Урок на тему: "Международная торговля". Мировое хозяйство и международная торговля обществознание Организация международной торговли обществознание

Подробное решение Параграф § 28 по обществознанию для учащихся 8 класса, авторов Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. 2016

Вопрос 1. Какую роль в мировой экономике играет обмен? Какое место в экономической жизни занимает торговля? В чём заключаются функции денег? Что означает понятие «всероссийский рынок»?

Обмен - это процесс движения потребительских благ и производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому. Он соединяет производителей и потребителей, связывает членов общества. Через обмен формируется система экономических отношений.

Торговля - отрасль хозяйства и вид экономической деятельности, направленный на осуществление купли-продажи, обмена товаров, а также связанные с этим процессы: непосредственное обслуживание покупателей, доставка товаров, их хранение и подготовка к продаже.

Сущность денег раскрывается в пяти функциях:

Меры стоимости

Средства обращения

Средства платежа

Средства сбережения и накопления

Мировые деньги

Мера стоимости формируется при образовании цены, она определяет стоимость товара, которая измеряется деньгами (т. е. приравнивание товаров между собой). Таким образом получают количественное соизмерение.

Средства обращения. Денежное выражение стоимости товаров еще не означает его реализацию. Должен произойти обмен. Деньги - посредники при обмене от начала сделки (Т - Д) до ее завершения (Д - Т).

Средства платежа – время платежа не совпадает со временем оплаты, товары продают в кредит, с отсрочкой платежа (Т - О и О - Д).

Средства накопления - денежный резерв (остатки на счетах, золотовалютные резервы). Деньги, выполняющие функцию накопления, участвуют в процессе формирования, распределения, перераспределения национального дохода, образования сбережений населения.

Мировые деньги используются в международных расчетах.

В современной развитой экономике действуют три функции денег - мера стоимости, средства накопления и средства расчетов, а средство обращения остается в очень небольших размерах.

Всероссийский Рынок – единая экономическая система, которая характеризуется общими хозяйственными связями и обменом товарами между различными частями страны. Начинает складываться в XVII веке вследствие развития товарно-денежных отношений, специализации районов, появления мануфактур, возникновения общероссийских ярмарок.

Вопрос 2. Как международная торговля помогает развитию мирового хозяйства? Зачем люди покупают иностранную валюту? Кому и зачем нужно знать обменный курс валют?

Международная торговля - система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.

Преимущества участия в международной торговле:

Интенсификация воспроизводственного процесса в национальных хозяйствах является следствием усиления специализации, создания возможности для зарождения и развития массового производства, повышения степени загруженности оборудования, роста эффективности внедрения новых технологий;

Увеличение экспортных поставок влечёт за собой повышение занятости;

Международная конкуренция вызывает необходимость совершенствования предприятий;

Экспортная выручка служит источником накопления капитала, направленного на промышленное развитие.

Покупка иностранной валюты может осуществляться с разными целями - это покупка валюты для импорта материальных ценностей и покупка валюты, не связанная с импортом материальных ценностей.

Валютный курс - цена (котировка) денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, драгоценных металлах, ценных бумагах.

Международная торговля ведётся в денежных единицах. В каждой стране функционирует своя валюта. Перед тем как купить товары, услуги или финансовые активы за рубежом, необходимо купить или обменять валюту своей страны на нужную на валютном рынке. Основные массы валюты для международной торговли обмениваются в крупнейших финансовых центрах мира.

Курсы, по которым обмениваются валюты, определяются спросом и предложением валют. Например, в начале 1986 года американский доллар обменивался на 10 французских франков, два года спустя он стоил уже 6 франков. По мере изменения обменных курсов валют изменяются цены на товары этих стран, которые импортируются и экспортируются.

Вопрос 3. Что такое мировое хозяйство?

Мировое хозяйство - взаимосвязанные и взаимодействующие хозяйства разных государств, функционирующие по согласованным правилам.

Эта система отношений сложилась в середине XIX в. с развитием крупной промышленной индустрии. В XX в. в мировое хозяйство включились практически все страны мира, поэтому не случайно его часто называют всемирным.

В условиях мирового хозяйства нет необходимости развивать все отрасли экономики внутри страны, но зато можно получить немалые выгоды от международного разделения труда и международного обмена. Многие страны в мировом хозяйстве специализируются на производстве определённых товаров, причём производят их значительно больше, чем может быть продано внутри страны. Известно, что страны Ближнего Востока добывают нефти значительно больше, чем необходимо им для собственных нужд. Продавая нефть другим потребителям этого товара, нефтедобывающие страны получают немалые средства, которые они могут вкладывать в приобретение других товаров, необходимых им.

Не последнюю роль в развитии мирового хозяйства играют и различия в уровне экономического и научно-технического развития отдельных стран. Подобно тому как в добыче сырья или производстве отдельных сельскохозяйственных товаров лидируют страны с аграрно-сырьевым типом экономики, есть в мировом хозяйстве и признанные лидеры производства высокотехнологичных товаров. Например, на весь мир известна японская фирма по производству электроники 8опу. Многие фирмы для снижения затрат на производство и доставку товаров зарубежному потребителю налаживают работу своих филиалов за рубежом, продолжая выпускать продукцию под известными торговыми марками.

Формирование мирового хозяйства сопровождалось появлением международных экономических организаций. Среди них можно назвать Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, Всемирную торговую организацию (ВТО) и др.

Вопрос 4. Какие выгоды получают страны от участия в международном разделении труда?

Причин, которые вызвали к жизни внешнюю торговлю, немало. Во-первых, страны мира различаются по географическому положению, природно-климатическим условиям (например, по запасам полезных ископаемых, размерам и качеству плодородных земель и др.). Товары, которые не находят спроса внутри страны, могут быть выгодно проданы за её пределами.

Внешняя торговля - торговля между странами, состоящая из импорта (ввоза) и экспорта (вывоза) товаров и услуг. Объём внешнеторговой деятельности страны, измеряемый в денежном выражении, называется внешнеторговым оборотом. Он равен сумме стоимостей экспорта и импорта за определённый период.

Необходимость вести международную торговлю связана и с такими факторами, как различия в численности населения и уровне мастерства производителей традиционных товаров.

В мировом хозяйстве сложилось международное разделение труда - специализация стран на той или иной продукции, для производства которой в них имеются наиболее благоприятные условия.

Россия участвует в международном разделении труда главным образом как поставщик энергетических ресурсов (нефти и нефтепродуктов, природного газа), чёрных и цветных металлов, удобрений, лесобумажной продукции.

Вопрос 5. В чём особенности политики протекционизма и свободной торговли?

Внешнеторговая политика - важнейшая часть политики внешнеэкономической. Если государство стремится защитить собственную промышленность или сельское хозяйство от иностранных конкурентов на внутреннем рынке, оно прибегает к политике протекционизма. Для этого используются меры, с помощью которых ограничивается доступ иностранных товаров на рынок данной страны или повышается их цена.

