Фонетика и орфография правила. Современный русский литературный язык

Практическая работа 7

Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка

(наименование практического занятия)

Цели работы:

студент должен уметь:

Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;

Извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников;

Строить рассуждения с целью анализа проделанной работы.

Задания:

1. Определите, сколько в слове слогов, какой по счету ударный? Разделите: на гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены? Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твердые и мягкие. Какими буквами обозначены? Количество звуков и букв в слове.

2. В каком слове произносится мягкий глухой шипящий согласный?
1) щека 2) пожалеть 3) шапка 4) желание
3. В каком слове произносится непарный звонкий мягкий согласный?

1) мыло 2) режим 3) луна 4) космос

4. В каком слове произносится звук [а]?

1) вянуть 2) частичный 3) тянуть 4) щадить
5. В каком слове произносится 2 согласных звука?

1) солнце 2) возчик 3) мыться 4)поет
6. В каком слове произносится звук [й]?

1) тёрка 2) еда 3) сюда 4) прятать
7. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) въедливый 2) юбиляр 3) местность 4) маячить
8. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

1) рожь 2) память 3) пережить 4) воздвиг

9. В каком слове звуков больше, чем букв?

10. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1)ключ 2) миля 3) жениться 4) портрет

11. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1)бледнЫ 2) нАчаты 3)дОговор 4)зАвидно
12. Укажите цифрами количество звуков в словах.

половодье шестая пекарня шлёпать
13. В каком слове все согласные твердые?

1) заживо 2) возможность 3) качество 4) решение

14. Сделать фонетический разбор слов: люблю, морковь, стихотворцы, бьющаяся, косьба.

Алгоритм фонетического разбора слова

Фонетический разбор слова нужно производить в строгом соответствии с заданным алгоритмом.

1) Сначала выпишите слово.

2) Произнесите его и прислушайтесь к звучанию.

3) Затем в квадратных скобках напишите транскрипцию слова, отразив все имеющиеся в нём звуки и обозначая дефисом слогоделение.

4) Напишите, сколько в слове слогов, какой слог является ударным.

5) Выпишите в столбик все буквы слова, а рядом с соответствующими буквами в квадратных скобках укажите звуки.

6) Дайте характеристику каждому звуку, начав с обозначения, гласный он или согласный.

7) Гласные и согласные характеризуются по-разному:

у гласных нужно указать, являются ли они ударными;

у согласных укажите глухость/звонкость, парность/непарность, приведите парный звук, обозначьте твёрдость/мягкость и парность по данному признаку, напишите твёрдую или мягкую пару.

8) Подведите под столбиками букв и звуков горизонтальную линию, пересчитайте количество букв и звуков, укажите его.

выполненные задания, ответы на вопросы.

Контрольные вопросы:

Фонетические средства русского языка. Что к ним относится?

Из каких значимых единиц речи состоит фонетическая система русского языка?

Литература:

7. stavcur.ru/cl/10/ru4.htm

Сопоставление устной и письменной речи

Цели работы:

студент должен уметь:

Извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности;

Проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.

Дидактическое оснащение практической работы:

Задания:

1. Прочитайте следующий теоретический материал:

Сопоставление устной и письменной речи

Наша речь существует в двух формах – устной и письменной. Устная форма речи первична. Она появилась задолго до возникновения письменной формы речи. И письменная, и устная речь обладают рядом схожих и различных черт. Обе формы служат средством общения людей. Обе помогают выразить мысли, чувства, передать информацию. Но способы для этого устная и письменная формы речи используют разные.

Устная форма речи – это любая речь, которая звучит. Она характеризуется мелодичностью, интенсивностью, продолжительностью, разными темпами речи, от очень быстрого до замедленного. Устная речь богата различными оттенками интонации, поэтому способна передать различные переживания говорящего, его чувства, отношение к тому, что он говорит и кому говорит. Устная речь может сопровождаться дополнительными средствами: мимикой, жестами, взглядом и т.д.

При использовании устной формы речи нельзя еще раз вернуться к тому, что уже сказано. Поэтому говорящий одновременно и произносит фразу, и обдумывает следующую. В связи с этим устная форма речи может быть неплавной, прерывистой. Говорящий часто использует дополнительные восклицания, которые помогают заполнить паузу в момент обдумывания следующей фразы. Устная форма речи может быть подготовленной, например, доклад, выступление. А может быть и неподготовленной, спонтанной.

Письменная речь создавалась человеком для закрепления устной речи. Письменная речь дала возможность передавать информацию из поколения в поколение, закреплять знания и опыт человека с тем, чтобы передать их потомкам. Следовательно, основное отличие письменной формы речи от устной заключается в возможности сохранять информацию на протяжении длительного времени. Если устная речь воспринимается органами слуха и зрения, то письменная только органами зрения. Письменная речь в отличие от устной допускает использование сложных конструкций. Она имеет четкую структуру, дает возможность вернуться к сложным местам, вдумываться в них.

Письменная речь обладает стилеобразующей функцией, поэтому позволяет выбирать языковые средства в зависимости от стиля. Письменная речь всегда подготовлена. Она может редактироваться, совершенствоваться. К письменной речи обязательно предъявляются требования пунктуации и каллиграфии.

Но, несмотря на такие существенные различия, устная речь может быть записана, например, интервью. А письменная речь может быть произнесена. Например, выступление артистов словесных жанров или постановка спектакля по пьесе какого-либо писателя.

2. На основании теоретического материала составьте сопоставительную таблицу устной и письменной речи.

3. Проиллюстрируйте данные положения таблицы конкретными примерами.

выполненные задания, сопоставительная таблица.

Контрольные вопросы:

Назовите формы речи. В чем их особенность?

Назовите жанры устной и письменной речи.

Литература:

1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. по- собие сред. проф. образования. - М., 2014.

2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

3. Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 кл. - М.: Просвещение, 2009.

4. Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. - М., 2014.

5. Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. - М., 2014.

6. Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. - М., 2014.

7. stavcur.ru/cl/10/ru4.htm

8. my-shop.ru/shop/books/8355.html

9. www.umnikk.ru/index.php?section=book

Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.

Цели работы:

студент должен уметь:

Строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;

Определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае.

Дидактическое оснащение практической работы:

Задания:

1. Повторите самостоятельно следующие орфографические правила :

Употребление буквы -ь- и -ъ-;

Правописание приставок на -з- и -с-;

Ы- / -и- после приставок;

Правописание -о- и -е- после шипящих и -ц-;

Правила пунктуации.

2. Запишите в две колонки слова с разделительным ъ и ь, произведите их морфемный анализ, дайте мотивацию своего выбора.

Ал…янс, в…ехать, в…юшка, гнездов…е, д…як, звер…е, зимов…е, интер…ер, ин…екционный, итал…янский, кар…ер, кол…е, кол…раби, конс…ержка, конферанс…е, кур…ерша, лос…он, об…емлемый, пен…юар, от…евшийся, кабал…еро, от…единенный, челобит…е, от…ять, побатал…онно, мин…он, пред…явитель, бел…этаж, с…естной, раз…яриться, шевал…е, фельд…егерь, бел…этаж, полын…я, рант…е, трел…яж.

3. Вставьте пропущенные буквы в приставках и разместите слова по трем столбикам: 1) с приставками, не меняющими на письме согласного; 2) с приставками на з –с; 3) с приставками на гласный. С выделенными словами составьте предложения.

Бе…вкусица, …жечь дотла (что-нибудь), бе…жалостный, бе…форменный, бе…шумный, о…текаемый, во…зрение, во…становление, на…смотрщик, н…слаждение, во…торжествовать, п…дучить, о…блеск, и…жога, и…подтишка, по…писчик, по…шипник, бе…кормица, пр…исшествие, ни…падать, пр…свещать, …дельщина, пре…почтение, пре…шественник, чере…полосица, чере…седельник, з…адвижка, з…чинщик, пер…мирие, пер…шеек, ра…знакомиться, ра…творять, ра…щелина, д…веренный, д…верчивый, ра…чет, ра…считать, ра…хвораться, бе…кровный.

4. Перепишите, расставляя ударения и вписывая пропущенные буквы. Составьте устно предложения с данными словами.

Р…звальни – р…звалиться; р…зыгрыш – р…зыграть; р…зыск – р…зыскать; р…спись – р…списать, р…списание, р…списка; р…ссыпь – р…ссыпать; р…сказ – р…ссказни; р…спустить (на каникулы) – р…спуск.

5. Из слов, помещенных в скобках, при помощи указанных приставок образуйте новые слова. Подчеркните удвоенные согласные.

Без- или бес- (сильный, словесный, вкусный, ценный, злобный, сонный); воз- или вос- (зрение, становление, держаться, принимать, создавать); из- или ис- (зябнуть, зубрить, жарить, портить, следовать); от- или о- (таять, тяжелеть, толкнуть); под- или по- (дразнить, данный, давать, дарить); раз- или рас- (знакомиться, жечь, писать, пороть, седлать, спрашивать, таять, тратить, чет, считать, чистка).

6. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Без…глый, без…дейность, без…нвентарный, без…скровый, без…тоговый, вз..мать, вз…скать, дез…нформация, контр…гра, небез…звестный, об…ндеветь, об…сканный, под…тожить, пост…мпрессионистский, пред…юльский, сверх…зысканный, спорт…гра, с…здавна, с…змала, с…мпровизировать, транс…орданский, без…скрый, без…нициативный, дез…нфекция, меж…нститутский, над…ндивидуальный, небез…нтересный, об…граннный, от…менный, пан…сламист, пред…мпрессионистский, пред…стория, сверх…ндустриализация.

