Т коти жизнь дана на добрые дела. Классный час «Жизнь дана на добрые дела

Т. Коти. Добрый друг. В.И. Даль – собиратель народной мудрости. Пословицы и поговорки русского народа. Н. Носов. Огурцы. Создание текста «Доброе дело».

М. Зощенко. Не надо врать. Л. Каминский. Сочинение.

М. Зощенко. Через тридцать лет. Мы идём в библиотеку. Весёлые рассказы писателей.

Н. Носов. Трудная задача. В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…».

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Юмористические рассказы.

Обобщающий урок по разделу: «Жизнь дана на добрые дела».

Деятельность учащихся:

Предполагать на основе названия учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову. Объяснять, что такое верность слову, честность.

Рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа. Объяснять, в чем была их ошибка, как исправить эту ошибку. Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам.

Знать пословицы и поговорки из сборника. Объяснять смысл пословиц.

Читать тексты вслух и про себя. Составлять рассказ по аналогии. Объяснять название текста, заглавие. Составлять план текста, делить текст на основе плана. Писать отзыв на прочитанную книгу.Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять выбранную книгу. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Волшебные сказки

Волшебные сказки. Урок работы с книгой. Иван – царевич и Серый Волк. Русская народная сказка. Особенности построения сказки. Герои волшебной сказки. Характеристика героя. Анализ картины В.Васнецова «Иван – царевич и Серый Волк».

Летучий корабль. Русская народная сказка. Мы идём в библиотеку. Русские и зарубежные сказки. По щучьему велению. Русская народная сказка. Подготовка к инсценированию произведения. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Русские сказки. Обобщающий урок по теме: «Волшебные сказки».

Деятельность учащихся:

Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: народная сказка, присказка, сказочные предметы. Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки. Определять, из каких элементов состоит волшебная сказка.

Характеризовать героев сказки.Определять, какие предметы являются сказочными.

Рассматривать картину, определять героев, составлять рассказ по картине.Определять тему и название выставки книг.Находить нужную книгу по каталогу.Составлять план пересказа, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки. Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему. Распределять роли, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Участвовать в работе группы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Люби всё живое

Энциклопедии и справочники. К. Паустовский. Барсучий нос. Текст «Барсук» из справочника. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов.В. Берестов. Кошкин щенок. В. Заходер. «Вредный кот».В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Особенности художественного текста. Создание текста по аналогии. «Муравьишка и Бабочка». Тим Собакин. Песни бегемотов.

Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе. Знакомство с детскими журналами «Трамвай», «Миша», «Юный натуралист», «Филя», «Свирелька». Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Н. Носов. Карасик. М. Горький. Воробьишко. Подготовка к инсценированию. М. Горький. Воробьишко. Инсценирование произведения. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе. Составление плана рассказа. Контрольная работа по разделу «Люби все живое».

Деятельность учащихся:

Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодическая литература. Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана.

Характеризовать героев сказки, рассказа. Выявлять особенности героев художественного рассказа. Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать стихотворения. Определять смысл названия произведения.

Определять правду и вымысел в произведениях. Составлять самостоятельно текст по аналогии. Кратко пересказывать научно-популярный текст. Задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Знать детскую периодическую печать. Ориентироваться в содержании журнала. Находить нужную информацию в журнале. Обсуждать в паре, в группе поступки героев. Определять свою позицию по отношению к героям произведения. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом.

Распределять роли. Инсценировать произведения. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Картины русской природы

Картины русской природы. И. Шишкин. Зимой в лесу.

Н. Некрасов. Славная осень.

М. Пришвин. «Осинкам холодно». Ф. Тютчев. «Листья».

А. Фет. «Осень». И. Бунин. «Первый снег».

В. Поленов. Ранний снег. Анализ картины. Создание текста.

Мы идём в библиотеку. Природа в произведениях русских писателей, поэтов, художников.

К. Бальмонт. Снежинка.

К. Паустовский. «В саду уже поселилась осень…».

Готовимся к празднику. Создание собственного поздравления.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Картины русской природы.

Деятельность учащихся:

Определять конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Рассматривать картину: описывать объекты картины, рассказывать о картине. Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины.

Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Объяснять используемые в тексте выражения. Сравнивать произведения литературы и живописи.

Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам.

Представлять выбранную книгу. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Стр. 76

  • Как ты думаешь, что такое добрые дела? Приведи примеры из произведений, прочитанных тобой в учебнике «Литературное чтение».
  • А какие добрые дела совершал ты?