История повествует о том, что политика протекционизма нередко использовалась в начальный период формирования капитализма. Так, в 1667 г. под давлением отечественных купцов правительством Алексея Михайловича были введены повышенные пошлины для иностранных купцов, им также была запрещена розничная торговля внутри России. Политику своего отца продолжил Пётр I. Он вводил повышенные пошлины на те заграничные товары, которые могли конкурировать с продукцией русских мануфактур.

Другой разновидностью внешнеторговой политики является так называемое фритредерство. Для него характерны отсутствие различных ограничений на пути иностранных товаров, низкие пошлины или полная их отмена.

Во второй половине XIX в. с развитием международного разделения труда, под влиянием научно-технической революции для внешнеторговой политики промышленно развитых стран стал характерен отказ от мер протекционизма. На передний план в этих странах выдвинулась уже не задача защиты внутреннего рынка, а стремление к расширению внешней торговли, снимались ограничения на импорт и вводился свободный обмен национальной валюты на валюту других стран. Для государства при этом крайне важно повысить конкурентоспособность собственной экономики путём вложений в передовые технологические идеи, развития перспективных отраслей.

Во внешнеторговой политике нередко используется контроль над соблюдением различных требований - технических, санитарных, ветеринарных, экологических и пр. - к товарам и услугам, поступающим из других стран. Так, Россия использует запрет или ограничения на ввоз в страну отдельных видов товаров, не соответствующих санитарным требованиям.

Вопрос 6. Что такое обменный курс валюты?

Валютой принято называть денежную единицу какой-либо страны, т. е. денежную единицу, находящуюся в обращении внутри страны. Так, российская валюта - рубль, в Англии это фунт, ряд стран Европы в качестве общей валюты используют евро. Все эти денежные единицы точнее было бы называть национальной валютой.

С развитием международных экономических связей и всемирной торговли нередко приходится обменивать валюту одной страны на валюту другой. Для осуществления обмена валют важным показателем является валютный курс - это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны.

Основой для установления таких обменных курсов служит так называемый паритет покупательной способности. Слово «паритет» -означает соотношение между денежными единицами различных стран по количеству товаров, которые можно купить за денежную единицу. Например, если какой-то товар в США стоит 2 долл., а тот же товар в России - 4 р., то это означает, что паритетный курс по ценам на данный товар доллара и рубля составит 1:2. Или, другими словами, 1 долл. при данном паритете можно обменять на 2 р. или купить за 2 р.

Существуют различные курсы валют: фиксированный и биржевой. Фиксированный курс валют устанавливается национальным центральным банком или международными органами валютного паритета. Биржевой курс валют устанавливается на валютной бирже в результате торгов между теми, кто продаёт, и теми, кто покупает валюту.

Вопрос 7. Какие условия влияют на обменный курс валюты?

Превышение спроса над предложением позволяет продавцам валюты поднять курс и установить его на том уровне, на котором по этому курсу покупатели готовы будут купить необходимую им валюту.

Государство через Центральный банк следит за рыночным равновесием на валютной бирже, поскольку оно заинтересовано в устойчивости национальной валюты и создании валютных резервов на случай резкого роста спроса на валюту.

Для того чтобы курс национальной валюты оставался стабильным по отношению к другим валютам или возрастал, экономика страны должна быть конкурентоспособной. Выпуск качественных товаров, в которых могут быть заинтересованы не только потребители внутри страны, но и партнёры по мировой торговле, приводит к росту потребности в национальной валюте той страны, которая выпускает эти качественные товары.

Вопрос 8. «Торговля не разорила ещё ни одного народа», - утверждал американский учёный и политик Бенджамин Франклин. Согласись с данным утверждением или опровергни его. Ответ аргументируй.

На эту фразу можно посмотреть с двух сторон:

1. Если рассуждать логически, торговля не разоряет тех кто ей занимается, наоборот, приносит прибыль. Но ведь с другой стороны этот человек может обанкротиться, или товар, который он выставит на продажу, будет бесценен и ни кому не нужен.

2. Человек, который не участвует в этой торговле в качестве продавца, все равно принимает в ней участие в качестве покупателя.

Вопрос 9. Ученик говорит сверстнику: «У меня в кармане валюта. Целых 50 рублей». В ответ ему: «Какая же это валюта? Вот было бы у тебя 50 долларов - другое дело». Кто из участников диалога прав? Поясни свой ответ.

Прав 2 ученик (если они из России), т.к. валюта – иностранные деньги (например, доллары или евро).

Валюта в широком смысле этого слова представляет собой любой товар, способный выполнять функцию денег при совершении обмена товарами на рынке внутри страны или на международном рынке. В узком смысле валюта представляет собой денежную единицу - ключевой элемент денежной системы государства, а также региональной или мировой валютной системы: денежный знак, полноценная монета, счётная денежная единица и другие выполняющие функции денег меры стоимости, средства обращения и платежа.

Вопрос 10. Выбери правильный ответ.

Участие страны в международном разделении труда - это: 2) специализация страны в производстве определённой продукции.

Что такое международное разделение труда?
Международное разделение труда
1) специализация различных стран в производстве отдельных видов продукции, не производимых в других странах или производимых с более высокими издержками, которыми страны обмениваются между собой;
2) это специализация стран на производстве той или иной продукции.

Предпосылки специализации:
1) природные условия страны (климат, географическое положение, наличие полезных ископаемых и других полезных ресурсов);
2) уровень экономического и научно-технического развития (развитые страны производят готовые изделия, развивающиеся сырьё);
3) сложившиеся традиции в производстве тех или иных товаров (Франция – косметика, Бразилия – кофе).

Абсолютное и относительное преимущество.
Абсолютное преимущество – возможность государства, региона, компании, возникающая вследствие географического положения, удачного размещения, ресурсного потенциала, других выгодных условий, производить товар с минимальными издержками производства и обращения в сравнении с иными странами, регионами, фирмами, выпускающими тот же или аналогичный товар.
Относительное (сравнительное) преимущество – преимущество одного производителя нового перед другими, состоящее в том, что у него самые низкие затраты, обусловленные заменой производства старого товара новым.

Мировое хозяйство (экономика).
Взаимосвязанность национальных экономик привела к формированию мирового рынка.
Мировой рынок – это совокупность рыночных отношений между странами на основе международного разделения труда.
Дальнейшее развитие международного разделения труда приводит к перерастанию мирового рынка в мировое хозяйство, которое представляет собой взаимосвязанное единство стран, разных по степени развития.
Мировое хозяйство (= мировая экономика) – всемирное глобальное экономическое пространство, в котором в целях роста эффективности национального производства свободно обращаются товары, услуги, капиталы. Мировая экономика (= мировое хозяйство) – это совокупность экономик отдельных стран, связанных между собой системой международных экономических отношений.

Международные экономические отношения – это торговые, финансовые и другие отношения между правительствами и экономическими субъектами национальных экономик.
Ключевым субъектом мировых экономических отношений стали в XX в. транснациональные корпорации (ТНК). 5 крупнейших ТНК контролируют более половины мирового производства товаров длительного пользования, самолётов, электронного оборудования, автомобилей и другой продукции.