7. Вставьте пропущенные буквы.

Трущ...ба, щ...тка, ш...лк, ж...рнов, ш...рник, бесш...вный, крыж...вник, ш...к, ж...ванный, саж...нки, медвеж...нок, печ...ный, реч...нка, улич...нный, ж...лтый, ш...рох, тяж...лый, ч...рствый, заш...л, пч...лка, освещ...ннный,пш...нный, размеж...вка, выкорч...вывать, вощ...ный, червяч...к, грош...вый, моч...ный, парч...вый, горяч..., певуч..., жж...т, стаж...р, старуш...нка, свинц...вый, перц...вый, облиц...вать.

8. Поставьте данные существительные в творительный падеж:

падеж, кирпич, продажа, плащ, рубеж, меч, борщ, межа, плач, свеча, пейза

9. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. (Текст распечатан на каждого студента)

Аня помнила из ра_казов матер_ что она родилась на юге под Одессой и уже годовалым ребенком была перев_зена на север в Царское Село в сырое великолепие царстве_ых парков под чьей сенью гулял среди лицеистов ю_ый Александр Пушкин.

Аня в подр_стковом возрасте была н_чем (не)пр_мечательна. Тихоня замкнутая ст_снительная девочка... Только близкие знали что эта тихоня лазала по деревьям как кошка а в воде чу_ствовала себя как рыба.
С Колей Гумилевым своим будущим мужем первым мужем Аня позн_комилась в 1904 году в сочельник. Ходили покупать игрушки для елки. Был чудес(?)ный солнечный день. Легкая пороша выпала ночью а утром еще сыпались мелкие и редкие снежинки. В лучах солнца они к_зались золотистыми (не)натуральными словно нареза_ыми из фольги.

(На)встречу шли мальчики Гумилевы. Пошли вместе. Аня н_чуть (не)была заинтересована этими щ_голеватыми гимназистами свысока заносч_во посматр_вавшими на девочек. Не заинтересовал ее и самый плечистый из них Коля Гумилев.

Не так отнесся Коля к этой встрече. Его мгнове_о смутили пухлые губки... Нежное лич_ко... Волосы... В ее облик_ было что-то (не)высказа_ое печальное таинстве_ое... Нельзя было (не)влюби(ть,т)ся в эту име_о в эту хрупкую девочку...

После этой встреч_ Коля Гумилев стал поджидать Аню Горенко искать с ней (в)роде бы случайных встреч. Девочка упрямо избегала его. Ане он (не)нравился вероятно в этом возр_сте девушкам нрав_(ть,т)ся разоч_рова_ые молодые люди старше двадцати пяти лет. А Коля Гумилев был в этот ра_ий пери_д несколько деревя_ым высокомерным (с)виду и очень (не)увере_ым внутри. Роста высокого худощав с очень красивыми руками несколько удлине_ым бледным лицом не очень заметной внешности но не лише_ой элегантности. Блондин каких на севере можно часто встретить.

Позже возмужав и пройдя суровую к_в_лерийскую школу он сделался лихим наез(?)ником храбрым офицером. Благодаря своей пр_восходной дли_ой фигуре и широким плечам Гумилев был очень пр_ятен и даже интересен особе_о в мундире.

Но это будет много позже а пока он всего лишь если и не гадкий то серый утенок ищущий встреч с этой девочкой с пухленькими губками. А она уход_т избега_т его. Почему?

10. Проиллюстрируйте данные ниже правила примерами из текста.

1) При обособлении приложения употребляется тире, если перед приложением можно без изменения смысла вставить слова а именно.

2) Приложение, относящееся к имени собственному, обособляется, если стоит после определяемого существительного.

3) Обособляются распространенные определения, выраженные причастием с зависящими от него словами.

4) Точка с запятой ставится в бессоюзном сложном предложении, если части его отдалены друг от друга по смыслу.

5) Обособляется, как правило, деепричастный оборот независимо от места, занимаемого по отношению к глаголу-сказуемому.

6) Для смыслового выделения или для попутного пояснения могут выделяться запятыми обстоятельства, выраженные именами существительными в косвенных падежах. Чаще всего такие конструкции образуются именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями благодаря, ввиду, в зависимости, во избежание, вопреки, в отличие, в связи, в силу, вследствие, несмотря на, при условии, согласно

выполненные задания.

Контрольные вопросы:

Какова роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи?

Какие вы знаете правила, нарушающие единообразие написания корня?

Какие вы знаете группы приставок, соотносимые с разными принципами написания?

Озвучьте правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ь и ъ.

Что такое пунктуация?

Можно ли пунктуацию изучать вне синтаксиса?

Какие же цели преследует пунктуация?

Что же лежит в основе пунктуации, русской пунктуации?

Чем же являются для нас принципы русской пунктуации?

- «Пунктуацию нельзя выучить, надо научиться ее применять». Согласны ли вы с таким высказыванием?

Литература:

1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. по- собие сред. проф. образования. - М., 2014.

2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

3.Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 кл. - М.: Просвещение, 2009.

4.Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. - М., 2014.

5.Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. - М., 2014.

6. Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. - М., 2014.

7. stavcur.ru/cl/10/ru4.htm

8. my-shop.ru/shop/books/8355.html

9. www.umnikk.ru/index.php?section=book

Фонетический, орфоэпический и графический анализ слов

Цели работы:

студент должен уметь:

Проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.;

Проводить фонетический разбор, орфоэпический и графический анализ слов;

Извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника.

Дидактическое оснащение практической работы:

Задания:

1. Вспомните варианты ударения: нормативные ударения, устаревшие ударения, имеющие стилистическую окраску, литературные ударения. Составьте глоссарий по теме.

2. Расставьте ударения в следующих существительных:

1) Газопровод, договор, досуг, дремота, знамение, изобретение, кремень, ломоть, мусоропровод, мышление, намерение, пила, приданое, свекла, статуя, ходатайство, щавель.

2) Апокриф, апостроф, бюрократия, гастрономия, диоптрия, значимость, иконопись, каучук, ломота, мытарство, пасквиль, похороны, созыв, статут, упрочение, феерия, феномен.

3) Асимметрия, бензопровод, вероисповедание, ветеринария, бунгало, генезис, гренадер, диспансер, догмат, жизнеобеспечение, камбала, каталог, квартал, некролог, нефтепровод.

4) Диалог, игрище, искра, кладовая, колосс, недуг, партер, премирование, пурпур, путепровод, ракурс, столяр, толика, узаконение, фарфор, христианин, экслибрис.

3. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте словосочетания.

1)А тлас - атла с, бро ня - броня , ви дение - виде ние, вя занка - вяза нка, и рис - ири с, ки рка - кирка , клу бы - клубы , кре дит - креди т, ло скут - лоску т, мокро та - мокрота, остро та - острота , ста рина - старина , ха ос - хао с.

2) Ла вровый - лавро вый, у гольный - уго льный, характе рный - хара ктерный, языково й - языко вый.

3)Заброни ровать - забронирова ть, мо рщить - морщи ть, погружё нный - погру женный, скло нен - склонё н, тру сить - труси ть.

4.Найдите слова, в которых допускаются варианты ударения. Отметьте нормативные ударения, допустимые (т.е. менее желательные, но находящиеся в пределах нормы), устаревающие, имеющие стилистическую окраску.

1) Дискант, каталог, кета, компас, ломоть, мышление, партер, прикус, ровня, феномен.

2) Августовский, безудержный, великовозрастный, девичий, заснеженный, кирзовый, мизерный, мускулистый, окровавленный, флейтовый.

5. Какое ударение является литературным (нормированным), а какое употребляется в профессиональной речи?

1)И скра , ко мпа с, мая ка (род. пад.), при ку с, шпри ца (род. пад.).

2) Фле йто вый, фи льтро вый.

6. От данных качественных прилагательных образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения. Расставьте ударения.

Белый, глупый, дорогой, естественный, здоровый, красный, красивый, круглый, лёгкий, острый, полный, сильный, смешной, смелый, тяжелый, хитрый, четкий, ясный.

7.Расставьте ударения в неопределенной форме глагола.

Багроветь, баловать (-ся), бронировать (покрывать броней), бронировать (закреплять), группировать, заиндеветь, закупорить, заржаветь, кашлянуть, лиловеть, морщить (лоб), морщить (об одежде), нормировать, обезуметь, облегчить, опошлить, откупорить, плесневеть, принудить, ржаветь, соболезновать, уведомить, удить, ходатайствовать, экипировать.

8. Затранскрибируйте текст. Отметьте все позиционные чередования гласных и согласных фонем.

Вперёд! Без страха и сомненья

На подвиг доблестный, друзья!

Зарю святого искупленья

Уж в небесах завидел я!

Смелей! Дадим друг другу руки

И вместе двинемся вперёд,

И пусть под знаменем науки

Союз наш крепнет и растет (А.Н.Плещеев).

9. Затранскрибируйте приведённые ниже слова. Укажите, какие фонетические процессы (законы) в области гласных здесь наблюдаются.

Старичок, жасмин, полевой, шалаш, оперативный, чернота, осенний, целиком, шерстяной, водяной, чеснок, жернова, еловый, пятаки.

