Знакомство дошкольников с родственными словами в игровой деятельности методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа). Конспект интегрированного занятия «Родственные слова Игра родственные слова для дошкольников

Проект


Творческо-исследовательский

проект

« Слова-родственники»

Учитель-логопед:

Петрова Н.А.

Воспитатели:

Белькова Е.П.

Голованова Т.В.

г. Каменск-Уральский

Проект «Родственные слова»
- проект, направленный на формирование у дошкольников словообразовательных навыков.
Тип проекта:

1.
Информационно-ориентированный
2.
Детско-родительский
3.
Краткосрочный
Участники проекта:
 дети старшей группы,  учитель-логопед  воспитатели группы  родители воспитанников
Место проведения:
МБДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида»
Вид проекта:
групповой, семейный.
Срок реализации:
краткосрочный (III-IV недели ноября).
Принципы, положенные в основу проекта:
 Принцип
занимательности и игры
необходим для вовлечения детей в целенаправленную речевую деятельность, сохранение интереса к родному языку.  Принцип
новизны
позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к речевой деятельности, максимально активизируя речевую активность  Принцип
комплексного подхода
позволяет разносторонне воздействовать на ребенка, способствует формированию словообразовательных навыков и вовлечение его, в речевое общение.  Принцип
интеграции
знаний в единое поле деятельности и дальнейшему обучению в школе.  Принцип
сотрудничества
позволяет создать атмосферу доброжелательной, речевой обстановки как в детском саду, так и в домашних условиях, с родителями.
Актуальность реализации проекта:
Мной отмечено, что дети старшего возраста имеют недостаточный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не понимают, не знают значения многих слов, часто не умеют правильно употребить слова, т.е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития. Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов.
В развитии логического мышления и памяти ребенка в осмысливании семантических связей между словами, в обогащении активно используемой ребенком лексики, в подготовке к ощущению, а затем и осознанию состава слова огромную роль играет словообразование родственных слов. Данный проект направлен на совершенствование устной речи будущих школьников; способствует улучшению грамотности речи дошкольников. Работа по формированию словообразовательных навыков способствует: первоначальному ознакомлению ребёнка с морфологическим составом слова, учит более точному и глубокому пониманию смыслового значения слов. Дошкольники овладевают навыком подбора однокоренных родственных слов, активно обогащается словарный запас. Большой словарный запас, и правильное понимание смыслового значения слов помогает дошкольнику быстро и безошибочно подбирать однокоренные проверочные слова и научиться применять на практике грамматические правила.
Цель проекта:
Формировать предпосылки к успешному обучению в школе старших дошкольников; повышать педагогический потенциал родителей.
Задачи
:
1.
Ознакомить детей с понятием «родственных слова»; систематизировать словарный запас по группам родственных слов.
2.
Продолжать расширять словарный запас детей; закреплять словообразовательные навыки.
3.
Развивать память, мышление, внимание, творческие способности, связную речь в процессе составления предложений и текстов с родственными словами.
4.
Привлечь родителей к совместной с детьми деятельности; доказать им необходимость приобретения детьми знаний и умений по данной теме.
5.
Воспитывать инициативность, интерес к родному языку.
Предполагаемые результаты проекта
: формирование у детей интереса к родному языку, обогащение словаря детей, вовлечение родителей в проектную деятельность детей, создание совместно с детьми и родителями «книжка-малышка родственных слов».

Этапы работы над проектом.

1 этап. Организационный
Исследование уровня речевых знаний по словообразованию. Выявление проблемы. Формулировка задач проекта. Составление плана совместных мероприятий. Подбор и изучение методической, художественной литературы. Изготовление методических пособий, разработка дидактических игр и речевых упражнений, памяток.
2 этап. Практический
Организация совместной деятельности учителя-логопеда, детей, воспитателей, родителей. Организация развивающей, познавательной, предметной среды.
3 этап. Заключительный
Проведение презентации книжек-малышек; памяток для родителей.

Презентация продукта проектной деятельности

Упражнения и игры

Игра с мячом «Назови родственное слово»
Взрослый называет слово и бросает ребенку мяч. К заданному слову ребенок должен подобрать родственное слово и вернуть мяч. Игра активизирует мыслительные способности детей, учит использовать накопленный материал по теме, самостоятельно устанавливая между словами смысловые связи.
2.

«Узнай слово по его описанию»
Педагог предлагает ребенку картинки с изображениями, например, сад, рассада, садовник, садовые инструменты и т. д. Задание: узнай слово по его описанию: Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами. (Сад)
Человек, который ухаживает за садом. (Садовник) Молодые растения, приготовленные для посадки в землю. (Рассада) Инструменты, которыми работают в саду. (Садовые)…и т.д. Игра позволяет расширить активный словарь новыми словами.
3. Детям предлагается закончить объяснение слова:
Строитель – тот, кто … Рыбак – тот, кто … Учитель – тот, кто … Овощевод – тот, кто … Садовник – тот, кто …
4. Назвать родственное слово по данному объяснению.
Посуда, которая нужна для селедки, – … (селедочница) Посуда, где хранят хлеб, – … (хлебница) Посуда, где хранят перец, – … (перечница) Тот, кто очень добрый, – … (добряк) Тот, кто очень сильный – … (силач) Тот, кто очень храбрый – … (храбрец) Тот, кто очень мудрый – … (мудрец) Тот, кто варит – … (повар) Тот, кто помогает – … (помощник) Тот, кто пасет, – … (пастух)
5. Придумать слова-действия, родственные слову «летел»
(ходил, ехал и др.) Прилетел, улетел, облетел, залетел, налетел, слетел, влетел, отлетел, подлетел, перелетел. Данные упражнения развивают мышление детей, так как помогают решить проблемную задачу: объяснить значение слова, которое позволяет подобрать к нему родственное. Таким образом, уделяется внимание осознанию детьми возможных родственных связей между словами.
6. Упражнение «Родственники»
Учить образовывать родственные слова по опорным схемам. Главное слово (сад)
Слово-действие (сажать, посадить) Слово-предмет, но не главное (саженец, рассада, посадки) Слово-признак (садовый) Слово, которое говорят, когда предметов много (сады) Слово, обозначающее «большой» (садище) Слово, обозначающее уменьшенный предмет (садочек, садик) Слова, образующиеся от взаимодействия человека с главным словом (садовод, садовник) Сложное слово (садоводство, садовод).
7. «Четвертый лишний»
Формирование умения сравнивать слова по смыслу и по звучанию, классифицировать их, находить в цепочке родственных слов «лишнее». Садик, садовод, салат, сад. Грибок, погреб, грибник, грибной.
8. «Закончи предложение»
Учить подбирать родственные слова в соответствии со смыслом предложения. Развивать внимание, воображение. Как-то раннею порой вдруг полился дождь… (грибной). И из дома в тот же миг в лес отправился… (грибник). Чтобы принести улов, взял корзину для…(грибов). Долго шел он в глушь лесную – поляну там искал…(грибную). Вдруг под елочкой на кочке видит маленький…(грибочек) И обрадовался вмиг наш удачливый…(грибник). Как ему не веселиться, если здесь, в земле…(грибница). Стал заглядывать под елки, под березы и дубы, Собирать в свою корзину все съедобные…(грибы). А когда собрал их много, то отправился домой, И мечтал он все дорогу, как он сварит суп…(грибной). Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков, А тому, кто долго ищет, попадется и…(грибище).
9. Подбор родственных слов к заданному главному слову:

Петух
- петушок, петушиный, петушиться, петушатина, распетушился.

Рыба
- рыбка, рыбёшка, рыбища, рыбный, рыбья (голова), рыбонька, рыбак, рыбалка, рыболовная (сеть).
Мышь
- мышка, мышонок, мышиная (нора), мышеловка, мышкует (лиса ловит мышей).
Мороз
– морозить, морозилка, морозильная (камера), заморозить, морозец (лёгкий мороз), мороженное, заморозки, обмороженный (повреждение тела от сильного мороза).
Конь
- коньки, конёк, конюшня, конный (плуг), конское (ржание), конница, конезавод, конина, конокрад, конюх.
10. Подбор главного слова в предложенном списке родственных слов (на слух):
Птичка, птичий,
птица
, птичник, птицелов, птичница, птицефабрика. Хвостик, хвостище, хвостатый, хвостатенький,
хвост
, хвостишко, бесхвостый, длиннохвостый, короткохвостый. Зайчик, зайчишка, зайчонок, заячий,
заяц
, зайчатина.
11. Выбор главного слова к названным родственным словам (можно использовать

мяч):
Волчонок, волчище, волчишка, волчий –
волк.
Голосовой, голосистый, голосок, голосище, голосить, отголосок
– голос.
Прыжок, прыгающий, прыгучий, перепрыгнуть, запрыгивать
- прыгать.
Зубной, зубик, зубастый, зубочистка –
зубы.
Добрый, доброта, добренький, подобреть, добродушный –
добро.
Спортивный, спортсмен, спортзал, спортсменка, спорттовары –
спорт.
Стучать, стучащий, перестук, застукать, настучать –
стук.

12. Выбор слова, не являющегося родственным приведенным однокоренным

словам:
Ворона, ворон, воронята, проворонить,
воровать,
вороний. Груз, грузовик, грузчик,
грузди,
грузовой. Карта, карточка,
куртка
, картишки, картина. Ледокол, лед, ледышка,
ладошка
, ледянка, ледяной.

13. Разделение двух смешанных групп родственных слов к предложенным двум

главным словам (каждому ребёнку предлагается по одному слову):

«Круг» и «Кружево»:
круглый, кружок, кружевце, кружиться, кружочек, кругом, кружевница, кругосветное (путешествие), круговорот (воды), кружевоплетение, окружение.
«Нога» и «нож»:
ножка, ноженька, ножны, ножевое (ранение), ножик, ножище, босоножки, ножичек, ножницы, ножная (машинка)
14. Подбор родственных слов к названию выбранной предметной картинки.

15. Выбор из стихотворного отрывка родственных слов к заданному слову:
Только жив ли петушок, Золотой наш гребешок? Вижу гребень петушиный На пригорке, под осиной. Что ты Петя, не встаёшь? Что ты песен не поёшь? Петушатина – хорошая еда. Где ворота? Подавайте их сюда. Разошёлся наш петух, Распушил атласный пух. А пока он петушился, Из кустов ползёт лисица. (С. Маршак)
16. Называние в стихотворном отрывке слов-родственников:
У щуки щучья чешуя, и щучьи плавники. Плывёт щурёнок, как и я, вдоль берега реки. В день ветреный, всегда бывает ветер. Ветровку я себе давно приметил. Когда же дует лёгкий ветерок, то Можно отправляться на каток. Все рыбы и рыбки живут лишь в воде, И плавают вольно везде.
Рыбачить приходят порой рыбаки, Чтоб рыбной покушать ухи!
17. Составление предложения с одним из слов-родственников.

18. Придумывание рассказа с предложенными словами-родственниками:
- по наводящим вопросам; - самостоятельно. 1. Педагог знакомит детей с изготовленной книжкой-малышкой с родственными словами к слову «ель» и предлагает им составить рассказ со словами из этой книжки по наводящим вопросам. - Где росла ель? (в лесу) - Зачем её срубили? (скоро новый год) - Куда привезли ёлку? (в детский сад) - Чем украсили ёлку? (ёлочными игрушками) - Что делали дети на празднике вокруг ёлки? (пели, танцевали, водили хоровод)
Примерный рассказ:
Стояла в лесу ель. Её срубили пред новым годом, отряхнули еловые лапы от снега и принесли в детский сад. Поставили ёлку в зале, нарядили елочными игрушками, гирляндами. На празднике дети веселились у ёлочки вместе с дедом Морозом и Снегурочкой. 2. Ознакомление детей с книжкой-малышкой и родственными словами к слову: петух. С помощью вопросов педагога дети составляют рассказ, используя заданные родственные слова. Несколько детей повторяют получившийся рассказ. - У кого жил петух?; – Как он (она) к нему относилась (относился)? -Как ласково называла?; - С кем петух мог драться - петушится?
Примерный рассказ:
У Маши жил петух. Она его очень любила и ласково называла Петя-петушок. Девочка кормила его крупой, червячками и хлебными крошками. Когда во двор приходил соседский петух, Машин петушок начинал с ним драться-петушиться. Маша разгоняла петушков, а потом собирала лежащие на земле петушиные перья.