1. Каждое утро выношу мусор.
2. Помогаю бабушке-соседке поднять тяжёлую сумку на пятый этаж.
3. Оставляю еду для бездомной собачки во дворе.
4. Помогаю мамочке и говорю ей добрые слова.

  • Подумай, чем различаются слова добрый — добренький. Посмотри в словаре, что означает слово доброта.

Добрый — отзывчивый, искренний, готовый помочь другим.
Добренький звучит с иронией. Фальшивая, приукрашенная доброта.

Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

  • Вспомни пословицы и поговорки о добре, добрых делах. Запиши ту пословицу, которая тебе больше понравилась. Объясни, как ты её понимаешь.

Стр. 77

Жизнь дана на добрые дела. Пословица о том, для чего мы рождаемся. Делай добро другим и оно обязательно вернётся к тебе.

  • Придумай небольшой рассказ «Как я помогал маме» и запиши его. Используй слова из «Словарной коробочки» (чистота, порядок, убрать комнату, проявлять заботу, ухаживать, помогать)

Стр. 78

Как я помогал маме

Каждый год в День рождения моей мамы собирается очень много гостей, которые спешат её поздравить. Некоторые приезжают даже с других городов, ведь моя мама — лучшая на свете!
В этом году папа сказал, что мы сделаем маме сюрприз и приготовим праздничный обед сами. Накануне я очень волновался и завёл будильник на пять утра, чтобы всё успеть. Когда будильник прозвенел, я вскочил с кровати и принялся за уборку. Я тщательно вытер пыль во всём доме, полил цветы, навёл порядок в своей комнате. Затем набрал в ведро воды и принялся мыть полы.
Когда мама проснулась, восторг озарил её лицо от сияющей чистоты. Папа держал в руках огромный букет и улыбался. Мы отправили маму в салон красоты, чтобы к её приходу приготовить праздничный обед. Как только за ней закрылась дверь, мы с папой поставили курицу в духовку, быстро нарезали салат и стали печь шоколадный торт.
К приходу мамы дом сиял чистотой, окна блестели, стол был накрыт и весь дом украшали воздушные шары. В этот день гостей я так и не увидел, потому что к их приходу уснул от усталости безмятежным сном. На следующий день я проснулся от маминого поцелуя. Я открыл глаза и увидел, что мама давно сидит у меня на кровати и ждёт, когда я встану. Она улыбалась и протягивала огромного медвежонка. Затем снова поцеловала меня и сказала: «Спасибо, мой родной, я бы без тебя не справилась».

Задачи уроков: обобщить знания о юмористических произведениях (знать особенности построения текстов рассказов; героев рассказов; основные отличительные черты их характера); учить составлять план текста; учить подробно, кратко, выборочно пересказывать текст;

учить составлять монологическое высказывание на тему (устное сочинение); определять смысл пословиц, соотносить пословицы с изучаемым материалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме: «Жизнь дана на добрые дела».

Задачи уроков: обобщить знания о юмористических произведениях (знать особенности построения текстов рассказов; героев рассказов; основные отличительные черты их характера); учить составлять план текста; учить подробно, кратко, выборочно пересказывать текст;

учить составлять монологическое высказывание на тему (устное сочинение); определять смысл пословиц, соотносить пословицы с изучаемым материалом.

Планируемые результаты освоения темы:

осмысление особенностей повествовательного текста; умение характеризовать героя текста; умение сравнивать сюжеты, сравнивать героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; деление текста на смысловые части, составление плана; подробный, краткий, сжатый пересказ прочитанного; определение главной мысли, соотнесение пословицы с изучаемым материалом.

Ресурсы и оборудование:

Литературное чтение. Учебник. 3 класс. Часть 1.

Т. Коти. Творческая тетрадь. 3 класс.

Ход уроков

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, мои друзья!

Нашей встрече рада я!

Разрешите вас обнять,

Всем удачи пожелать.

выходят к доске, вывешивают пословицы и объясняют их значение.

2.Игра «Добро–зло»- мозговой штурм

Первый шаг к доброте – это доброе слово.

Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, хором – отвечать –добро или зло.

*Перебивать во время разговора?

*Обозвать обидным словом соседа?

*Извиниться за вынужденное опоздание?

*Уйти и не попрощаться?

*Помогать родителям?

*Не уступить место старшим в автобусе?

* Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?

*Поздороваться при встрече?

*Толкнуть и не извиниться?

*Помочь поднять упавшую вещь?

*Не снять шапку, когда заходишь в школу?

*Говорить «Спасибо» за подарок?

*Громко разговаривать?