10. Чем отличаются ударные гласные в приводимых парах слов? Какая фонетическая закономерность здесь наблюдается?

Рад - ряд, гроза - грозя, шута - шутя, соло - сёла, вол - вёл, сад - сядь, лот - лёт, мат - мать, нос - нёс, мол - мёл, тук - тюк, колу - колю, лук-люк.

11. Какие фонетические законы (явления) наблюдаются при произнесении согласных звуков в данных словах?

Над трибуной, вселиться, сгореть, с Шурой, с бантиком, вскользь, с братом, к жене, низко, без шапки, в коробку, с досады, легче, изжить.

12. Сделать графический анализ слов: подъезжать, успокоиться.


Похожая информация.


Русский язык: 90 основных правил русской орфографии для школьников и абитуриентов:

Настоящее пособие является тренировочно-справочным комплексом по закреплению и развитию орфографических навыков у учащихся старших классов и лиц, окончивших среднюю школу и занимающихся самостоятельным повторением курса русского языка. Кроме того, оно может быть использовано школьниками для углубленного изучения русской орфографии в пределах программы по русскому языку, предусмотренной для каждого класса.

Пособие представляет собой первую книгу комплекса. Вторая книга посвящена основным правилам русской пунктуации.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящая книга представляет собой комплексное учебное пособие, адресованное учащимся-старшеклассникам, абитуриентам, учителям, в также всем тем, кто заинтересован в самостоятельном повторении полного курса русского правописания — орфографии и пунктуации.

Пособие включает две части. Перед вами первая из них — «Орфография». В книге подробно изложены основные правила орфографии (отмечены знаком Ш), принципы, на которых она базируется, представлен подробный теоретический материал, способствующий пониманию научной основы русского правописания — сведения о составе слова (звуковом и морфемном), о словообразовании, о специфике каждой части речи, которая определяет правила использования данного грамматического класса слов в речи и написания их (определения отмечены знаком А). По ряду важнейших вопросов дан исторический комментарий, помогающий понять, как сложились некоторые традиции правописания, сформировались особенности словоизменения частей речи и т. п. В ряде заданий к упражнениям разъясняются проблемы лексикологии, связанные с культурой устной и письменной речи.

Упражнения носят различный характер: от традиционного грамматического разбора, тренировочных заданий (типа «вставьте пропущенные буквы и объясните их написание», «предварительный диктант») до контролирующих и творческих («написать изложение/сочинение»). Они как бы ведут за собой: от подробных комментариев — к все более самостоятельным решениям и выбору, в чем проявляется развивающий характер заданий.

ОРФОГРАФИЯ И ГРАФИКА. ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПИСЬМЕННОЙ И УСТНОЙ РЕЧИ

Русский язык, как и все языки мира, является «системой фонетических, лексических и грамматических средств»1, служащих для выражения мыслей, чувств, воли — всего, что способствует общению людей, осуществляемому с помощью речи. Устная и письменная речь строится по определенным законам и правилам, и это обеспечивает ее понимание всеми говорящими на русском языке.


ОРФОГРАФИЯ

Орфография (от греч. orthos — прямой, правильный, grapho — пишу, дословно «правильное письмо») — это свод правил, устанавливающий единообразие написания слов, их частей и форм. Она включает пять основных разделов: 1) передача звуков (фонем) буквами в составе слова; 2) слитные, раздельные и полуслитные (дефисные) написания слов;

3) употребление прописных (больших) и строчных (малых) букв; 4) правила сокращения слов; 5) правила переноса слов.

Орфография имеет систему принципов.
Ведущий принцип русской орфографии — морфологический. Он требует единообразия в передаче на письме морфем, их фонемного состава (одной буквой на письме обозначается фонема — вне зависимости от реального произношения в устной речи) и касается написания безударных гласных (дрозды — дрозд), звонких и глухих, непроизносимых согласных (трубка — трубочка, просьба — просить; здравствуй — здравый), а тькже суффиксов, приставок и окончаний существительных, прилагательных, глаголов (подвёл — подсказал, красота — красоты, в старом замке — на большом столе, водишь — летишь и т. п.).

Фонетический принцип касается написания приставок на -з//-с (без-/бес-, воз-/вос-, из-/ис-.низ-/нис-, раз-fpac-, роз-/рос-, через-/черес-), чередующихся гласных в корне (гор-/гар-, зор-/зар-), букв и иы. после приставок на согласную. Следуя этому принципу, надо писать так, как указанные элементы слышатся (безучастный — бессердечный, возражать — восставать, изучить — исследовать, низвергаться — ниспадать, разграничить — растрогать, раздача — розданный, рассыпал — россыпи, чрезвычайный — чересседельник; загар, зорька; игла — безыглый).

Принцип традиционного написания распространяется на случаи, в которых выбор буквы не мотивирован в современном русском языке, хотя может существовать его историческое объяснение. Потрадиции пишутся окончания -ого/-его прилагательных, местоимений, причастий, порядковых числительных в форме родительного падежа единственного числа (апрельского, твоего, успевающего, восьмого).
Традиционное написание корней следует запоминать.

Слова пишутся на письме опорно, если каждый звук в них отчетливо слышен (фонема в сильной позиции: там, дол, крупа); в большинстве случаев необходимо пользоваться проверочными словами (травка — трава, долина — дол). Кроме того, имеются дифференцирующие написания для различения смысла слов и грамматических форм, которые звучат одинаково (поджёг бумагу — сгорел из-за поджога; плач ребёнка — не плачь от обиды;

балл — бал).

Правила слитных, раздельных и полуслитных (дефисных) написаний строятся на лексико-синтаксическом принципе, состоящем в разграничении словосочетаний и слов (невысокий кустарник — не высокий кустарник, а стриженый газон вокруг дома; дикорастущий — дико растущий в горах;

тяжелораненый - тяжело раненный в бою)^ а так^ же на словообразовательно магическом принципе, поясняющем неохмость или отсутствие в сложных существите прилагательных соединительных гласных -О- суффиксов в первой части (кашевар, кожзаменитель.
вагон-весы, машиностроитель — машинно-тракторный). Некоторые слова пишутся слитно или раздельно по традиции (по одному — поодиночке).

Принципы и правила сокращения слов требуют: не опускать первую букву (область — обл.), опускать минимум две буквы (север — с., но: юг — ю.), не заканчивать сокращение буквами ь, ъ, и, гласными (русский — рус. и русск.). Типы графических сокращений немногочисленны: точечные (посёлок — пос.), дефисные (фабрика — ф-ка), косолинейные (абонементный ящик — а/я), комбинированные (железнодорожный — мс./д.).

1. Прочитайте. Назовите принципы русской орфографии.

Погода стояла блаженно тихая. Воздух был золотист, и облака как золотые кущи... Малиновой стеною поднимался кипрей, нога пружинила на затейливом ковре из брусники, вереска и мхов. Среди кипрея стояли берёзки, ростом — дети, видом — старички. На побережье они принимали на себя все тяготы северной жизни: мороз и ветер.

С детства надорвавшись над непосильной ношей, берёзки на побережье были низки, но невероятно живучи. Их гнутые-перегнутые тельца были сплетены не из древесины, а из железных жил, не поддающихся топору. (По В. Бахревскому.)

2. (Изложение.) Прочитайте. Выделите случаи отступления от морфологического принципа орфографии в пользу фонетического или традиционного. Укажите слова, которые пишутся в соответствии с правилами о слитном, раздельном и полуслитном написании. Составьте план текста и напишите по нему изложение.

Когда дедушка написал своей дочери в институт о том, что он вторично женился, моя матушка, тогда ещё девочка-подросток, страшно испугалась, что у неё будет мачеха, которую она представляла себе не иначе, как в виде злой, сварливой, старой классной дамы, которой ничем нельзя угодить, с ненавистью относящейся к своей падчерице. Отец не говорил ей даже о том, каких лет была её мачеха, не говорил, как она догадалась потом, вероятно, потому, что его жена была гораздо более чем вдвое моложе его, к тому же он был человеком властолюбивым, старозаветным и весьма крутого нрава. Он и для того времени слишком строго расправлялся со своими крестьянами и суровоотносился к домочадцам.

За всё время воспитания в институте моей матери он не только ни разу не навестил её, но, будучи человеком весьма зажиточным, не посылал ей даже гостинцев, хотя по натуре вовсе не был скупым. Он не выказывал ни жене, ни дочери никаких чувств, так как находил, вероятно, что простые человеческие отношения к близким могут уронить в их глазах его авторитет главы семейства, — идеи Домостроя тогда ещё не совеем исчезли в русском обществе.

Хотя дедушка не видал своей дочери за всё время её воспитания, но как только он отправился с нею в дорогу, так сейчас же начал обрывать её каждый раз, когда она живо заговаривала с ним о чём-нибудь, наставительно и торжественно внушал ей, что она обязана видеть в нём только отца, а не свою «подружкумилушку», и что потому-то для неё неприлично трещать с ним, как трещотка: она должна лишь почтительно и благопристойно обращаться к нему. Ни малейшего спора не только с дочерью, но и с женою он не допускал, усматривая в этом унизительную для себя фамильярность. Уже сам по себе его наставительный тон отталкивал от него и мешал просто, по-человечески относиться к нему. (По Е. Н. Водовозовой.)


