Логопедическое занятие предлоги перед за. Конспект логопедического занятия в старшей группе «Предлоги

0 Конспект занятия Предлог "НА"

Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск

МАДОУ детского сада комбинированного вида №184

Учитель-логопед

Базыкина С.В.

Тип занятия: фронтальное.

Вид: лексико- грамматическое.

Занятие рассчитано на детей 5-летнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи. 1-й год обучения.

Цель: Знакомство детей с предлогом «НА», его схемой.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:
-Учить слышать этот предлог в разговорной речи.
- Учить составлять предложения с предлогом «НА» .

Развивать речевое внимание на основе упражнений в определении наличия предлога «НА» в предложении.

Обучающие:

Познакомить детей с предлогом «НА»

Воспитательные:

Учить вслушиваться в обращённую речь, работать как в коллективе, так и самостоятельно.

Предполагаемый результат: дети познакомятся с предлогом «НА».

Общая продолжительность занятия: 25 минут.

Ресурсы: кукла или плоскостная фигура почтальона Печкина, письмо с заданиями, игрушечная мебель, машинки, пирамидка, мишка, кубики, кукла, карточка со схемой предлога, фигурки для фланелеграфа (телёнок, трава, бабочка, цветок, петух, дом с трубой, забор, альбом, стол, стул, мальчик), электрический фонарик, сюжетная картинка для составления предложений (на каждого ребёнка).

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Вводный этап занятия:

Логопед: Посмотрите, дети, на моём столе лежит письмо. Его принёс почтальон Печкин. Давайте посмотрим, от кого оно пришло. Это письмо от дяди Фёдора из Простоквашино, в нём он рассказывает о своей жизни в деревне, и он ещё прислал интересные задания для вас.

Однажды дядя Фёдор решил навести порядок в своей комнате. Давайте и мы ему поможем: Даня, поставь пирамидку на стол. А Олег поставит машинки на полку. А ты, Таня, посади мишку на стул. Кубики мы сложим на коробку. Вот и порядок. Дети, на чём стоит пирамидка? (На столе.) На чём стоят машинки? (На полке.) На чём сидит мишка? (На стуле) На чём лежат кубики? (На коробке .)

2. Основной этап занятия:


Логопед: Скажите, дети, пирамидка лежит наверху или внизу предмета? (Наверху.) А мишка сидит сверху или снизу стула. (И так рассматривается каждый предмет.) Послушайте внимательно, что я сейчас скажу. Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово «НА». На столе, на шкафу, на стуле.
Послушайте и скажите, сможем ли мы выполнить такое задание? Посади куклу... стул. (Нет.) А почему? (Непонятно, куда посадить куклу.) Д а, непонятно, так как нет маленького, но очень важного слова «НА». Как нужно сказать? (Посади куклу настул.)
Вот теперь понятно, куда мы посадим куклу.
Демонстрируется карточка со схемой предлога «НА». Дети рассматривают и запоминают изображение.

Игра «Электрический зайчик»

(показывать фонариком)


Логопед: Скачет зайка на стене и подмигивает мне,
Перепрыгнул на картинку, задержался на ботинке,
поплясал на потолке, притаился на окне,
Вот он прыгнул на кроватку -

С нами он играет в прятки!
Ищите зайчика, а когда найдёте, скажите, где он сидит? (Дети двигаются по групповому помещению и по очереди направляют фонарик на различные предметы обстановки, составляют предложения типа:

Зайка сидит на окне, на полу, на шкафу и т.д.)

Работа с фланелеграфом

(рассказ педагога с одновременным показом картинок)
Логопед: П ослушайте внимательно рассказ и постарайтесь услышать маленькое слово «НА».

