Как делается морфологический разбор деепричастия. Разбор причастий и деепричастий
Морфологический разбор деепричастия. План разбора:
I. Часть речи (особая форма глагола - деепричастие ).
Вопрос (что делая? что сделав? ) Начальная форма (Варианты : неопределённая форма глагола / нет, так как деепричастие - неизменяемое слово).
II. Морфологические признаки:
Постоянные признаки:
а) вид : совершенный (выйдя — что сделав? ) / несовершенный (выходя — что делая?);
б) возвратность (по наличию суффикса -сь ): умывшись (возвратный) — умыв (невозвратный), умываясь (возвратный) — умывая (невозвратный);
в) переходность (переходные : съев хлеба, увидев море! непереходные : придя в гости, позвонив по телефону);
г) неизменяемая форма глагола (непостоянных признаков не имеет).
III. Синтаксическая роль (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом или одиночным деепричастием).
Альтернативный план разбора:
Морфологический разбор деепричастия. Примеры.
Вот что заявил он, вернувшись .
- Вернувшись — деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола «вернуться».
- Морфологические признаки: П.п.: совершенный вид, возвратное, непереходное. Н.п.: неизменяемое.
- Заявил (когда? что сделав?) вернувшись (обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием).
Я уже частенько, гуляя один в саду или в лесу, играл сам с собой в охоту.
- Гуляя — деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола гуля(ют).
- Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, невозвратное, непереходное. Н.п.: неизменяемое.
- Играл (когда? что делая?) гуляя один в саду или лесу (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
Дима слушал, широко раскрыв глаза.
- Раскрыв — деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола «раскрыть».
- Морфологические признаки: П.п.: совершенный вид, невозвратное, переходное. Н.п.: неизменяемое.
- Слушала (как? что сделав?) широко раскрыв глаза (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
Быстро спросил я, спеша воспользоваться такой подходящей минутой.
- Спеша — деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола «спеш(ат)».
- Морфологические признаки:П.п.: несовершенный вид, невозвратное, непереходное. Н.п.: неизменяемое.
- Спросил (почему? что делая?) спеша воспользоваться такой подходящей минутой (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
Счастливо улыбаясь , ответила мне мама.
- Улыбаясь — деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола «улыба(ют)ся».
- Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, возвратное, непереходное. Н.п.: неизменяемое.
- Ответила (как? что делая?) счастливо улыбаясь (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
Конспект урока ««.
1. Как уже отмечалось (см. п. 3.1. Части речи. Слово и его формы), деепричастие характери-зуется в лингвистике по-разному.
Одни языковеды считают деепри-частия особой формой глагола, другие - само-стоятельной частью речи. В данном пособии мы придерживаемся последней точки зрения.
Деепричастие - самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет в себе свойства глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, вызванное глаголом-сказуемым.
Деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав? Возможны также вопросы как? почему? каким образом? когда? и др.
Уехав, дожидаясь, увидев.
Деепричастие с зависимыми от него словами называется деепричастным оборотом .
Уехав в деревню, дожидаясь выхода на сцену, увидев брата.
Основные признаки деепричастия
А) Общее грамматическое значение | Примеры |
Это обозначение добавочного действия, которое показывает, как совершается действие глагола-сказуемого. | Стоя у окна, он внимательно читал поданную ему записку. |
Б) Морфологические признаки | Примеры |
Сочетание в одном слове признаков глагола и наречия. | |
Деепричастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов:
|
Ср.: думать (несовершенный вид, невозвратное) - думая; подумать (совершенный вид, невозвратное) - подумав; задуматься (совершенный вид, возвратное) - задумавшись |
Деепричастия распространяются, как глаголы. | Думать о матери - думая о матери; задуматься о будущем - задумавшись о будущем; поссориться с матерью - поссорившись с матерью. . |
Деепричастия имеют следующие признаки наречий : | |
|
Читая, прочитав, решив. |
|
Передав записку, он отошёл в сторону. |
В) Синтаксические признаки | Примеры |
В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого. | |
В предложении деепричастие и деепричастный оборот выполняют роль обстоятельства. | [Когда?] Передав записку , он отошёл в сторону . |
2. Образование деепричастий - деепричастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов - -а, -я, -в, -вши, -ши :
- деепричастия несовершенного вида
образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я
:
молчать : молч -ат → молча ;
решать : реша -ют → решая ; - деепричастия совершенного вида
образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов -в, -вши, -ши
:
замолчать : замолча -ть → замолчав ;
решить : реши -ть → решив ;
заняться : заня -ть -ся → занявши сь ;
принести : принес -ти → принесши .