ГРАФИКА

Г р а ф и к а (от греч. grdpho — пишу) рассматривает совокупность средств, используемых для фиксации речи на письме: буквы, знаки пунктуации и ударения, дефис, параграф, апостроф, абзац. Графика во многом связана с орфографией, но ее основной предмет — буква.

Буквы составляют алфавит, кансда имеет прописную и строчную разновидности Вв и т. д.), за исключением ь. ъ, ы (прописная оук используется при передаче иноязычных назван).

В русском алф-.вите (азбуке) есть:

1) буквы, которые не обозначают звуков речи, — это ь и -5;
2) буквы, передающие на письме два звука — твердый и мягкий, — это большинство согласных (рад [р] - ряд [р"]):
3) две буквы могут передавать один звук (моль [л"], считать [ш"]);
4) буквы е, ё, ю, я, которые обозначают два звука в начале слова, после другого гласного и после ь и ъ (ель, ёлка, юла, яд; моя, мою, моё, моего; третья, подъезд).

Примечание. После согласного указанные буквы передают один гласный звук (лес [э], пёс [о], люк [у], ряд [а]).

Основной принцип русской графики — слоговой, т.е. буквосочетательный: мягкость и твердость согласных, а также фонема <й> на письме передаются сочетанием букв. Например, в словах мал — мял в графических слогах ма и мя, буква а указывает на твердость, а буква я — на мягкость предшествующего согласного; в словах бадья, её, объезд, район, бульон фонема <й> передается сочетанием букв и их позицией в слове.

3. Прочитайте. Назовите звуки и буквы; установите соотношение между ними. Укажите гласные и согласные.

Белой ночью месяц красный Выплывает в синеве.
Бродит призрачно-прекрасный, Отражается в Неве. (А. А. Блок.)

4. Прочитайте. Установите звуковое значение букв е, ё.
ю, я. Затранскрибируйте слова, содержащие эти буквы. Определите количество букв и звуков в тексте.

Ночью вьюга снежная

Заметала след.

Розовое, нежное Утро будит свет. (А. А. Блок.)

5. Прочитайте. Проанализируйте, с какой целью использованы заглавные буквы в тексте.

Антон молча подсел к костру, он то хмурился, то улыбался. Друзья не торопили его, только Юл подкинул в огонь пару сучьев. Стало чуточку посветлей.

Антон ударил себя по колену:
— В Плеядах есть разум — Искинт1!..
Он построил себе Игру, ведь для него наша
жизнь — это умственная игра...
— А дальше? — скулы Лю Банга обострились. —
Ты вполне убеждён, что он наш союзник? (По Д. Биленкину.)

6. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Мотивируйте свой выбор.
Ветер (с) (Н, н)еаы тр. .пал (О, о^рлёные штандарты. Описав (полу)(кружие), возок нырнул (под)тулкую арку (Г, главного (Ш, iu/габа. (За) (Д, (дворцом (С, Строгановых, ухнув на р..згоне fc^M.-ста, возок (про)л..тел мимо гр-.мадных в..трин, (за)ти. .морозью которых неж-.лись дары троп..ков: груды ананас.. и апельсин.. , восковая соч..нос..ть финик.. , т..ж..лые гроз-.ди винограда (над)У10.ртз,.. Пановыми тортами. (По В. Пикулю.)

7. Распределите данные наименования по группам согласно правилам написания прописной буквы в них. Назовите эти правила.

Заполярье, Северная Пальмира, Аполлон, Мельпомена, Подмосковье, Фаренгейт, Антарктика, Ближний Восток, Белый дом (США), г. Великие Луки, День независимости Индии, Австралийские Альпы, Валдай, Пенза, Библиотека иностранной литературы. Древняя Русь, Мемориальный музей космонавтики. Острова Зелёного Мыса, Орловский областной краеведческий музей, Цельсий, г. Судовая Вишня, Ватиканское государство, Пулковский меридиан, пустыня Сахара.

8. (Предварительный диктант.) Прочитайте. Повторите принципы орфографии, найдите традиционные, непроверяемые написания; проанализируйте, как использованы прописные буквы, обратив внимание на имена собственные. За Искинт — искусственный интеллект.
9 помните особенности использования знаков препинания, дефиса. Какова роль абзаца в тексте? Напишите текст под диктовку.

В истории человечества было немало периодов, когда здоровые идеалы красоты временно заменялись нездоровыми. Подчёркиваю: я имею в виду только здоровый идеал, канон, называйте его как хотите, — в природе никакого иного быть не могло. Да и во всех культурах в эпоху их наибольшего расцвета и благоденствия идеалом красоты было здоровое, может быть, с нашей современной точки зрения, и чересчур здоровое тело. Таковы, например, женщины, которых породили матриархатные общества Крита и протоиндийской, дравидийской цивилизации, древняя та. средневековая Индия. Интересно, что у нас в Европе в средние века художники, впервые изображавшие обнажённое тело, писали женщин-рахитичек... И немудрено — им служили моделями запертые в феодальных городах женщины, почти не видевшие солнца, лишённые достаточного количества витаминов в пище. Они все одинаковы, эти патологические, трагические фигуры Ев, «святых» Ариадн и богинь пятнадцатого века на картинах Ван-Дейка, Бурдиньона, Ван-Геса, деЛимбурга, Мемлинга, Иеронима Боша, Дюрера, Луки Кранаха, Николая Дейтша и многих других. Ранние итальянцы, вроде Джотто и Беллини, писали своих красавиц в кавычках с таких же моделей, и даже великий Сандро Боттичелли взял моделью своей Венеры типичную горожанку. (По И. Ефремову.)

ТЕСТЫ

А. Определите, когда используется прописная (заглавная) буква, назовите принцип:

эпоха (В, в)озрождения — (В, в)озрождение национальных традиций; древнеславянский бог (П, л)ерун — метать (П, п) вруны.

Б. Определите, какую букву принято использовать в крылатых выражениях, связанных с именами тех или иных героев: (Г, г)ордиев узел, (Д, д)амоклов меч, (М, м)амаево побоище.


ФОНЕТИКА

Русское письмо — фонографическое:

буквы передают звуки языка — фонемы. Речь устная (как звуковой поток) изучается фонетикой (от греч. phone — звук) — наукой о звуках, их закономерных чередованиях и сочетаниях в слогах, об ударении и интонации, о фонетическом членении звукового потока на фразы, такты, фонетические слова и слоги, т. е. обо всех материальных единицах русского языка. Минимальной, но важнейшей из них является з в у к. В русском языке 6 гласных: [а], [о], [э], [и], [ы], [у] и 37 согласных звуков: [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"1. [Д]. [Д"1 [ж], [ж"], [з], [з>], [и], [к], [к"], [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [п]. [п"], [р], [р"], [с], [с"], [т], [т"]. [ф], [ф"], [х], [х-], [ц], [ч"], [ш], [ш"1.

Звуки речи в одной и той же морфеме могут заменять друг друга. Различаются исторические чередования и фонетические мены.

Исторические чередования звуков нельзя объяснить законами современного русского языка, их возникновение уходит в глубь его истории.
Например, чередование [о], [э] с нулем звука (сон — сна, лесть — льстивый) относится к историческим: оно развилось после утраты системой гласных редуцированных [ъ], [ь], которые в древнерусском языке в сильной позиции изменились в [о], [э], а в слабой исчезли.

К основным историческим чередованиям звуков в русском языке относятся:

Чередующиеся Примеры исторических звуки чередований
[а//о] равный — ровный
[э//и] (е//и) утереть — утирать
["а//ин//н] жать — сжинать — сожну
["а//им//м] жать — сжимать — сожму
[У//ОН][У//м] звук — звон дуть — надменный
1У//"а] (у//я)[Г//Ж//3] звук — звяк подруга — дружба — друзья

Чередующиеся звуки

Примеры исторических чередований

[К//Ч//Ц]
[д//ж//жд]
[Т//Ч//Щ]
[ск//ст//ш]
[Х//Ш]

[С//Ш]
[б//бл"]
[П//ПЛ"]
[М//МЛ"]
[В//ВЛ"]

окликать — клич.
дич — восклицать
ограда — огорожу — ограждение
свет — свеча — освещение
блеск, блестеть — блещет
сухой — суша
возить — вожу
носить — ношу
любить — люблю
капать — каплет
кормить — кормлю
ловить — ловлю

Фонетические мены звуков речи зависят от позиции, какую занимает звук в слове, и объяснимы фактами современного языка. Например, рады — рад — мена глухого и звонкого согласных [д//т] в корневой морфеме [рады — рат] объяснима тем, что перед гласным звук [д] слышится отчетливо, а в позиции абсолютного конца слова на его месте произносится звук [т].

К основным фонетическим менам относятся:
Чередующиеся звуки Примеры фонетических мен
[о//.\//ъ] [воды] — [влда] — [въд^нои]
[а//л//ъ] [травы] — [трлва] — [тръв^нои]
["о/УиУ/ь] [н"ос] — — [н"ьсуны]
["а/УиУ/ь] [п"ат"] — — [п"ь r"aa"^c"aridv]
[с"эм"] — — [с"ь м^д^с^тыи]
ГЛУХОЙ//ЗВОН- [нлга] — [нок]
кий: [г//к]
и т. д.
твердый//мяг- ——
КИЙ: [Л//Л"]
и т. д.

Примечание. Фонетические мены звуков не отражаются на письме, а исторические чередования — отражаются.

9. Сравните слова. Выделите чередующиеся звуки в морфемах. Установите тип чередований: историческое или фонетическое.

