Современные проблемы экономики в спорте. Особенности развития спорта в россии и за рубежом

В России большую часть финансовой ответственности за развитие физкультуры и спорта берет на себя государство. Сфера физической культуры и спорта в России в абсолютных суммах финансируется по нарастающему тренду, ежегодно бюджетные ассигнования увеличиваются в среднем на 47,0% 1 . При общих тенденциях увеличения финансирования сохраняется небольшой удельный вес расходов на физическую культуру и спорт в федеральном бюджете и относительная неизменность доли отрасли на уровне 0,17-0,2% от ВВП, что примерно в 10 раз меньше, чем в развитых странах 2 .

Сложившийся объем финансирования государством не позволяет в полной мере реализовать социально-экономические функции физической культуры и спорта.

Принято считать, что государственное финансирование в сфере физкультурно-спортивных услуг должно осуществляться там, где присутствие государства необходимо: детский спорт, массовый спорт, адаптивные программы. Другие виды деятельности физической культуры и спорта должны предоставляться на коммерческой основе и находиться под воздействием косвенного государственного регулирования (корпоративный спорт, спорт высших достижений, др.).

Среди основных задач, поставленных Стратегией развития физкультуры и спорта на период до 2020 г., следует отметить: создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения; пропаганду здорового образа жизни, включающего как

Российский статистический ежегодник: 2008: Стат. сборник / Росстат. - М.: Росстат, 2009.

Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.

важнейший элемент занятия спортом; модернизацию системы физического воспитания, в том числе в образовательных учреждениях; развитие инфраструктуры сферы спорта.

В соответствии со Стратегией развития физкультуры и спорта определены важнейшие целевые ориентиры на предстоящий период: увеличение доли граждан, систематически занимающихся спортом, - до 30% к 2015 г., до 40% к 2020 г., повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности - до 30% к 2015 г., до 48% к 2020 г. (рис. 25).

Расширение источников финансирования возможно, как представляется, за счет привлечения кредитов для реализации долгосрочных проектов, строительства и модернизации спортивных сооружений, в том числе банков с государственным участием, негосударственных банков с представлением государственных либо муниципальных гарантий под выделенные кредиты с минимальными ставками либо субсидированием кредитных ставок. Один из вариантов - софинансирование (с участием федерального и местных бюджетов) строительства на конкретных территориях спортивной инфраструктуры и спортивных объектов шаговой доступности к массовому потребителю.

Согласно Федеральному закону РФ «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007 № 329-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 № 237-ФЗ), ст. 3, законодательство в сфере физической культуры и спорта базируется на принципе «сочетания государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта» .

Многообразие субъектов физической культуры и спорта в РФ (физкультурно-спортивные организации, образовательные учреждения, спортивно-технические, научные организации, Олимпийский, Параолимпийский, Сурдолимпийский комитеты России, специальная Олимпиада России, федеральные органы исполнительной власти, профсоюзы в области физкультуры и спорта, граждане, занимающиеся физкультурой, спортсмены, тренеры, судьи и прочие специалисты) обусловливает различные подходы в регулировании их деятельности, различные пропорции в государственном регулировании и саморегулировании.

Так, к модели совместного регулирования может быть отнесена деятельность общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций, которые как общественные организации (объединения) вправе получать финансовую и иную (не противоречащую законодательству) поддержку для реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта.

Рис. 25. Стратегические цели и задачи развития физической культуры и спорта в России (составлено автором по материалам Доклада о результатах и основных направлениях деятельности на 2010-2012 годы. Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, 2009 г.)

В настоящий момент большинство общественных организаций являются абсолютно независимыми, однако значительную часть финансирования они получают от государства.

