащ, подснежник;

- журавль, мышонок, букашка;

- ручьи, грачи, медвежата.

Работа с разрезной азбукой: составить слово ЖУКИ

10. Итог занятия.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

- Чем мы сегодня занимались?

- Что вам больше всего понравилось?

- А в чем были трудности?

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 25

Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной группе ДОУ

«Гласные звуки»

подготовила учитель -логопед

Бондаренко Лилия Владимировна

Старотитаровская

Темрюкский Район

Краснодарский край

Россия

2013

Гласные звуки

Цель: дать детям понятие о гласных звуках и их обозначении на письме.

Задачи: уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова; закрепить понятие о слогообразующей роли гласных; показать смыслоразличительную роль гласных; учить анализу и синтезу слов III класса; развивать фонематическое восприятие, внимание, память; воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.

Оборудование: предметные картинки (дом, рак, лук, мышь, пар, сом, суп, сыр), плакат «Гласные звуки», раздаточный материал для составления схем слов, индивидуальные зеркала.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед. Первыми сядут те дети, в чьих именах есть звук [А] (и далее по очереди) , [С], [Т]…

Дети: Алина, Алеша…

Саша, Света…

Таня... и т. д.

II. Беседа по пройденному материалу.

Что можно составить из звуков? (слоги, слова)

Что можно составить из слогов?(слова) из слов? (предложения)

из предложений? (текст)

III. Объяснение нового материала.

1. Сообщение темы занятия.

Логопед. Давайте с вами произнесём звук «а» перед зеркалом. Посмотрите как он произносится: воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом.

Этот звук всегда поется,

Этот звук, как песня, льется.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

Итак, ребята, сегодня мы будем работать с гласными звуками.

2. Уточнение артикуляции гласных звуков.

а) Логопед. Какие звуки можно пропеть голосом, чтобы воздух выходил свободно, без преграды?

Перед зеркалом дети разбирают артикуляции звуков:

О, У, Ы, А, И.

Звук А :горлышко гудит(проверяем,прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает большой круг. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Звук О : горлышко гудит(проверяем,прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает овал, вытянутый по вертикали(огурчик). Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Звук У легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает маленький круг. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Звук Ы : горлышко гудит(проверяем,прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает нижнюю половинку круга. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Звук И : горлышко гудит(проверяем,прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает горизонтальную полоску..

Как называются эти звуки? (гласные)

б) Определить, какой звук логопед произносит по беззвучной артикуляции.

А - О - У - Ы - И.

Как вы догадались ?

Звук А

Губы сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает

большой круг.

Звук О : воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.

Напоминает овал, вытянутый по вертикали(огурчик ).

Звук У : воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.

Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма

Напоминает маленький круг.

Звук Ы : воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.

Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма

Напоминает нижнюю половинку круга .

Звук И : воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.

Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма

Напоминает горизонтальную полоску .

Физкультминутка

Медвежонок - топ-топ,

А ежонок - хлоп-хлоп,

А волчонок - щелк-щелк,

А зайчонок - скок-скок,

А лисенок - шмыг-шмыг,

А бельчонок - прыг-прыг.

(имитация движений)

3. Определение начального и конечного гласного звука.

Логопед. Назовите гласный:

а) с которого начинается слово

Аист (А ), ухо(У ), ослик(О), астра(А), иней(И), эхо(Э).

б) которым заканчивается слово…

Игла(А), шары(Ы), сова(А), кино(О), огни(И).

4. Выделение гласного звука из середины слова.

а) Логопед называет слово, воспитанники определяют гласный звук и поднимают соответствующую букву.

Сын(Ы), мак (А), ком(О), дуб(У), мэр(Э).

б) Логопед показывает картинку, дети произносят гласный звук, выделяя его из названия картинки, и поднимают соответствующую букву.

Дом (О), рак (А), лук (У), мышь (Ы), пар (А), сом (О), суп (У), сыр (Ы).

Логопед. Что вы называли? (Звук.)

