Объединение налоговой и таможенной. Слияние таможни и налоговой: «Бизнес будет только аплодировать» 

Президент России Владимир Путин обсудил с руководителем Федеральной таможенной службы (ФТС) Владимиром Булавиным совершенствование работы ведомства и процесс его интеграции с Федеральной налоговой службой (ФНС).

Также глава государства поздравил коллектив ФТС с ведомственным праздником - с 25-летним юбилеем - и пожелал успехов в работе в новых условиях.

На плечах ваших сотрудников лежат очень сложные задачи, большая ответственность, связанная не только с должной организацией внешнеэкономической деятельности, что чрезвычайно важно в условиях рыночной экономики, но и задачи, связанные с наполнением федерального бюджета. До сих пор служба работала весьма эффективно, и все планы, все задачи, которые перед ней ставились, она исполняла. Надеюсь, что так же будет и в будущем, - сказал Владимир Путин.

Руководитель ФТС доложил о результатах работы службы за девять месяцев этого года. По словам Владимира Булавина, в доходную часть федерального бюджета уже перечислено более 3,1 трлн рублей, что на 3% больше запланированной суммы.

Должен отметить, что впервые в этой сумме у нас импортная составляющая выглядит несколько предпочтительнее, а именно - 52% по отношению к экспортной составляющей. С учетом динамики весовых характеристик импорта это может свидетельствовать об эффективности деятельности таможенных органов в целом, - отметил Владимир Булавин.

Глава таможенной службы назвал главные задачи ведомства: ускорение таможенных процедур, эффективность при сборе средств для наполнения бюджета, внедрение информационных технологий.

Участники внешнеэкономической деятельности 100% (товаров. - «Известия») декларируют в электронном виде. Кроме того, введено предварительное информирование о ввозимой продукции на автомобильном или железнодорожном транспорте, что позволило существенно сократить время таможенных операций: на железнодорожных пунктах пропуска - до двух часов, на автомобильных пунктах пропуска - до 18 минут, - сообщил Владимир Булавин. - Мы в режиме эксперимента также занимаемся вопросами автоматической регистрации деклараций и автоматического выпуска. Каждая третья декларация по экспорту нами регистрируется в автоматическом режиме. За последние годы, начиная с 2013-го, у нас сокращение в 30 раз, и сейчас время совершения таможенных операций при импорте составляет 1 час 35 минут. При экспорте сокращение произошло в пять раз, до 47 минут, - привел данные руководитель ФТС.

Владимир Булавин также рассказал, что процесс объединения Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы дает первые результаты: в ходе совместных проверочных мероприятий удалось дополнительно начислить таможенные платежи на сумму в 1,5 млрд рублей, налоговики добавили еще 1,9 млрд рублей отчислений.

Советник юридической фирмы «Борениус» Сергей Федоров отметил, что именно с приходом Владимира Булавина на пост главы ведомства активизировался процесс интеграции с налоговой службой.

Булавин - сторонник интеграции, при нем начался активный обмен информацией между ведомствами, - отметил специалист.

В экспертной среде также дали высокую оценку работе российской таможни, заявив, что она идет в мировом тренде облегчения таможенных процедур.

Есть нормы Всемирной торговой организации, направленные на упрощение таможенных процедур, так как это является барьером для торговли, а порой под предлогом долгих процедур государства препятствуют поступлению товаров на свои рынки. Это хорошо, что государство самостоятельно упрощает процедуры, - полагает директор Центра по изучению вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования Вячеслав Евсеев.

Специалист уверен, что одним из результатов слияния ФТС И ФНС станет использование таможенниками более совершенных информационных технологий, что сделает работу службы более эффективной.

Мнение эксперта

Владимир Иванович Булавин, Руководитель Федеральной таможенной службы

Стенограмма выступления В. И. Булавина на совместном заседании коллегии ФТС России и ФНС России 19 сентября 2018 г.

В мае текущего года руководством страны определены национальные цели и задачи в развитии Российской Федерации до 2024 года. Одна из основных стратегических задач состоит в ускоренном экономическом развитии страны. Важную роль в ее исполнении должна сыграть совместная деятельность ФТС России и ФНС России, направленная на обеспечение полноты поступления денежных средств в федеральный бюджет, создание комфортных условий проведения бизнеса, снижение доли теневого сектора в экономике.

С 2016 года таможенные и налоговые органы находятся под эгидой Министерства финансов. За это время накоплен значительный опыт совместной работы как на уровне центральных аппаратов, так и территориальных органов. Под руководством Правительства Министерством финансов ведется работа по созданию единого механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей, основой которых является сопряжение ведомственных информационных систем и систем управления рисками.