4.Притча (видео ролик)

Предварительная работа

5.Проверка домашнего задания

Работа с вопросом №2 учебника.

Прочитайте ещё раз тему изучаемого раздела. Соотнесите её с теми произведениями, которые прочитали.

Почему юмористические рассказы включены в тему «Жизнь дана на добрые дела»?

Как по-другому можно было озаглавить раздел?

Предложите свои варианты.

Все ли рассказы, прочитанные в этом разделе, можно назвать юмористическими?

Почему?

Работа с вопросом №5 учебника.

При выполнении этого задания требуется составить план выборочного пересказа:

определить фрагмент для выборочного пересказа (одно событие, портрет героя, характеристика героя, описание поступка, который совершил герой);

Памятка:

3.Пересказать текст;

Работа с вопросом №6 учебника .

Кому из героев могут быть адресованы слова «Жизнь дана на добрые дела». Замените это высказывание близкими по смыслу пословицами или поговорками.

Работа с вопросом №7 учебника.

Прочитайте все пословицы.

Прочитайте только те пословицы, которые вы слышали, знаете. В каких случаях употреблялись эти пословицы?

Какими пословицами можно заменить название нашего раздела?

Работа с вопросом №8 учебника.

Группа работает с одной пословицей и представляет произведения, соответствующие ей.

Установи соответствие: название произведения, автор, подсказка (пословица, цитата из текста, опорные слова)

Н. Носов

«Огурцы»

«Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала».

М.Зощенко

«Не надо врать»

«На обмане далеко не уедешь»?

«И я ничего не знал, что бывает в гимназиях. И первые три месяца ходил буквально как в тумане».

Л. Каминский

«Сочинение»

Так ладно врёт, что сам себе верит»?

«Через тридцать лет»

бильярд, шарик, подарки.

«Трудная задача»

радио, задачник, песня, блоха, колокольчик.

притча

«Что побеждает»

Самая трудная борьба - самого себя побороть.

«Что важнее»

В какой семье любовь да совет, в той и горя нет.

В.Драгунский

«Где это видано, где это слыхано…»

«Я стоял и смотрел, как он ест. Сам маленький, а сарделька толще его шеи. Он держал эту сардельку руками и ел прямо целой, не разрезал, и шкурка трещала и лопалась, когда он её кусал, и оттуда брызгал горячий пахучий сок».

6 Тестирование

2. К какому жанру относится произведение Л.Д. Каминского «Сочинение»?

а) «Фантазёры» б) «Мишкина каша» в) «Живая шляпа» г) «Огурцы»

4. Почему Лёля из произведения «Через тридцать лет» сказала, что проглотила шарик?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5. Что означает слово «сатирик»

б) Сатирическое произведение

в) Человек, написавший статью в газету

6. Какая пословица раскрывает суть притчи «Что важнее»?

а) Денег наживёшь - без нужды проживёшь.

б) В какой семье любовь да совет, в той и горя нет.

в) Друзья познаются в беде.

г) Сегодняшней работы назавтра не откладывай!

7. Узнайте произведение по ключевым словам: радио, задачник, песня, блоха, колокольчик.

а)«Где это видано, где это слыхано...» в) «Огурцы»

б) «Трудная задача» г) «Сочинение»

8. Какому произведению подходит пословица «На обмане далеко не уедешь»?

а) «Где это видано, где это слыхано...»

б) Притча «Что побеждает?»

в) «Не надо врать»

Проверочная работа № 2 «Жизнь дана на добрые дела»

2 вариант

2. К какому жанру относится произведение М.М. Зощенко «Через тридцать лет»?

а) быль б) рассказ в) сказка г) басня

3. Какое из произведений Н.Н. Носова включено в раздел «Жизнь дана на добрые дела»?

а) «Мишкина каша» б) «Трудная задача» в) «Затейники» г) «Заплатка»

4. Почему в произведении «Не надо врать» папа поднял Миньку на руки, поцеловал и пообещал ему фотоаппаратик после того, как узнал о двойке и о нескольких дневниках сына? __________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5. Что означает слово «сени»?

а) стог сена

б) входная часть (прихожая) традиционного русского дома; неотапливаемое и нежилое помещение

в) горка, где катаются на санях

г) жилое помещение в доме

6. Какая пословица раскрывает суть притчи «Что побеждает»?

а) Самая трудная борьба - самого себя побороть.

б) Друга ищи, а нашёл - береги.

в) Здоровье дороже денег.

г) Кончил дело - гуляй смело.

7. Узнайте произведение по ключевым словам: бильярд, шарик, подарки.