Дядя Фёдор сидел на стуле и смотрел в окно. Он думал о том, как поздравить маму с днём рождения. Мальчик решил нарисовать маме картинку. Фёдор положил альбом на стол и нарисовал свой дом, на доме – трубу. Вдруг он увидел во дворе телёнка. Тот лежал на травке, а рядом сидел на заборе петух. Дядя Фёдор нарисовал петуха. Посмотрел, подумал и нарисовал телёнка на траве. Ещё дядя Фёдор добавил бабочку. Бабочка уселась на цветок. Рисунок получился замечательный.

  • Где сидел дядя Фёдор? (Дядя Фёдор сидел на стуле.)
  • Куда мальчик положил альбом? (Мальчик положил альбом на сто л.)
  • Где он нарисовал трубу? (Он нарисовал трубу на доме.)
  • Где лежал телёнок? (Телёнок лежал на травке ?
  • Где сидел петух? (Петух сидел на заборе.)
  • Куда уселась бабочка? (Бабочка уселась на цветок.)
  • Какое маленькое слово вы услышали в этом рассказе? (Мы услышали маленькое слово «НА».)

Индивидуальная работа

Логопед: Дядя Фёдор очень любит фотографировать всё, что происходит с ним и его друзьями в деревне. Он прислал некоторые фотографии нам и предлагает составить по ним предложения с маленьким словом «НА». (Детям раздаются сюжетные картинки из жизни персонажей и они самостоятельно составляют предложения с предлогои «НА». Например: Шарик катается на лыжах и т.п.)

3. Заключительный этап занятия.

Использованная литература:

Т. А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит». Санкт-Петербург, Издательство «Акцидент», 1998

Елена Абросимова
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Предлоги»

Цель : Учить детей определять пространственное расположение предметов ; познакомить детей со значением предлогов «В, НА, ПОД, С» ; упражнять в правильном употреблении предлогов в речи ; обогащать словарный запас детей; развивать внимание, память, мышление.

Ход ЗАНЯТИЯ.

1. Организационный момент. Логопед : Я сегодня командир и даю вам задания. Вы внимательно слушаете и выполняете быстро то, что я прикажу. Положите руки на стол, под стол. Поднимите руки вверх, опустите вниз. Поднимите правую руку, левую руку. Повернитесь назад, влево, вправо, прямо.

Логопед : Посмотрите в окно. На чём лежит снег? На земле, на крыше и т. д. и к нам прилетела красивая снежинка. На ней что-то написано. Это задания. Послушайте их :

«Возьми красный кубик, Толя. Положи его на стол. Возьми синий кубик, положи на стул». На чём лежит красный кубик? (На столе.) Синий? (На стуле.)

2. Знакомство с предлогами .

Логопед : Кубики лежат наверху или внизу предмета ? (Наверху.) Послушайте внимательно, что я сейчас скажу. Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово «НА» . На столе, на шкафу, на стуле.

Послушайте и скажите, сможем ли мы выполнить такое задание? Посади куклу. стул. (Нет.) А почему? (Непонятно, куда посадить куклу.) Да, непонятно, так как нет маленького, но очень важного слова «НА» . Как нужно сказать? (Посади куклу на стул.)

Вот теперь понятно, куда мы посадим куклу.

предлога «НА»

3. Игра «Солнечный зайчик» (показывать зеркалом)

Логопед : Скачет зайка на стене и подмигивает мне,

Перепрыгнул на картинку, задержался на ботинке,

поплясал на потолке, притаился на окне,

Вот он спрятался в кроватке -

С нами он играет в прятки!

Раз, два, три, четыре, пять

Мы идём его искать!

Ищите зайчика, а когда найдёте, скажите, где он сидит? (На окне, на полу, на шкафу и т. д.)

4. Работа с фланелеграфом (рассказ педагога с одновременным показом картинок)

Логопед : Послушайте внимательно рассказ и постарайтесь услышать маленькое слово «НА» .

На земле сидели три птички и клевали зёрнышки. Подкрался к ним кот Васька и как прыгнет. Птички взлетели. Галка села на забор. Воробей - на крышу дома, а ворона - на верхушку ели. Никого не поймал хитрый котище.