Основными организационно-правовыми формами некоммерческих организаций в спортивной сфере являются общественные объединения (федерации), спортивные общества, союзы, ассоциации, спортивные клубы и коллективы. В частности, в ФЗ от 04.12.2007 № 329-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 № 237-ФЗ) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» указано, что к субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся: физкультурноспортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, спортивные федерации, а также общественногосударственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта. Одна из специфических организационно-правовых форм, характерных именно для спортивных некоммерческих организаций, - федерация. В вышеупомянутом законе определено, что «спортивная федерация - общественная организация, которая создана на основе членства, целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд». Спортивные федерации могут быть как международными (всемирные и региональные), так и национальными неправительственными организациями. Общероссийские и региональные спортивные федерации подлежат обязательной аккредитации. По одному виду спорта на территории Российской Федерации или одного субъекта Российской Федерации может быть аккредитована только одна общественная организация соответственно в качестве общероссийской или региональной спортивной федерации.

Общероссийский союз общественных объединений «Олимпийский комитет России» является добровольным, самоуправляемым, неправительственным общественным объединением - союзом юридических лиц - общественных объединений физкультурно-спортивной направленности, признанным Международным олимпийским комитетом (далее - МОК).

В состав ОКР входят в качестве коллективных членов более 60 федераций по олимпийским и неолимпийским видам спорта.

Основное направление деятельности МОКа и входящих в него НОКов, в том числе и ОКР, - развитие олимпийского движения, пропаганда ценностей олимпизма, борьба с допингом, организация Олимпиад и др. Реализуя эти цели, данные организации ведут предпринимательскую деятельность в поисках источников финансирования.

В настоящее время в отечественном спорте все большее развитие приобретают такие инновационные организационно-правовые формы, как саморегулируемые организации. В основном саморегулируемые организации в спорте создаются в отрасли строительства спортивных объектов и производства спортивного оборудования. Консолидация отраслевых бизнес-объединений и операторов рынка спортивных услуг и их объединение в саморегулируемые организации осуществляются для решения вопросов гармонизации интересов государства, общества, потребителей и производителей в сфере спорта. Данные организации имеют соответствующую государственную аккредитацию в Едином государственном реестре саморегулируемых организаций. Одной из задач их функционирования является техническое регулирование (технические регламенты), создание стандартов и методик проверки безопасности использования спортивного оборудования.

К числу проблем, решаемых саморегулируемыми организациями в сфере спортивного строительства, можно отнести 1:

  • 1. Разработку и реализацию концепции создания спортивного сооружения - до начала проектирования должна быть создана концепция будущего функционирования объекта спорта (технико-экономическое обоснование, бизнес-план), экономическая составляющая, ресурсное обеспечение и обеспечение его жизнедеятельности, ожидаемые доходы, его социальная составляющая и т.д.;
  • 2. Ведение реестра объектов спорта - каждый спортивный объект характеризуется наличием спортивных помещений, залов, оборудования, назначение которых позволяет установить уровень проводимых в нем мероприятий, соревнований, игр и т.п.;
  • 3. Обеспечение безопасности объекта спорта - безопасности для спортсменов, зрителей, обслуживающего персонала, а также экологической безопасности;
  • 4. Энергосбережение - каждый объект спорта в силу тех или иных причин является объектом повышенной энергопотребляемости (катки, бассейны и т.д.);
  • 5. Стандартизацию и сертификацию сооружений, оборудования, инвентаря и услуг в спортивной отрасли.

Идея саморегулирования наиболее полно воплощается в некоммерческом секторе сферы физической культуры и спорта. Фитнес- индустрия, виды спорта с высоким уровнем коммерциализации, такие как гольф, бодибилдинг и др., организуют свою деятельность по сетевому принципу, объединяясь в общественные организации, союзы, ассоциации и т.п.

Федеральный Закон РФ «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 N9 315-ФЗ.

Ассоциация профессионального фитнеса (FPA), основанная в 1992 г., - объединение экспертов фитнес-индустрии, специализирующихся в области фитнес-обучения, сертификации, кадрового и фитнес-консалтинга 1 . Ассоциация занимается организацией учебных курсов-семинаров, разработкой учебных программ, методик и технологий, проведением тестирования и аттестацией персонала, содействием в трудоустройстве и подборе сотрудников, осуществлением консалтинга по проектированию, организации и управлению фитнес-клубом. С 2001 г. было сертифицировано более 4 тыс. специалистов. Выпускники Ассоциации работают более чем в 500 клубах Москвы, других российских и зарубежных городов. Под руководством экспертов FPA реализован ряд успешных консалтинговых проектов.