а)« Трудная задача» в) «Сочинение»

б) «Через тридцать лет» г) «Огурцы»

8. Какому произведению подходит пословица «Так ладно врёт, что сам себе верит»?

а) «Сочинение»

б) Притча «Что побеждает?»

в) «где это видано, где это слыхано…»

7. Изготовление коллажа.

Чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут узнать старинные чашечные часы? На одну чашу весов мы будем класть “зло” (таблички- зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с “добром”

- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки- в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

8. Рефлексия. Итог занятия.

Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

Добрые сердца – сад

Прочитайте текст.

В. Железняков

История с азбукой

После уроков я зашёл в первый класс. Я бы не стал к ним заходить, но соседка поручила присмотреть за её сыном. Всё-таки первое сентября, первый школьный день. Заскочил, а в классе уже пусто. Все ушли. Ну, хотел повернуться и идти. И вдруг вижу: на последней парте сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно. Это была девочка, а совсем не мальчик, которого я искал. Как полагалось первоклашкам, она была в белом переднике и с белыми бантами ровно

в десять раз больше её головы. Странно, что она сидела одна. Все ушли домой и, может быть, уже

едят там бульоны и молочные кисели и рассказывают родителям чудеса про школу, а эта сидит и неизвестно чего ждёт.

Девочка, - говорю, - почему не идёшь домой?

Никакого внимания.

Может быть, потеряла что-нибудь?

Сидит как статуя, не шелохнётся.

Что делать, не знаю. Уйти вроде неудобно.

Подошёл к доске, придумываю, как расшевелить эту «статую», а сам потихоньку рисую на доске мелом. Нарисовал первоклашку, который пришёл из школы и обедает. Потом его отца, мать и двух бабушек. Он жуёт, уплетает за обе щеки, а они ему смотрят в рот. Получилась забавная картинка.

А мы с тобой, - говорю, - голодные. Не пора ли и нам домой?

Нет, - отвечает, - я домой не пойду.

Что же, ночевать здесь будешь?

тут меня совесть заела, и я вернулся.

Ты, - говорю, - если не скажешь, зачем здесь сидишь, я сейчас вызову школьного врача. А он - раз два! - «скорая помощь», сирена - и ты в больнице.

Решил напугать её. Я этого врача сам боюсь. Вечно он: «Дыши, не дыши», - и градусник суёт под мышку. Холодный, как сосулька.

Ну и хорошо. Поеду в больницу.

Честное слово, она была ненормальная.

Можешь ты сказать, - закричал я, - что у тебя случилось?

Меня брат ждёт. Вон во дворе сидит.

Я выглянул во двор. Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик.

Ну и что же?

А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.

Сильна ты обещать! - сказал я. - В один день всю азбуку!

Может быть, ты тогда школу закончишь в один год? Сильна врать!

Я не врала, я просто не знала.

Вижу, сейчас она заплачет. Глаза опустила и головой как-то непонятно вертит.

Буквы учат целый год. Это непростое дело.

У нас папа с мамой уехали далеко, а Серёжа, мой брат, сильно скучает. Он просил бабушку, чтобы она написала им от него письмо,

а у неё всё нет свободного времени. Я ему сказала: вот пойду в школу, выучу буквы, и напишем маме и папе письмо. А он мальчикам во дворе рассказал. А мы сегодня весь день палки писали. - Сейчас она должна была заплакать.

Палки, - говорю, - это хорошо, это замечательно! Из палок можно сложить буквы. - Я подошёл к доске и написал букву «А». Печатную. - Это буква «А». Она из трёх палок. Буква шалашик. Вот уж никогда не думал, что буду учителем. Но надо было отвлечь её, чтобы не

заплакала.

А теперь, - говорю, - пойдём к твоему брату, и я всё ему объясню.

Мы вышли во двор и направились к её брату. Шли, как маленькие, за руки. Она сунула мне свою ладошку в руку. Мягкая у неё ладошка и тёплая, а пальцы подушечками. Вот, думаю, если кто-нибудь из ребят увидит - засмеют. Но не бросишь же её руку - человек ведь...А этот печальный рыцарь Серёжа сидит и болтает ногами. Делает вид, что нас не видит.

Слушай, - говорю, - старина. Как бы тебе это объяснить?

Ну, в общем, чтобы выучить всю азбуку, нужно учиться целый год. Это не такое лёгкое дело.

Значит, не выучила? - Он вызывающе посмотрел на сестру. - Нечего было обещать.

Мы писали палки весь день, - с отчаянием сказала девочка. - А из палок складываются буквы.