Где птички клевали зёрнышки? Куда сели птички, когда их вспугнул кот?

Какое маленькое слово вы услышали в этом рассказе?

5. Знакомство с предлогом ПОД .

Логопед (показывает детям схему предлога «НА» : Какое маленькое слово обозначает эта схема?

На этой карточке мяч лежит на кубике. А теперь, посмотрите, где мяч? Внизу или вверху кубика? Кто может сказать, где лежит мяч? (Внизу)

Логопед : Когда предмет находится внизу другого предмета , мы используем маленькое слово «ПОД» . Это тоже важное слово, и без него мы не поймём, о чем говорится в предложении .

Послушайте : положите кубик. стул. Понятно? (Нет) . А теперь, положите кубик под стул. Понятно? Запомните маленькое слово «ПОД» !

Демонстрируется карточка со схемой предлога .

6. Упражнение «Куда закатился мяч?»

На фланелеграфе логопед перемещает мяч под разные предметы , а дети называют, подо что закатился мяч. (Под стул, под стол, под шкаф, под кровать и т. д.)

7. Упражнение «Незнайкины ошибки»

Логопед : Незнайка опять получил двойку. Он неправильно подобрал маленькое слово в предложении . Давайте исправим ошибки Незнайки.

Яблоки упали на яблоню.

Подберёзовики растут в берёзах (под березами) .

Мышка спряталась в грибок (под грибок) .

Лисичка вырыла нору на ёлке (под елкой) .

8. Упражнение «Во что завернём игрушку?»

Логопед : Посмотрите на стол и назовите, что вы видите? (Салфетку, часы, книгу, полотенце, стакан, газету, платок.) У меня есть игрушка. Как вы думаете, во что из этих предметов её можно завернуть ? (В салфетку, в газету, в платок, в полотенце.)

Какое маленькое слово вы называли? (В.)

А теперь слушайте внимательно. Когда предмет находится внутри чего-то, мы произносим маленькое слово «В» .Демонстрируется карточка со схемой предлога «В» .

9. Игра «Где был Буратино»

Логопед : давайте посмотрим, кого же мы заворачивали? (Буратино.) Здравствуй Буратино! Как ты к нам попал? «Я гулял по вашему детскому саду и много интересного увидел. Вот угадайте, где я был :

Там пляшут, поют, кружатся, кланяются. (В музыкальном зале.)

Там, засучив рукава, намыливают руки, моют их старательно , вытирают полотенцем. (ванной.)

Там маршируют, приседают, прыгают, строятся. (В физкультурном зале.) И т. д.

Молодцы ребята, угадали где побывал Буратино и маленькое слово «В» называли правильно.

10. Сегодня мы познакомимся ещё с одним предлогом . Посмотрите, что я делаю? (Кладёт мяч на кубик.)

А теперь? (Берет мяч.) Откуда я взяла мяч? (С кубика.) Какой предлог вы услышали ? (С.)

Если предмет находится на поверхности и его оттуда берут или он сам оттуда движется, мы говорим предлог «С» (или «СО» ).

Посмотрите, мяч лежит на разных предметах . Я буду брать мяч, а вы говорите, откуда я его взяла. (С табуретки, с окна, со стола, с кубика.) Везде мы произносим предлог «С» .

Демонстрируется карточка со схемой предлога «С» . Дети рассматривают и запоминают изображение.

11. Упражнение «Подними схему»

Логопед : У каждого из вас на столе схема предлога «С» . Поднимите ее тогда, когда услышите этот предлог .

Муха сидит на окне.

Птичка слетела с дерева. И т. д.

12. Итог занятия .

Публикации по теме:

Цель: Закрепление знаний о звуках Х-Хь, знакомство с буквой Х. Задачи: Коррекционно-образовательные: - Закрепление знаний о звуках Х - Хь,.

Цель: Приобщение детей к обычаям и традициям русского народа. Задачи: Коррекционно-образовательные: - Знакомство с историей возникновения.