3. Одиночные деепричастия могут утрачивать признаки глагола и переходить в разряд наречий. В этом случае бывшие деепричастия перестают обозначать второстепенное действие (их нельзя заменить глагольными формами, к ним обычно нельзя задать вопросы что делая? что сделав? ), а обозначают лишь признак действия, как наречия, и отвечают на вопрос как? Деепричастия, перешедшие в разряд наречий, не выделяются запятыми.
Например: Даша слушала молча, часто закрывая глаза (Горбатов).
Закрывая - деепричастие, так как имеет зависимые слова и может быть заменено глагольной формой (ср.: Даша слушала и часто закрывала глаза ).
Молча - наречие, так как уже не обозначает добавочного действия (к нему задаётся один вопрос как? ; вопрос что делая? задать нельзя); в данном контексте нельзя сопоставить как равноправные действия: слушала и молчала (молчание сопровождало единственное действие - слушала ).
4. Морфологический разбор деепричастий:
План разбора деепричастий
I | Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. | ||
II | Начальная форма. Морфологические признаки: | ||
A | Постоянные морфологические признаки: | ||
1 | вид; | ||
2 | возвратность. | ||
Б | Непостоянные морфологические признаки (неизменяемое слово). | ||
III | Роль в предложении (каким членом предложения является деепричастие в данном предложении). |
Он ушибся, упав с лошади (Тургенев).
Упав
- Деепричастие, так как обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы когда? что сделав?
- Н. ф. - упав
. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) совершенный вид;
2) невозвратное.
Б) Непостоянные морфологические признаки (неизменяемое слово). - Образует деепричастный оборот с формой существительного с лошади ; в предложении деепричастный оборот - обстоятельство времени.
Для грамотного морфологического разбора деепричастия как части речи в данной статье приведен подробный план действий с наглядными примерами. Также описана методика морфемного разбора деепричастия с привидением примеров.
Как сделать морфологический разбор деепричастия?
Морфологический разбор деепричастия как самостоятельной части речи включает в себя грамматическую и синтаксическую характеристику слова. Во время разбора определяются морфологические признаки деепричастия, а также его роль в предложении.
План морфологического разбора деепричастия как части речи:
I. Часть речи. Общее грамматическое значение. На какой вопрос отвечает.
II. Начальная форма. Морфологические признаки (постоянные ).
- Вид (совершенный, несовершенный );
- Возвратность (возвратное, невозвратное );
- Переходность (переходное, непереходное );
- Неизменяемость.
III. Синтаксическая роль.
ТОП-1 статья которые читают вместе с этой
Примеры морфологического разбора деепричастий
Накормив детей, мама пошла в магазин.
что сделав?
II. Н. ф. - накормив . Морфологические признаки: совершенный вид, невозвратное, переходное, неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль - обстоятельство (пошла - когда? - накормив ).
Гуляя , дети увидели выбежавшего из леса зайца.
I. Деепричастие, обозначает дополнительное действие, отвечает на вопрос - что делая?
II. Н. ф. - гуляя . Морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратное, непереходное, неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль - обстоятельство (увидели - когда? - гуляя ).
Радуясь , он приветствовал друга.
I. Деепричастие, обозначает дополнительное действие, отвечает на вопрос - что делая?
II. Н. ф. - радуясь . Морфологические признаки: несовершенный вид, возвратное, переходное, неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль - обстоятельство (приветствовал - как? - радуясь ).
Морфемный разбор деепричастия
В некоторых источниках морфемный разбор деепричастий входит в общий грамматический разбор. Деепричастия являются неизменяемой частью речи, поэтому при разборе по составу у них не выделяют окончания. Формообразующими суффиксами деепричастий являются - -а/-я, -в/-вши/-ши .
Примеры морфемного разбора деепричастий
Назвавшись другом . На-зв-а-вши-сь - производное от глагола «назваться»; основа - назвавшись , приставка - на- , корень - -зв- , суффиксы - -а-, -вши- , постфикс - –сь .
Читая книгу . Чит-а-я - производное от глагола «читать»; основа - читая , корень - -чит- , суффиксы - -а-, -я .
Подбросив мяч. Под-брос-и-в - производное от глагола «подбросить»; основа - подбросив , приставка - под- , корень - -брос- , суффиксы - -и-, -в- .
В курсе изучения русского языка обучающиеся проводят Примеры анализа этой загадочной части речи рассмотрим в нашей статье. А также попробуем поэтапно разобраться, какие трудности ждут ребят в этой работе.
Часть речи
Причастие и деепричастие являются самыми загадочными группами речи в нашем языке. Считается, что больше всего орфографических и пунктуационных ошибок связано именно с ними. Это объясняется с тем, что ученые до сих пор не решили, к какой категории их отнести - к самостоятельной или нет. Большинство своих признаков они позаимствовали от глагола. А потому, выполняя причастия и деепричастия, мы увидим, как они схожи со своим «прародителем».