В настоящее время в единой автоматизированной информационной системе таможенных органов используются более 80 программных средств, автоматизирующих все процессы таможенного дела. С их помощью формируются 67 информационных ресурсов, позволяющих принимать управленческие решения, сокращая возможные риски, нарушения законодательства. Обеспечена возможность осуществления круглосуточного мониторинга процессов совершения таможенных операций в режиме онлайн информационной системой «Малахит». Анализ осуществляется более, чем по 400 различным показателям в разрезе ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов.

На сегодняшний день нашими ведомствами по утвержденным регламентам организован обмен информацией из баз данных. Его объем ежегодно увеличивается. Только в 2018 году таможенная служба направила в ФНС России информацию о более чем 3 млн деклараций на товары, 1 млн таможенных приходных ордеров, а также свыше 11 млн записей о товарах, фактически вывезенных за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. В свою очередь мы получили от налоговых служб более 7 млн записей о банковских счетах участников ВЭД, которые имеют задолженность по уплате таможенных платежей. Также мы получили свыше 1 млн сведений о нарушителях налогового законодательства.

Поступающие сведения от ФНС России и других государственных органов используются в аналитических системах, в системе управления рисками, на этапе постконтроля и в рамках правоохранительной деятельности. Информация о рисках в отношении налогоплательщиков включена в алгоритм автоматического категорирования участников ВЭД. Машина самостоятельно осуществляет анализ сведений по каждой компании и принимает решение без участия должностных лиц, к какой категории отнести ту или иную организацию. Благодаря этому удалось существенно расширить сектор низкого уровня риска, в отношении участников которого значительно снижена частота применения мер таможенного контроля, что упрощает административные процедуры и способствует сокращению сроков оформления товаров. Сейчас свыше 8 тысяч декларантов входит в зеленый сектор. Из них 6700 налоговой службой также отнесено к категории низкого уровня риска. На долю добросовестных участников ВЭД приходится чуть более 60% от общего количества деклараций на товары и 80% от общей суммы подлежащих к уплате таможенных платежей при ввозе и вывозе товаров.

Своевременный обмен информацией способствует работе по выявлению и пресечению деятельности фирм-однодневок. ФТС России предоставляет информацию о лицах, имеющих задолженность по оплате штрафов, о нарушении прибыли валютного законодательства, а также данные о выявленных признаках недостоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц. За последние три года нами передано информации о более, чем 3,5 тысяч таких организаций.

Важнейшим направлением работы, выстраиваемой на основе обмена информацией и осуществляемой под руководством Министерства финансов, является формирование национальной системы прослеживаемости товаров, которая в дальнейшем будет составной частью единого механизма прослеживаемости Евразийского экономического союза. В перспективе это позволит вывести из теневого оборота товарные и финансовые потоки на всем пространстве Евразийского экономического союза. В конечном итоге это позволит объединить в единую логически связанную цепочку все операции с товаром в процессе его жизненного цикла.

Отдельным элементом системы прослеживаемости стала автоматизация контроля за ввозом и оборотом маркированного товара. В ходе организации пилотного проекта по маркировке меховых изделий и изделий из меха, автоматизированной проверочной операции, сопоставления сведений, содержащихся в декларациях на товары, со сведениями, полученными из государственных информационных систем маркировки, позволяет выявлять случаи нелегального оборота товаров. При этом процесс проверки занимает всего одну минуту. Введение системы маркировки позволило в 2017 году увеличить в 1,5 раза количество задекларированных меховых изделий и увеличить в 2 раза объем таможенных платежей.

Результат информационного обмена широко применяется при совместной организации проведения таможенного и налогового контроля. Практика показывает рост результативности подобных мероприятий. За последние три года было проведено более 2 тысяч совместных проверок, по результатам которых таможенными органами было начислено 8,5 млрд рублей.