Транснациональная корпорация (ТНК) – 1) фирма, корпорация, компания, осуществляющая основную часть своих операций за пределами страны, в которой она зарегистрирована, чаще всего в нескольких странах, где имеет сеть отделений, филиалов, предприятий; 2) действующие на международном рынке крупнейшие компании, занимающие ведущее положение в производстве и реализации того или иного товара.

Формы международных экономических отношений:
1) международная торговля товарами и услугами;
2) движение капиталов и зарубежных инвестиций;
3) миграция рабочей силы;
4) межотраслевая кооперация производства;
5) обмен в области науки и техники;
6) валютно-кредитные отношения.

Международная торговля развивается на основе международного разделения труда и международной специализации.
Структура международной торговли = [экспорт (вывоз) – реализация товаров на внешнем рынке] + [импорт (ввоз) – приобретение товаров, произведённых за рубежом].
Сальдо (итал. saldo – расчёт) торгового баланса – разница между экспортом и импортом за определённый период.
Международная торговля товарами (сырьевыми, машинами и оборудованием, потребительскими) – это сфера товарно-денежных отношений или совокупность внешней торговли всех стран мира.
Международная торговля услугами (транспорт, лицензии, знания, туризм, посредничество в международной торговле, финансовые и информационные услуги) – это торговля потребительными стоимостями, преимущественно не имеющими вещественной формы.
Разные страны в разной степени участвуют в мировой торговле. Экспортная квота показывает отношение стоимости экспорта к стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) и объём экспорта на душу населения. Наиболее высокие экспортные квоты (более 50%) имеют малые европейские страны (Швеция, Бельгия и другие), что говорит об их растущей зависимости от экспорта. Ряд стран (в основном развивающиеся) торгуют сырьём и несложными видами продукции. Промышленно развитые страны обычно экспортируют капиталоёмкие и высокотехнологичные товары.
Типы внешнеторговой политики государства:
1) протекционизм (от лат. protectio – покровительство, защита) – защита интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов;
2) свободная торговля, фритредерство (англ. free trade – свободная торговля);
3) умеренная торговая политика сочетает элементы свободной торговли и протекционизма.
Достоинства и недостатки открытия внутреннего рынка для импортных товаров:
+ 1) население сможет купить больше более дешёвых и качественных товаров;
+ 2) возрастут доходы торговых фирм;
+ 3) возрастёт сумма налогов, уплачиваемых покупателями при приобретении импортных товаров;
+ 4) рост уровня жизни граждан, имеющих работу и возможность покупать импортные товары, улучшит внутриполитическую ситуацию в стране и увеличит шансы правящей партии победить на очередных выборах;
– 1) сократятся продажи отечественных товаров;
- 2) упадут доходы отечественных товаров, и государство получит от них меньшую сумму налогов;
- 3) начнутся увольнения в отечественной промышленности, возрастёт безработица, что приведёт к падению налоговых поступлений с заработной платы при увеличении расходов на выплату пособий по безработице;
- 4) безработные и отечественные предприниматели будут протестовать против нынешнего правительства, и это уменьшит его шансы на сохранение власти;
- 5) возрастёт зависимость страны от поставок товаров из-за рубежа, что ведёт к её политической зависимости.
Формы протекционизма: 1) селективный (направлен против отдельных стран или отдельных товаров); 2) отраслевой (защищает отдельные отрасли, прежде всего сельское хозяйство); 3) коллективный (проводится объединениями стран в отношении других стран, не входящих в них); 4) скрытный (с помощью методов внутренней экономической политики).
Большинство стран стремится помочь своим производителям вывезти как можно больше продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на мировом рынке, и ограничить импорт, превратив иностранные товары в менее конкурентоспособные на внутреннем рынке.

Методы государственного регулирования внешней торговли:
1) тарифные (таможенные тарифы на импорт, экспортный тариф, таможенные союзы);

2) нетарифные (установление квот, установление стандартов на ту или иную продукцию, эмбарго;

3) активный протекционизм, стимулирование экспорта (льготное государственное кредитование экспорта, прямое субсидирование экспорта и различные налоговые льготы, демпинг).

Эмбарго (от исп. embargo наложение ареста, запрещение) – 1) государственное запрещение на ввоз или вывоз из страны определённого вида товаров, ценностей, золота, ценных бумаг, валюты; 2) блокирование торговли с определёнными странами по решению ООН в качестве репрессивной меры по отношению к данной стране за нарушение Устава ООН или другие неблаговидные действия.

Демпинг (от англ. dumping – сбрасывание) – 1) продажа товаров на внешнем и внутреннем рынках по искусственно заниженным ценам, меньшим средних розничных цен, а иногда и более низким, чем себестоимость (издержки производства и обращения); 2) продажа экспортируемых товаров на зарубежных рынках по более дешёвым ценам, чем на национальных.

Государственное регулирование внешней торговли может быть 1) односторонним, 2) двусторонним, 3) многосторонним.
Экономическая интеграция (лат. integration – восстановление, восполнение) – это процесс создания региональных хозяйственных комплексов на основе межгосударственного регулирования внешней торговли и движения факторов производства.

Типы экономической интеграции:
1) преференциальные (от лат. praeffare - предпочитать) торговые соглашения (снижение торговых пошлин на товары внешнеторгового партнёра по сравнению с уровнем, которым облагаются товары третьих стран);
2) зоны свободной торговли (взаимная отмена торговых пошлин между участниками интеграционной группировки, но сохранение у каждой из этих стран особой внешнеторговой политики по отношению к третьим странам);
3) таможенные союзы (взаимная отмена таможенных пошлин и унификация внешнеторгового режима относительно третьих стран);
4) общий рынок (наряду со свободой торговли обеспечивается либерализация движения капиталов и рабочей силы, осуществляется согласование экономической политики);
5) экономические союзы (унификация экономической, социальной, научно-технической, международной политики стран-участниц, создаётся система межгосударственных институтов, формирующих единую политико-правовую среду).
В настоящее время существуют примерно 100 интеграционных группировок разных видов: 1) Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР); 2) Европейский союз (ЕС), объединяющий 27 стран; 3) НАФТА – Североамериканское соглашение о свободной торговле (США, Канада, Мексика); 4) АСЕАН – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии; 5) Латиноамериканская ассоциация свободной торговли.
В 1948 г. было создано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) (англ. General Agreement on Tariffs and Trade, GATT).
В 1994 г. оно было преобразовано в ВТО (Всемирную торговую организацию), (!!! WTO = World Trade Organization).
Цели ВТО – выработка антидемпинговых мер, снижение таможенных барьеров, благоприятствование международной торговле. ВТО регулирует около 90% мировой торговли (по данным на декабрь 2003 г. в неё входили 148 государств).
Россия не является членом ВТО и ведёт переговоры о вступлении в эту организацию. !!! Необходимость вступления в ВТО воспринимается экспертами неоднозначно.
Одни выступают за вступление, ибо это позволит России войти в международный рынок, прежде всего природных ресурсов, значительно расширит доходы российских сырьевых отраслей экономики. Другие опасаются, что вхождение России в ВТО окончательно разрушит отечественную промышленность, которая может не выдержать конкуренции со стороны дешёвых импортных товаров.