Воз — возы, наклон — кланяться, начало — начни — начинать, беру — собирать, душа — дух, бегать — бежать, беда — беды, вымокнуть — обмакнуть, кормить — кормлю, сад — сады, мять — сминать, взять — возьми, стоя — остановка, бег — бегу — беги, писать — пишу, лицо — лик, ходить — хожу — хождение, земляной — земля, день — дня, сон — сна, просить — просьба, борец — бороться — (поле) брани.


ОРФОЭПИЯ

Орфоэпия (от греч. orthos — правильный, epos — речь) — это совокупность правил литературного произношения звуков и звукосочетаний.

Произношение гласного звука зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному он находится.
Все гласные отчетливо различаются только под ударением (дар [а], ров [о], зуб [у], клин [и], был [ы], эра [э]). В безударном положении гласные подвергаются редукции — теряют часть долготы, изменяют свое качество, поэтому их произношение становится неотчетливым ([стол] — [стлла], [дал"] — [вдллй]).

ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

В остальных В первом предударном В заударных слогах предударных слогах слоге Гласный под после после после после ударением после после твердого мягкого твердого мягкого твердого мягкого согласного согласного согласного согласного согласного согласного [Ъ] М [Л] и3] [а] м [ь] [Ъ] [Ь] N и3] М ь] [ь] — и3] э] ь] — [И] — и] и] — и] [ы] [ы] — Ы] [ы] — [У] 1"у] [У] ГУ] [У] [У] ["У]

10. Прочитайте текст, произнося гласные звуветствии с правилами литературного произношения.

Наше священное ремесло
Существует тысячи лет...
С ним и без света миру светло.
Но ещё ни один не сказал поэт,
Что мудрости нет, и старости нет,
А может, и смерти нет. (А. А. Ахматова.)
[нашъ св^пГэнъиь р^м^сло
супГи^твуйьт тыс"ь ч"и л"эт//
сн"им иб"и3 св"эть м"йру светло//
но упк^аГо н"илд"йн н"ь склзал плэт/
што мудръс"т"и н"эт/ и старъс"т"и н"эт/
а можът/ и см"эрт"и н"эт//]

ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ


1. Взрывной звук [г] на [б^гу] - [б"эк], [другу] конце слов оглушается (на [друк], но: [боуь], его месте произносится [к]), произношение щелевого допускается в словах Бога, [у6спъд"и], [блауь], [блуатыи] Господи, благо, богатый 2. Звонкие согласные, кро- [дубы] — [дуп], [труба] — ме [р], [л], [н], [м], на кон- [трупкъ], [клс"йт"] — це слов и перед глухими согласными оглушаются, [к.\з"ба], но [в"этры] а глухие согласные перед звонкими (кроме [р], [л], [н], [м], [и], [в]) озвончаются
3. Все согласные, кроме [лкно] — [в.\ кн"э], [ж], [ш], [ц] — всегда твер- [б^да] — , но: дых, — перед [э], [и] становятся мягкими. Но в не- [клшнэ], [рэк"ьт] которых словах иноязычно- го происхождения соглас- ные перед [э] остаются твердыми

Особенности произношения согласных звуков Примеры
4. Перед мягкими согласными твердые также становятся мягкими, однако здесь возможны колебания [хв6с"т"ик], [п6н"ч"ик], (в*йун], но: [сйэс*т1] и [с"йэс"т"1, [выч"иел"ат*] и [выч"ис"л"ат"]
5. На месте чн непоследовательно произносится [шн] или [ч"н] [скушнъ], [клн"эшнъ]; [дач"ныи], [в"эч"ныи]; [мллошныи] и [м;\л6ч"ныи]
6. На стыке морфем звуки [з] я [ж], [з] и [ш]. [с] и [ж], [с] и [ш]. [з] и [ч"], [с] в [ч*] произносятся как долгие шипящие звуки [ж] и [ш"] изжить [ижыт"], расшиб [рлшып], сжать [жат"], резчик [р"эш"ик], писчая [п"йпГьиь]
7. На месте чт в словах что, чтобы, ничто: произносится [шт] [што], [штобы], [н"ишт6]; ср. нечто [н"зч"тъ]

Фонетический анализ слова язык

1. В слове два слога: я-зык; 2-й слог ударный.
2. [йи^ык].
3. В слове 5 звуков: 2 гласных — [а] и [ы], 3 согласных — [и], [з], [к].
4. Звук [а] безударный, подвергается редукции в 1-м предударном слоге, на его месте произносится [и3] после мягкого согласного. Звук [ы] ударный.
5. Звук [и] звонкий, мягкий, непарный. Звук [з] звонкий, твердый, имеет пару по глухости — [с], по мягкости — [з"]. Звук [к] глухой, твердый, имеет пару по звонкости — [г], по мягкости — [к"].
6. В слове 4 буквы, 5 звуков. Йотированная буква я передает два звука — [и] и [и3], так как она стоит в начале слова.

11. Пользуясь орфоэпическим словарем РУ0"601"0-8^. установите, как ^следует произносить чн в данных Сердечный, пустячный, игрушечный, конечно, нарочно, скучно, ошибочный, сливочный, дачный, "и" китичва, яичница.
12. Пользуясь орфоэпическим словарем русского языка, определите, как произносятся согласные перед е [э] в данных словах. Адекватный, бассейн, дециметр, дефис, кекс, метр, пепси-кола, регби, регресс, сервис, террор, феномен.
13. Установите, какие звуки произносятся в данных словах на месте выделенных букв. Разжуй, расшатал, из шубы, без жалости, с Женей, с шуткой, гигантский, местность, праздник, сердце, солнце, чувство, вожжи, дребезжать, езжу, позже, резчик, переписчик, перебежчик, смазчик.
14. Пользуясь орфоэпическим словарем русского языка, поставьте ударение в данных словах. Алфавит, балованный, документ, звонить, звонит, искра, каталог, катарсис, квартал, красивее, мельком, некролог, обеспечение, поняла, принять, приобретение, статуя, феномен, хаос, эксперт.
15. Затранскрибируйте текст. Произведите фонетический анализ выделенных слов.

Благоуханных дней теченье Сменяют тяжкие года, Но этих прошлых дней значенье Неизгладимо никогда... (А. А. Блок.)


Пособие охватывает четыре взаимосвязанных раздела дисциплины «Современный русский литературный язык»: фонетику, графику, орфографию, орфоэпию. Фонетический уровень состоит из иерархически взаимодействующих ярусов - фонемы (и их репрезентанты - звуки), слоги, фонетические слова, синтагмы, фразы, фоноабзацы, тексты. Каждый из ярусов всесторонне рассмотрен в пособии; фонемный ярус анализируется в традициях Московской фонологической школы. В орфоэпии основное внимание уделено постановке публичного (профессионального) произношения, в связи с чем привлекаются труды Л.В. Щер- бы и его школы в исследовании стилей (кодов) произношения. Для студентов филологических факультетов, представителей публичных профессий - политиков, преподавателей, журналистов и др.

Раздел первый

ФОНЕТИКА, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИ

Глава 1. ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ

Глава 2. ВВЕДЕНИЕ В ЗВУКОВОЙ (ФОНЕМНЫЙ) ЯРУС

Глава 4. СИСТЕМА ГЛАСНЫХ ФОНЕМ. СВЯЗЬ ФОНЕТИКИ С ГРАФИКОЙ И ОРФОГРАФИЕЙ

Глава 5. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ

Глава 6. ПРОСОДИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ

Глава 7. ФРАЗА

Глава 8. ФОНЕТИКА ТЕКСТА

Раздел второй ОРФОЭПИ

Глава 9. ПРЕДМЕТ ОРФОЭПИИ

Глава 10. КУЛЬТУРА ЗВУЧАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ЕДИНИЦ ЯЗЫКА

Глава 12. ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ КАК ОСНОВА ОРФОЭПИИ

Книги и учебники по дисциплине Фонетика. Графика. Орфография:

  1. Андреева С.В., Шагдарова Д.Л.. Фонетика, графика, орфография русского языка: учеб­но-методическое пособие. - Улан-Удэ: Издательство Бурят­ского госуниверситета,2014. - 84 с. - 2014 год
  2. Бакланова И.И.. Тематические тесты и диктанты по русской орфографии и пунктуации: учеб. пособие / И.И. Бакланова; отв. ред. М.Ю. Федо- сюк. - М.,2010. - 112 с. - 2010 год
  3. Анисимова Е.А.. Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография: учеб.-метод, комплекс / Е.А. Анисимова, И.Н. Кавинкина, Е.П. Пустошило. - Гродно: ГрГУ,2010. - 127 с. - 2010 год

Фонетика. Графика

Фонетика изучает звуковой строй языка.

Звук – это наименьшая единица языка, участвующая в создании внешней оболочки слов и помогающая отличать слова друг от друга.

Буква – это материальное воплощение звука речи.

Звуки русского языка делятся на гласные и согласные. Гласный звук состоит только из голоса. Согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума.

В русском языке 6 гласных звуков ([а], [о], [э], [у], [и], [ы]) и 36 согласных ([б], [б"], [п], [п"], [в], [в"], [ф], [ф"], [г], [г"], [к], [к"], [д], [д"], [т], [т"], [з], [з"], [с], [с"], [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р", [х], [х"], [ж], [ш], [ц], [ч"], [й"], [щ"]).

Гласные звуки могут быть: 1) ударными и 2) безударными.