Подводя итоги нашего взаимодействия, отмечу следующие принципиальные моменты:

  1. внедрено в практическую деятельность ведомств планирование совместной работы как на уровне центрального аппарата, так и на региональном уровне;
  2. на постоянной основе налажен взаимный обмен информацией из баз данных;
  3. реализуется совместное использование сил и средств при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Самое главное, что от этой деятельности есть конкретный результат и значительный профилактический эффект. Достигнутый уровень совместной работы позволяет планировать нашу дальнейшую совместную деятельность. Совершенствование взаимодействия таможенных и налоговых органов должно быть основано на внедрении новых цифровых технологий, передовых практик и максимальной автоматизации процесса. Этому будет способствовать проводимое в настоящее время ФТС России масштабное реформирование таможенных органов. С 2017 года мы приступили к созданию сети территориально распределенных электронных таможен и центров электронного декларирования. До 2020 года планируется создать 8 региональных электронных таможен с центрами электронного декларирования во всех федеральных округах, электронную авиационную таможню московского авиаузла, специализированные центры электронного декларирования (морские, акцизные, энергетические). Имеющиеся информационные ресурсы сосредоточатся в главном центре обработки данных и будут обеспечивать комплексную автоматизацию деятельности таможенных органов. Это позволит перейти на новый уровень нашего взаимодействия, предполагающего передачу большого объема данных в режиме времени, близкого к реальному.

Мы должны и дальше совершенствовать систему межведомственного электронного взаимодействия. Необходимо обеспечить интеграцию баз данных других федеральных органов исполнительной власти, получить доступ к сведениям информационно-аналитических агентств, системного учета торговых сетей, а также наладить информационный обмен с нашими зарубежными коллегами. Получаемая информация должна автоматически встраиваться в алгоритмы работы информационных систем наших ведомств. Это позволит создать эффективный инструмент контроля, обеспечивающий с одной стороны надежные барьеры для недобросовестных предпринимателей, а с другой стороны делающий максимально незаметным действия наших ведомств для законопослушного бизнеса.

Уверен, что формат сегодняшнего мероприятия позволит предметно и всесторонне обсудить наиболее важные вопросы взаимодействия таможни и налоговых служб, а также выработать комплексные меры, направленные на повышение эффективности и качества нашей работы. Задачи, поставленные Министром финансов перед ФТС России, будут выполнены.

Все началось, когда пришло оно. Загадочное письмо с Владимирской(?!) таможни. Внутри обнаружилось требование предоставить статистические данные по торговле с Беларусью и Казахстаном аж за весь прошлый год. И ссылка на указ государев, как и полагается.

«Ибо теперича ежели со странами таможенного союза торг ведешь - изволь ответ держать. Кому, куда, чего позапродал. Все без утайки пиши и особливо номер ГТД не забудь. Око государево - не глаз дремотный. Системы электронные псами железными за вами, нерадивыми, ныне следить поставлены, потому не хитри. Срок положенный помни.»

Забегали бухгалтера, засуетились манагеры. Об указе век они не слыхали, не было им такой печали. Оказалось надо было еще год назад зарегистрироваться на сайте ФТС и ежемесячно передавать данные о всех торговых операциях со странами ЕАЭС (иначе административный штраф до 50 тысяч рублей за каждую форму. См. N 510-ФЗ от 28.12.2016 ).

Таможня и налоговая: близнецы-братья

- Этот не подходит. А вот был такой выключатель, отечественный…
- У нас одна «китаёза», только «китаёзой» торгуем.

Подслушано на Митинском радиорынке (Июнь 2018)

В этой истории меня поразил отправитель письма. Владимир - маленький зеленый город, вдали от внешних границ и крупных аэропортов, в самом сердце Нечерноземья и вдруг таможня. Звучит необычно, как военно-морская база в белорусских болотах.

С другой стороны, процесс «таможенизации» всея Руси закономерен. Производства в стране фактически не осталось и главным источником товаров стал импорт. В этих условиях роль таможни трудно переоценить. На повестке дня полное отслеживание цепочки от границы до прилавка. Тут числом «зверя» является ГТД - грузовая таможенная декларация. Дернул за номер ГТД и вот все данные о товаре - цена, вес, количество и т.д.

Дело за малым - организовать доступ налоговых органов к базам таможни. И это решается!

В декабре 2017 года даже появились слухи о предстоящем слиянии налогового ведомства и федеральной таможенной службы(ФТС), которые развеял в феврале 2018 г. Игорь Шувалов, теперь уже бывший вице-премьер.

Как бы то ни было, физического объединения структур и не требуется - процесс интеграции информационных систем ведомств уже запущен после переподчинения ФТС Минфину и ухода Андрея Бельянинова с поста руководителя таможенной службы в 2016 г.