Что показывали? (Букву.)

5. Смыслоразличительная роль гласных.

Логопед. Перед вами слово, из которого убежала гласная. Помогите вернуть её на место. Какая буква убежала?

Какое слово получилось?

Что оно обозначает?

Б…К (А, бак) Б…К (О, бок)

Б…К (Ы, бык) Б…К (У, бук)

Что вставляли? (Букву.)

Вывод: одна буква может изменить значение слова.

Физкультминутка

6. Деление слов на слоги. (закрепить понятие о слогообразующей роли гласных)

Дети делят на слоги предложенные логопедом слова

Логопед. Кубики (3), лапа (2), духи (2) , нога(2), машина (3) , улица (3), дыня (2) , молоко (3) , сапоги (3) , дорога (3).

Сколько гласных звуков в этих словах?

Это знает каждый из учеников -

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

6. Разбор слова «бак».

Логопед. Сколько слогов в слове «бак»? (1)

Сколько в этом слове звуков? (3)

Сколько гласных? (1)

Начертите схему слова, выделите гласный звук красным цветом.

IV. Итог.

Какие звуки называются гласными? (Поются, нет преграды .) Назовите их.(а, о, у, и, ы,э)

Что произойдёт, если в слове изменить одну букву?(изменится значение слова)

Как с помощью гласных можно определить количество слогов в слове? (сколько в слове гласных, столько и слогов).

Список используемой литературы:

  1. Ткаченко Т.А. «Специальные символы в подготовке детей 4 лет к

обучению грамоте» -М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.

2.Курицына Э. М., Тараева Л. А. «Игры на развитие речи» - М., РОСМЭН, 2007.

3.Хамидулина Р.М. «Обучение грамоте. Подготовка к школе. Сценарии занятий.»- М., «ЭКЗАМЕН», 2009. Перова О. «Обучение грамоте» , М, РОСМЭН,2008

4. Светлова И. «Развиваем мелкую моторику и координацию

движений рук», М, ЭКСМО, 2007

5. Марцинкевич Г. Ф. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста.

Планы занятий» - Волгоград, «УЧИТЕЛЬ», 2006 г.

6.Дурова Н.В. «Фонетика. Как научить детей слышать и произносить

Звуки», Москва «МОЗАЙКА - СИНТЕЗ» , 2000.

7.Земцова О.Н. «Грамотейка»- М., «МАХАОН»,2009.

8.Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя,

Старшая, подготовительная группы. - М.: ВАКО, 2010.


Цель: систематизировать знания детей о гласных звуках на примере звуков А, И, У.

Задачи :

Образовательные :

  • Закрепить умение четко артикулировать гласные звуки А, У, И и производить их слухо-произносительную дифференциацию;
  • Учить делить слова на слоги и определять ударный гласный звук в слове;
  • Совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза.
  • Закрепить графические образы букв А, У, И.
  • Закрепить понятия «дикие» и «домашние» животные, упражнять в их дифференциации.

Коррекционно-развивающие :

  • Развивать фонематическое восприятие и слух;
  • Развивать мимическую, артикуляционную и общую моторику.

Воспитательные :

  • Воспитывать у детей уверенность в своих силах, желание выступать перед аудиторией;

Оборудование : собачка-рукавичка, «звукарики», символические обозначения трех поросят, бейджик «сова», три дорожки для шагов, экран с 9 карманами, буквы гласных звуков; картинки демонстрационные: рысь, белка, зайка, барсук, лис, лось; сюжетная картинка (волк лежит у пенька на перднем плане, а на заднем – зайчонок, ежонок и бельчонок идут в школу); картинки раздаточные: лис, лиса, лисенок, кот, кошка, котенок, волк, волчица, волчонок, конь, лошадь, жеребенок,; материал на каждого ребёнка: по три ритмических рисунка из трех элементов, указка-колечко, буквы А, У, И, пакетики с цветными конфетками, спрятанные в разборный белый шар.