Согласные звуки могут быть: 1) звонкими и глухими, 2) твёрдыми и мягкими. Могут образовывать пары по звонкости-глухости и твёрдости мягкости.

Пары по звонкости-глухости: [б]-[п]; [б"]-[п"]; [в]-[ф]; [в"]- [ф"]; [г]-[к]; [г"]-[к"]; [д]-[т]; [д"]-[т"]; [з]-[с]; [з"]-[с"]; [ж]-[ш].

Непарные согласные по звонкости-глухости: [й"], [л]-[л"], [м]-[м"], [н]-[н"], [р]-[р"], [х]-[х"], [ц], [ч"], [щ"].

Пары по твёрдости-мягкости: [б]-[б"], [п]-[п"], [в]-[в"], [ф]-[ф"], [г]-[г"], [к]-[к"], [д]-[д"], [т]-[т"], [з]-[з"], [с]-[с"], [л]-[л"], [м]-[м"], [н]-[н"], [р]-[р"] ,[х]-[х"].

Непарные согласные по твёрдости-мягкости: [ж], [ш], [ц], [ч"], [й"], [щ"].

На мягкость предыдущих согласных влияют буквы Е, Ё, Ю, Я, а также Ь: рябь-[р"а п"],[в" и]сна.

Буквы Е, Ё, Ю, Я передают звуки [э], [о], [у], [а], если употребляются после мягкого согласного.

Два звука эти буквы передают:

  • в начале слова: ест-[й" эст];
  • после Ъ и Ь: вьюга -[в" й" уга];
  • после гласного звука: приехал -[п р" и й" эхал].

Акцентологические нормы

Гласный звук или гласный звук в сочетании с согласным, образуют слог, если произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха. В слове выделяется столько слогов, сколько в нём гласных: ка-ре-та (3 слога), во-да (2 слога), пар (1 слог).

Один из слогов русского слова обычно произносится с большей силой. Это явление называется ударением .

Особенности постановки и функцию ударения в словах изучает раздел языкознания, который называется акцентологией .

Ударение в русском языке является разноместным, или свободным, то есть может стоять на любом слоге слова, например: пОлночь, полУчка, полукрУг. Кроме того ударение может перемещаться при изменении форм слова, т.е. является подвижным, например: волнА – вОлны, рЕдкий – редчАйший.

Ударение в русском языке может различать формы одного и того же слова (сестрЫ – сЁстры) и разные слова (Атлас – атлАс).

Нормы ударения
Правила и приёмы, помогающие избежать ошибки Примеры
Имя существительное
1. Установите аналогию с однокоренным словом. а) дОговор или договОр?
Дог…в…р – приговОр, поговОрка, наговОр, уговОр и т.д. (искл. зАговор). Следовательно, договОр.
б) нефтепрОвод или нефтепровОд?
Нефтепр…в…д – водопровОд, провОдит, (воду, нефть, газ, бензин), газопровОд, воздухопровОд и т.д. Значит, нефтепровОд.
в) ПротокОл или прОтокол?
(ОрехокОл, дырокОл; значит, протокОл).
2. Правильно склоняйте существительное. Нет (чего?) простЫнь (не простыней!), грАбель (не граблЕй!) и т.д.
3. В одно- или двусложных словах во всех падежах ударение ставится на окончании. БинтА, блинА, жезлА, ломтЯ, фитилЯ, и т.д.
4. В большинстве заимствованных слов ударение на последнем слоге. КвартАл, коклЮш, экспЕрт, жалюзИ, партЕр.
Краткие формы имени прилагательного
5. Многие краткие формы прилагательных (без суффиксов или с суффиксами -К-, -Л-, -Н-, -ОК-) имеют ударение на первом слоге основы (кроме формы единственного числа женского рода, в которой ударение на окончании). ПрАв, правА, прАво, прАвы; врЕден, вреднА, врЕдно, врЕдны и т.д.
6. Если в форме краткого прилагательного ударение падает на окончание, то в сравнительной степени ударение падает на суффикс -ЕЕ. Если же ударение в краткой форме женского рода сохраняется на основе, то и в сравнительной степени оно тоже падает на основу. НежнА – нежнЕе, светлА – светлЕе, но красИва – КрасИвее, питАтельна – питАтельнее.
Глаголы в форме прошедшего времени и краткие причастия
7. Имеют ударения на основе во всех формах (кроме формы единственного числа женского рода, в которой ударение на окончании). Дал, далА, дАло, дАли; пОнял, понялА, пОняло, пОняли; нАчат, начатА, нАчато, нАчаты;прОдан, проданА, прОдано, прОданы.
8. У значительной части глаголов на -ИРОВАТЬ ударение падает на гласный звук А в суффиксе. ГравировАть, гримировАть, пломбировАть, премировАть.
Обратите внимание!
9. Иногда предлог (чаще всего НА, ЗА, ПОД, ПО, ИЗ, БЕЗ) принимает на себя ударение, и тогда следующее за ним существительное оказывается безударным. ПО морю, ИЗ дому, БЕЗ толку, ДО ночи и т.п.
10. В словах с частью – лОгия ударным всегда является корень. КардиолОгия, метеоролОгия.
11. В словах с частью -ГРАФИЯ ударным всегда является корень -ГРАФ. ДемогрАфия, картогрАфия.

Орфоэпические нормы (произносительные)

Особенности произношения звуков изучает орфоэпия .

В процессе речи гласные и согласные звуки подвергаются определённым изменениям. К основным фонетическим процессам, происходящим в слове, относятся: 1) редукция; 2) оглушение; 3) озвончение; 4) смягчение; 5)уподобление; 6) упрощение.

Редукция – это ослабление произношения гласных звуков в безударной позиции ([дОм], [дамА]).

Оглушение – процесс, при котором звонкие согласные перед глухими согласными и на конце слова произносятся как глухие: книжка – кни[ш]ка, дуб – ду[п].

Озвончение – процесс, при котором глухие согласные в положении перед звонкими произносятся как звонкие: сделать – [з]делать, отбор – о[д]бор.

Смягчение – процесс, при котором твёрдые согласные становятся мягкими под влиянием последующих мягких: зави[с"]ть, ка[з"]нь, ле[с"]ть.

Уподоблени е – процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносится как один долгий звук (например, сочетания СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЗДЧ, СТЧ произносится как один долгий звук [щ"], а сочетания тся, ться произносятся как один долгий звук [ц]: объе[щ"]ик, весну[щ"]атый, му[щ"]ина, [щ"]астье, учи[ц]а).

Упрощение групп согласных – процесс, при котором в сочетаниях согласных стн, здн, вст,дц, лнц и других происходит выпадение звука, хотя на письме употребляется буква, обозначающая этот звук: сердце – [с"Эрцъ], солнце – .

Для точной передачи звучащей речи используется фонетическая транскрипция – особый вид письма, содержащий как буквы, так и специальные значки.

Упражнение № 1

Произнесите, правильно ставя ударения.

Агрономия, асимметрия, балованный, блокировать, вогнутый, гравированный, гофрированный, заворожен¬ный, жалюзи, затопленный, индустрия, каталог, кормопровод, медикаменты, погнутый, прожитый, свекла, терминология, углубленный, цементный, щавель, элек¬тропровод, эпиграф, юродивый.

Упражнение № 2

Выберите правильный вариант ударения.

АристокрАтия – аристократИя, договОр – дОговор,кАучук – каучУк, Эксперт – экспЕрт, брАла – бралА, создАн – сОздан, звонЯт – звОнят, столЯр – стОляр, ворОта – воротА, оптОвый – Оптовый, цЕмент – це-мЕнт, дЕфис – дефИс.

Упражнение № 3

Образуйте все формы прошедшего времени глаголов и поставьте в них ударение.

Взять, ждать, ткать, стеречь, забыть, выбрать, позвать.

Упражнение № 4

В каких из приведенных слов ударение ставится а) на первом, б) на втором, в) на третьем слоге.

Автограф, алиби, аргумент, значимость, баржа, ат¬лет, астроном, диагноз, договор, добыча, верба, дремота, инструмент, столяр, валовый, предложить.

Упражнение № 5

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а)лИлась, Оптовый, бАнты, свеклА.

б)килОметр, нажИта, взЯла, завезЁнный.

в)дОкрасна, изредкА, закУпорить, дАла.

г)звОним, нАчал, цЕмент, квАртал.

д)щелкАть, прибылА, налИла, катАлог.

Фонетика. Орфография

О – Е (Ё) в корнях после шипящих

Упражнение № 6

Вставьте пропущенные буквы.

Б...ч...вка, веч...рка, деш...вый, ж...ваный, ж...лоб, ж...лтый, ж...лудь, ж...рнов, ж...сткий, зач...т, кош...лка, печ...нка, пощ...чина, прич...ска, пч...лка, пш...нка, расч...ска, реш...тка, сч..т, уч...ба, уч...т, ч...лка, ч...рточка, ш...пот, щ...голь, щ...лка, щ...тка.

О – Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

После шипящих под ударением пишется Е (Ё), хотя произносится (О), в следующих случаях: в окончаниях глаголов, например: печём пироги, течёт река; в глагольном суффиксе -ЁВЫВА-, например: размежёвывать (производные от них: размежёвка); в суффиксе -ЁР- существительных, например: дирижёр, стажёр; в суффиксах -ЁНН-, -ЁН- страдательных причастий, например: завершённый, сокращённый; в суффиксах -ЁН- отглагольных прилагательных, например: тушёный, копчёный, а также в производных словах – тушёнка, копчёности.