Цель: Закрепление знаний о звуке Г, знакомство с буквой Гэ. Задачи: Коррекционно-образовательные: - Закрепление знаний о звуках Г, знакомство.

Цель: Закрепление знаний о звуках Б - Бь, знакомство с буквой Б. Задачи: Коррекционно-образовательные: - Закрепить знания о звуках Б - Бь;.

Конспект логопедического занятия для средней группы для детей с ФФН «Обувь, гласные звуки, предлоги в, из» «Обувь, гласные звуки, предлоги В, ИЗ» Цели:1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики. 2. Развитие слухового внимания 3. развитие фонематического.

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР.

Тема: Предлоги НА, ПОД

Задачи:

    Образовательные:

- Учить детей различать значение предлогов «на» и «под» и правильно употреблять их в речи.

Учить детей составлять предложения по сюжетной картине и по двум опорным предметным картинкам.

2. Развивающие:

Развитие слухового внимания и памяти.

3. Воспитательные:

Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия.

Оборудование: сюжетная картина, схемы предлогов, предметные картинки, магнитная доска, плоскостные фигуры на магнитах: зайчонок, мышонок, петух, солнце, облако, забор, гриб, ёлка; 2 машины: зелёного и синего цвета; сюжетные картинки по количеству детей.

План занятия

    Организационный момент.

Логопед читает стихотворение:

В лесу метёт метелица,

По лесу снегом стелется.

Зайцы бегали в лесу,

Там заметили лису.

Под сосной стоит лисица,

На сосне сидит синица.

Где стоит лисица? (под сосной)

Где сидит синица? (на сосне)

Когда мы говорим маленькое слово ПОД? (когда предмет находится снизу чего-то). Логопед выставляет схему.

Когда мы говорим маленькое слово НА? (когда предмет находится сверху чего-то). Логопед выставляет схему.

2. Составление предложений с предлогами НА, ПОД по сюжетной картине с помощью вопросов логопеда.

Где сидит девочка?

(Девочка сидит на диване. И т.д.)

Где стоит машинка?

(Машинка стоит под столом. И т.д.)

3.Составление предложений с предлогами НА и ПОД по 2 опорным предметным картинкам. Предметные картинки:

стол – хлеб, собака;

стул – кошка, мышка;

кровать – подушка, туфли;

диван – кукла, мяч.

Составьте предложение с предлогом НА. (Хлеб лежит на столе. И т.д.)

Составьте предложение с предлогом ПОД. (Собака лежит под столом. И т.д.)

4. Составление предложений по сюжетным картинкам.

На доске 2 машинки: синяя и зелёная.

Разложим картинки по машинкам. На синей машинке картинки с предлогом ПОД, а на зелёной с предлогом НА.

Дети по очереди выбирают машинку для своей картинки.

Под ёлкой лежат подарки. Синяя машинка.

Потому что в этом предложении спряталось маленькое слово ПОД.

Сыр лежит на тарелке. Зелёная машинка.

Потому что в этом предложении спряталось маленькое слово НА. И т.д.

5. Физкультминутка.

Ищет вещи Маша,

Маша-растеряша,

И под стулом нет, и на стуле нет, (заглядывают под стул, качают головой)

На кровати нет, под кроватью нет, (заглядывают под кроватку, качают головой)

Вот какая Маша, Маша-растеряша. (разводят руками)

Где Маша искала свои вещи?

6. Пересказ рассказа. (Логопед выставляет по ходу рассказа фигурки на доске).

На полянке гуляли зайчонок, мышонок и петушок. Вдруг на солнце набежала туча, и пошёл дождь. Зайчонок спрятался под ёлкой. Мышонок спрятался под грибок. А петушок взлетел на забор.

Вспомним предложения со словом НА.

Вспомним предложения со словом ПОД.

Кто расскажет весь рассказ?

7. Итог занятия, оценка деятельности детей.