Ход занятия

Дети стоят перед ширмой кукольного театра. Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Удивитесь такому событию – У, обрадуйтесь – А, улыбнитесь им – И. постарайтесь больше не отвлекаться, хорошо заниматься, чтобы не огорчать гостей.

Жили-были в лесу три поросенка…

Как вы думаете, так может начинаться сказка или быль?

Почему вы так считаете? (В лесу поросята не живут, потому что это домашние, а не дикие животные или звери, которые живут в лесу).

Так начинается сказка «Три поросенка». А вы любите придумывать сказки? А давайте сочиним сказку, про то, как в одной школе учились вместе детеныши домашних и диких животных.

Где может стоять такая школа? На опушке леса животные устроили школу для своих детенышей.

Кто из домашних животных не боится ходить в лес? (собака) Отважный пес бегал утром по лесу и приглашал зверей в школу. Он так старался, что однажды потерял голос. Может, вы поможете ему громко позвать зверей? Ребенок, надев на руку собачку-рукавичку, уходит за ширму и произносит слово громко, открывая рот собачки на ударный звук: - За йка!

Какой гласный звук прозвучал в слове громче и дольше остальных? (А)

Да, зайка сначала испугался, услышав собаку, и широко открыл рот, но потом понял, что его зовут в школу и, успокоившись, произнес: А.

Ло сь обрадовался, открыл, округлив рот, и произнес: О!

Барсу к удивился и, вытянув губы трубочкой, произнес: У!

Бе лка, сидя высоко на ветке дерева, слегка подразнила собаку, произнеся: Э!

Ры сь, спрыгнула с ветки под ноги пса и чуть не напугала его: Ы!

Лис, хитро улыбнулся, потянув уголки губ к ушам и произнес: И!

Пёс вспомнил, что три поросенка боялись проспать первый урок, и помчалась к их домикам. Вспомните, как зовут поросят и помогите их позвать по кличкам. (дети произносят: Наф!, Нуф! Ниф!) Выбежали из домиков поросята. (выставляются символические поросята) Как же узнать, как кого зовут? (У поросят по-разному открыты рты, как у звукариков).

Поросята завизжали от радости, узнав, что в школе животные собираются изучать гласные звуки, которые есть в их именах. Какие это звуки? (А,У,И) Дети выбирают символы звуков. Давайте и мы сходим с ними в школу на уроки. Дети подходят к партам и садятся. - Сядьте красиво, спинку держите прямо, слушаем внимательно, продолжаем сочинять нашу сказку.

Урок в школе вела мудрая сова: Лиза, давай ты начнешь за сову вести урок. (надеть бейджик) Расскажи, какие это звуки.

Звуки А, У, И – гласные звуки. Они поются голосом, воздушная струя не встречая преграды, свободно проходит через рот.

Продолжит вести урок сова – Арина. (надеть бейджик)

Из звуков состоят слова. Звук в слове может находиться в начале, середине или конце слова. Какой из этих звуков есть в слове книги? Где он находится? (урок, школа).

Звуки А, У, И, как и все гласные, можно тянуть и произносить коротко. Пододвиньте к себе такие же дорожки. Наденьте на указательный палец красное колечко и проведите по верхней дорожке звук А, по средней звук – У, а по нижней дорожке звук - И. Дети выполняют задание, проводя пальчиком по схемам.

Никита продолжи урок, расскажи, о чем нам говорят схемы в этой клетке?

Слова делятся на части (слоги). В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.

В слове важен гласный звук –

Это знают все вокруг.

Он с согласными играет,

В слоги их объединяет.

Слова делим мы на слоги

По дорожкам дружно ходим!

Возьмите в руки картинки с портретами животных (лис, лиса, лисенок, кот, кошка, котенок, конь, лошадь, жеребенок, волк, волчица, волчонок) и подойдите к дорожкам.

Встаем у ковра, расстилаем на ковре дорожки с клетками.