Результат:
Использование родственных слов делает речь ребенка богаче и выразительнее. Таким образом, решается коррекционная задача: уточнение и расширение пассивного и активного словарного запаса за счет развития практических навыков словообразования, развиваются мыслительные способности детей, так как вырабатывается привычка задумываться над значением слов.
Памятка для родителей: «Раз словечко, два словечко…»
Уважаемые родители! В процессе подготовки к школьному обучению дошкольник должен овладеть навыками подбора однокоренных родственных слов. Это умение позволит ему в дальнейшем быстро правильно подбирать проверочные слова в ходе практического применения правил орфографии. Работа над словообразованием важна в плане первоначального ознакомления ребёнка с морфологическим составом для овладения
разбором слова по составу и быстрого понимания правил написания тех или иных букв в приставках, суффиксах и корнях слов. Выполнение заданий данной памятки. 1. Прочитайте ребёнку весь список родственных слов, попросите найти главное слово, от которого образовалось остальные. 2. Назовите только главное (выделенное) слово и попросите придумать к нему слова- родственники. В случае затруднения окажите помощь наводящими вопросами: голова рыбы, скажи по-другому – какая голова (рыбья), или суп из рыбы – какой? (рыбный) Задание № 1. Назови главное слово или придумай слова – родственники к названному слову. Голодание, голодный, голодать, голод, проголодаться, голодающий, голодовка. Грачонок, грачата, грачиха, грач, грачиные, грачовник. Дворец, дворник, дворняжка, двор, дворик, дворцовый, дворовой. Доброта, подобреть, добрый, добро, доброжелательный, добряк, задобрить. Звездопад, звездолёт, звёздное, созвездие, звезда, звёздочка. Ломик, домище, домовой, домишко, домашний, бездомный, дом, домработница, домохозяйка. Жареный, пожар, пожарный, жарить, жара, жар, жарища, жар-птица, жаропонижающее. Зверюшка, зверьё, зверинец, звериный, зверюга, озвереть, зверь, зверёк, зверёныш, зверолов, звероферма. Звонкий, звонок, перезвон, звонарь, звонко, звон, дозвониться, звоночек. Земляника, земляной, земной, приземлиться, подземный, земля, землекоп, землетрясение, подземелье. Задание № 2. Какое слово не является родственным? Листопад, лист, лиственный, листочек, лисичка, листва, листок. Мороженое, морозить, мороз, морозная, замораживать, заморозки, мокрый. Игрушки, игра, игровой, проигрывать, игрушечный, икра, выигрыш. Лес, лесник, лесной, лесочек, лев. Овощ, осень, овощной, овощерезка.
Рыбный, рыбак, рыба, рыбёшка, рысь, рыболовный, рыбак. Гриб, грибной, грива, грибочек, грибник. Гора, горный горка, горе, пригорок. Боль, большой, больница, больной, болеть. Море, моряк, морской, морщины, мореплаватель, морячка. Сахар, сахарница, сахарный, сухари, сахарок. Беседа, беседка, беседовать, соседка, беседующий, собеседник. Задание № 3. Для какого слова названное слово является родственным? Гусь и гусли: гусак, гусыня, гусёнок, гусляр, гусиные, гусельки, гуслярный, гуськом. Купать и купить: купание, покупка, купаться, купальник, покупать, купленный, купальщица. Рано и рана: ранище, раненый, рановато, ранить, израненный, пораньше, ранка, рань. Носить и нос: носатая, носорог, носилки, носки, утконос, носильщик, носишко, носовой, поднос, приносить, носочки.

Краткая аннотация: В течение 2 лет мною была сделана попытка отбора и систематизации речевого материала для работы над родственными словами. Были подобраны разнообразные приёмы, упражнения, игры.

Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словами

Работа с дошкольниками указывает на трудности в овладении словообразовательными операциями с детьми.

Словообразование представляет собой, с одной стороны, путь развития словарного запаса языка, а с другой – является составной частью морфологической системы языка.

Одним из способов формирования словообразовательных операций у дошкольников 5 – 6 летнего возраста является работа над родственными словами.

В течение 2 лет мною была сделана попытка отбора и систематизации речевого материала для работы над родственными словами. Были подобраны разнообразные приёмы, упражнения, игры. Весь материал оформлен в виде перспективного плана; разработаны конспекты занятий, рекомендации воспитателям и родителям по закреплению полученных знаний. Конспекты занятий и практический материал был разработан в соответствии с лексическими темами.

Начала работу с детьми старшей группы. Вначале работы, в сентябре, была проведена диагностика начального уровня речевого развития детей, и умения образовывать родственные слова, далее предполагалось, прослеживать динамику усвоение предлагаемого материала и итоговая диагностика, с целью выявление уровня усвоения пройденного материала.

Работа с детьми над родственными словами рассчитана на 2 года, и она разделена на три этапа.

Первый этап.

Первый год обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Цель этого этапа работы с детьми было знакомство с основными правилами словообразования на основе ориентировочно – исследовательской деятельности детей.

На этом этапе важно научить детей ориентироваться в структуре слов на основе таких критериев, как длина слогового контура и звукового сходства

(похожесть по звучанию) пар родственных слов. Для этого использовался приём парного сопоставления производящего и производного слова, которые сопровождаются сравнением (по обозначению) данных слов: сад – садовник, двор – дворник и т.п.