Международное движение капиталов.
Мировая валютная система (МВС) – это глобальная форма организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства, закрепленная многосторонними межгосударственными соглашениями и регулируемая международными валютно-кредитными и финансовыми организациями.
Эволюция мировой валютной системы:
1) Парижская валютная система (с 1867 г. по 20-е годы XX в.);
2) Генуэзская валютная система (с 1922 г. по 30-е годы);
3) Бреттон-Вудская валютная система (с 1944 г. по 1976 г.);
4) Ямайская валютная система (с 1976-1978 годов по настоящее время).
Парижская валютная система.
Первая мировая валютная система сложилась стихийно в результате промышленной революции XIX века и на базе расширения международной торговли в форме золотомонетного стандарта. Данную мировую валютную систему называют Парижской в соответствии с местом, где состоялись переговоры о принципах ее функционирования. В этот период только золото выполняло функцию мировых денег, попадая на мировой рынок, где платежи принимались по весу.

Основные принципы золотомонетного стандарта:
1) установлено золотое содержание национальных денежных единиц;
2) золото выполняло функцию мировых денег, а следовательно, всеобщего платежного средства;
3) находящиеся в обращении банкноты эмиссионных центральных банков свободно обменивались на золото. Обмен производился на базе их золотых паритетов, то есть весового количества содержащегося в них чистого золота;
4) курс валюты мог отклоняться от монетных паритетов в пределах «золотых точек» (?1%, т.е. фактически являлся фиксированным валютным курсом);
5) кроме золота, в международном обороте был признан английский фунт стерлингов;
6) поддерживалось жесткое соотношение между национальным золотым запасом и внут-ренним предложением денег;
7) дефицит платежных балансов покрывался золотом.
Перерастание капитализма свободной конкуренции в монополистический привело к тому, что классический золотомонетный стандарт перестал соответствовать масштабам хозяйственных связей, тормозил регулирование экономики, денежной, валютной систем в интересах монополий и государства. В начале века выросла экономическая мощь США и Франции, что подорвало позиции Великобритании в мировой валютной системе. Во время первой мировой войны размен банкнот на золото в капиталистических странах, кроме США, был приостановлен и золотой стандарт распался. Золото изымалось из внутреннего обращения и заменялось банкнотами, неразменными на золото. В международном платежном обороте было запрещено свободное движение золота между странами.
Генуэзская валютная система (золотодевизный стандарт).
Окончание первой мировой войны и восстановление внешнеэкономических связей стран привели к необходимости разработки новых принципов МВС, так наступил второй этап в эволюции МВС, называемый золотодевизным стандартом или Генуэзской валютной системой. На международной конференции по экономическим и финансовым вопросам в Генуе в 1922 году отмечалось, что имеющиеся запасы золота капиталистических стран недостаточны для урегулирования расчетов по внешней торговле и других операций. Кроме золота и английского фунта стерлингов, рекомендовалось использовать так же доллар США. Обе валюты, призванные выполнять роль международного платежного средства, получили название девизных. Большинство стран, таких как Германия, Австралия, Дания, Норвегия, ввели золотодевизный стандарт.
Основные принципы Генуэзской валютной системы были аналогичны принципам предшествующей Парижской системы. Золото сохраняло роль мировых денег, оставались золотые паритеты. Однако были внесены и определенные изменения.
Золотодевизный стандарт представлял собой такую форму золотого стандарта, при которой отдельные национальные банкноты размениваются не на золото, а на валюту других стран (на девизы, размениваемые в свою очередь на золотые слитки). Таким образом, сформировалось два основных способа размена национальной валюты в золото:
1) прямой – для валют, выполнявших роль девизов (фунт стерлингов, доллар);
2) косвенный – для всех остальных валют данной системы.
Использовался принцип свободноплавающих валютных курсов.
В соответствии с принципами Генуэзской системы Центральные банки стран-членов должны были поддерживать возможные значительные отклонения валютных курсов своих национальных денежных единиц, используя методы валютного регулирования (прежде всего валютные интервенции).
Распространение золотодевизного стандарта!!! закрепило зависимость одних стран от других – доллар США и английский фунт стерлингов стали основой ряда валют.
Бреттон – Вудская система.
Однако девизная форма золотого стандарта просуществовали недолго. Мировой кризис 1929 – 1931 годов полностью разрушил данную систему. Кризис затронул и девизные валюты. В сентябре 1931 года Великобритания была вынуждена отменить золотой стандарт, а фунт стерлингов девальвировала. Это в свою очередь привело к краху валют Индии, Малайзии, Египта, ряда европейских государств, которые зависели от Англии в экономическом и валютном отношении. Позже он был отменен в Японии и в 1936 году – во Франции. В 1933 году в США размен банкнот на золото был прекращен, а вывоз золота за границу запрещен, доллар был девальвирован на 41%. Отмена золотого стандарта привела к тому, что стало осуществляться валютное обращение неразменных на золото денежных знаков, то есть кредитных денег.
Кризисные потрясения в валютной сфере в период «Великой депрессии» 1929 – 1933 годов наглядно показали, что мировая валютная система нуждается в реформировании.
В 1944 года на Бреттон-Вудской конференции был принят золотодевизный стандарт, основанный на золоте, и двух девизных валютах – долларе США и фунте стерлингов.
Основные принципы Бреттон-Вудской валютной системы:
1) золото сохранило функцию мировых денег;
2) одновременно использовались резервные валюты – доллар США, английский фунт стерлингов;
3) Казначейство США установило обязательный размен резервных валют на золото по официальному курсу 35 долларов за 1 тройскую унцию (31,1 гр.), или 1 доллар приравнивался к 0,88571 г. золота;
4) каждая национальная денежная единица имела валютный паритет в золоте и долларах;
5) установлены фиксированные валютные курсы, отклонение от валютного паритета без разрешения МВФ допускалось только в пределе ±1%;
6) регулирование валютных отношений осуществляется международными валютно-кредитными организациями – Международным Валютным Фондом и Международным Банком Реконструкции и Развития;
В послевоенный период, когда формировались принципы Бреттон – Вудской валютной системы, Великобритания не имела достаточных золотых запасов, чтобы фунт стерлингов мог обмениваться в золото, и практически отказалась от его функции девизной валюты.
Таким образом, Бреттон – Вудская валютная система!!! поставила доллар в привилегированное положение, что давало экономические и политические преимущества США. На практике доллар почти монопольно опосредовал внешнеторговые расчеты. США имели право погашать дефицит платежного баланса за счет собственной национальной валюты.
В то же время любая другая страна при дефиците платежного баланса должна была расходовать золотые резервы, урезать внутреннее потребление, увеличивать экспорт.
Ямайская мировая валютная система.
Восстановление национальных экономик западноевропейских стран, пострадавших во время второй мировой войны, постепенно изменило расстановку сил в мировой экономике. Укрепление экономических позиций стран ЕЭС и Японии снизило конкурентоспособность США на мировых рынках. Вместе с тем все больше стран стали выходить самостоятельно на мировые рынки. В 1971 году впервые за период с 1933 года торговый баланс, а также все статьи платежного баланса США имели дефицит. Кризис доллара вынудил правительство США в августе 1971 года ввести 10% таможенную пошлину на импорт и отменить обмен доллара на золото, чем нарушались соглашения с МВФ. В середине 60-х годов фиксированные валютные курсы уже не отвечали интересам стран и стали сдерживать развитие мировой торговли.
Таким образом, данная валютная система перестала соответствовать потребностям мирового хозяйства. В конце 60-х начале 70-х годов в международной экономической системе разразился новый кризис. В 1971 г. МВФ расширил допустимый предел отклонения курса валют от паритетного до ± 2,25 %, а через год вся система фиксированных курсов рухнула.
В 1972 г. был сформирован Комитет по реформе МВС, который занимался разработкой и согласованием новых принципов ее функционирования. Современный этап развития мировой валютной системы начинается с 1976 года, когда на совещании в Ямайке представители 20 стран достигли соглашения о реформировании мировой валютной системы. В 1978 году Ямайские соглашения были ратифицированы большинством стран-членов МВФ. С этого момента вступают в силу принципы системы, которая получила название Ямайская валютная система.
Принципы ямайской валютной системы:
1) официально отменен золотой стандарт;
2) зафиксирована демонетизация золота, т. е. отмена его функции мировых денег;
3) запрещены золотые паритеты – привязка валют к золоту;
4) ЦБ разрешалось продавать и покупать золото как обычный товар по ценам «свободного» рынка;
5) введен стандарт СДР (специальные права заимствования), который должен использоваться в качестве мировых денег, а также для установления обменных курсов валют, оценки официальных активов и др. СДР представляют собой международные условные счетные денежные единицы, которые могут выступать как международные платежные и резервные средства. Эмиссию СДР осуществляет МВФ. СДР используются для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах и в качестве расчетной единицы МВФ. В функции СДР входит: регулирование платежных балансов, пополнение официальных валютных резервов, соизмерение стоимости национальных валют;
6) резервными валютами официально признаны доллар США, марка ФРГ, фунт стерлингов, швейцарский франк, японская йена, французский франк;
7) установлен режим свободно плавающих валютных курсов, т. е. их формирование на мировом валютном рынке на основе спроса и предложения;
8) разрешено самостоятельное определение государствами режима валютного курса.
Валютный курс – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны.
Основные формы международного движения капитала: 1) прямые частные инвестиции; 2) государственные займы; 3) кредиты международных финансовых организаций.
Иностранные инвестиции – все виды вложений иностранных инвесторов в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли.
При инвестировании учитываются характеристики местного рынка: 1) доступность; 2) качество рабочей силы; 3) валютный риск; 4) возможность вывоза капитала; 5) защита интеллектуальной собственности; 6) государственное регулирование; 7) налогообложение; 8) инфраструктура.
Международные валютно-кредитные организации – международные финансовые организации, созданные на основе межгосударственных, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования валютных и кредитно-финансовых отношений между странами, содействия экономическому развитию, кредитной помощи: 1) 1944 – Международный валютный фонд (МВФ); 2) 1945 – Международный банк реконструкции и развития (МБРР); 3) Банк международных расчётов.
Огромное влияние на мировые финансы оказывают Федеральная резервная система США (ФРС), Лондонский (более 600 крупнейших коммерческих банков США, Западной Европы и Японии) и Парижский (19 стран-кредиторов) клубы кредиторов.
Международные банковские группировки – крупнейшие объединения транснациональных банков; появились в конце 1960-х – начале 1970-х гг., включают большинство крупных банков Западной Европы, ряд американских и японских банков: АБЕКОР (англ. Associated Banks of Europe Corporation, ABECOR).