Мамы и папы решили проводить своих малышей в школу. Малыш шагал по центральной дорожке, слева от него шел папа, а справа – мама. Подойдите к началу дорожек представители лисьей семьи, прошагай по дорожке папа – лис, мама – лиса, детеныш – лисенок. Положите картинку справа от дорожки.

Подойдите к дорожкам представители волчьей семьи прошагайте по дорожке, положите картинки. Заем кошачьей и лошадиной семьи.

Кто больше лис или лисенок?

Какое слово длиннее лис или лисенок?

В каком слове больше слогов, чем в остальных?

Собери, Максим, картинки с домашними животными, а Даша, с дикими.

Зазвенел в классе звонок, позвал животных на урок.

Раз, два, три, четыре - зверей грамоте учили.

Прочитайте букву с той интонацией, о которой сообщает нам знак после буквы. У! А? И.

Восклицательный стоит – звук громко, радостно кричит! (прочитай Даша (Илья) У!)

Изогнулся вопросительный – спросить, о чем-то, не хотите ли? (прочитай Максим (Аркаша) А?)

Спокойно что-то скажет звук, значит, точка стоит тут. (прочитаем все вместе И.)

Три поросенка сели в ряд – свои буквы изучать. (Надеть маски)

И сказала им сова, очень мудрые слова:

Это дети буква И, ты, Ниф-Ниф, ее бери. (выходит ребёнок с маской Ниф-Нифа и берёт буква И)

Это всем известно – А, она, Наф-Наф, твоя. (выходит ребёнок с маской Наф-Нафа и берёт буква А)

Нуф-Нуф сказал: «Осталось У, я её себе беру!» (выходит ребёнок с маской Нуф-НУфа и берёт буква У)

Если буквы встанут в ряд - можно слово прочитать.

Те поросятки встаньте в ряд, чьи звуки в слове Иа звучат. (Держа буквы встают Ниф и Наф. Дети проверяют, правильно ли составлено слово).

Все в лесу АУ кричат, встаньте буквы в новый ряд. (Встают Наф и Нуф. Дети читают получившееся слово.)

Перемена. (проводит Соня, показывая движения по тексту)

Три смелых поросенка купаются в пруду:

Три пухлых поросенка играют в чехарду.

Три ловких поросенка роют пятачком,

Затем они виляют хвостиком-крючком.

Три умных поросенка на урок идут

Весело шагают и песенку поют:

Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк…

Зазвенел звонок опять, надо научить зверей предложенья составлять.

Гласные А,И,У могут быть отдельными словами, пусть маленькими, но очень нужными помощниками для объединения значимых слов в предложение.

Рассказать у какой мамы кто детеныш нам поможет слово-гномик У. Дети составляют предложения по схеме с предлогом У в начале предложения. (У лисы лисенок.)

Подружить слова в предложении нам помогает слово-гномик И.

Дети по картинке составляют предложение, отвечая на вопрос:

Кто идет в школу? (Зайчонок и ежонок идут в школу.)

Слово-гномик А, наоборот любит сравнивать. Посмотрите на картинку и расскажите, что делает бельчонок, а что делает волк?

(Бельчонок идет в школу, а волк лежит под деревом.) Поросята хотят учиться, а волк любит … (лениться)

Сделаем волка из пальцев рук. Рассердился волк: Я злой и страшный серый волк, зубами щёлк!

Закончились уроки, побежали поросята домой, напевая свою песенку: Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк…» По дороге они решили поиграть в снежки. А один снежок нам с вами бросили, давайте посмотрим, что там внутри. (пакетики с конфетками: 2синие, 1 красная, 1 зеленая).

Вспомните первое слово в песенке поросят. (НАМ) Составьте схему слова НАМ. Назовите первый звук в слове. (Н) Он какой? (согласный, звонкий твердый) Какого цвета кружок мы поставим первым? (синий) После звука Н в слове НАМ слышится какой звук? (А) Он какой? (гласный) Кружок какого цвета мы поставим вторым? (красный) Какой звук последний в слове НАМ? (М) Он какой? (согласный, звонки, твердый) Кружок какого цвета поставим третьим (синего) Сколько звуков в слове НАМ? (В слове нам три звука) Какого цвета круг остался? (зеленого). Какие звуки мы обозначаем зеленым цветом? (мягкие) Какое слово получится, если заменить твердый звук Н на мягкий НЬ? (НЯМ).