Но он не стал её слушать. Сполз со скамейки, низко опустил голову и поплёлся утиной походочкой.

Меня он просто не замечал. И мне надоело. Вечно я впутывался в чужие дела.

Я выучила букву «А». Она пишется шалашиком! - крикнула

девочка в спину брату. Но он даже не оглянулся.

Тогда я догнал его.

Слушай, - говорю, - ну чем она виновата? Наука - сложное дело. Пойдёшь в школу, сам узнаешь. Думаешь, Гагарин или Титов в один день всю азбуку одолели? Тоже ой-ой как попотели! А у тебя и руки опустились.

Я весь день на память письмо маме сочинял, - сказал он.

У него было такое печальное лицо, и я подумал, что зря родители не взяли его, раз он так скучает. Собрались ехать в Сибирь, бери и детей с собой. Они не испугаются далёких расстояний или злых морозов.

Боже мой, какая трагедия! - говорю. - Я сегодня приду

к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.

Вот хорошо! - сказала девочка. - Мы живём в этом доме, за

железной изгородью... Правда, Серёжа, хорошо?

Ладно, - ответил Серёжа. - Я буду ждать.

Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали между железными прутьями забора и кустами зелени. И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос.

Серёжа, ну, что, выучила твоя сестра все буквы?

Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежала в подъезд.

Выучить азбуку, знаешь, сколько надо учиться? - сказал Серёжа. - Надо учиться целый год.

Значит, плакали ваши письма, - сказал мальчишка. -

И плакала ваша Сибирь.

Ничего не плакала, - ответил Серёжа. - У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе; он сегодня придёт к нам и напишет письмо.

Все ты врёшь, - сказал мальчишка. - Ох, и силён ты заливать! Ну, как зовут твоего друга, как?

Наступило молчание.

Ещё минута, и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться. Нет, это было не в моём характере. Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову между прутьями.

Между прочим, его зовут Юркой, - крикнул я. - Есть такое всемирно известное имя.

У этого мальчишки от неожиданности открылся рот, как у гончей, когда она упускает зайца. А Серёжа ничего не сказал. Он был не из тех, кто бил лежачих. А я спрыгнул на землю и пошёл домой. Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. Весело на душе, и всё. Отличное было настроение. Даже петь хотелось.

Выполните задания: (всему классу)

1.Определите жанр данного текста.

2.О чём рассказывается в тексте. Отметьте:

о дружбе Юры и маленькой девочки;

о том, как девочка пошла в школу;

о том, как девочка хотела помочь своему брату .

5.Какими качествами характера обладала девочка?

6.Ответьте на вопрос: хотел бы я дружить с такой девочкой

1 группа

2 группа

3 группа

3.Разделите текст на части. Составьте план этого текста.

4.Какой пересказ можно сделать по этому плану (краткий; выборочный; подробный)- памятка

Составить 5 вопросов в форме теста

Написать отзыв.

Памятка:

1.Подчеркнуть главные (ключевые) слова, на которых будет строиться пересказ текста;

2.Распространить эти слова, составив предложение;

3.Пересказать текст;

4.Определить, какие важные слова, словосочетания при пересказе упустили;

5.Повторно пересказать текст;

6.Самостоятельно оценить пересказ;

7.Получить оценку товарищей по классу.

Приложение:

Мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому дети я всегда стремился».

Ключ:1 вариант

Ключ:2 вариант

Сатира-это 1.Обличающая, бичующая ирония.

2.Литературное произведение, обличающее отрицательные явления действительности.


Обобщающий урок по теме: «Жизнь дана на добрые дела».

Задачи уроков: обобщить знания о юмористических произведениях (знать особенности построения текстов рассказов; героев рассказов; основные отличительные черты их характера); учить составлять план текста; учить подробно, кратко, выборочно пересказывать текст;

учить составлять монологическое высказывание на тему (устное сочинение); определять смысл пословиц, соотносить пословицы с изучаемым материалом.

Планируемые результаты освоения темы:

осмысление особенностей повествовательного текста; умение характеризовать героя текста; умение сравнивать сюжеты, сравнивать героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; деление текста на смысловые части, составление плана; подробный, краткий, сжатый пересказ прочитанного; определение главной мысли, соотнесение пословицы с изучаемым материалом.

Ресурсы и оборудование:

Литературное чтение. Учебник. 3 класс. Часть 1.

Т. Коти. Творческая тетрадь. 3 класс.

Ход уроков

    Организационный момент.

Здравствуйте, мои друзья!