Международная трудовая миграция – это добровольное перемещение людей за пределы страны с целью осуществления ими оплачиваемой трудовой деятельности. Мигранты зачастую рискуют очень многим, ведь их появление в новой стране нередко вызывает тревогу местного населения.
Кроме того существует внерыночная миграция, которая вызывается 1) социальными конфликтами, 2) проблемами перенаселённости, 3) политической нестабильностью, 4) желанием получить образование.

Структура мировой экономики (хозяйства).
Версия №1 (эпоха «холодной войны»):
1) «первый мир» (НАТО);
2) «второй мир» (социалистический лагерь);
3) «третий мир» (бедные страны Азии, Африки и Латинской Америки);
4) «четвёртый мир» (члены ОПЕК).
Словосочетание «третий мир» впервые было предложено Генеральным секретарём ООН Дагом Хаммаршельдом для обозначения бедных стран Азии и Латинской Америки. К концу 70-х гг. XX в. появилась новая группа стран, богатство которых резко отличало их от бедных стран мира. Это были страны «четвёртого мира» - члены ОПЕК. В отличие от развитых стран их богатство росло от продажи невоспроизводимых ресурсов.

Версия №2 (по характеру экономической системы):
1) страны со смешанной экономикой;
2) страны с рыночной экономикой;
3) страны с переходной экономикой;
4) страны с нерыночной (командной) экономикой (Северная Корея, Куба).

Версия №3 (по степени развитости):
1) высокоразвитые (промышленно развитые);
2) среднеразвитые (новые индустриальные страны);
3) низкоразвитые (развивающиеся).

В первую группу входят США, Япония, Германия и другие богатейшие державы мира, объединённые в ОЭСР. Эти страны завершили индустриализацию, создали мощные экономические механизмы, обладают высокоразвитыми системами образования, здравоохранения, научно-технического обеспечения, высоким уровнем благосостояния большинства граждан.
Новые индустриальные страны («азиатские драконы» - Тайвань, Сингапур, Гонконг, Южная Корея, страны БРИК (?) = Бразилия, Россия, Индия, Китай).
Азиатские драконы, первые восточно-азиатские Новые Индустриальные Страны (НИС), достигшие статуса развитых. В качестве примера для подражания использовали японскую модель развития (ступенчатая модель).
Индонезия, Малайзия, Таиланд и Филиппины - «азиатские тигры», развивающиеся по аналогичной модели, вторая волна Восточно-Азиатских НИС, статуса развитых пока не получили.
Развивающиеся страны – страны со слабо развитой экономикой, невысоким экономиче-ским потенциалом, отсталой техникой и технологией, непрогрессивной структурой промышлен-ности и экономики в целом, пытающиеся преодолеть барьер отсталости.

Версия №4 (№2 + №3):
1) развитые страны со смешанной экономикой (страны ОЭСР);
2) развивающиеся страны со смешанной экономикой (Индия, Мексика, Бразилия, Китай);
3) новые индустриальные страны со смешанной экономикой;
4) развивающиеся страны с командной экономикой (Куба, Северная Корея);
5) страны с переходной экономикой (от централизованной, командной к рыночной);
6) развивающиеся страны с рыночной экономикой (некоторые страны Латинской Америки, Африки, Азии);
7) развивающиеся страны с традиционной экономикой (некоторые страны Африки).

Версия №5 (Иммануил Валлерстайн):
1) центр = ядро (США, Великобритания, Германия, Япония и др.);
2) полупериферия = страны, которые развиваются высокими темпами (Восточная и Юго-Восточная Азия, Восточная Европа, Россия, Индия, Латинская Америка);
3) периферия (страны Африки и арабо-мусульманского мира - ???).