Итог: Эти конфетки в пакетиках поросята дарят вам, в благодарность за помощь. Понравилась вам наша сказка? После занятия можно будет съесть конфетки, только не забудьте вымыть руки, мы же не поросятки. Занятие закончено, всем спасибо.

Маски-подвески поросят (Наф, Нуф, Ниф)

Модели «Звукарики» (гласные звуки) с магнитными ручками

Экран с карманами для схем, используемых в ходе занятия

«Снежок» с конфетками для звукового анализа слов

Литература:

1. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. М.: Просвещении, 2010.

3. Три поросёнка. С. Михалков.

Конспект занятия на тему: «Гласные – прекрасные».
(подготовительная группа)

Цель : обобщить представления детей о гласных звуках и буквах

Задачи:
совершенствование умения различать на слух и в произношении звуки родного языка.

развитие элементарного осознания языковой действительности, закрепление с детьми терминов «звук», «буква».

формирование умения делить двусложные и трёхсложные слова с открытыми слогами на части.

развитие тактильных ощущений.

развитие динамических пространственных представлений: умение мысленно изменять пространственное положение объекта, представлять какое положение он займет после изменения.

формирование умения выделять последовательность звуков в простых словах.

развитие музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений.

совершенствование фонематического слуха: определение места звука в слове.