Нашей встрече рада я!

Разрешите вас обнять,

Всем удачи пожелать.

выходят к доске, вывешивают пословицы и объясняют их значение.

2.Игра «Добро–зло»- мозговой штурм

Первый шаг к доброте – это доброе слово.

Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, хором – отвечать –добро или зло.

*Перебивать во время разговора?

*Обозвать обидным словом соседа?

*Извиниться за вынужденное опоздание?

*Уйти и не попрощаться?

*Помогать родителям?

*Не уступить место старшим в автобусе?

* Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?

*Поздороваться при встрече?

*Толкнуть и не извиниться?

*Помочь поднять упавшую вещь?

*Не снять шапку, когда заходишь в школу?

*Говорить «Спасибо» за подарок?

*Громко разговаривать?

4.Притча (видео ролик)

Предварительная работа

5.Проверка домашнего задания

Работа с вопросом №2 учебника.

Прочитайте ещё раз тему изучаемого раздела. Соотнесите её с теми произведениями, которые прочитали.

Почему юмористические рассказы включены в тему «Жизнь дана на добрые дела»?

Как по-другому можно было озаглавить раздел?

Предложите свои варианты.

Все ли рассказы, прочитанные в этом разделе, можно назвать юмористическими?

Работа с вопросом №5 учебника.

При выполнении этого задания требуется составить план выборочного пересказа:

определить фрагмент для выборочного пересказа (одно событие, портрет героя, характеристика героя, описание поступка, который совершил герой);

Памятка:

3.Пересказать текст;

5.Повторно пересказать текст;

Работа с вопросом №6 учебника .

Кому из героев могут быть адресованы слова «Жизнь дана на добрые дела». Замените это высказывание близкими по смыслу пословицами или поговорками.

Работа с вопросом №7 учебника.

Прочитайте все пословицы.

Прочитайте только те пословицы, которые вы слышали, знаете. В каких случаях употреблялись эти пословицы?

Какими пословицами можно заменить название нашего раздела?

Работа с вопросом №8 учебника.

Группа работает с одной пословицей и представляет произведения, соответствующие ей.

Установи соответствие: название произведения, автор, подсказка (пословица, цитата из текста, опорные слова)

Н. Носов

«Огурцы»

«Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала».

М.Зощенко

«Не надо врать»

«На обмане далеко не уедешь»?

«И я ничего не знал, что бывает в гимназиях. И первые три месяца ходил буквально как в тумане».

Л. Каминский

«Сочинение»

Так ладно врёт, что сам себе верит»?

«Через тридцать лет»

бильярд, шарик, подарки.

«Трудная задача»

радио, задачник, песня, блоха, колокольчик.

притча

«Что побеждает»

Самая трудная борьба - самого себя побороть.

«Что важнее»

В какой семье любовь да совет, в той и горя нет.

В.Драгунский

«Где это видано, где это слыхано…»

«Я стоял и смотрел, как он ест. Сам маленький, а сарделька толще его шеи. Он держал эту сардельку руками и ел прямо целой, не разрезал, и шкурка трещала и лопалась, когда он её кусал, и оттуда брызгал горячий пахучий сок».

6 Тестирование

Проверочная работа № 2 по разделу «Жизнь дана на добрые дела»

Н.Н. Носов

«Где это видано, где это слыхано…»

М.М. Зощенко

«Трудная задача»

В.Ю. Драгунский

«Через тридцать лет»

2. К какому жанру относится произведение Л.Д. Каминского «Сочинение»?

а) «Фантазёры» б) «Мишкина каша» в) «Живая шляпа» г) «Огурцы»

4. Почему Лёля из произведения «Через тридцать лет» сказала, что проглотила шарик?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5. Что означает слово «сатирик»

б) Сатирическое произведение

в) Человек, написавший статью в газету

6. Какая пословица раскрывает суть притчи «Что важнее»?

а) Денег наживёшь - без нужды проживёшь.

б) В какой семье любовь да совет, в той и горя нет.

в) Друзья познаются в беде.

г) Сегодняшней работы назавтра не откладывай!

7. Узнайте произведение по ключевым словам: радио, задачник, песня, блоха, колокольчик.

а)«Где это видано, где это слыхано...» в) «Огурцы»

б) «Трудная задача» г) «Сочинение»

8. Какому произведению подходит пословица «На обмане далеко не уедешь»?

а) «Где это видано, где это слыхано...»

б) Притча «Что побеждает?»

в) «Не надо врать»

Проверочная работа № 2 «Жизнь дана на добрые дела»

2. К какому жанру относится произведение М.М. Зощенко «Через тридцать лет»?