Версия №6:
1) Новый Север = виртуальный континент, «штабная экономика» (финансово-правовое регулирование в сфере экономических операций, обладание символическим капиталом и силовыми средствами глобальной проекции властных решений, включает такие отрасли, как индустрия принятия решений (Давосский форум), высококвалифицированные услуги, основы цифровой экономики);
2) Запад (производство образцов в сфере высоких технологий);
3) Новый Восток = Северная и Юго-Восточная Азия, Австралия и Океания, Латинская Америка, Индостан (массовое промышленное производство, включая наукоёмкие и высокотехнологичные товары);
4) Северная Евразия;
5) Юг (производство различных видов сырья);
6) Глубокий Юг (грабительская, «трофейная» экономика);
7) мировой геоэкономический андеграунд («экономическое подполье», криминальная экономика = наркотрафик и т.д., теневая экономика).
Трофейная экономика – 1) использование ранее накопленного цивилизацией материального потенциала в качестве источника извлечения краткосрочной прибыли; 2) сужающееся, «хищническое» производство, основанное на «проедании» ресурсов предыдущего этапа развития.

Стихийно складывавшееся сотрудничество многие века известно человечеству, состоящему из огромного количества общностей. Создание и сбережение национальных культурных ценностей сочетается с познанием других культур.

В ХХ в. отмечается возрастание интеграционных тенденций двоякой направленности:

  1. экономическая, политическая интеграция, ведущая к образованию союзов государств;
  2. интеграция национальных образований в пределах многонациональной страны. Это может отвечать интересам народов, живущих в едином государстве, способствовать укреплению этого единства.

Значителен отечественный опыт межнацион ального сотрудничества. Во всех отраслях хозяйства и культуры СССР плодотворно трудились многонациональные коллективы. Сплоченность народов ярко проявилась в боях, труде повседневной жизни в годы Великой Отечественной войны, в послевоенном возрождении страны.

Сотрудничество в культурной сфере обеспечило ликвидацию неграмотности, создание письменности 50 этносов, расцвет яркого самобытного искусства малочисленных народов. Ученые отмечают, что в Советском Союзе в ХХ в. не исчезла ни одна малая культура и фактически сохранилась вся этническая мозаика огромного государства, в то время как исчезли сотни малых культур в других регионах мира.

В то же время ошибки и преступления органов тоталитарной власти привели к тяжелым трагедиям многих людей и целых народов. Многовековые национальные связи были нарушены из-за непродуманного административно-территориального деления. Насильственное переселение народов, обвиненных в пособничестве фашистским оккупантам, принесло немало бед тысячам людей, тяжело отразилось на их судьбах. Потребовалось длительное время для восстановления нарушенных прав народов нашей страны.

В Европе, других частях света в последней трети ХХ в. широкое развитие получила интеграция в сфере экономики, затем и политики. Это связано с процессом глобализации, складыванием постиндустриального, информационного общества, а также с необходимостью единства в борьбе с международным терроризмом.

Один из примеров интеграции - деятельность Европейского союза (ЕС). Он объединяет 27 государств с населением в 500 млн человек (2007 г.), в которых используется 23 официальных языка. В ЕС введены единое гражданство, единая валюта - евро. Созданы наднациональные органы власти: Европарламент, Совет ЕС, Европейский суд. Разработана Конституция ЕС. Однако она может вступить в силу лишь после ее одобрения всеми странами ЕС (решением парламента или всенародным референдумом).

Россияне остается в стороне от интеграционных процессов XXI в. Это, в частности, проявляется:

  • в заботе о формировании общего экономического, гуманитарного правового пространства с несколькими странами, входящими в созданное после распада СССР Содружество Независимых Государств;
  • в переговорах с Евросоюзом о взаимодействии в сферах экономики, правосудия, безопасности, наук и, образования, культуры. Большое место в документах о партнерстве уделено совместным действиям по соблюдению принципа недискриминации, включая противодействие любым формам нетерпимости и расизма, уважению прав человека;
  • в укреплении деятельности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), основанной в 2001 г. В нее входят Россия, Китай, страны Центральной Азии (Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан); собирается вступить Иран, большой интерес проявляет Индия.

Наряду с тенденцией к международной интеграции существует и тенденция к дифференциации. Она проявляется в разных формах. Разделение Чехословакии на два государства - Чехию и Словакию - прошло спокойным, цивилизованным путем. В основном в мирной форме прошло образование независимых постсоветских государств. Но отдельные конфликты (карабахский, приднестровский) начались еще до распада СССР и окончательно не урегулированы и по сей день. Уже в постсоветский период разгорелись грузина-абхазский и грузина-осетинский конфликты, вылившиеся в локальные войны. Распад Югославии сопровождался длительными вооруженными действиями между различными этническими общинами и территориальными образованиями.

    «Чем государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей и тем больше увеличивается сила и деятельность всемирного умаа»

    К. Гельвеций

Тема: Международная торговля.

Форма проведения: урок изучения нового материала.

Время урока: 90 минут.

Цели урока: обучающиеся должны знать значение терминов «импорт», «экспорт», «торговый баланс», «протекционизм», «фритрейдерство», «валютный курс»; основные причины международной торговли; методы политики протекционизма; влияние политики протекционизма на развитие экономики; должны уметь формулировать и аргументировать свою точку зрения; моделировать ситуацию; решать тестовые задания; работать в парах.

Материалы и оборудование:

    презентация «Международная торговля»;

    видеосюжет выступления В.В.Путина ( MP4 Video File)

    демонстрационный реквизит (корзина с набором протуктов и изделий);

    мультимедиаустановка для демонстрации видеофрагмента;

    раздаточный материал – тексты;

    компьютерный тест «Международная торговля», этот же тест в бумажном варианте (на случай отсутствия компьютеров или Интернета).

Описание урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный

10 минут

Демонстрация корзины с продуктами, изделиями

Предлагает обучающимся ответить на вопрос: Как вы считаете, может ли государство полностью обеспечить себя и своих граждан всем необходимым, не прибегая к импорту и экспорту?

Называет тему и основные цели урока

Сортируют предметы, продукты по категориям.

Отвечают на вопрос, аргументируют свою точку

зрения

Участвуют в формулировании целей и темы урока.

Изучение нового материала

35 минут

(25 мин- демонстрация презентации, 10 мин – обсуждение вопросов)

Формулирует ключевые вопросы перед демонстрацией презентации

Демонстрирует презентацию с пояснениями, изложением темы урока

Организует обсуждение ключевых вопросов

После изучения презентации отвечают на ключевые вопросы:

Практическая работа

25 минут

Предлагает учащимся, работая в группах, определить влияние санкций на Россию, ЕС и влияние эмбарго на страны ЕС и Россию (оформить работу на ватманах, продемонстрировать результаты работы всей группе).

Время работы в группе и на защиту мини-проекта: 16 минут.