Подбирая исходные и производные слова в пары, соблюдались следующие условия:

Наличие между словами семантической разницы (двор – дворник и т.п.);

Использование продуктивных словообразовательных моделей: суффиксальной для существительных и прилагательных, префиксальной – для глаголов;

Подбор слов, имеющих четкие границы членимости (пожар — пожарник);

При контекстном определении однокоренные слова должны располагаться в минимальной удаленности по тексту (в рамках одного предложения).

Первый этап работы был реализован на индивидуальных занятиях и на занятиях в малых подгруппах (2 – 3 человека) в подгруппе.

На первом этапе я предлагала детям следующие задания «Какое слово длиннее?»

С использованием картинок (двор – дворник, снег – снеговик, гриб – грибник и другие слова). С помощью вопросов уточнялось значение этих слов, устанавливалась семантическая общность слов. Давалось задание определить, какое слово длиннее.

«Графическое написание слов»

Предлагалось ребёнку две картинки, например, лес – лесник, объяснялось значение этих слов, а затем ребёнок называет длинное слово, его обозначают длинной полоской, соответственно короткое слово – короткой полоской. Детям объяснялось, что слова звучат похоже, потому что в них есть одинаковый по звучанию «кусочек» слова. Сопряжено проговариваются пары слов, интонационно выделяя корень. Уточняется, какой «кусочек» слова звучит похоже — в начале или в конце слова? Затем вместе с ребёнком заштриховываем полоски: короткую целиком, а длинную – только начало.

Важно проговорить: «Закрашиваем «кусочек» слова, который звучит, похоже».

«Лото»

Предлагалась ребёнку одна большая карточка, разделенная на две части. В левой половине карточки даётся какое – либо изображение, например, «сапожник». Уточняется значение этого слова. Затем ребёнку предлагают назвать две предметные картинки, например: «ботинок и сапог».

Задание. Выбери из двух картинок ту, которая похожа по звучанию с картинкой на карточке и положи эту картинку в правой части карточки.

Второй этап.

Первый год обучения (декабрь — май)

Целью второго этапа работы было – формирование навыков образования производных слов.

На данном этапе дети учились находить однокоренные слова в контексте и выделять в них корневые основы. Работа велась индивидуально и в малых подгруппах (2 – 3 человека). Лексический материал для работы отбирался в соответствии с тематикой занятий.

Вот основные приёмы работы:

Выделение родственных слов из контекста; знакомство с понятием «родственные слова»;

Подбор родственных слов по вопросам;

Составление цепочки родственных слов, с опорой на наглядность (предметные картинки);

Нахождение «лишнего слова» (неоднокоренного) из ряда родственных слов;

Определение общей части родственных слов

Для решения данной задачи, использовались различные игры и игровые упражнения.

Третий этап

Второй год обучения (сентябрь – май)

Цель третьего этапа работы — закрепление навыков осознанного образования производных слов.

На этом этапе решались задачи:

Закрепление навыков подбора производных слов по знакомым словообразовательным моделям;

Закрепление навыков применения словообразовательных правил.

Лексический материал подбирался в соответствии с темой занятий.

Наряду с уже известными детям заданиями второго этапа, включались новые упражнения:

Объясни, почему так называется? (В работе со сложными словами, образованными путём соединения корневых морфем);

Придумай одно слово вместо двух (словообразование на основе сложения слов);

Припомни родственные слова к заданному слову;

Самостоятельный подбор родственных слов к заданному слову;

Работа с ребусами.

Использование в коррекционном процессе работы над родственными словами позволило значительно повысить уровень словообразовательных операций у детей.

Так, если на начало первого года обучения, низкий уровень развития навыков словообразования был отмечен примерно у 85% детей, и только у 15% — средний, то уже к концу первого года обучения все дети находились на среднем уровне словообразовательных операций. К концу второго года обучения около 80% детей достигли высокого уровня развития словообразовательных операций.

Таким образом, можно говорить о том, что работа с детьми по образованию родственных слов, положительно влияет на развитие навыков словообразования у детей 5 – 7 лет.

Котовщикова Т.Н.,
учитель-логопед

Светлана Гладышева
«Формирование умение образовывать родственные слова». Тренинг детей дошкольного возраста

Пояснительная записка

Дети старшего дошкольного возраста с ОНР имеют недостаточно развитый словарный запас . Они не до конца понимают, а иногда и не знают значения многих слов , часто не могут правильно употребить слова , т. е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития.

Многообразие семантики слов и их сложность в структурно-грамматическом отношении являются причиной того, что многие слова незнакомы детям по лексическому значению, по грамматическим формам , по произношению, но нормативному ударению. Ограниченность активного словарного запаса детей , неумение отбирать из своей лексики и правильно употреблять в речи слова , наиболее уместные для какого-либо определенного высказывания, порождают многочисленные речевые ошибки. Эти упущения дошкольного возраста в дальнейшем могут вызвать сложности в овладении русским языком. Школьники, как правило, с трудом усваивают основной морфологический принцип орфографии, который требует умения быстро и безошибочно подбирать однокоренное (родственное ) проверочное слово . Устранить эти речевые недочеты можно только при систематической и планомерной работе по обогащению, уточнению и активизации их словаря . Огромную роль в развитии словаря , в его обогащении, в осмыслении семантических связей между словами играют упражнения с родственными словами .

Целью предлагаемого тренинга научить образовывать родственные слова , обогащать у детей словарный запас . Учить детей устанавливать родственные связи между однокоренными словами . Использование родственных слов делает речь ребенка богаче и выразительнее. Тем самым закладывается основа для грамотного письма.

Структура тренинга представлена тремя этапами.

1 этап. Подготовительный

Задачи :

Учить сравнивать предметы;

- формировать умения

Классифицировать предметы по признакам.

2 этап. Формирование умения

Задачи :

- формировать понимание того , что многие слова могут иметь «родственников » , которые не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу;

- сформировать родственных слов ;

3 этап. Применение умения

Упражнять самостоятельно, , отвечающих на вопрос КАК?