Ассоциация профессионалов фитнеса - единственная в Москве аккредитованная государством (Департаментом образования г. Москвы), специализирующаяся на фитнес-образовании.

Миссия FPA декларирована как объединение усилий участников индустрии фитнеса для обеспечения высоких стандартов работы и максимального качества услуг. Реализация миссии достигается посредством выполнения следующих задач: разработка и внедрение профессиональных и образовательных стандартов в области обучения и сертификации специалистов фитнеса; оказание правовой поддержки компаниям в области лицензирования, техники, технологии, налогообложения, профессиональной подготовки кадров; координация в реализации фитнес- проектов; создание эффективных технологий управления фитнес-клубом; образовательная и научно-методологическая деятельность.

Общероссийская общественная организация «Ассоциация гольфа России» (АГР) базируется на принципах равноправия ее членов, самоуправления и функционирует с целью развития, пропаганды и популяризации гольфа в России 2 . Ее деятельность осуществляется в соответствии с российским законодательством об общественных объединениях, о физкультуре и спорте, а также уставами международных федераций и европейских ассоциаций гольфа. АГР - это некоммерческая организация, получаемый ею доход направляется на реализацию уставных целей и задач. Она взаимодействует в рамках своих интересов с органами государственной и местной власти, сотрудничает с российскими и международными организациями, является членом Олимпийского комитета России.

В соответствии с аккредитацией АГР имеет право проводить как российские, так и международные спортивные соревнования, создавать свои структурные подразделения в виде филиалов, отделений или представительств.

http://fitncss-pro.ru

http://rusgolf.ru

Цели АГР, по своей сути, отражают задачи саморегулирования в сфере российского гольфа: разработку и проведение единой политики развития гольфа в России, в том числе расширение круга лиц, занимающихся этим видом спорта, повышение уровня мастерства как спортсменов-профессионалов, так и любителей; обеспечение поддержки и содействия девелоперам и инвесторам, участвующим в создании гольф-сооружений; создание нормативов и требований единой спортивной классификации, совершенствование организационнометодологических основ подготовки спортсменов, тренеров, медицинского и другого персонала; обеспечение защиты прав и интересов спортсменов, тренеров, ветеранов и других работников физкультурноспортивных общественных объединений в сфере гольфа и т.п.

Для осуществления своих целей и задач АГР в соответствии с действующим законодательством осуществляет предпринимательскую и внешнеэкономическую деятельность, создает хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные структуры, создает, приобретает, предоставляет в пользование или аренду различное имущество и др. АГР имеет право создавать внутреннюю ассоциацию спортсменов, тренеров, судей и других участников спортивной деятельности, поощрять их, ходатайствовать о присуждении почетных званий и наград перед государственными российскими и международными организациями.

Имущество и ресурсы АГР как некоммерческой организации формируются за счет характерных для этой деловой формы источников: членских, вступительных и добровольных взносов, пожертвований и поступлений от оказания различных платных услуг (лекций, консультаций, издательской и другой деятельности).

Развитие физической культурой и спорта за рубежом может быть представлено двумя основными моделями: американской, отличающейся децентрализацией и незначительным участием государства в организации и управлении физкультурно-спортивной деятельностью в стране, и европейской моделью, в которой государство в той или иной степени поддерживает массовый спорт, спорт высших достижений, и в некоторых странах - профессиональный спорт.

Общим для обеих моделей является то, что спортивные ассоциации (федерации) и клубы - это основа для развития спорта во всех странах, физкультурно-спортивное движение обладает автономией при определенном вмешательстве государства в спортивную жизнь страны. Тенденция усиления роли государства прослеживается в формировании спортивной инфраструктуры, в поддержании имиджа страны посредством спорта высших достижений, использовании физкультурноспортивного движения для решения социальных проблем (например, спорт для инвалидов).

Американская модель спортивного движения характеризуется:

  • спортом для всех (рекреационный спорт, клубный спорт и т.п.);
  • спортом высших достижений;
  • профессиональным спортом.