Нынешний глава ФТС Владимир Булавин, генерал-полковник ФСБ между прочим, по сообщению Интерфакса, анонсировал в ноябре 2017 г. создание двухуровневой интеллектуальной платформы: «Первый уровень - оперативный, второй - аналитический. В интеллектуальную платформу будет поступать информация из созданной системы прослеживания. В соответствии с этой информацией мы будем и сами себя контролировать в том плане - насколько объективно участник ВЭД заявил нам и декларировал таможенную стоимость, страну происхождения, код товарной номенклатуры, весовые характеристики» .

Как видится, статистическое декларирование - один из элементов этой системы слежения за перемещением товара. Как и введение пресловутых онлайн касс. Уровень государственной автоматизации растет, а есть ли польза предпринимателям?

По результатам исследования агентства Magram Market Research, проведенного в феврале 2018 года, большая часть респондентов (56%) отметила, что замена ККТ никак не повлияла на эффективность их бизнеса. Зато глава ФНС Михаил Мишустин отметил, что после полугода работы компаний на новой технике бизнес показывает выручку в полтора раза больше, чем до реформы.

Стоит отметить, что информационная система статистического декларирования межгосударственная и заполняя статистическую форму вы автоматически подписываете на «письма счастья» своего зарубежного контрагента и наоборот. Если, конечно, он закупает товар не на частное лицо.

Как передать стат.форму

Вернемся к нашим баранам. Общими усилиями на фирме выяснили, что для передачи стат.сведений необходимо зарегистрироваться на сайте ФТС и зайти в «Личный кабинет участника ВЭД». Кнопка с флагами - сервис "Статистическое декларирование " (Подача СФ с ЭП)

Далее варианта два : либо ручками вбиваем реквизиты и нереально огромный список с товарной номенклатурой, либо загружаем подготовленный заранее файл в неведомом простым смертным формате из трех букв - XML.

Отправляем форму в электронном виде с заверением электронной подписью. Форма регистрируется и ей присваивается уникальный номер.

В случае отсутствия ЭЦП, надо распечатать форму с сайта и отправить уже заказным письмом или привезти лично в таможню региона, где импортер/экспортер состоит на налоговом учете. (Не наш случай).

Стали копать глубже, как выгрузить данные из «1С». Оказалось программа «1С: Бухгалтерия 8» со включенным сервисом «1С-Отчетность» будто позволяет отправлять статформу через Интернет напрямую, без перехода на портал ФТС. Но в исходной древней семерке «1С» это невозможно, самое большее - экспорт файла в Excel. (Соскочить с семерки никак не удается, столько там наворочено - словно неоперабельный осколок в голове бойца. )

А времечко идет: уже 3 месяца нового года минуло, не считая весь прошлый год. Обратились к партнерам по растаможке - логистической фирме, но те наотрез отказались помогать. Кто они после этого?!

Бухгалтера нашли в Интернете стороннюю компанию. Ее сотрудники сгенерили XML для загрузки и попросили 3 тысячи рублей за каждый месяц отчета.

Я старался максимально дистанцироваться от этой задачи. Тема скучная, бухгалтерская. Однако, сколько веревочке не виться… Пришли всей толпой. Жуткая тоска накатывала на меня при прослушивании деталей этой, в общем-то незамысловатой, истории.

Продолжалось это ровным счетом до того момента, пока кто-то не произнес волшебное слово «Альта»! Они продолжали говорить, а я в мыслях уже перенесся в начало «нулевых».

«Контрабас» не только музыкальный инструмент

Таможня размещалась в длинном сером здании брежневских времен из стекла и бетона, вероятно бывшем НИИ. Столовая ютилась в дальнем его конце и офисные работники шли на обед пешком. А дюжие таможенники ловили тачку, набивались в нее и проезжали те же 100 метров с ветерком. Ходить - массу терять!

Надо же, «Альта» еще существует! Их было две, две основные таможенные программы. Девушка, с которой я был тогда в романтических отношениях, трудилась специалистом по таможенному оформлению. От нее я узнал кое-что про таможню, в частности, что люди в погонах и коммерсы(брокеры, декларанты, специалисты по таможенному оформлению) работают под одной крышей.

Таможенники у всех на виду, ибо на страже государственных интересов. В подтверждение тому каждый таможенник имеет «личку»-хитрую печать с персональным номером. Эта сакральная малиновая печать, светящаяся в ультрафиолете, проставляется на документах при выпуске груза: таможенной очистке.

Но именно частники непосредственно работают с клиентами, делают всю черную бумажную работу. Теоретически, человек с улицы может попытаться самостоятельно растаможить свой груз в обход брокеров, но практически это невыполнимо. И вот всю свою документацию специалисты по таможенному оформлению забивают в «Альту». Без нее они как без рук. (Вторая аналогичная программа, если не изменяет память, называлась «Декларант Плюс».)