Тренинг предназначен для работы с детьми дошкольного возраста , имеющими ОНР, может быть реализован в условиях индивидуальных и/или подгрупповых занятий, а также как честь занятий по предупреждению или коррекции дисграфии, дислексии. Освоение учебного материала предполагает использование традиционных методов : наглядных, словесных , практических, а также опору на различные анализаторы.

Программа тренинга

I. Подготовительный

1. Учить сравнивать предметы;

рассматривание картинок;

изображение частей предметов .

Иллюстрации, картинки с изображением предметов и сами предметы, игрушки, игры с мячом.

Диагностика

Игра «Не ошибись» .

Цель : упражнять детей в различении предметов по материалу закрепить знания о таких свойствах предмета, как твердый, мягкий, плоский, шероховатый, гладкий, блестящий, матовый.

Игра «Похож – не похож» .

Цель : учить сравнивать предмет замечать признак сходства по цвету, форме , величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.

2. Формировать умения выделять признаки или свойства одного объекта и различия между признаками 2-х и более объектов;

рассматривание карточек с предметами;

рассматривание предметов и анализ.

Иллюстрации, картинки с изображением предметов и сами предметы.

Диагностика

Игра «Отгадай-ка» .

Цель : учить детей описывать предмет , не глядя на него; выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Игра «Магазин игрушек» .

Цель : учить детей описывать предмет , находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.

Знакомимся с признаками предметов с помощью загадок.

Знакомство со способами применения или использования предметов.

3. Классифицировать предметы по признакам.

Предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.

Настольные игры, картинки, предметы, игрушки.

Диагностика

Игра «Назови три предмета» .

Цель : упражнять детей в классификации предметов.

Игра «Четвертый лишний»

Цель : Упражнять детей в классификации предметов.

Игра «Птицы (звери, рыбы) ».

Цель : закреплять умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Игра «Кому что нужно?» .

Цель : упражнять детей в классификации предметов, умения называть предмет , необходимые людям определенной профессии.

II Формирование умения

1. Формировать понимание того , что многие слова могут иметь «родственников » , которые не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.

Подбор к одному – «главному» слову родственников по словесному описанию , загадкам или читают стихотворение и просят выделить родственные слова из него с опорой на картинку.

Картинки, иллюстрации, стихи, загадки.

Диагностика Вода (водоём, водяной, водолаз, водичка, водопад, водица, водовоз, водопой)

Водолаз из водоёма

Водоросли достаёт.

Воду доставляет к дому

По трубе водопровод.

И в деревню водовоз

Водичку чистую привёз.

В наводненье Водяной

Заливает все водой,

И приходят торопливо

Звери все на водопой.

Цветок (цветочек, цветик, цветник, цветовод, цветочница, цветные, цветы)

Утром весь в росе цветок,

Днём прикроет глазки.

Видит он цветные сны из волшебной сказки.

Цветоводство по душе нашей тёте Даше.

У неё всегда цветёт не один цветочек.

В мае будет вся сирень белая, цветущая,

Ну а тётушка у нас - цветочница поющая.

Снег (снежинки, снеговою, снежок)

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые… (снежинки)

Кружатся над головою

Каруселью… (снеговою)

На полянки, на лужок

Всё снижается… (снежок)

Гриб (грибок, грибочек, грибник, грибной, грибница)

Как – то раннею порой вдруг полился дождь… грибной

И из дома в тот же миг в лес отправился… грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал …грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь, в земле - грибница.

Человек собрал их много и отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп…грибной.

Много он собрал грибов , и грибочков и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадется и …грибок.

Игра «Отгадай слово »

Небольшая, мелкая рыба. (Рыбка, рыбёшка)

Огромная рыбина? (Рыбища)

Рыбная ловля. (Рыбалка)

Ловить рыбу. (Рыбачить)

Человек, занимающийся рыбной ловлей. (Рыбак)

Назови его ласковою (рыбачок)

Что такое уха (рыбный суп)

Игра «Что это?»

Лес – это … (место, где растет очень много деревьев) .

Лесок- это … (маленький лес) .

Лесной – это … (то, что находится в лесу) .

Лесник – это… (человек, который охраняет лес) .

Лесовик – это … (сказочный герой, который живет в лесу) .

2. Сформировать алгоритм обучения по модели подбора родственных слов .

модель подбора родственных слов ;

отличия похожих слов с опорой на картинки.

Схема подбора родственных слов .

Диагностика

Игра «Игралочка»

Образование уменьшительно ласкательных суффиксов и пренебрежительно- увеличительных суффиксов.

Пример :

Образование слов отвечающие на вопрос КАКОЙ?

III Применение умения

1. Упражнять самостоятельно, образовывать однокоренные слова обозначающие предметы, признаки предметов и действия предметов. Образование однокоренных слов , отвечающих на вопрос КАК?

За основу любой модели берется главное слово .

Демонстрационные модели : в виде солнышка, пирамидки, тучки, снежинок, цветика – семицветика.

Диагностика

Упражнение №1.

Подберите к данным словам однокоренные слова , обозначающие предметы.

Грибной - гриб. Садовый - Мясной -

Степной - Тенистый - Зеленый -

Звериный - Лесной -

Часовой - Дворовый -

Упражнение №2.

Замените в словосочетаниях слова -действия однокоренными словами-предметами .

Продавать билеты - продажа билетов.

Подарить другу -

Защищать Родину -

Примирять шляпу -

Проверять тетради -

Посадить дерево -

Упражнение №3.

От слов , обозначающих названия предметов, образуйте однокоренные слова , обозначающие признаки предметов и действия предметов. Составьте с ними предложения.

Какой? Что делает?

Двор - дворовый Дым - дымит

Зуб - Гудок -

Зима - Игра -

Мороз - Коса -

Лень - Пила -

Дождь - Ход -

Грязь - Шум –

Упражнение №5.

Отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?

б) мороз –

Упражнение №6.

Образуй от данных слов однокоренные слова , отвечающие на вопрос КАК?