После выполнения практической работы обучающимся демонстрируется фрагмент выступления В.В.Путина о санкциях, просмотрев который, предлагается ответить на вопрос «Сможет ли сегодня РФ достойно обеспечить экономическое благополучие для своих граждан, не прибегая к международной торговле?

Работают в группах, формулируют ответ на поставленный вопрос, используя полученные тексты, оформляют результаты на ватмане, демонстрируют группе, предлагают пути решения проблемы, отвечают на возникающие вопросы группы и преподавателя).

После просмотра видеосюжета, отвечают на поставленный к нему вопрос.

Выводы по теме урока формулируют самостоятельно

Закрепление материала

12 минут

Предлагает обучающимся решить тест (компьютерный или текстовый вари ант носителя)

Решают тесты

Рефлексия

5 минут

Оцениваются устные ответы обучающихся, результаты тестирования.

Самооценка деятельности, оценка деятельности творческих групп (взаимооценка)

Домашнее задание

3 минуты

    Оформить словарь по теме урока, знать терминологию.

* Подготовить опережающие сообщения по теме «Россия и мировая экономика», разработать презентации по этой же теме (по интересам и желанию обучающихся).

Развернутый план – конспект урока

Мотивационный и организационный момент включает в себя не только приветственное слово преподавателя, проверку подготовленности обучающихся к уроку, но и такие элементы, которые могли бы вызвать у обучающихся вопросы типа «А что здесь происходит?», «Что там такое принесли и показывают» и, в конечном итоге, должны будут побудить обучающихся к действиям.

Так, например, можно начать урок с того, что поставить перед обучающимися корзину, в которой по отдельным прозрачным мешочкам разложены, например, чай, рис (другая крупа), кофе, пряности, отдельно лежат фрукты (яблоко, банан, апельсин, ананас, например), овощи, телефон (то, что невозможно поместить в корзину, можно написать на бумажных листочках)и др.

Далее преподаватель вызывает любого желающего к себе и просит продемонстрировать содержимое корзины, сортируя его по двум направлениям: то, что можно произвести (вырастить, изготовить) у нас в стране, и то, что проще приобрести за рубежом.

В конечном итоге, ребятам задаются наводящие вопросы, вывод из которых должен быть следующим: странам необходимо и выгодно торговать друг с другом. А также обучающиеся сами должны определить, о чем пойдет разговор на уроке, и сформулировать его тему: «Международная торговля» (сделать запись в тетрадь).

На этапе изучения нового материала преподаватель озвучивает ключевые вопросы, на которые обучающимся необходимо будет ответить после того, как он продемонстрирует презентацию по теме урока:

    Почему странам бывает выгодно торговать друг с другом?

    Что называют экспортом и импортом?

    Что такое протекционизм и фритрейдерство?

    Перечислите основные методы политики протекционизма.

    Чем отличается плавающий и фиксированный валютный курсы?

Объяснение нового материала

Прием работы: демонстрация презентации с объяснением преподавателя (Приложение 1).

Мировое хозяйство

К международным экономическим отношениям относят:

    международное движение капитала, когда деньги одной страны вкладываются в строительство предприятий в другой стране;

    международный обмен в области науки и техники: продажа патентов и лицензий на право использования в других странах новых технологий или изобретений, осуществление совместных научно-исследовательских проектов;

    миграция, то есть перемещение из одной страны в другую, рабочей силы.

Международная торговля

Но основой мировых экономических связей является международная торговля. Она начала развиваться еще в глубокой древности. В то время господствовало натуральное хозяйство, и самые необходимые продукты производились на месте. В международный обмен поступали некоторые виды сырья, например, медь и олово, необходимые для изготовления бронзы, золото или янтарь. Также издалека могли привозиться предметы роскоши или продукты питания, производившиеся в каком-то одном регионе, скажем, пряности.

Исторически первой причиной возникновения международных торговых связей стало неравномерное распределение природных ресурсов. Месторождения полезных ископаемых не распределены по всей земной коре, а концентрируются в каком-то конкретном месте. В одной стране могут располагаться богатейшие медные рудники, а в другой – уникальные алмазные шахты. Страны, находящиеся в различных климатических зонах, могут выращивать различные растения и различных животных. В Заполярье не растут тропические фрукты, а в тропиках невозможно собрать хотя бы немного брусники, клюквы или морошки. То есть любые две страны могут быть заинтересованы в обмене, если в одной из них может быть произведено то благо, произвести которое в другой стране невозможно.

Кроме того, одна страна может выпускать товары более эффективно, чем другая. В Марокко выращивать мандарины дешевле, чем в США, но Соединённые Штаты обладают высокой технологией и имеют квалифицированную рабочую силу для производства компьютеров. Марокко имеет преимущество в производстве апельсинов, а США – в производстве компьютеров. Им выгоднее обмениваться этими товарами друг с другом, чем производить оба товара самостоятельно.

Знаменитый английский экономист Давид Риккардо писал: «каждой стране выгоднее производить и экспортировать товары, при изготовлении которых производительность труда не ее предприятиях превосходит производительность труда на аналогичных предприятиях других стран».

Экспортом (от латинского слова « exportare » - вывозить) называют продажу благ, произведённых фирмами одной страны, в другие страны. Когда же государство, фирмы или население покупает блага, произведённые в других странах, мы говорим об импорте товаров (от латинского « importare » - ввозить). Итак, экспорт – это вывоз товаров в другие страны, импорт – ввоз в страну иностранных товаров.

Соотношение стоимости экспорта и импорта называют торговым балансом. Если товаров из страны вывозиться больше, чем ввозиться, торговый баланс – положительный. Если импорт больше экспорта, торговый баланс - отрицательный.

Внешнеэкономическая политика государства

Долгое время считалось, что богатство страны – это деньги, сокровища. Поэтому государство должно стараться продавать за границу больше отечественных товаров, чем покупать иностранных. Тогда деньги будут накапливаться. Это экономическое учение называли меркантилизмом (от латинского « mercanti » - торговать). Расцвет меркантилизма приходится на 15 век. Например, в Англии в 1440 г. было издано первое "Положение об истрачении", которое запретило вывоз денег из королевства. Любой иностранный купец, который продал свой товар в Англии, не имел права вывезти деньги, а мог только купить и вывезти товары. А английские купцы должны были привезти из иностранного плавания хотя бы часть выручки в валюте. Позже государства перешли от политики запрета вывоза денег к политике регулирования торговли.

Меркантилисты считали, что государство должно поддерживать отечественных производителей в борьбе с иностранными конкурентами, то есть проводить политику протекционизма – защиты национальной экономики.

Основными методами протекционистской политики являются тарифы, квоты и субсидии.

Тариф – это таможенная пошлина (налог) на импортный товар. Тарифы приводит к повышению цен на ввозимые товары, то есть они становятся дороже по сравнению с отечественными. Представим себе, что продажная цена импортной куртки – 2,5 тысячи рублей, а отечественную такого же качества можно купить за 2 700 рублей. Иностранный товар будет более конкурентоспособным. Но если на куртки, ввозимые в страну ввести таможенную пошлину в 400 рублей за каждую штуку, то тогда цена их поднимется до 2 900 рублей, и отечественные производители окажутся в более выгодном положении.