Поддержкой американского массового спорта занимаются городские спортивные советы (комиссии), действующие как негосударственные некоммерческие организации, выполняющие на договорных условиях консультативные функции для муниципальных органов. Их основная миссия состоит в поддержке действующих в городах спортивных организаций, клубов, команд и проведении соревнований.

Организация спорта высших достижений в США отличается своей децентрализованностью. Спортивные организации, такие как Олимпийский комитет США (ЮСОК), Национальная ассоциация студенческого спорта (НКАА), Любительский спортивный союз (ААЮ), национальные федерации по видам спорта и др., являются независимыми самостоятельными организациями.

Участие государства в физкультурно-спортивной деятельности ограничивается нормативно-законодательным регулированием. Управленческие функции в спорте выполняют различные общественные организации, в том числе Олимпийский комитет США (ЮСОК).

Основа американского спорта высших достижений - студенческий спорт, поскольку за счет спортсменов-студентов укомплектовывают до 75% состава сборных команд США.

Американский профессиональный спорт организуют профессиональные лиги, ассоциации, союзы, а в игровых видах спорта клубы- команды (например, Национальная бейсбольная, футбольная, хоккейная лиги).

Американская модель отличается от европейской тем, что основными видами спортивной деятельности (спорт для всех, спорт высших достижений и профессиональный спорт) занимаются различные спортивные организации.

Европейская модель характеризуется активным участием в спортивном движении Европейского совета (ЕС), его спортивных конференций и комитетов по развитию спорта в европейских странах.

Основным нормативным документом является Европейская хартия по спорту для всех (1975 г.). Деятельность ЕС способствовала свободе передвижения спортсменов и созданию единого рынка в европейском спорте; выработке политики спортивного радио- и телевещания; взаимодействию спорта с системами образования, здравоохранения и др.; привлечению региональных, муниципальных и местных органов власти к решению проблем спорта и т.д. Позиция ЕС в спорте свидетельствует о том, что сформировались два уровня управления: европейский и национальный, обеспечивающие координацию в развитии спорта.

Однако в рамках европейской модели остаются существенные различия в организации управления спортом в разных странах. По степени участия государства в управлении можно выделить, во- первых, страны, где эти функции выполняет государственная структура или организация, находящаяся под контролем государства, во-вторых, страны, в которых функции управления сосредоточены в руках спортивных конфедераций, т.е. неправительственных организаций, объединяющих национальные спортивные федерации по видам спорта.

К первой группе стран с сильным влиянием государства относятся Великобритания, Германия, Франция, Финляндия, Испания, Люксембург и ряд других. Во второй группе объединены страны, в которых управление спортом сконцентрировано в общественных структурах, в том числе Италия, Швеция, Бельгия, Дания, Австрия и др.

Развитие спорта обусловлено национальной спецификой государства, особенностями структуры управления. В большинстве стран основные источники финансирования физической культуры и спорта - это средства государственного и местных бюджетов, поступления от лотерей, коммерческих и некоммерческих организаций, средств массовой информации, фондов, населения. В зарубежной практике значительный объем работ во время проведения спортивных мероприятий осуществляется волонтерами.

Развитие кабельного и платного ТВ, спортивных телеканалов (Евроспорт и др.) усилило использование телевидения как источника финансирования спорта. Доля традиционных источников финансирования спорта постепенно уменьшается вследствие роста средств от бизнеса, что создает экономическое давление на спорт, вынуждая подчиняться требованиям коммерции.

Государственное финансирование спорта в развитых странах осуществляется федеральным правительством с целью содержания органов государственного управления спортом, проведения спортивных мероприятий, строительства спортивных сооружений национального масштаба, подготовки кадров, проведения научно-исследовательской и информационной деятельности.

Средства местных органов власти в основном направляются на развитие массового спорта, а также на финансовую поддержку команд по игровым видам спорта (футбол, баскетбол, хоккей и т.д.), на содержание спортивных клубов, спортсооружений муниципального уровня и т.д.

Финансирование спорта в европейских государствах осуществляется по следующим направлениям: спорт высших достижений; спортивные федерации и организации; спортивные клубы; спортивные сооружения; проведение спортивных мероприятий.