Ход занятия

Название этапа Деятельность логопеда Деятельность детей
1. Организационный момент В одной волшебной стране жили звуки, страна эта была совсем крохотная. Жителей этой страны никто никогда не видел, так как они были невидимками, а вот слышать их можно было. За певучесть и голосистость их прозвали гласными. Они очень дружили. Эти звуки распевали волшебные песни.
Этих звуков шесть, давайте вспомним какие это звуки?
А как же прозвали их за такую певучесть и голосистость?
Дети пропевают звуки: А, У, О, И, Э, Ы.
Звуки эти назвали – гласные.
2.Закрепление терминов «звук», «буква» Однажды в этой стране появился волшебник из другого королевства. Ему так понравилось пение, что он захотел поближе познакомиться со звуками. А когда узнал, что все звуки невидимки, то очень огорчился и решил подарить каждому волшебное платье, не похожее на других. Стоило его надеть, как звук становился видимым и превращался в букву.
Ребята, а зачем волшебник подарил каждой букве наряд?
Волшебник подарил каждой букве наряд, что бы мы могли их видеть, читать.
3. Развитие мелкой моторики; предупреждении неблагоприятных и опасных ситуаций Давайте вместе с волшебником оденем наши звуки в красивые наряды, что бы их могли все видеть.
Логопед раздает детям черно-белые шаблоны гласных букв, квадратные кусочки 20*20 красной гофрированной бумаги.
Сейчас вам нужно с помощью отрывания подготовить наряды для букв, а я каждому из вас, букву смажу клеем.
Пока дети обрывают кусочки бумаги, логопед беседует на тему техники безопасности при работе с клеем, и попадании его в глаза или рот.
Дети обрывают бумагу на кусочки, затем приклеивают на шаблоны букв.
4.Развитие динамических пространственных представлений Какие красивые буквы у нас получились. Когда наши звуки стали такие нарядные решили они отправиться гулять. Гулять пошли в лес и начали играть в прятки.
Сейчас я вам буду называть куда пошли гулять наши буквы, а вам нужно определить за какой елочкой они спрятались.
Дети по очереди прячут свои буквы, определяя местоположение елки с помощью пространственной ориентации на листе.
5.Совершенствование умения различать на слух и в произношении звуки родного языка Что может произойти с буквами, которые ушли гулять в лес совсем одни? Да, ребята, они заблудились.
Очень расстроился волшебник… давайте поможем ему отыскать буквы, и вернуть их обратно в домик!
Сначала мы покажем волшебнику, что сможем ему помочь, ведь мы знаем все гласные и умеем их выделять среди других звуков.
Я вам буду называть звуки если вы услышите гласный хлопаем в ладоши, а если согласный топаем ножками. Называю звуки: Р, О, Л, П, А, У, Ш, И, Т, Э, К, С, Ы
Дети выполняют задание логопеда, сидя на местах.
6.
Физкультминутка
Вот как хорошо у нас слышат ушки! А теперь покажите, какие у вас ножки. Игра «топотушки» встаньте возле своих мест и попробуйте повторить за мной ритм.
Молодцы! А теперь потянитесь наверх, покажи что сможете достать букву, если она забралась от страха на дерево, и в сторону потянитесь. Молодцы. Садитесь.
Дети выполняют физкультминутку
7. Определение места звука в слове Теперь мы точно готовы искать заблудившиеся буквы. Предлагаю отправиться прямиком к замку. Поедем мы на поезде. Пока едем, попытаемся определить где могут прятаться звуки в словах: в начале середине, конце. Или по разным вагонам. Если звук спрятался в начале слова то садим его в первый вагон нашего поезда, если в середине слова, то во втором вагоне, и если в конце то в третьем.
Будьте внимательны в одном слове может быть несколько гласных звуков.
Слова эскимо, эму, сыр, обруч, тыква, пила, жук, дом, часы, кит.
Дети берут картинки определяют какой гласный(ые) звук(и) спрятался в слове, берет картинку звука и садит в нужный вагон(ы)
8.Формирование умения делить двусложные и трёхсложные слова с открытыми слогами на части Вот мы и доехали до нашего замка. А как вы думайте ребята страшно в лесу буквам? Что бы они не боялись, мы сейчас дадим им сигнал, что уже близко. Давайте те слова, которые помогли нам сюда добраться поделим на части! И не забывайте, в слове столько частей сколько гласных звуков! Делим слова на слоги. Дети вновь берут картинки и отхлопывают количество слогов в каждом слове
9.Развитие тактильных ощущений Пока мы с вами шли в лес, стало совсем темно. Завязываем глазки. Будем искать буквы в темноте. Каждому из вас надо на ощупь определить, какую букву он нашел. Дети с завязанными глазами определяют букву и называет её, остальные ребята проверяют.
10.Итог занятия Ура, справились. Мы нашли с вами гласные буквы, пора отвести их домой. А волшебник очень обрадовался возвращению друзей, и вас благодарит за это! И хочет наградить среди вас таких же волшебников как и он! Наградить тех ребят, которые приняли участие в нашей выставке гласных букв «гласные-прекрасные». Вас ребята тоже можно назвать волшебниками, т.к. вы сами создали наряды для букв и посмотрите из каких только различных материалов.
Вручение дипломов.
Дети получили дипломы за участие в выставке, и все прошли к выставке посмотреть какие разные наши «Гласные-прекрасные».









Название: Конспект обобщающего занятия в подготовительной группе «Гласные-прекрасные»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, занятия логопеда, Подготовительная группа

Должность: учитель-логопед
Место работы: МБДОУ детский сад №37
Месторасположение: г. Екатеринбург, ул. Академика Бардина 25 а

Конспект группового досугового занятия "Гласные и согласные звуки и буквы", подготовительная к школе группа.

Крылова Мария Васильевна ,
учитель-логопед
МО, г. Химки, МБДОУ №7

Цели:

  1. Развитие умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами.
  2. Совершенствование навыков звукового анализа в процессе выделения гласных звуков в словах.
  3. Воспитание доброго отношения к окружающим.
  4. Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение).

Форма занятия: занятие – путешествие.

Оборудование: макет моря звуков и букв и острова “Веселая грамота”; индивидуальные тетради в крупную; цветовые символы звуков (фишки красного, синего и зеленого цвета); карточки с печатными гласными буквами из наждачной бумаги (А, О, У, И, Ы); очки из темной плотной ткани; гласные буквы (А, О, У, И, Ы) на каждого ученика; картинки с изображением животных (волк, рысь, кит, морж, слон, кот, сыр, рак); фонарик, магнитофон, аудиозаписи.