а)прямой –

громкий –

быстрый –

б) смелый –

короткий –

кривой –

Упражнение №7.

Употребления уменьшительно -ласкательных и пренебрежительно-увеличительных суффиксов соревнование двух команд : Мальчика-с-пальчика и Ивана-богатыря :

Мальчик-с-пальчик Иван-богатырь

рубашечка рубашища

сапожки сапожища

кармашек карманище

ремешок ремнище

топорик топорище

сабелька саблища

ножка ножища

рука ручища

глазик глазище

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.

Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.

Поет Поющая

Щебечет Щебечущая

Улетает Улетающая

Кормит Кормящая

Плывет Плывущая

Кричит Кричащая

Голодает Голодающая

Дидактическая игра «Улетели птицы»

Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.

Нет (кого?) – нет лебедя, утки … .

Нет (кого?) – нет лебедей, уток … .

Тема «Лес. Деревья»

Цель: развивать у детей понятие родственных слов. Упражнять в словообразовании.

Материал: мяч.

Береза. Березонька, березка, березовый, подберезовик.

Осина. Осинка, осиновый, подосиновик.

Дуб. Дубок, дубовый, дубочек, дубина.

Рябина. Рябинка, рябинушка, рябиновый.

Клен. Кленовый, кленок.

Сосна. Сосенка, сосняк, сосновый.

Ель. Елка, елочка, ельник, еловый.

Дидактическая игра «Родственные слова»

Цель:

Лес (какой?) – еловый, сосновый, кедровый … .

Шишка (какая?) – еловая … .

Иголки (какие?) – еловые … .

Тема «Головные уборы»

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений.

Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф … .

Дидактическая игра «Назови, какие»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Сапоги из резины – резиновые сапоги.

Шапка из шерсти – шерстяная шапка.

Перчатки из кожи – кожаные … .

Тема «Дом и его части. Мебель»

Дидактическая игра «Назови, какой дом»

Цель: упражнять в образовании сложных слов.

Дом – одноэтажный, трехэтажный … многоэтажный.

Дидактическая игра «Измени слово»

Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании.

Изменить слово «окно» в контексте предложения.

В доме большое … . В доме нет … . Я подошел к … . Я мечтаю о большом … . У меня растут цветы под … .

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Шкаф сделан из дерева, значит он деревянный.

Кровать сделана из железа, … .

Диван сделан из кожи, … .

Стул сделан из пластмассы, … .

Тема «Профессии»

Дидактическая игра «Назови, какой»

Цель: упражнять в употреблении дательного, винительного, родительного падежей иен существительных.

Почтальон принес письмо (кому?) – маме, сестре … .

Что мы нашли в почтовом ящике? – газету, открытку … .

Чего не стало в почтовом ящике? Газеты, журнала … .

Дидактическая игра «Кем ты будешь?»

Цель: упражнять в употреблении глаголов будущего времени.

Я буду строителем, построю дом.

Я буду … .

Дидактическая игра «Ответь на вопрос»

Цель: упражнять в употреблении предлога в.

Куда пойдет мама, если нужен врач?

Куда ты пойдешь, если нужно сшить платье?

Куда нужно пойти, чтобы купить лекарство? хлеб?

Тема «Посуда, продукты питания»

Дидактическая игра «Какое это блюдо?»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?

Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки …)?

Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины …)?

Какой сок из … (моркови, груши, апельсина …)?

Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)

Дидактическая игра «Волшебный паровозик»

Цель: расширять и обогащать словарь. Закреплять навыки образования и правильного использования существительных с помощью суффикса ниц со значением вместилища.

Материал: большая картинка с изображением паровозика, 9 средних карточек – вагончиков, 9 маленьких картинок (сахар, сухарь, хлеб, суп, конфеты, селедка, салат, салфетка, перец).На стол выкладываются маленькие предметные картинки с изображением продуктов и предлагает «сходить в магазин за продуктами». Дети по желанию выбирают любую картинку и составляют предложение.

Я купил хлеб. Я купил конфеты.

Педагог напоминает, что для каждого продукта есть своя посуда: для хлеба – хлебница, для конфет – конфетница. И с помощью интонации выделяет часть слова ниц , подчеркивая, что с ее помощью образуется новое слово.

Затем педагог предлагает покататься на «Волшебном паровозике», где в вагончиках едет волшебная частичка ниц . Надо купленные продукты положить в вагончики и отгадать, какое новое слово получится (сахарница, сухарница, хлебница, супница, конфетница, селедочница, салатница, салфетница, перечница).

Дидактическая игра «Будь внимательным»

Цель: развивать речевое внимание. Закреплять умение употреблять предлоги для обозначения пространственного расположения предметов.

Материал: набор посуды (чашка, блюдце, ложка) по количеству детей.

Педагог дает инструкции. Дети их выполняют.

Поставьте чашку на / под блюдце; между ложкой и блюдцем; слева от ложки и т. д.

Затем педагог совершает манипуляции с посудой, а дети комментируют, куда и что он кладет.

Тема «Зима»

Дидактическая игра «Подбери родственные слова»

Цель: упражнять в образовании родственных слов.

Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик …

Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье … .

Мороз – морозный, морозить, замораживать … .

Лед – ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед … .

Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»

Цель:

Солнце (какое?) - …

Лед (какой?) - …

Мороз (какой?) - … .

Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Снежный – ком, …

Снежная - …

Снежные – заносы, …

Снежное – поле, … .

Тема «Что из чего сделано»

Дидактическая игра «Образуй слова»

Цель: упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных. Учить согласовывать прилагательные с существительными.

Материал: мяч.

Гвоздь из железа. Железный гвоздь.

Доска из дерева. Деревянная доска.

Ножницы из металла. Металлические ножницы.

Сапоги из резины. Резиновые сапоги.

Перчатки из кожи. Кожаные перчатки.

Салфетка из бумаги. Бумажная салфетка.

Горшок из глины. Глиняный горшок.

Стакан из стекла. Стеклянный стакан.

Бутылка из пластмассы. Пластмассовая бутылка.