Однажды к нам на фирму нагрянули таможенные чины, посмотреть образец контрактной продукции для ФТС. Я искренне удивился, как неожиданно эти здоровенные дядьки в темно-зеленой форме, с густыми и басовитыми голосами, заняли собой все офисное пространство! Технический директор был похож на маленького гнома в окружении больших и добрых мишек.

Демка

И именно «Альту» посоветовал установить бухгалтерам сотрудник из привлеченной фирмы. С благословения менеджера «Альта Софт», они скачали и установили с официального сайта бесплатную демоверсию. Причем демка забила весь диск бухгалтерского компа.

И теперь, почему-то, именно я должен был объяснить как «скормить» программе экселевский файлик из «1С» и на выходе получить желанный XML.

По-моему, это редкостное кощунство использовать мощную и дорогостоящую программу как этакий примитивный конвертер. К чести создателей «Альты», этого извращения совершить не удалось. Ну нет в нее прямого импорта из Excel.

Правда существовала программа «Заполнитель», как раз для подобных манипуляций с данными. Все хорошо, но общая стоимость подписки получалась запредельной. Притом все эти программы не решали искомой задачи на 100%.

А задача казалась примитивной - сгенерировать XML из данных «1С», соблюдая определенные условия.

Самое логичное для меня - перевести стрелки на приходящую тетеньку «1С»-программиста и забыть про это. Но я пошел другим путем. Подействовали на меня воспоминания о былой любви или еще что-то, однако, я внезапно решил на скорую руку написать скрипт для генерации XML. Конечно же на старом добром PHP. Заняло это с отладкой два дня.

Cкрипт на PHP для генерации XML

Схема проста: из «1C» выгружаем Excel-файл с номенклатурой товаров, открываем в Excel и пересохраняем как текст, разделенный символами табуляции. Теперь он готов для скармливания php-скрипту.

В браузере сотрудник заполняет форму, прикрепляет файл и нажимает кнопку для формирования XML. Скрипт парсит текстовый файл, добавляет данные из формы и генерит требуемый XML.

Итак, сначала необходимо забить данные по фирме-поставщику и по получателю. Т.к. получатели в основном одни и те же - запоминаем их реквизиты, как и данные отправителя, в базу.

За образец XML берем файл из тех, сформированных за деньги, отчетов. Сверяемся с приложениями к Постановлению Правительства РФ от 7 декабря 2015 года № 1329 .

Кроме этого, существуют дополнительные поля. Я заполнял их сообразно готовому XML-файлу, сформированного этой фирмой. В основном все понятно, например, «Состав транспортных средств (тягач с полуприцепом или прицепом)» и т.д. Но вот что такое «NSF» и почему он «отсутствует» - осталось тайной. Носок сине-фиолетовый? Оставил как есть. (Вероятно есть на таможенном сайте описание формата, лезть туда лениво очень.)

Чтобы кормление сайта таможни было удачным - не забываем сохранить XML в кодировке UTF-8. Слава КПСС iconv!

Подводные камушки

Как всегда, на практике оказалось посложнее. Пройдемся по основным моментам.

Данные подлежащие выгрузке непосредственно по товарам - это код ТН ВЭД, наименование товара, цена, сумма, вес, ГТД, страна происхождения.

Код ТН ВЭД – это классификатор, используемый для проведения таможенных операций. Длина кода - 10 цифр. Вставляем как есть.

Наименование товара - это как обзывается товар в бухгалтерской программе. По-моему, это поле для таможни по барабану, ей важен код ТН ВЭД.

Цена нужна в рублях и долларах. Цена в долларах расчетная. Прикол в том, что доллар нужен по курсу ЦБ на день отгрузки. И не пытайтесь дурить таможню - сайт отслеживает валютный коридор в отчетном месяце!

Тут на помощь приходит API Центробанка РФ. Передаем http-запрос с датой(ДД/ММ/ГГГГ).

Http://www.cbr.ru/scripts/XML_daily.asp?date_req=16/12/2014

В ответ получаем XML. Парсим его и вот курс USD на нужный день, с 4-мя знаками после запятой.

Видимо существует ограничение на частоту запросов к сайту Центробанка, в ходе тестирования скрипта выдавались сообщения от ошибках. Через какое-то время все опять заработало.