Квота – это количественное ограничение, то есть ограничение количества иностранных товаров, ввозимых в страну. Например, государство может ограничить ввоз иностранных телевизоров 10 миллионами штук в год. Но потребность в них гораздо выше. Спрос на телевизоры отечественных производителей повыситься. Квоты, так же как и тарифы, ограничивают импорт. Но имеют они и серьёзные отличия.

Если иностранные производители сократят издержки производства, то цены на их продукцию снизятся. И даже при наличии таможенных пошлин, импортные товары будут составлять конкуренцию отечественным. Национальные производители вынуждены будут работать эффективнее. При наличии квоты даже при снижении мировых цен на тот или иной товар никакого воздействия на внутренний рынок страны не произойдёт, так как импорт не может увеличиться.

Чтобы создать благоприятные условия для повышения конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, государство может использовать экспортные субсидии. Вы уже знаете, что субсидия – это безвозмездная помощь. То есть государство может финансово помочь своим производителям, сократив тем самым их затраты на производство товаров.

Выгоден ли протекционизм стране? Ответ на этот вопрос зависит от того, каких именно производителей собирается защищать государство. Если речь идёт об отраслях, которые только начинают развиваться в той или иной стране, тогда поддержка государства вполне оправдана. Предприятиям необходимо время, чтобы встать на ноги, окрепнуть, добиться максимальной эффективности в производстве. Иностранная конкуренция в этот период может разорить молодые фирмы, и отрасль так и не сможет развиться.

Но если государство будет поддерживать неэффективные отрасли, то окажет «медвежью услугу» собственной экономике. Защищённые от иностранной конкуренции предприятия потеряют стимул для повышения качества своей продукции и снижения её себестоимости. Население вынуждено будет покупать товары данной отрасли по более высоким ценам, и снижать уровень потребления.

Противоположностью протекционизма является идея свободы торговли, или фритрейдерство. Эта политика предусматривает снижение пошлин на иностранные товары или их полную отмену, а также отсутствие других ограничений в международной торговле.

Региональные соглашения о полной свободе движения товаров действуют в Европейском союзе. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) было подписано США, Канадой и Мексикой.

Идею фритрейдерства в мировом масштабе проводит Всемирная торговая организация, членом которой в 2012 г. стала Россия.

Курс валют

Импортёры и экспортёры товаров должны прибегать к обмену валют. Из этого обмена складывается рынок валют, на котором устанавливается валютный курс.

Валютный курс – это цена, по которой национальная валюта обменивается на другую иностранную валюту; то есть, цена денежной единицы национальной валюты, выраженная в денежных знаках других стран. Валютный курс может быть плавающим и фиксированным.

Плавающий (или гибкий) валютный курс устанавливается естественным путём. Вы уже знаете, что деньги – это тоже товар, и цена его в рыночных условиях определяется соотношением спроса и предложения. Если количество желающих купить ту или иную валюту будет больше, чем число её продавцов, то и цена этой валюты поднимется.

Фиксированный валютный курс устанавливается государством. Если положение на валютном рынке существенно измениться, например, повыситься спрос на иностранную валюту, центральный банк может продать часть своих валютных резервов, чтобы уравновесить спрос и предложение, и не допустить снижения курса национальной валюты.

Практическая работа на уроке.

Преподаватель предлагает обучающимся, работая в группах, определить влияние санкций на Россию, ЕС и влияние эмбарго на страны ЕС и Россию (Приложение 2).

После выполнения практической работы обучающимся демонстрируется фрагмент выступления В.В.Путина о санкциях, просмотрев который, предлагается ответить на вопрос «Сможет ли сегодня РФ достойно обеспечить экономическое благополучие для своих граждан, не прибегая к международной торговле?» (Приложение 3).

Итоги урока:

Выводы по уроку обучающиеся должны сформулировать сами (устно):

    Основой мировых экономических связей является международная торговля.

    Странам выгодно специализироваться на производстве тех товаров, которые она может выпускать более эффективно в сравнении с другими странами или другими товарами.

    Экспорт – это вывоз товаров в другие страны, импорт – ввоз иностранных товаров.

    Два основных направления во внешнеторговой политике государства: протекционизм и фритрейдерство (свобода торговли).

Закрепление темы урока: решение теста (Приложения 4, 5).

Рефлексия: оценивание по двум номинациям (оценки за два урока).

    Устные ответы на вопросы (аргументированность суждений, приведение примеров, формулирование собственной точки зрения по той или иной позиции, высказыванию);

    Тестирование:

«Отлично» - 1 ошибка;

«Хорошо» - 2-3 ошибки»,

«Удовлетворительно» - 4-5 ошибок;

«Неудовлетворительно» - более 5 ошибок.

Домашнее задание:

Обязательно для всех: оформить словарь по теме урока, знать терминологию.

По интересам и желанию обучающихся : подготовить опережающие сообщения по теме «Россия и мировая экономика», разработать презентации по этой же теме.

1. Мировое хозяйство: 1. 2. 3. совокупность национальных хозяйств, связанных политическими и экономическими отношениями; система международных экономических отношений, связывающая национальные экономики; система, объединяющая экономику, правовые нормы, регулирующие эти отношения.

Мировая экономика это совокупность национальных хозяйств, находящихся в постоянной динамике, движении, функционирующих по согласованным правилам

Мировое хозяйство неоднородно В основе международного разделения труда лежит стремление стран к получению экономических выгод.

Давид Рикардо (1772 -1823) Теория сравнительных преимуществ во внешней торговле Страна получает выгоду, если она специализируется на производстве тех товаров, средние издержки которых относительно меньше, чем при производстве тех же товаров в других странах

Специализация: СЫРЬЕВЫЕ СТРАНЫ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА ЗАМБИЯ ЯМАЙКА НАМИБИЯ АГРАРНЫЕ СТРАНЫ ПРОМЫШЛЕННЫЕ СТРАНЫ КЕНИЯ CША ГАНА ЯПОНИЯ СУДАН ГЕРМАНИЯ ЭКВАДОР КИТАЙ Н. ЗЕЛАНДИЯ КОРЕЯ

2. Внешняя торговля Торговля между странами, состоящая из ИМПОРТА(ввоза) и ЭКСПОРТА (вывоза) товаров и услуг. Импорт Экспорт Внешнеторговый оборот

2. Внешняя торговля МВФ (Международный валютный фонд) Основные функции: 1. содействие международному v. В настоящее сотрудничеству в время МВФ денежной объединяет 187 политике государств, а в его 2. расширение структурах мировой торговли работают 2500 3. человек из 133 кредитование 4. стабилизация стран. денежных обменных курсов

2. Внешняя торговля ВТО (Всемирная торговая организация) v. В настоящее Основные функции: Все члены ВТО обязаны время в ВТО предоставлять всем состоит 157 стран, другим которых в на долючленам режим наибольшего сумме приходилось благоприятствования 97 % мирового в торговле торгового оборота

3. Внешнеторговая политика деятельность государств, направленную на развитие торговых отношений с другими странами мира или группами стран. протекционизм фритредерство С. 175 Дайте определения этим понятиям