Цели:

  • уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД.
  • учить детей выделять предлоги в предложении;
  • закрепить умение детей составлять предложения с заданными предлогами по картинкам и схемам;
  • закрепить умения детей выкладывать схемы предложений с предлогами;
  • учить детей включать в предложение пропущенный предлог.

Оборудование : карточки со схемами предлогов, предметные и сюжетные картинки, карандаши.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

1.​ Организационный момент.

Ребята, сядет тот, кто выполнит мое задание:

  • Взять куклу под столом.
  • Взять тетрадь в верхнем ящике моего стола.
  • Взять ручку на столе.
  • Взять картинку с изображением животного в папке.
  • Взять каринку с изображением животного под папкой.

Ребята, а кто мне скажет, какие слова помогали вам найти нужный предмет на месте? (маленькие слова НА, ПОД, В)

2. Повторение схем предлогов.

Давайте вспомним, когда употребляем предлог НА?

Когда мы употребляем предлог ПОД?

Когда мы употребляем предлог В?

Одновременно с повторением вывешиваем схемы предлогов на доске.

3. Составление предложений с предлогами по картинкам.

Логопед выставляет на доску предметные картинки парами. По каждой паре картинок следует придумать предложение с одним из предлогов и вывесить картинку под соответствующую схему предлога.

4. Составление схемы предложения.

Давайте вспомним, как мы с вами составляем схемы предложения.

  • Белый прямоугольник – слово.
  • Красный прямоугольник – «маленькое слово» — предлог.

В саду растут яблони.

Марина пошла в детский сад.

Кошка залезла на дерево.

Под столом лежит игрушка.

Лиса спряталась в норке.

На ветке сидит воробей.

5. Физкультминутка.

На горе растут дубы (руки вверх),
Под горой растут грибы (присесть),
Мы в корзинки их собрали (движения рук, имитирующие складывание грибов),
Быстро к дому побежали (бег на месте).

6. Игра «Исправь ошибки»:

Ребята, к нам снова пришло письмо от Незнайки. Он на занятии в детском саду допустил очень много ошибок и не знает как их исправить. Поможем Незнайке?

Бабушка села … скамейку.
Мяч укатился … шкаф.
Воробей взлетел … ветку.
Я люблю кататься … санках.
Лена пришла сегодня … красивом платье.
Собака сидит … будке.
Цветы растут … полянке.

7. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

У детей на столах сюжетные картинки, по которым нужно составить предложения и назвать используемые «маленькие слова».

8. Пространственная ориентировка.

Нарисовать цветок:

  • в вазе
  • на вазе
  • под вазой

9. Этап рефлексии.

Что понравилось на занятии?

Как вы считаете, вы хорошо работали?

Мне тоже было с вами приятно и интересно работать.

Мельникова Наталья Ивановна,
учитель-логопед,
МБОУ начальная школа детский сад «Ивушка»,
г. Новый Уренгой