В Германии, Испании, Италии, Финляндии, Швеции, Швейцарии и Португалии субсидии из государственного бюджета на спорт высших достижений составляют 5-15%. На содержание административных структур всех уровней затрачивается в Великобритании - 93%, Италии, Франции - 54% и Германии - 45% от выделяемых средств. В большинстве европейских стран приоритетом в расходовании этих средств пользуются спортклубы, которым, например, в Германии выделяется 41%, тогда как федерациям - только 4%, в Италии - 67 и 7%, в Швеции - 36 и 6%, во Франции - 31 и 23%, в Испании - 50 и 50% от их общего объема.

В Великобритании преобладает доля субсидий федерациям - до 85%, а спортклубам - 7%. В Германии, Франции и Швеции около 50% выделяемых средств расходуют на строительство и эксплуатацию спортивных сооружений.

В развитых странах финансирование спорта из государственного бюджета существенно дополняется за счет частных источников, затраты которых в среднем составляют 1,5-1,8%. Активизация спортивного маркетинга и спонсорства увеличивает эту долю в спортивном бюджете отдельных стран до 40%.

В США основными источниками финансирования любительского спорта являются:

  • членские и вступительные взносы членов команд, клубов, учебных заведений, спортивных организаций;
  • доходы от платных услуг пользования спортивным оборудованием, тренажерами, саунами, массажными кабинетами, соляриями и др.;
  • доходы от продажи билетов на соревнования по игровым видам спорта - американский футбол, баскетбол, волейбол, хоккей;
  • продажа прав трансляции телевизионным компаниям;
  • доходы от продажи сувениров, спортивных вымпелов, значков, программ соревнований, буклетов;
  • доходы от парковки автомашин около спортивных сооружений во время соревнований и т.д.;
  • добровольные пожертвования частных лиц, фирм и корпораций, общественных фондов.

Основу любительского спорта высших достижений в США составляет студенческий спорт, который поддерживается поступлениями из федеральной казны штатов и Правительства США.

  • www.rg.ru/2007/12/08/sport-doc.htmJ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    реферат , добавлен 22.04.2011

    Собственность как основа производственных отношений. Ее место в экономической системе. Организационно-экономические и социально-экономические отношения между людьми в процессе организации производства и по поводу распределения экономических благ.

    контрольная работа , добавлен 14.10.2010

    Изучение теоретических и практических противоречий в экономике и поиск способов их устранения. Исследование сущности социально-экономического развития, от каких факторов оно зависит. Влияние социально-экономических противоречий на экономику страны.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2010

    Социально-экономическая система как целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу обмена и потребления товаров и услуг, анализ особенностей формирования и развития.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2013

    Классификация экономических систем. Уровневый характер экономических отношений. Производительные силы и производственные отношения, хозяйственный механизм. Роль государственного регулирования рыночной экономики. Формационный и цивилизационный подходы.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2009

    Экономическая социология как специальная социологическая теория, иерархическая структура ее категорий. Метод экономической социологии, его особенности. Понятие социального механизма, специфика социальных механизмов регулирования экономических отношений.

    контрольная работа , добавлен 05.03.2010

    Понятие рыночных и нерыночных агентов как участников экономических процессов. Дифференциация институциональных, мотивационных и поведенческих функций при формировании экономического агента как субъекта рыночных отношений различных видов хозяйствования.

    Август 3, 2011

    Представление экономики физической культуры и спорта было бы неполным без анализа категорий потребностей и экономического интереса. Потребности можно определить как нужду индивида или общества в целом в чем-либо. Очевидно, что потребности выступают в качестве движущей силы и побудительного мотива в достижении какой-либо цели. Осознанные потребности трансформируются в интересы , то есть реальные причины социальных и экономических действий. Взаимосвязь индивидуальных и общественных потребностей с физической культурой и спортом представим следующим образом (см. рис.1.4).

    Потребности людей, в конечном счете, преобразуются в спрос, то есть желание и способность покупать товары и услуги. Спрос на спортивные товары и услуги в рыночной системе порождает ответную реакцию со стороны производителей данной продукции – они разрабатывают и поставляют на рынок все более качественные и совершенные товары спортивного назначения, стараются наиболее полно удовлетворить новые потребности общества.