  1. Ход занятия

1. Организационный момент. Сообщение темы.

Логопед

Ребята, вы любите приключения?

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по морю звуков и букв. (Вывешивается карта). - Какие звуки и буквы есть в русском языке? (Гласные и согласные) - Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные звуки тянутся, поются и не встречают во рту преграды)

Во время путешествия мы закрепим с вами тему: “Гласные и согласные звуки и буквы”. - На чём можно отправиться в путешествие? (можно отправиться на поезде или пешком)

На каком транспорте ещё можно путешествовать? (на корабле, самолёте)

2. Графический диктант. Цель : Закреплять умение располагать рисунок на листе бумаги, ориентироваться в пространстве, развивать мелкую мускулатуру кистей рук. - А на каком транспорте будем путешествовать мы, вы узнаете, если правильно выполните следующее задание. (Детям раздаются тетради в клетку)

Открыли тетради, нашли точку и выполняем следующее задание: 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 2 клетки вправо, 1клетку вверх, 1 клетку влево, 6 клеток вниз, 2 клетки вправо, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 1 клетку вниз, 5 клеток влево, 1 клетку вверх, 1 клетку влево,1 клетку вверх, 1 клетку влево, 1 клетку вверх,7 клеток вправо.

Я думаю, что вы догадались, на чём мы с вами отправимся искать приключения. (на лодке с парусами, на яхте с парусами)

3. Дыхательная гимнастика. Цель: Развивать речевое дыхание. - Но парус наш повис, и мы стоим на месте. Как вы думаете, почему? (наш парус повис, потому что нет ветра) - Чтобы появился ветер необходимо выполнить артикуляционно-дыхательное упражнение «Парус»:

На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удерживать язык в таком положении и сильным выдохом «надувать парус» (чтобы язык выгибался от напора воздуха) под счет от 1 до 10. Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Ветер парус раздувает,

Нашу лодку подгоняет.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем парус мы держать.

вдох через нос, выдох через рот.

Дети выполняют упражнение 4 – 5 раз.

Наша яхта поплыла, и помог нам ветер.

Логопед

4. Звуковой анализ слова “ВЕТЕР”. Цель: Развивать фонематический слух, закреплять навык выполнения анализа слова. - Возьмите, пожалуйста, знакомые вам цветовые символы звуков (фишки красного, зеленого и синего цвета) и выложите на парте слово “ветер”.

Дети выполняют задание самостоятельно. Затем один ребено, который справился с заданием раньше других, выкладывает это слово у доски и объясняет, почему он выбрал именно такие символы. Все дети проверяют.

Сколько слогов в слове “ветер”? Как узнал? (2 слога. Сколько в слове гласных столько и слогов)

Назовите первый звук в слове “ветер”, охарактеризуйте его. (Первый звук [в’], он согласный, мягкий, звонкий)

А какой последний звук в этом слове, охарактеризуйте его. (Последний звук [р], он согласный, твердый, звонкий)

Скажите, а какой третий звук в слове “ветер”. (Третий звук [т’], он согласный, мягкий, глухой)

Молодцы.

5. Работа по теме. Игра “Эхо”.

Цель: Развивать слуховую память и внимание. - Ребята, вы слышите, ветер доносит какие-то звуки? Повторите, что вы слышите. АУИ УАО АИЫ УАЫ ОУИ АУИЫ - Какие звуки вы слышали и произносили? (Гласные звуки)

Докажите.

Дети, кто-то зовет нас на помощь. Вы видите кого-нибудь? (Нет)

На море сильный туман и придется спасать на ощупь. Ребята, а спасать кого-нибудь или прийти на помощь – это благородное дело.