Под ударением пишется О, без ударения Е в суффиксах и окончаниях существительных, наречий и прилагательных. Например: свечой – тучей, свежо – жгуче, парчовый – плюшевый.

Упражнение №7

Вставьте после шипящих гласную О или Ё, мотивируйте свой выбор (приведя проверочное слово, выделив часть слова, обозначив часть речи и т. д.)

Ж…сткий диван, искусственный ш…лк, мельничный ж…рнов, утлый ч…лн, лесная трущ…ба, чугунная реш…тка, крепкая беч…вка, купить по деш…вке, ч…порный человек, спелый крыж…вник, тяж…лый ож…г, подж…г сарая, ож…г руку, борьба с саранч…й, отправиться за багаж…м, идти с нош…й, быстрый скач…к, забавная собач…нка, смешной медвеж…нок, парч…вая скатерть, камыш…вая крыша, жж…ный кофе, ноч…вка в лесу, вооруж…нное нападение, асфальтированное ш…ссе, ш…коладный цвет, буржуазный ш…винизм, тихий ш..рох, говорить общ…, выступать горяч…, боч…нок с водой, искусный ж…нглер, опытный ш…фер, деш…вый товар, вертеть трещ…тку, печ…ные яблоки, холщ…вый меш…к, мягкая ш…рстка.

Проверь себя:

В каком ряду во всех словах пишется Ё?

1)отч…т, зач…тный, смеш…н, удруч…н

2)печ…т, дириж…р, пейзаж…м, плеч…м

3)сокращ…н, нипоч…м, стаж…р, копч…ности

4)ни о ч…м, реч…нка, туш…ный, ретуш…р

В каком ряду во всех словах пишется О?

1)душ…нка, больш…го, кош…лка, галч…нок

2)бойц…м, скерц…, холщ…вый, маж…р

3)подж…г (травы), трещ…тка, чеч…тка, свеч…й

Правописание Ъ и Ь

Буквы Ъ и Ь разделительные. Выбор разделительных Ъ и Ь зависит от их положения в слове после приставки или не после приставки, а также от того, перед какими буквами они находятся: Е, Ё, Ю, Я.

Буква Ь неразделительная. Выбор неразделительного Ь зависит от наличия согласных, шипящих на конце слова, от положения мягких согласных перед согласными М, Б, Г, К.

Неразделительный Ь
Пишется Не пишется
После мягких согласных После шипящих В -ться на конце глаголов После шипящих В стечении согласных В -тся на конце глаголов
День
Мыть
Семь
Сколь зко
Возь му
Пять сот
июнь ский
Мышь
Стеречь
Спрячь
Думаешь
Сплошь
Купать ся
Смеять ся
опускать ся
Мяч
Дач
Горяч
замуж
Булочн ая
Ветв и
Сварщ ик
Камен щик
Точк и
январс кий
Купается
Смеётся
Опускается

Упражнение №8

Вставьте, если это необходимо, Ъ или Ь.

В...едливый человек, из...явить согласие, из...ять документы, ложа в бел...этаже, играть на фортеп...яно, молодой ад...ютант, ночью зав...южило, работать интерв...юером, большой ос...миног, п...едестал почета, участвовать в кинос...емках, транс...европейский союз, двух...ярусная кровать, четырех...этажный дом, разложить пас...янс, блюдо из шампин...онов, без...ядерная зона, никаких из...янов, с...емочная площадка, проезжать по кан...ону, короткий фел...етон, суб...ективный подход.

Правописание согласных в корне слова

Звонкие и глухие согласные в корне слова

Чтобы не ошибиться в правописании звонких и глухих согласных в корне, надо изменить или подобрать родственное слово так, чтобы после этих звуков был гласный (или Л, М, Н, Р). Например: мороз – морозы, низкий – низенький, косьба – косить.

Упражнение № 9

Прочитайте. Объясните написание пропущенных согласных.

Но...ти, блю...це, домоча...цы, варе...ка, пря...ка, ча...ка, сколь...ко, приве...ти, пол...ти, ше...ство, изморо...ь (иней), изморо...ь (мелкий дождь), про...ьба, обра...цовый.

Непроизносимые согласные в корне слова

Чтобы проверить правописание слов с непроизносимыми согласными (обычно это сочетания СТН, СТЛ, ЗДН, ЛНЦ, РДЦ), необходимо подобрать такое родственное слово, в котором этот согласный произносится, например: областной – область, сердце – сердечный.

Нельзя вставлять лишние буквы, которых нет в проверочном слове, например: вкусный (вкус), опасный (опасен), искусный (искусен).

Запомните: чувство, участвовать, блеснуть (но: блестеть), ровесник, сверстник, яства (кушанья), явственно (наяву), костный (мозг), косные (взгляды), почерк (но: подчеркивать).

Упражнение № 10

Запишите приведенные ниже слова, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.

Должнос...ной оклад, чудес...ные окрес...ности, аген...ство по недвижимости, предвес...ник бури, чес...вовать президента, адвока...ская контора, ус...ный ответ, учас...ковый милиционер, кос...ный мозг, кос...ные взгляды, мес...ное самоуправление, парламен...ские слушания, предостеречь от опас...ности, час...ный детектив, президен...ский указ, беспристрас...ное отношение, искус...ная защита, голлан...ский сыр, русская словес...ность, комендан...ский час, влас...ные структуры.

Двойные согласные в корне слова

В русском правописании удвоение согласных букв может быть вызвано различными причинами. Во многих заимствованных словах сохраняется орфография языка-источника, и двойные согласные здесь пишутся по традиции, например: антенна, грамматика, колосс, коллектив, перрон, коллега.

Написание двойных согласных в подобных случаях следует проверять по словарю.

Запомните: 1) в словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом обычно сохраняются: группа – группка, программа – программный – программка.

Исключения: кристальный (но: кристаллический), финский, колонка, оперетка.

2) В первой части сложносокращенных слов в основах, оканчивающихся на двойной согласный, сохраняется только одна согласная: граммофонная пластинка – грампластинка, грамзапись.

Запомните: в следующих словах есть двойные согласные:

аббревиатура

агрессор

аннотация

апелляция

ассоциация

аттестат

баллотироваться

бестселлер

бюллетень

дискуссия

иммигрант

интеллект

искусственный

коррупция

коллекция

колоссальный

комиссия

коммерция

коэффициент

оппозиция

оппонент

профессор

режиссер

Запомните: в следующих словах нет двойных согласных:

алюминий

апартаменты

гостиная

гуманизм

дилетант

имитация

импресарио

искусный

карикатура

продюсер

эмигрант

Упражнение № 11

По данным толкованиям определите слова; правильно их запишите.

1) Благоустроенный дом для семьи, обычно с участком при нем; 2) краткое изложение содержания книги, статьи; 3) выдвигать свою кандидатуру на выборах в органы власти; 4) давать пояснения (к)чему-либо; 5) высшее или среднее учебное заведение; 6) обжалование решения суда в высшую судебную инстанцию; 7) обсуждение спорного вопроса; 8) сильное впечатление, производимое кем-либо или чем-либо; 9) занятие чужой территории военной силой.

Слова для справок: аннотация, апелляция, баллотироваться, дискуссия, колледж, коттедж, комментировать, оккупация, эффект.

Упражнение № 12

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Устно определите значения данных слов. При выполнении задания пользуйтесь словарями толковым и орфографическим, словарем иностранных слов.

1) Н или нн: а...отация, а...улировать, коло...а, труже...ик, то...а, ю...ый;

2) с или сс: а...истент, режи...ер, иску...твенный, ди...идент, неистощимые ре...урсы, репре...ия, белору..., компроми..., свободная диску...ия, всемирный конгре...;

3) л или лл: инте...игенция, по...ис (страховой), ба...отироваться, ко...ичество, бю...етень, ко...ективная собственность, приви...егии, а...юминиевая посуда, криста...ьная форма.

Упражнение № 13

Вставьте пропущенные буквы. Запишите слова в две колонки: в первую – с двойной согласной, во вторую – с одиночной. Какие слова не сохранили двойной согласной производящей основы?

Пятиба...ный, кора...овый (остров), криста...ная честность, оде...кий бульвар, фи...ский, иди...ический, писатель-нове...ист, сава...ая растительность, опере...ка, гру...ка, пятито...ка. Правописание проверяемых и непроверяемых согласных

Правописание безударных гласных в корне слова

В неударяемом слоге корня пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге того же или однокоренного слова.

Например: примерять (мерить) платье – примирять (мир) противников.

Упражнение № 14

Вставьте проверяемые безударные гласные.

1. Месяц величаво поднялся на небо посв...тить добрым людям и всему миру. 2. В то время все науки препод...вались на латинском языке. 3. Влажный, промозглый воздух еще не успел разр...диться после ночи и был тяжел. 4. Маменька обв...ла удивленными глазами свою комнату. 5. Она накинула на голову зеленый газ, обв...ла его концы вокруг шеи. 6. Все погл...щается бездонной тр...синой нашей жизни. 7. Степь до самой зари не могла охладиться от погл...щенного за день жара. 8. По складу его ума, по его привычкам и вкусам ему лучше всего было посв...тить себя кабинетным занятиям. 9. Отец подр...жал делу в общении с братьями, с мамой, со мною. 10. Желтоватый снег опилок густо порошил, нав...вая внизу сугроб.