    Удовлетворяя спрос, производители спортивных товаров и услуг создают предложение, то есть то количество продукции, которое они намерены продать потребителям при сложившейся рыночной цене. Объемы спроса и предложения товаров на рынках определяются в соответствии с законами спроса и предложения, а также их взаимодействием.

    Как следует из рис.1.4, спрос на спортивные товары и услуги на микроуровне предъявляют отдельные индивиды – профессиональные спортсмены, физкультурники, любители активного отдыха и спортивного туризма. Для большинства людей основным ценностным ориентиром является здоровье. За многовековую историю человечества со всей определенностью было установлено, что наилучшим способом сохранить или восстановить здоровье являются физическая культура и спорт. Более того, регулярные занятия физкультурой и спортом позволяют людям не только сохранять здоровье, но и значительно продлять трудоспособный возраст , делают человека более активным в общественной жизни и на производстве. Таким образом, здоровье отдельного человека и общества в целом – категория не только медицинская, но и экономическая.

    Немаловажное место в иерархии ценностных ориентиров занимает потребность в достижениях. Спорт помогает многим людям реализовать эту потребность, дает возможность достичь вершин мастерства и славы за счет своих спортивных талантов, развитых упорными тренировками. Если спорт в какой-либо стране недостаточно развит или недоступен большинству граждан, то люди, склонные к занятиям спортом, вынуждены заниматься иными видами деятельности, в том числе криминального характера. В этом случае их таланты идут не на благо общества, а направляются в деструктивное русло, нанося материальный и моральный ущерб экономике и обществу.

    Рассматривая потребности человека, нельзя не остановиться и на такой важной их составляющей, как потребности в отдыхе и развлечениях. Под отдыхом в данном контексте понимается не пассивное состояние покоя, а деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению трудоспособности. В экономическом аспекте потребность в отдыхе и развлечениях следует рассматривать с трех точек зрения:

    На макроуровне спрос отдельных людей преобразуется в совокупный спрос, в экономические отношения в области физической культуры и спорта включается государство, которое непосредственно заинтересовано в развитии таких отношений и их всемерной поддержке. Государство, таким образом, стимулирует спрос на рынках спортивной продукции и спортивной информации, а также способствует расширению предложения. Реализуется государственная поддержка физической культуры и спорта посредством оказания помощи спортивной индустрии и предпринимательству в области спортивных отношений как в форме налоговых и иных льгот, так и в форме прямого финансирования из бюджетов всех уровней.

    Экономические отношения в области физической культуры и спорта разносторонни и многогранны. Они включают в себя всю совокупность хозяйственных отношений по поводу производства и купли-продажи спортивных товаров и услуг соответствующими производителями и потребителями, экономические взаимоотношения спортивных клубов, федераций, спортивных обществ, отдельных спортсменов и тренеров между собой и во взаимодействии с болельщиками. Важной отраслью экономических отношений являются спортивные рынки труда и финансовых инвестиций, системы оплаты труда и премирования спортсменов и тренеров, их социального страхования и пенсионного обеспечения.

    В современной российской практике экономические отношения в физической культуре и спорте на рыночной основе только начинают формироваться; в стадии становления находится индустрия спорта, спортивного предпринимательства, туризма и их инфраструктуры. Только в последние годы стали появляться спортивные профессиональные союзы и ветеранские организации, отрабатываться и унифицироваться схемы страхования спортсменов от различных рисков и травм, вырабатываться цивилизованные формы трансфертов спортсменов в иностранные и национальные спортивные клубы. В области спортивной инфраструктуры также наметились значительные позитивные сдвиги: в течение последних лет сформировалась целая отрасль производства, базирующаяся на спортивно-массовых мероприятиях. Возникла комплексная система фирм, специализирующихся на:

    • Поиске отечественных и зарубежных спонсоров для отдельных спортсменов, клубов, сборных и команд мастеров;
    • Предоставлении спортсменам и тренерам сервисных услуг в зарубежных турне;
    • Пенсионном обеспечении спортсменов по индивидуальным схемам;
    • Страховании спортсменов;
    • Юридическом обслуживании спортсменов и тренеров;
    • Трудоустройстве спортсменов и тренеров.