Игра “Узнай букву на ощупь”. Цель: Развивать память, внимание и тактильное восприятие. Дети надевают поочередно очки из темной плотной ткани. Им дается карточка, на которой приклеена печатная буква из наждачной бумаги: А, О, У, И, Ы. - Кого ты спас? (Я спас гласную букву А)

Кому ты пришел на помощь? (Я пришел на помощь букве О)

Кому помог ты? (Я помог гласной У)

Кому оказал ты помощь? (Я оказал помощь букве Ы)

и т.д.

Дети кого вы спасли? (Гласные буквы)

Гласные буквы попали в беду и просят помочь им добраться домой на остров “Веселая грамота”. Поможем? (Да)

Но чтобы дорога показалась короче, я предлагаю вам поиграть с гласными буквами. Детям раздаются гласные буквы: А, У, О, И, Ы.

Игра “Разведчики”. Цель: Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.

Если мы вернем на остров гласные звуки, то вернем и животных, в названиях которых они есть. Но теперь задание усложним: я показываю вам картинку, а вы показываете мне жестом ладони тот гласный звук, который есть в названии этой картинки.

Детям показываются картинки: ВОЛК, КИТ, МОРЖ, РЫСЬ, СЛОН. Они выкладывают перед собой гласные буквы.

Проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Ребята, вспомните и назовите по порядку названия картинок, которые я вам показывала. А помогут вам гласные звуки, которые я вам буду прикреплять на доску.

Дети называют названия животных, а учитель-логопед вывешивает эти картинки. - Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на этих картинках? (Животные)

Игра “Кто лишний?” (Картинки: волк, кит, морж, рысь, слон.) Цель: Развивать логическое и образное мышление, связную речь, составление сложноподчиненных предложений. - Посмотрите на картинки, которые находятся на доске. Подумайте и скажите кто лишний и почему. (Я думаю, что лишний слон, потому что он живет в Африке. Мне кажется, что лишний кит, потому что это самое большое животное. Здесь лишняя рысь, потому что только рысь охотится на добычу, прыгая с деревьев.)

Убрать картинки с доски.

6. Деление слов на слоги.

Дети, вы слышите веселую музыку? Мы приближаемся к острову “Веселая грамота”.

Но, для того, чтобы сойти с яхты на берег нам нужно выстроить понтонный мостик. Вы поочередно будете называть по одному названию предметов, которые видны на острове, делить слово на слоги. Сколько будет в слове слогов – столько деталей моста вы получите.

7. Физминутка / Дети выполняют ее, стоя./ Гимнастика для глаз.

Цель: Укреплять глазодвигательные мышцы. - На этом острове есть маяк, который покажет нам дорогу. Следим глазами за маяком.

На доску наводится фонарик, дети следят глазами за перемещающейся светящейся точкой: влево – вправо, вверх – вниз, горизонтальная восьмерка и т д.

8. Игра «Волшебные деревья». Логопед:

Посмотрите, ребята, мы, наконец-то попали на остров. Что вы видите здесь необычного?

Дети: - деревья синего, зеленого и красного цвета.

Логопед: - Это же остров «Веселая грамота», а значит, здесь главные буквы и звуки. Ребята, что растет на деревьях – овощи или фрукты? (ответы детей ) Конечно, фрукты. В названии каждого фрукта, конечно же есть первый звук. Если мы правильно дадим ему характеристику (гласный, согласный мягкий или твердый) и вспомним каким цветом он обозначается – то узнаем, на каком дереве он растет. Но сначала вспомним, чем согласные звуки отличаются от гласных. Дети поочередно берут из корзины картинки с изображением фруктов, выполняют задание и вешают их на соответствующие деревья.

9. Итог занятия.

Звучит спокойная музыка.

Ребята, мы помогли гласным буквам добраться до острова “Веселая грамота”, но нам пора отправляться в обратный путь. Глаза закрыли.

Раз, два, три, четыре, пять,
В класс вернулись мы опять.

Как называлась тема нашего занятия?

На чем мы путешествовали?

Что вам понравилось на занятии больше всего?

С чем вам было трудно справиться в путешествии?