Страна происхождения - закодирована двумя латинскими буквами. Пришлось написать отдельную функцию, благо нужных стран немного. Смотрим буквенный код «альфа 2» на сайте: https://www.alta.ru/information/oksm/

Велик и могуч классификатор стран Таможенного союза, лишь ему известно, что «KM» - это Союз Коморы: остров Анжуан, а «МО» - Специальный административный регион Китая Макао, а вовсе не Московская область. Кстати, в Личном кабинете при заполнении формы у некоторых полей выскакивает полезная подсказка со списком валют, стран и т.д.

ГДТ - грузовая таможенная декларация. Самая важная и неприятная, для «серых» схем, штука. По ней вычисляется легальность товара. ГТД состоит из трех, иногда четырех групп цифр разбитых слэшами:

  1. код таможенного органа;
  2. дата принятия ГТД (ДДММГГ);
  3. порядковый номер таможенной декларации (начинается с единицы с каждого календарного года);
  4. номер товара в грузовой таможенной декларации.
Для XML используем только первые три группы. Казалось просто - парсим и вставляем в XML отдельными тэгами, предварительно обработав. Однако, сайт таможни стал ругаться на некоторые позиции. Выяснилось, что код таможенного органа(ТО) всегда должен быть восьмизначным. Если код ТО состоит из 5 цифр добавляем перед ним дополнительно: 417 - Киргизия, 112 - Беларусь, 398 - Казахстан.

Как вычислить: казахские ТО начинаются с пятерки, белорусские с двойки, киргизские с единички. Вроде так.

Пример ГТД : 10130050/280514/0004575 .

Веса товаров . Веса подставляем в килограммах. С конца апреля 2018 года сайт таможни стал отслеживать коридор весов группы товаров по коду ТН ВЭД. И выдавать ошибки, если вес какой-то позиции ниже или выше среднестатистического. Заоблачные технологии в действии!

В зависимости от кода ТН ВЭД иногда требуется указания количества и единиц измерения.

Загрузка XML

Сгенерированный файл XML скачиваем на локальный компьютер. Загружаем его на сайт таможни через ссылку для загрузки XML. Наименование загружаемого файла XML желательно изменить на человекопонятное, т.к. после импорта в Личный кабинет форма будет поименована соответственно.

Затем обязательно заходим в загруженную форму по иконке «Редактировать» и нажимаем кнопку «Проверить». Ошибки будут выведены красным цветом, а в проблемных полях появятся восклицательные знаки.

Переходим на вкладку «Сведения о товарах» и внимательно проверяем:

Отправляем форму кнопкой-иконкой «Отправить» в колонке Действия. После этого исправить ничего нельзя. Через какое-то время форме будет присвоен регистрационный номер.

Что важно - регистр символов названия компании отправителя должны совпадать с регистром в электронной подписи. Например, фирма в XML называется «Ромашка» ООО , а ЭПЦ выдано на «РОМАШКА» ООО - система при отправке формы выдаст ошибку.

Пример работы скрипта

Кому интересно посмотреть генерацию отчета в действии - я выложил

Чиновники высокого ранга вновь вернулись к обсуждению идеи слияния двух главных пополняющих бюджет ведомств - Федеральной налоговой и Федеральной таможенной служб. Первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил решить этот вопрос до мая 2018 года, сославшись на положительную мировую практику функционирования единого фискального органа. Напомним, что оба ведомства находятся под крылом Минфина, а между ними налажен частичный информационный обмен, идет работа над созданием единого механизма администрирования таможенных, налоговых и иных платежей. Каковы перспективы этой работы, необходимо ли слияние ФТС и ФНС и как оно скажется на участниках ВЭД - мнением на этот счет поделились представители бизнес-сообщества.

Пока работа над Единой информационной системой идёт ни шатко, ни валко: тот тут, то там обнаруживаются досадные мелочи, сроки реализации переносятся. Как рассказывал ПРОВЭД, Главный научный инновационный внедренческий центр Федеральной налоговой службы (ГНИВЦ ФНС) вовремя не подготовил и не передал необходимые изменения в план мероприятий ЦИТТУ ФТС, что повлекло за собой срыв своевременной реализации госконтракта Минфина от 25 апреля 2016 года «Разработка проекта единого механизма таможенного и налогового администрирования, а также валютного контроля, основанного на создании и применении интегрированных информационно-телекоммуникационных технологий федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Министерству Финансов РФ».

В Комплексной программе развития ФТС до 2020 года только заложены такие цели, как организация взаимодействия ФТС России и ФНС России, в том числе создание системы единого механизма и доработка программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в целях сопряжения (сближения) и интеграции информационных систем ФТС России и ФНС России.