    Конечно, при становлении новой спортивной индустрии и формировании рынков спортивных услуг в России не все проходит гладко и своевременно: довольно часто несовершенная законодательная база мешает развитию меценатства и спонсорства в спорте, формирования эффективной системы правовой и социальной защиты спортсменов и тренеров. Пока далеки от совершенства схемы налогообложения производителей спортивных товаров и услуг, принципы финансирования спортивного образования. И все-таки наметившиеся в последние годы позитивные перемены в этой важнейшей сфере экономических отношений, а также первые положительные результаты реформ позволяют нам говорить о будущих благоприятных перспективах российской спортивной индустрии и ее инфраструктуры.

    На сегодняшний день число специалистов, занимающихся проблемами экономики становится значительно больше, как и сами проблемы, связанные с этой областью.

    Необходимость оценки влияния экономики на спорт очевидна. Это особенно важно в связи с увеличивающимся дефицитом государственного бюджета и все большей конкуренцией вокруг общественных средств. Сегодня многие хотят знать, насколько эффективно были использованы выделенные средства и могли бы они быть применены еще лучше для других целей. Другими словами, прежде чем принять решение о реализации спортивного проекта, необходимо рассмотреть альтернативные варианты, например организация выставок, строительство школ, больниц.

    Таким образом, актуальность нашей работы обусловлена необходимостью определения экономического эффекта на спорт. Также это подтверждается тесным взаимодействием экономики страны и спорта.

    Целью данной работы является выявление степени влияния и участия экономики в спортивной жизни страны.

    Можно выделить следующие задачи:

    • 1. Провести изучение активности экономики в спорте.
    • 2. Проанализировать потребности и интерес.
    • 3. Изучить цель проникновения законов рынка в спорт.
    • 4. Исследовать положительные изменения в области спорта.

    Методы исследования: анализ взаимодействия экономики и спорта.

    Научная новизна заключается в углублении представлений о роли экономики в области спорта как о необходимом аспекте, контролирующем и стимулирующем его развитие.

    Спорт и экономика в современном обществе тесно связаны между собой. Спорт оказывает значительное экономическое воздействие, например, посредством инновационных спортивных продуктов, соревнований и объектов. Правительство поощряет инновации и спортивные исследования с целью помочь спортсменам добиться лучших результатов и стимулировать участие в спорте. Но поддержание спортивного сектора также имеет общественную пользу для укрепления здоровья людей, совершенствования их культур, активного проведения досуга. Следует также отметить влияние физкультуры и спорта на экономическую сферу жизни государства и общества - на внешнеэкономические связи на качество рабочей силы, туризм и другие показатели экономической системы.

    Представление экономики спорта было бы неполным без анализа потребностей и интереса. Потребности - это нужды людей или общества в чем-либо. Они выступают в качестве движущей силы, порождая внутренний мотив в достижении какой-либо цели. Потребности затем перерастают в интерес, которые направлены на предметы потребностей.

    Потребности людей, в результате, переходят в спрос, то есть способность покупателей приобрести данный товар. Спрос на товары спортивного назначения и услуги способствует возникновению ответной реакции со стороны производителей - они разрабатывают, усовершенствуют и поставляют на рынок более качественные спортивные товары, стараются полностью удовлетворить потребности покупателей.

    Затем производители товаров и услуг создают предложение - количество товара, которые могут предложить потребителям при всех возможных ценах на этот товар. Объемы спроса и предложения складываются стихийно в результате работы рыночных механизмов, важнейший из которых это закон спроса и предложения.

    Спрос на спортивные товары в основном предъявляют отдельные индивиды - профессиональные спортсмены, физкультурники, любители активного отдыха и спортивного туризма. Здоровье является главной ценностью для большинства людей. Спорт и здоровье, это два определения, которые вытекают друг из друга. Регулярные физические нагрузки - это основа правильного образа жизни и отсутствие многих болезней в пожилом возрасте. К тому же, спорт не только помогает укрепить и сохранить здоровье людей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, но и способствует увеличению трудноспособного возраста, делают человека активным на производстве и в общественной жизни. Таким образом, в здоровье как отдельного человека, так и общества в целом заинтересована не только медицина, но и экономика.