а) быль б) рассказ в) сказка г) басня

3. Какое из произведений Н.Н. Носова включено в раздел «Жизнь дана на добрые дела»?

а) «Мишкина каша» б) «Трудная задача» в) «Затейники» г) «Заплатка»

4. Почему в произведении «Не надо врать» папа поднял Миньку на руки, поцеловал и пообещал ему фотоаппаратик после того, как узнал о двойке и о нескольких дневниках сына? __________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5. Что означает слово «сени»?

а) стог сена

б) входная часть (прихожая) традиционного русского дома; неотапливаемое и нежилое помещение

в) горка, где катаются на санях

г) жилое помещение в доме

6. Какая пословица раскрывает суть притчи «Что побеждает»?

а) Самая трудная борьба - самого себя побороть.

б) Друга ищи, а нашёл - береги.

в) Здоровье дороже денег.

г) Кончил дело - гуляй смело.

7. Узнайте произведение по ключевым словам: бильярд, шарик, подарки.

а)« Трудная задача» в) «Сочинение»

б) «Через тридцать лет» г) «Огурцы»

8. Какому произведению подходит пословица «Так ладно врёт, что сам себе верит»?

а) «Сочинение»

б) Притча «Что побеждает?»

в) «где это видано, где это слыхано…»

7. Изготовление коллажа.

Чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут узнать старинные чашечные часы? На одну чашу весов мы будем класть “зло” (таблички- зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с “добром”

- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки- в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

8. Рефлексия. Итог занятия.

Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

Добрые сердца – сад

Прочитайте текст.

В. Железняков

История с азбукой

После уроков я зашёл в первый класс. Я бы не стал к ним заходить, но соседка поручила присмотреть за её сыном. Всё-таки первое сентября, первый школьный день. Заскочил, а в классе уже пусто. Все ушли. Ну, хотел повернуться и идти. И вдруг вижу: на последней парте сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно. Это была девочка, а совсем не мальчик, которого я искал. Как полагалось первоклашкам, она была в белом переднике и с белыми бантами ровно

в десять раз больше её головы. Странно, что она сидела одна. Все ушли домой и, может быть, уже

едят там бульоны и молочные кисели и рассказывают родителям чудеса про школу, а эта сидит и неизвестно чего ждёт.

Девочка, - говорю, - почему не идёшь домой?

Никакого внимания.

Может быть, потеряла что-нибудь?

Сидит как статуя, не шелохнётся.

Что делать, не знаю. Уйти вроде неудобно.

Подошёл к доске, придумываю, как расшевелить эту «статую», а сам потихоньку рисую на доске мелом. Нарисовал первоклашку, который пришёл из школы и обедает. Потом его отца, мать и двух бабушек. Он жуёт, уплетает за обе щеки, а они ему смотрят в рот. Получилась забавная картинка.

А мы с тобой, - говорю, - голодные. Не пора ли и нам домой?

Нет, - отвечает, - я домой не пойду.

Что же, ночевать здесь будешь?

тут меня совесть заела, и я вернулся.

Ты, - говорю, - если не скажешь, зачем здесь сидишь, я сейчас вызову школьного врача. А он - раз два! - «скорая помощь», сирена - и ты в больнице.

Решил напугать её. Я этого врача сам боюсь. Вечно он: «Дыши, не дыши», - и градусник суёт под мышку. Холодный, как сосулька.

Ну и хорошо. Поеду в больницу.

Честное слово, она была ненормальная.

Можешь ты сказать, - закричал я, - что у тебя случилось?

Меня брат ждёт. Вон во дворе сидит.

Я выглянул во двор. Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик.

Ну и что же?

А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.

Сильна ты обещать! - сказал я. - В один день всю азбуку!

Может быть, ты тогда школу закончишь в один год? Сильна врать!

Я не врала, я просто не знала.

Вижу, сейчас она заплачет. Глаза опустила и головой как-то непонятно вертит.

Буквы учат целый год. Это непростое дело.

У нас папа с мамой уехали далеко, а Серёжа, мой брат, сильно скучает. Он просил бабушку, чтобы она написала им от него письмо,

а у неё всё нет свободного времени. Я ему сказала: вот пойду в школу, выучу буквы, и напишем маме и папе письмо. А он мальчикам во дворе рассказал. А мы сегодня весь день палки писали. - Сейчас она должна была заплакать.