Однако наличие собственных грамматических категорий позволяет называть их самостоятельными частями. При такой спорной ситуации однозначного мнения лингвистов, к сожалению, нет. Но при этом как деепричастный, так и причастный обороты имеют собственный план морфологического анализа. Это еще раз показывает, какими особенными являются эти группы речи.
Признаки
Теперь можно перейти к тому, чтобы детально изучить морфологический разбор деепричастия. Примеры таких работ приведем далее. К признакам этой части, обозначающей добавочное действие, относятся вид, а также возвратность. Рассмотрим их подробнее.
Несовершенный вид обозначает такое действие, которое еще завершилось к определенному моменту. Отличительным его вопросом является «что делать?» у глагола и «что делая?» у деепричастия.
Например: говорить - говоря.
Эту форму употребляют тогда, когда процесс действия еще протекает или происходил когда-то в прошлом, но еще не закончился.
Следующий вид называют совершенным. Уже по его наименованию понятно, что он противоположен по значению несовершенному. Этот вид передает действие, законченное к моменту времени. Вопрос, характерный для него - «что сделав?».
Например: Прибежать (что сделать?) - глагол, прибежав (что сделав?) - деепричастие.
Например: любоваться (глагол) - любуясь (деепричастие).
Синтаксические особенности
Деепричастия, примеры которого рассмотрим после изучения всех его деталей, - задание не из легких. После изучения его признаков можно перейти к которую оно играет. Поскольку основной чертой деепричастия является неизменяемость, позаимствованная от наречия, то и вопросы у них будут схожими. В предложении оно, как правило, играет роль обстоятельства.
Например: Гуляя по улице без шапки, ребенок заболел простудой.
Задаем вопрос от глагола «заболел» к деепричастию «гуляя» (как?). Таким образом, оно является обстоятельством, обозначающим образ действия.
Но стоит принять во внимание тот факт, что оно не является одиночным. То есть у этого деепричастия в данном примере есть зависящие от него слова: гуляя (где?) - по улице и гуляя (как?) - без шапки. А, как известно, их наличие говорит о том, что перед нами находится В этом предложении оно выражено деепричастным оборотом. Как же поступить в таком случае, приступая к подчеркиванию этого члена предложения? Без сомнения, выделяйте всю конструкцию оборота как обстоятельство. В лингвистике приято подчеркивать его пунктиром с точками между ним. Не забывайте, что такой оборот всегда выделяют запятыми. При этом неважно, в какой позиции находится главное для него слово.
План разбора
Самое время выполнить морфологический разбор деепричастия. Образец приведем сразу же после составления четкого алгоритма.
- Определяем часть речи, задав вопрос (что делая? Что сделав?).
- Ставим слово в начальную форму, определяя глагол, который его образовал, и характерный суффикс.
- Анализируем морфологические признаки: определяем вид (сов./несов.), смотрим на суффикс и констатируем возвратность при наличии -ся.
- Выполняем характеристику этой части речи как члена предложения.
Такой несложный план имеет морфологический разбор деепричастия.
Примеры
Собрав необходимую информацию об этой части речи, можно переходить к ее анализу.
Рассмотрим пример: Звонко журча, побежали с наступлением весны ручьи.
В данном предложении проведем морфологический разбор деепричастия «журча».
- Что делая? - Журча (деепричастие).
- Находим признаки. Вид несовершенный, так как оно отвечает на вопрос «что делая?». Действие является незаконченным, продолжающимся в тот период времени. Поскольку суффикс -ся отсутствует, это деепричастие является невозвратным.
- Синтаксическая роль - это обстоятельство. Во-первых, оно зависит от глагола, во-вторых, имеет при себе зависимые слова и входит в состав оборота (журча звонко). Согласно этому целиком выделяем его как обособленное обстоятельство.
Следующий пример, который мы проанализируем, такой: Ветер обдувал лес прохладой, шелестя листвой деревьев.
Здесь нам необходимо выполнить морфологический разбор деепричастия «шелестя».
- Что делая? - шелестя (деепричастие).
- Находим признаки. Вид несовершенный, потому как слово отвечает на вопрос «что делая?». Образовано от глагола «журчать» плюс суффикс -а. Отсутствие суффикса -ся подтверждает, что деепричастие невозвратное.
- В предложении является обстоятельством. Оно зависит от глагола «обдувал» и отвечает на вопрос «как?».
Кроме того, оно подчиняет себе словосочетание «листва деревьев». Это говорит о том, что перед нами Подчеркнем его целиком пунктиром с точками.
Заключение
В данной статье мы изучили одну из самых необычных частей речи. Рассмотрев деепричастие с разных сторон, мы смогли провести его анализ, а также составить алгоритм его выполнения. Если знать все тонкости, то никаких трудностей при разборе возникнуть не должно. Желаем вам удачи в этой работе!