Тема «Дорожная безопасность. Транспорт»

Цель:

Машина (какая?) - …

Самолет (какой?) - … .

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать антонимы к словам.

Взлет – посадка

Взлетать – приземляться

Приезжать - …

Приплывать - … .

Дидактическая игра «Скажи по - другому»

Цель: учить подбирать синонимы к словам.

Ехать - … , мчаться - …, нестись - … , гнать - … , тащиться - … , передвигаться - … .

Тема «Новый год»

Дидактическая игра «Подбери признак»

Цель: упражнять в согласовании прилагательных с существительными.

Елка (какая?) - …

Праздник (какой?) - …

Елочные игрушки (какие?) - …

Дед Мороз (какой?) - …

Снегурочка (какая?) - …

Ребята (какие?) - …

Подарки (какие?) - … .

Дидактическая игра «Украсим елочку»

Цель: упражнять детей в употреблении предлогов.

Нарядная елка стоит … зале.

Красивые игрушки висят … елке.

Гномики спрятались … елкой.

Они выбежали … елки.

Подарки для ребят спрятаны … елкой.

Дед Мороз достал подарки … елки.

Дети водят хоровод …елки.

Все подошли … елке.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: закреплять умение детей составлять предложения, используя союз для того, чтобы . Развивать воображение.

Материал: сюжетная картинка «Праздник елки», мяч.

Мама достала коробку с елочными игрушками для того,чтобы …(нарядить елку, украсить комнату).

Мы украсили елку для того, чтобы …

Дед Мороз пришел на праздник для того, чтобы …

Девочки надели костюмы снежинок для того, чтобы …

К нам на праздник приходил Снеговик для того, чтобы …

Тема «Рождество. Прощание с елкой»

Дидактическая игра «Что лишнее и почему?»

Цель: активизировать и вводить в речь обобщающие понятия.

Дети называют лишнее слово и объясняют свой выбор.

Осень, зима, Рождество , весна

Лыжи, зима , санки, коньки

Зима, весна, декабрь , лето

Санки, лыжи, льдинки , коньки

Дидактическое упражнение «Как я украшал елку»

Цель: упражнять в составлении рассказа из личного опыта.

Предложить детям составить рассказ на тему.

Тема «Русская народная игрушка»

Цель: Формирование функции словообразования у дошкольников.

Овладение закономерностями словообразования на практическом уровне - представляет собой необходимое условие для пополнения словарного запаса за счёт производных слов (известно, что в русском языке 90% слов производные), овладения грамматической системой языка, создания основы орфографически правильного письма.

В результате работы по словообразованию дети приобретают многое, а именно:

1. навыки различения и выделения частей слова на слух;

2. расширяется запас однокоренных слов (что в дальнейшем важно в школьном обучении при написании безударных гласных, глухих и звонких согласных в середине и конце слов).

Теоретическое обоснование: Аннотация к Презентации СУНДУЧОК РОДСТВЕННЫХ СЛОВ..docx (28 КБ)

Комментарии к слайдам:

К слайду №2

Незнайка узнал, что у слов, как и у людей есть семьи, где все родственники. Но ничего не понял и решил, чтобы разобраться, собрать эти родственные словесные семейки в красивый домик-сундучок. Уже приготовил Незнайка пустой сундучок для слов. Может мы поможем Незнайке разобраться и собрать такие родственные семейки слов в сундучок? Готов(а, ы)?

К слайду № 3.

Задание 1: Назови(те) предметы нарисованные на картинке, про которые я могу задать вопрос: Что это?

Каждое слово - название предмета - мы обозначим одной прямой линией.

Ребенок(дети) называет предметы: солнце, небо, цветок, совок, машинка, мячик, ведерко, трава, куст, палочка.

Это неживые предметы.

К слайду № 4.

Задание 2: Назови(те) предметы нарисованные на картинке, про которые я могу задать вопрос: Кто это?

Каждое слово - название предмета - мы также обозначим одной прямой линией.

Ребенок (дети) называет предметы: мальчик, девочка, кошка, собака, бабочка

Это живые предметы.

К слайду № 5.

Задание 3:Придумай слово, ответив на вопрос: Что делает каждый предмет? Что делает совок? Что делает ведерко? Что делает солнышко? Что делает бабочка? Что делает кошка? Что делает собака? Что делает цветок? Каждое название предмета мы обозначим двумя прямыми линиями.

Ответы ребенка: стоит, лежит, светит, летает, сидит, играет, бегает, растёт.

Это слова обозначающие действие предмета.

К слайду № 6.

Задание 4:Попробуй(те) признай(те) о каком предмете на нашей картинке сказаны слова: пушистая, ласковая? (кошка) Лёгкий, круглый? (мяч) Горячее, круглое? (солнце) Весёлые, дружные? (дети) Правильно признал. Эти слова так и называются – ПРИЗНАКИ, отвечая на вопрос о предмете: Какой? Какая? Какое? Какие? И обозначим их красивой волнистой линией. Придумай(те) сам(а, и) слово-признак. Постарайся(тесь) не повторять одни и те же слова. Какое небо? Какие цветы? Какая погода? Какая бабочка? Какой песок? Какая кошка? Какая собака? Какая машина? Дети придумывают слова-признаки.

К слайду № 7.