О создании единой для двух ведомств системы говорилось ещё в 2015 году, но до сих пор говорить о впечатляющих результатах не приходится. А потому сложно представить, сколько времени, усилий и денег придется потратить на полномасштабную интеграцию двух ведомств.

− В том, что касается создания Единой информационной системы двух ведомств, очевидный плюс для государства - это больший контроль за всей цепочкой прохождения груза от пересечения границы до реализации и за лицами, обеспечивающими эту цепочку. Теоретически это должно способствовать исчезновению таких чувствительных проблем для бизнеса, как подтверждение вывоза товара за границу для возврата НДС при экспорте, двойное налогообложение компаний при доначислении НДС по итогам проверки на этапе после выпуска. Сложнее станет и недобросовестным участникам ВЭД «играть» на случаях разного исчисления НДС на ввезенный груз таможенной и налоговой службами, − объясняет Виталий Сурвилло, вице-президент «Деловой России» и руководитель рабочей группы Агентства стратегических инициатив (АСИ) по дорожной карте «Совершенствование таможенного администрирования».

− Представители четырех объединений бизнеса неоднократно ставили вопрос о постепенной передаче администрирования НДС при пересечении границы органам налогового контроля. При установлении сквозного контроля за перемещаемым товаром и лицами, участвующими в этом, может быть снята едва ли не главная проблема выпуска - корректировка таможенной стоимости. Если на границе оплачивается только таможенная пошлина (в среднем 6% от стоимости товара в 2018 году), а НДС будет оплачиваться в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, нет смысла для участника ВЭД занижать декларируемую стоимость при ввозе, т.к. это будет означать увеличение 20-процентного налога на прибыль (разница между ввозной стоимостью и ценой реализации). При исчезновении проблемы КТС существенно сократится доля серого импорта, таможенное оформление станет проще и быстрее, уменьшится число судебных разбирательств со всеми соответствующими издержками, у ФТС, смею предположить, высвободятся ресурсы для выполнения других задач.

Риски кассового разрыва, на которые постоянно ссылаются противники нашего предложения, существенно снижаются при поэтапном переходе на новую систему (сначала - по наиболее «рисковым товарам») и с лихвой компенсируются очевидными плюсами для бюджета - итоговым ростом доходов (20% налога на прибыль существенно весомей для бюджета, нежели 6% пошлины, к тому же разделенной между всеми участниками ЕАЭС), сокращением «теневого бизнеса» и уменьшением косвенных издержек (обоснование таможенной стоимости, судебные издержки и т.д.), − заключает эксперт.

− Совместная работа ФТС и ФНС уже показывает эффективность взаимодействия - рост поступлений в бюджет, − уверяет Денис Карпенко, генеральный директор компании Cargopost. − Процесс интеграции информационных систем ведомств запущен. Чего ждать от создания единой фискальной системы перевозчикам? Скорее всего, больших перемен не произойдёт. Процесс слияния двух ведомств задуман, прежде всего, для унификации их деятельности. Что в свою очередь должно оптимизировать контроль за транзакциями и товарными потоками, в частности, - пост-контроль и взыскание. Совместное администрирование платежей позволит снизить административные барьеры при определении таможенной стоимости, ускорить процедуру таможенного оформления.

Но в вопросе возврата НДС при экспорте руководитель компании не разделяет точку зрения Виталия Сурвилло:

− Сроки возврата НДС навряд ли сильно сократятся, поскольку налоговые органы вводят дополнительные рычаги проверки. Например, ст. 54.1 НК РФ, которая определяет правила признания обоснованности налоговой выгоды. Изменений в части технических регламентов и реформ в ближайшее время не планируется, поэтому о введении дополнительных сборов говорить преждевременно. Все платежи прописаны в новом Таможенном кодексе и ФЗ. Введение ФТС таких мер как единый лицевой счёт облегчит уплату и перечисление таможенных платежей.

В целом единая информационная система ФТС и ФНС должна сделать все процессы более открытыми и ускорить их. Пока без реформирования функции таможенного контроля слияние видится больше организационным решением фискального администрирования, которое едва ли сильно изменит или намного облегчит деятельность участников ВЭД.