Палки, - говорю, - это хорошо, это замечательно! Из палок можно сложить буквы. - Я подошёл к доске и написал букву «А». Печатную. - Это буква «А». Она из трёх палок. Буква шалашик. Вот уж никогда не думал, что буду учителем. Но надо было отвлечь её, чтобы не

заплакала.

А теперь, - говорю, - пойдём к твоему брату, и я всё ему объясню.

Мы вышли во двор и направились к её брату. Шли, как маленькие, за руки. Она сунула мне свою ладошку в руку. Мягкая у неё ладошка и тёплая, а пальцы подушечками. Вот, думаю, если кто-нибудь из ребят увидит - засмеют. Но не бросишь же её руку - человек ведь...А этот печальный рыцарь Серёжа сидит и болтает ногами. Делает вид, что нас не видит.

Слушай, - говорю, - старина. Как бы тебе это объяснить?

Ну, в общем, чтобы выучить всю азбуку, нужно учиться целый год. Это не такое лёгкое дело.

Значит, не выучила? - Он вызывающе посмотрел на сестру. - Нечего было обещать.

Мы писали палки весь день, - с отчаянием сказала девочка. - А из палок складываются буквы.

Но он не стал её слушать. Сполз со скамейки, низко опустил голову и поплёлся утиной походочкой.

Меня он просто не замечал. И мне надоело. Вечно я впутывался в чужие дела.

Я выучила букву «А». Она пишется шалашиком! - крикнула

девочка в спину брату. Но он даже не оглянулся.

Тогда я догнал его.

Слушай, - говорю, - ну чем она виновата? Наука - сложное дело. Пойдёшь в школу, сам узнаешь. Думаешь, Гагарин или Титов в один день всю азбуку одолели? Тоже ой-ой как попотели! А у тебя и руки опустились.

Я весь день на память письмо маме сочинял, - сказал он.

У него было такое печальное лицо, и я подумал, что зря родители не взяли его, раз он так скучает. Собрались ехать в Сибирь, бери и детей с собой. Они не испугаются далёких расстояний или злых морозов.

Боже мой, какая трагедия! - говорю. - Я сегодня приду

к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.

Вот хорошо! - сказала девочка. - Мы живём в этом доме, за

железной изгородью... Правда, Серёжа, хорошо?

Ладно, - ответил Серёжа. - Я буду ждать.

Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали между железными прутьями забора и кустами зелени. И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос.

Серёжа, ну, что, выучила твоя сестра все буквы?

Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежала в подъезд.

Выучить азбуку, знаешь, сколько надо учиться? - сказал Серёжа. - Надо учиться целый год.

Значит, плакали ваши письма, - сказал мальчишка. -

И плакала ваша Сибирь.

Ничего не плакала, - ответил Серёжа. - У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе; он сегодня придёт к нам и напишет письмо.

Все ты врёшь, - сказал мальчишка. - Ох, и силён ты заливать! Ну, как зовут твоего друга, как?

Наступило молчание.

Ещё минута, и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться. Нет, это было не в моём характере. Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову между прутьями.

Между прочим, его зовут Юркой, - крикнул я. - Есть такое всемирно известное имя.

У этого мальчишки от неожиданности открылся рот, как у гончей, когда она упускает зайца. А Серёжа ничего не сказал. Он был не из тех, кто бил лежачих. А я спрыгнул на землю и пошёл домой. Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. Весело на душе, и всё. Отличное было настроение. Даже петь хотелось.

Выполните задания: (всему классу)

1.Определите жанр данного текста.

2.О чём рассказывается в тексте. Отметьте:

о дружбе Юры и маленькой девочки;

о том, как девочка пошла в школу;

о том, как девочка хотела помочь своему брату .

5.Какими качествами характера обладала девочка?

6.Ответьте на вопрос: хотел бы я дружить с такой девочкой

3.Разделите текст на части. Составьте план этого текста.

4.Какой пересказ можно сделать по этому плану (краткий; выборочный; подробный)- памятка

Составить 5 вопросов в форме теста

Написать отзыв.

Памятка:

1.Подчеркнуть главные (ключевые) слова, на которых будет строиться пересказ текста;

2.Распространить эти слова, составив предложение;

3.Пересказать текст;

4.Определить, какие важные слова, словосочетания при пересказе упустили;

5.Повторно пересказать текст;

6.Самостоятельно оценить пересказ;

7.Получить оценку товарищей по классу.

Приложение:

Мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому дети я всегда стремился».

Ключ:1 вариант

Ключ:2 вариант

Сатира-это 1.Обличающая, бичующая ирония.

2.Литературное произведение, обличающее отрицательные явления действительности.