Тема: «Предлоги В, Из». Цель: формирование лексико-грамматических категорий языка. Задачи. Образовательные: - учить детей понимать разницу значений предлогов В, ИЗ; - учить воспринимать предлоги на слух и выделять их в составе предложения как отдельные «маленькие слова». - учить составлять предложение с «маленьким словом», используя наглядную ситуацию, сюжетные и предметные картинки. Коррекционно-развивающие: - закреплять пространственные значения предлогов В, Из; - упражнять детей в правильном употреблении существительных в винительном, родительном и предложном падежах; - активизировать словарный запас по различным лексическим темам; -развивать внимание, мышление, воображение. Воспитательные: - воспитывать у детей аккуратность, самоконтроль за речью. Словарный материал. Активизировать словарный запас детей по лексическим темам: «Игрушки», «Животные», «Птицы», «Транспорт». Предварительная работа. Проведение фронтальных занятий по формированию лексикограмматических категорий по темам: «Предлог В» , «Предлог Из». Оборудование: компьютер, проектор, экран, игра «Предлоги» в электронном виде; шарик на нитке, стакан, банка, коробка; кукла, коляска, машина, гараж, кубики в коробке, зеркальце, сумочка, пенал, карандаш, мячик, сетка; схемы предлогов, карточки со схемами предлогов по количеству детей; сюжетные картинки по количеству детей; наборное полотно. Ход занятия. 1. Организационный момент. Дети встают с логопедом в круг, выполняя движения по тексту: Встанем дружно в ровный круг, Слева друг и справа друг. Локотками чуть коснемся, И друг другу улыбнемся. 2. Актуализация знания. Логопед достает маленький шарик на ниточке и по очереди опускает (достает) в стакан (из стакана), в банку (из банки), в коробку (из коробки), сопровождая свои действия вопросами о местонахождении шарика. Затем делается вывод и объявление темы: «Когда предмет находится внутри чего-то, мы произносим маленькое слово В, а когда предметы достают из чего-то или они оттуда сами движутся, мы говорим маленькое слово ИЗ. Сегодня мы будем учиться различать два маленьких слова В, ИЗ». 3. Организация осмысления новой информации. Игра «Наведем порядок». Логопед предлагает детям достать вещи из коробки и разложить по своим местам (куклу в коляску, машину в гараж, кубик в коробку, мяч в сетку, зеркальце в сумочку, карандаш в пенал). Затем каждый ребенок отвечает, откуда он достал предмет и куда его положил, интонационно выделяя предлоги В, ИЗ. 4. Обучение с использованием фронтального наглядного материала. Логопед включает игру «Предлоги». На экране картина с изображением животных и птиц. Логопед сопровождает свой рассказ передвижением предметов на экране. - Был теплый солнечный день. Возле дома, на лужайке гуляли (называют предметы дети) собака, кошка, белка, лягушка, ворона и мышка. Вдруг на небе появилась темная туча и закрыла солнце. Пошел дождь. Звери и птицы захотели спрятаться от дождя. - Куда залетела ворона? (в гнездо). - Куда прыгнула лягушка? (в кадушку). - Куда запрыгнула кошка? (в окно). - Куда залезла собака? (в будку). - Куда забежала мышка? (в норку). -Куда забралась белка? (в дупло). А дождь все идет. Где пережидают дождь птицы и звери? (Дети перечисляют). Какое маленькое слово помогло нам это понять? Дождик закончился. Снова засияло солнышко. Все захотели погреться под его лучами. - Откуда выпрыгнула лягушка? (из кадушки). - Откуда вылетела ворона? (из гнезда). - Откуда вылезла собака? (из будки). - Откуда выпрыгнула кошка? (из окна). - Откуда выбежала мышка? (из норки). - Откуда выбралась белка? (из дупла). Какое маленькое слово помогло нам это понять? 5. Динамическая пауза. Руки в стороны, в кулачок, Разожмем и на бочок. Руки вверх, в кулачок, Разожмем и на бочок. Руки вперед, в кулачок, А теперь из кулачка Разгибаем пальчики: Указательный, средний, Безымянный, мизинец И большой. 6. Первичная проверка понимания нового материала. Логопед читает предложения, в составе которых есть предлог В или ИЗ. Дети на слух выделяют «маленькое слово» и показывают нужную схему предлога. - Машина заехала в гараж. - Мальчик вышел из дома. - Заяц спрятался в кусты. - Мама варит кашу в кастрюле. - Девочка достала цветы из вазы. - Собака ест из миски. - Мама положила ключ в сумку. - Скворец вылетел из скворечника. 7. Закрепление полученных знаний на индивидуальном наглядном материале. Логопед раздает каждому ребенку сюжетную картинку, по которой нужно составить предложение с «маленьким словом» В или ИЗ. Каждый из детей произносит вслух самостоятельно составленное предложение и ставит картинку на доску (наборное полотно) под схемой соответствующего предлога. 8.Итог занятия. Оценка деятельности детей.