Но предметы бывают разные – большие и маленькие, по одному и помногу сразу. Готовы к ним слова придумать? Назовите этот предмет. Фразы сопровождаются кликами «мышкой» (Появляется картинка барабана) Бабарабан. (Появляется соответствующий значок - одна прямая горизонтальная линия) (Появляется картинка нескольких барабанов) А здесь предмет не один, а несколько. Каким словом их назовём? Барабаны. (Появляется соответствующий значок – две друг за другом прямые горизонтальные линии) (Появляется картинка маленького барабана) А вот этот предмет очень маленький, назовите его ласково. Барабанчик. (Появляется соответствующий значок – короткая горизонтальная линия) (Появляется картинка большого барабана) Такой предмет, но очень большой. Каким словом это выразим? Барабанище. (Появляется соответствующий значок – большой горизонтальный прямоугольник) Как называют человека, который пользуется этим предметом? (Появляется картинка барабанщика) Барабанщик. (Появляется соответствующий значок – схематичное изображение человечка) Каким словом ответите на вопрос об этом действии: что ДЕЛАЕТ барабанщик? Барабанит. (Появляется соответствующий значок – две параллельные горизонтальные линии) КАКОЙ стук от барабана мы слышим? (Раздаётся стук барабана) Барабанный. (Появляется соответствующий значок – горизонтальная волнистая линия) Как много слов от одного слова «барабан» вы придумали. (Логопед повторяет слова, обращает внимание на то, что они похожи между собой, как похожи все родственники в одной семье) Слова, как родные, похожи чуть-чуть, И если поставить их в ряд, Немного послушать и вдуматься в суть - Они об одном говорят. Эти слова называют РОДСТВЕННЫЕ. Незнайка запомнил все значки-помощники и просит вас подарить ему все новые родственные слова от слова «барабан», отправив их в его Сундучок родственных слов.

К слайду № 8.

Теперь попробуйте только с помощью значков-помощников придумать ещё много родственных слов. Например, к слову «НОЧЬ». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: НОЧЬ, НОЧИ, НОЧКА, НОЧЕНЬКА, ПОЛУНОЧНИК, НОЧНИК, НОЧЕВАТЬ, НОЧНОЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

К слайду №9 .

Придумайте родственные слова к слову «ДОМ». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: ДОМ, ДОМА, ДОМИК, ДОМИШКО, ДОМИЩЕ, ДОМОВЁНОК, ДОМОВНИЧАТЬ, ДОМАШНИЙ, ДОМОВИТЫЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

К слайду № 10.

Придумайте родственные слова к слову «СНЕГ» («ЗИМА», «МОРОЗ»). (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: СНЕГ, СНЕГА, СНЕЖОК, СНЕЖИНКА,СНЕЖИЩЕ, СНЕГОВИК, СНЕГУРОЧКА, ЗАСНЕЖИТЬ, СНЕЖНАЯ. (ЗИМА, ЗИМЫ, ЗИМУШКА, ЗИМИЩА, ЗИМОВЬЕ, ЗИМОВАТЬ, ЗИМНИЙ. МОРОЗ, МОРОЗЫ, МОРОЗЕЦ, МОРОЗИЩЕ, МОРОЗИЛЬНИК, МОРОЗИТЬ, МОРОЗНАЯ) Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

К слайду № 11.

Придумайте родственные слова к слову «РУКА». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: РУКА, РУКИ, РУЧКА, РУЧЕНЬКА, РУЧИЩА, РУКАВИЦЫ, РУКАВА, БЕЗРУКАВКА, РУКОМОЙНИК, РУКОВОДИТЕЛЬ, РУКОВОДИТЬ, РУЧНОЙ, РУКАСТЫЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

К слайду № 12

Придумайте родственные слова к слову «РЫБА». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: РЫБА, РЫБЫ, РЫБКА, РЫБОНЬКА, РЫБИЩА, РЫБАЛКА, РЫБАК, РЫБАЧКА, РЫБАЧИТЬ, РЫБНЫЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

К слайду № 13

Придумайте родственные слова к слову «СЛЕД». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: СЛЕД, СЛЕДЫ, СЛЕДОК, СЛЕДИК, СЛЕДИЩЕ, СЛЕДОПЫТ, СЛЕДОВАТЕЛЬ, СЛЕДИТЬ, НАСЛЕДИТЬ, СЛЕДОВАТЬ, СЛЕДУЮЩИЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

К слайду № 14

Придумайте родственные слова к слову «КОНЬ». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: КОНЬ, КОНИ, КОНЁК, КОНИЩЕ, КОНЮХ, КОНЕВОД, КОНЮШНЯ, КОННИЦА, КОНОВОДИТЬ, КОННЫЙ, КОНСКИЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

К слайду № 15

Придумайте родственные слова к слову «ЛИСТ». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: ЛИСТ, ЛИСТЫ, ЛИСТИК, ЛИСТОЧЕК, ЛИСТИЩЕ, ЛИСТОПАД, ЛИСТАТЬ, ЛИСТВЕННЫЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

К слайду № 16

Придумайте родственные слова к слову «ГРИБ». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: ГРИБ, ГРИБЫ, ГРИБОК, ГРИБОЧЕК, ГРИБИЩЕ, ГРИБНИК, ГРИБНИЦА, ГРИБНОЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

К слайду № 17

Придумайте родственные слова к слову «ХЛЕБ». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: ХЛЕБ, ХЛЕБА, ХЛЕБУШЕК, ХЛЕБУШКО, ХЛЕБИЩЕ, ХЛЕБНИЦА, ХЛЕБОРОБ, ХЛЕБОПЁК, ПОХЛЁБКА, ХЛЕБАТЬ, ХЛЕБНЫЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

К слайду № 18

Как много родственных слов мы придумали – полный Сундучок собрал Незнайка. А главное, он понял как придумывать от одного слова другие родственные слова. Он очень рад и благодарит нас за помощь!

Список используемой литературы

  1. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. – 471 с.
  2. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 370 с.
  3. Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование / Е.А. Земская. – М.: Просвещение, 1973. – 304 с.
  4. Кубрякова, Е.С. Что такое словообразование / Е.С. Кубрякова. – М.: Наука, 1965. – 78 с.
  5. Лопатин, В.В. Рождение слова. Неологизмы и окказиональные образования / В.В. Лопатин. – М. : Наука, 1973. – 152 с.
  6. Современный русский язык: Словообразование / Г.А. Молочко, А.П. Фомина и др. – Мн.: Высш. шк., 1984.
  7. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет / Т.А. Ткаченко. – М. : Изд-во «Гном и Д», 2005. – 112 с.
  8. Туманова, Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.В. Туманова // Дефектология. – 2001. - № 4. – С. 68 – 76.