Упражнение № 15

Фонетика - раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка.

Орфоэпия - наука о нормах произношения.

Графика - раздел языкознания, изучающий принципы отражения звучащей речи на письме, а также сами эти принципы.

Орфография - раздел языкознания, изучающий систему правил правописания морфем в словах разных частей речи, не регулируемых правилами графики, а также сами орфографические правила.

Звук и буква

Звук - это минимальная, нечленимая единица звучащей речи. Буква - графический знак для обозначения звука на письме, то есть рисунок. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и воспринимаются зрением. Звуки есть в любом языке, независимо от того, имеет он письменность или нет; звучащая речь первична по отношению к речи, записанной буквами; в фонографических языках буквы отображают звучащую речь (в отличие от языков с иероглифической письменностью, где отображение находят не звуки, а значения).

В отличие от других языковых единиц (морфемы, слова, словосочетания, предложения), звук сам по себе не имеет значения . Функция звуков сводится к формированию и различению морфем и слов (мал - мол - мыл ).

В русском алфавите 33 буквы: : Аа - «а», Бб - «бэ», Вв - «вэ», Гг - «гэ», Дд - «дэ», Ее - «е», Ёё - «ё», Жж - «жэ», Зз - «зэ», Ии - «и», Йй - «й», Кк - «ка», Лл - «эль», Мм - «эм», Нн - «эн», Оо - «о», Пп - «пэ», Рр - «эр», Сс - «эс», Тт - «тэ», Уу - «у», Фф - «эф», Хх - «ха», Цц - «цэ», Чч - «че», Шш - «ша», Щщ - «ща», ъ - «твёрдый знак», Ыы - «ы», ь - «мягкий знак», Ээ - «э», Юю - «ю», Яя - «я». Русский алфавит называют кириллическим, или кириллицей.

Буквы имеют строчный вариант (буква в строке не возвышается над остальными буквами) и прописной (буква отличается от строчной высотой). Нет прописного варианта у букв ъ и ь, а прописная буква Ы употребляется только в иноязычных именах собственных для передачи реального произношения (в начале русских слов звук [ы] не встречается).

10 букв предназначены для обозначения гласных звуков и условно называются гласными (а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е ), 21 буква предназначена для обозначения согласных звуков и условно называется согласной (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ ), ъ и ь не относят ни к гласным, ни к согласным и называют графическими знаками.

Согласных звуков, чётко различающихся в русском языке (например, перед гласными), - 36: [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [ж], [з], [з"], [й"], [к], [к"], [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [п], [п"], [р], [р"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х"], [ц], [ч"], [ш], [щ"] (в речи людей старшего поколения в отдельных словах, таких, как дрожжи, вожжи, брызжет и др., может произноситься долгий мягкий согласный [ж"]). Согласных звуков в русском языке больше, чем согласных букв (36 и 21 соответственно). Причина этого состоит в одной из особенностей русской графики - в том, что мягкость парных согласных звуков в русском языке обозначается не согласной буквой, а гласной буквой (е, ё, ю, я, и ) или ь (мал [мал] - мял [м"ал], кон [кон] - конь [кон"]).

Гласных букв 10: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е . Гласных звуков, различающихся под ударением, - 6: [а], [у], [о], [ы], [и], [э]. Таким образом, в русском языке гласных букв больше, чем гласных звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных). Они выполняют следующие функции:

1) обозначают 2 звука ([й"а], [й"у], [й"о], [й"э]) в позиции после гласных, разделительных знаков и в начале фонетического слова: яма [й"́ама], моя [май"́а], объять [абй"́ат"];

2) обозначают гласный и мягкость предшествующего парного по твёрдости / мягкости согласного звука: мёл [м"ол] - ср.: мол [мол] (исключение может составлять буква е в заимствованных словах, не обозначающая мягкости предшествующего согласного - пюре [п"ур́э]; поскольку целый ряд заимствованных по происхождению слов такого рода стал общеупотребительным в современном русском языке, можно сказать, что буква е в русском языке перестала обозначать мягкость предшествующего согласного звука, ср.: пос[т"э]ль - пас[тэ]ль);

3) буквы е, ё, ю после непарного по твёрдости / мягкости согласного обозначают гласный звук [э], [о], [у]: шесть [шэс"т"], шёлк [шолк], парашют [параш́ут].

Фонетическая транскрипция

Для записи звучащей речи используется фонетическая транскрипция, которая построена на принципе однозначного соответствия между звуком и его графическим символом.

Транскрипция заключается в квадратные скобки, в словах из двух или нескольких слогов обозначается ударение. Если два слова объединены единым ударением, они составляют одно фонетическое слово, которое записывается слитно или с помощью лиги: в сад [фсат], [ф сат].

В транскрипции не принято писать прописные буквы и ставить знаки препинания (например, при транскрибировании предложений).

В словах, состоящих более чем из одного слога, ставится ударение.

Мягкость согласного звука обозначается апострофом: сел [с"эл].

Три основных учебных комплекса предлагают не совсем одинаковое решение для обозначения мягких непарных согласных. Комплекс 1 обозначает мягкость у всех непарных ([ч"], [щ"], [й"]). Комплекс 2 в начале раздела фонетики не обозначает мягкости непарных ([ч], [щ], [й]), потом в учебнике теории мягкость обозначена у всех непарных мягких, как и в 1 комплексе ([ч"], [щ"], [й"]), а в учебнике практики звук [щ"] обозначен транскрипционным знаком [ш"], как это принято в высшей школе. Комплекс 3, как и комплекс 1, обозначает мягкость всех непарных мягких ([ч"], [щ"], ), при этом звук [й] обозначается, как это принято в высшей школе, при помощи [j] с той разницей, что в высшей школе мягкость [j] не обозначается, поскольку связана не с дополнительной, а с основной артикуляцией этого звука. Для лучшего запоминания того, что непарные [ч"], [щ"], [й"] являются именно мягкими, мы принимаем решение об обозначении их мягкости при помощи апострофа.

Для записи гласных звуков используются следующие транскрипционные знаки: ударные гласные: [́а], [́о], [́у], [́и], [́ы], [́э], безударные: [а], [и], [ы], [у]. В транскрипции не используются йотированные гласные буквы я, ю, е, ё .

Комплекс 3 для обозначения безударных гласных использует транскрипционные значки [а], [ы], [и], [у], [иэ] («и, склонное к э»), [ыэ] («ы, склонное с э»), [ъ] («ер»), [ь] («ерь»). Об их правильном употреблении будет сказано в разделе, посвящённом безударным гласным.

Образование гласных и согласных звуков

Звуки произносятся во время выдоха: выдыхаемая из лёгких струя воздуха проходит через гортань и ротовую полость. Если находящиеся в гортани голосовые связки напряжены и сближены, то выдыхаемый воздух вызывает их колебание, в результате чего возникнет голос (тон). Тон обязателен при произношении гласных и звонких согласных. Если голосовые связки расслаблены, тон не образуется. Такое положение органов речи присуще произношению глухих согласных.

Пройдя гортань, воздушная струя попадает в полости глотки, рта, а иногда и носа.

Произношение согласных обязательно связано с преодолением препятствия на пути воздушной струи, которое образуется нижней губой или языком при их сближении или смыкании с верхней губой, зубами или нёбом. Преодолевая созданную органами речи преграду (щель или смычку), воздушная струя образует шум , который является обязательной составляющей согласного звука: у звонких шум соединяется с тоном, у глухих он является единственным компонентом звука.

Произношение гласных характеризуется работой голосовых связок и свободным проходом воздушной струи через ротовую полость. Поэтому в составе гласного звука присутствует голос и отсутствует шум. Специфическое звучание каждого гласного зависит от объёма и формы ротовой полости - положения языка и губ.

Таким образом, с точки зрения соотношения голоса и шума в русском языке представлены три группы звуков: гласные состоят только из тона (голоса), звонкие согласные - из шума и голоса, глухие согласные - только из шума.

Соотношение тона и шума у звонких согласных неодинаково: у парных звонких шума больше, чем тона, у непарных шума меньше, чем тона, поэтому глухие и парные звонкие в лингвистике называют шумными, а непарные звонкие [й"], [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"] - сонорными.

Гласные звуки и гласные буквы Ударные гласные

В русском языке под ударением различается 6 гласных звуков: [́а], [́о], [́у], [́и], [́ы], [́э]. Эти звуки обозначаются на письме при помощи 10 гласных букв: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е .

Звук [а] может быть обозначен на письме буквами а (мал [мал]) и я (мял [м"ал]).

Звук [у] обозначается буквами у (буря [б́ур"а]) и ю (мюсли [м"́усл"и]).

Звук [о] обозначается буквами о (мол [мол]) и ё (мёл [м"ол]); согласно сложившейся традиции в печатной литературе, не предназначенной для малышей или для обучения чтению и письму, вместо буквы ё употребляется буква е , если это не мешает пониманию смысла слова.

Звук [ы] обозначается буквой ы (мыло [м́ыла]) и и - после ж, ш и ц (жить [жыт"], шить [шыт"], цирк [цырк]).

Звук [и] обозначается буквой и (Мила [м"́ила]).

Звук [э] обозначается буквой е (мера [м"́эра] или - после твёрдого согласного в некоторых заимствованиях - э (мэр [мэр]).