Тимур Давиташвили, директор по таможенным операциям логистической компании «ДАКСЕР», и вовсе видит объединение ФТС и ФНС бессмысленным:

− Я считаю, что слияние ФТС и ФНС не имеет особой необходимости, так как функции налоговой и таможенной служб очень разные. В каждой своя специфика и много тонкостей. ФНС охватывает всех граждан страны и компании. Таможенная служба − только участников внешнеэкономической деятельности и небольшой процент физических лиц, которые перемещают товары через границу Таможенного союза. Объединив такие большие структуры, получится, пожалуй, самая крупная служба с огромным полем деятельности. Наладить работу в таком случае будет очень сложно. Всегда легче контролировать процесс в структурах меньшего размера. Если нужно передать фискальную функцию в ФНС, то это можно сделать и без объединения. Так сейчас обстоит дело с оплатой утилизационного сбора с транспортных средств. Его платят не на счета таможни. А создать общую информационную базу по участникам ВЭД, на мой взгляд, не проблема с учетом нынешних технологий. Например, банки уже получают таможенные декларации в электронном виде по официальным каналам.

Для участников рынка данное нововведение может позитивно отразиться в том случае, если введут один личный кабинет на портале «объединенной службы». Поэтому считаю, что такое упрощение не существенно для ведения бизнеса. Нет уверенности в том, что слияние позволит быстрее возмещать НДС или оплаченные обеспечения таможенных платежей. С точки зрения контроля над участниками ВЭД, возможно, это и упростит задачу. Хотя никто не мешает и без слияния дать доступ ФНС к таможенной базе ФТС и наладить обмен информацией между службами в упрощенном, скоростном режиме. Как показывает практика, любые глобальные изменения всегда ведут к возникновению новых проблем. А слияние таких серьезных служб для бюджета страны наверняка не пройдет без последствий для всех участвующих в процессе сторон.

ИИ «ПРОВЭД»


Первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил до мая 2018 года определиться с созданием единого фискального органа, сославшись на опыт ряда стран, где таможенная служба объединена с налоговой. Об этом чиновник заявил, выступая на коллегии Федеральной налоговой службы (ФНС). По словам главы ФНС Михаила Мишустина, такая инициатива не обсуждалась в ходе недавней встречи с президентом.


По словам Игоря Шувалова, до вступления страны в новый политический цикл - до мая 2018 года - следует определиться с решением о создании единого фискального органа. «Во многих странах он существует, я к этому постоянно и налоговые органы, и наших таможенников подвожу»,- заявил первый вице-премьер в ходе выступления на коллегии ФНС.

Объединение ФНС с Федеральной таможенной службой (ФТС) обсуждается уже несколько лет. Службы долгое время обеспечивали примерно равные по объему поступления в бюджет. Однако с началом цифровизации процессов в ФНС налоговые поступления в бюджет существенно опережают таможенные сборы. В 2016 году ФТС обеспечила 4,4 трлн руб. поступлений в бюджет, ФНС - 6,9 трлн руб. Согласно проекту бюджета на 2018–2020 годы эта разница увеличится еще больше. В 2018 году сборы ФТС планируются на уровне 4,8 трлн руб., а сборы ФНС - 9 трлн руб, к 2020 году - 5 трлн руб. и 9,8 трлн руб. соответственно.

По словам Игоря Шувалова, «если это будет лучше и понятнее для государства, которое получит совершенно стабильный доход через администрирование этой службы, и лучше для граждан и юридических лиц, такое решение следовало бы принять в мае».

Как заявил журналистам глава ФНС Михаил Мишустин, на встрече c президентом Владимиром Путиным в понедельник тема создания единого фискального органа не обсуждалась. «ФТС не известно, было ли обсуждение этого вопроса в правительстве или администрации президента. Если было - то представители службы на него не приглашались»,- сказали “Ъ” в службе. По словам же заместителя главы Минфина Ильи Трунина, правительство пока не готовит конкретных документов по реализации этой инициативы. Сейчас, считает замминистра, следует обсуждать выстраивание сквозных механизмов взаимодействия ФНС и ФТС, когда информация с момента таможенного декларирования транслируется в налоговый орган, что, в свою очередь, помогает выявить «потерю» таможенной, а затем и налоговой стоимости.

Татьяна Гришина, Татьяна Едовина


Как идет реформа ФТС

Федеральная таможенная служба в августе отчиталась перед представителями бизнеса о первых шагах проводимой службой реформы администрирования. Речь шла о сервисах, упрощающих предоставление таможне разрешительных документов, таких как «личный кабинет» участника ВЭД. Впрочем, пока автоматизация обмена данными между ведомствами не спасает предпринимателей от дополнительных проверок. Среди особо проблемных была названа ситуация с валютным контролем при экспортно-импортных сделках.