    Важное значение среди ценностей человека является потребность в достижениях. И именно спорт помогает достичь человеческое стремление превзойти уже достигнутые результаты и соревноваться, так как он развивает силу воли, терпение, упорство. В случае недостаточной развитости или отсутствия какого-либо вида спорта в той или иной стране, люди, склонные к занятию спортом, могут направить свою не реализовавшуюся энергию по другому течению, а именно заняться криминальными видами деятельности. При таком раскладе их таланты не будут на благо, а принесут лишь ущерб обществу и экономике страны.

    Среди потребностей человека, нужно также отметить потребность в развлечениях и отдыхе. Под отдыхом в данном случае следует понимать активную деятельность, снимающую утомление. В экономическом отношении эту потребность нужно рассматривать с трех точек зрения:

    • · Во-первых, люди, занимаясь на спортплощадках и стадионах, отдыхают от повседневной работы, восстанавливают свои силы;
    • · Во-вторых, активный отдых заменяет малоподвижный образ жизни с неправильным питанием;
    • · В-третьих, люди, проводя свой досуг на стадионах в качестве болельщиков, заряжаются и получают необходимый заряд эмоций и энергии. Кроме этого, они посещают спортивные мероприятия и расходуют большое количество денег, то есть вкладывают в экономику спорта.

    На макроуровне спрос индивидов преобразуется в совокупный спрос, государство вступает в экономические отношения в области спорта, оно непосредственно заинтересовано в развитии таких отношений и их всемерной поддержке. Государство, таким образом, регулирует спрос на рынках спортивной продукции и спортивной информации, влияет на расширение предложения. Государство поддерживает физическую культуру и спорт оказанием помощи спортивной индустрии и предпринимательству. Это выражается как в виде регулирования налоговых и иных льгот, так и в виде прямого финансирования из государственных бюджетов.

    Отметим тот факт, что чем больше развивается экономика, тем быстрее происходит проникновение законов рынка в спорт, вследствие чего увеличивается предложение спорта как товара. Можно рассматривать экономику как науку, изучающую экономические аспекты спорта, также аспекты социологические, психологические, юридические, с которыми можно столкнуться в сфере организации спорта. Динамика посещения спортивных мероприятий может меняться на рынках, где поход на стадион не является частью образа жизни. Кроме того, при выходе нового вида спорта на новый рынок, организаторы спортивных событий ошибочно устанавливают завышенные цены, ориентируясь на обстановку в более развитых рынках. Поэтому необходима экономическая оценка события. Это связано с увеличивающимся дефицитом бюджета и конкуренцией вокруг общественных средств. Занятие спортом, посещение спортивных мероприятий требуют времени и денег на: собственно занятия спортом, прибытия к местам спортивных сооружений, изготовления и ухода за спортивным инвентарем и т.д.

    При развитии новой спортивной индустрии и становлении рынков спортивных услуг в России не все проходит легко и своевременно. Недоразвиты схемы налогообложения производителей спортивных товаров и услуг, принципы финансирования спортивного образования.

    Однако процессы преобразований в российском спорте еще впереди, многое только предстоит сделать, чтобы сделать нашу страну лидирующей в отношении спорта. В современной российской практике экономические отношения в области спорта на рыночной основе находятся на начальной стадии развития и можно отметить позитивные стороны: формируется индустрия спорта, спортивного предпринимательства, туризма и инфраструктуры. Положительные изменения можно заметить в области спортивной инфраструктуры: в течение последних лет сформировалась целая отрасль производства, направленная на спортивные мероприятия. Появились фирмы, специализирующиеся на:

    • · Обеспечении пенсионным обслуживанием спортсменов;
    • · Страховании спортсменов и организаций спорта;
    • · Предоставлении юридических услуг спортсменам и тренерам;
    • · Расширении поиска отечественных и зарубежных спонсоров для обеспечения деятельности спортсменов, клубов;
    • · Снабжении спортсменов и тренеров сервисными услугами в зарубежных турне;
    • · Предоставлении рабочих мест;

    Экономика спорта имеет еще много неизученных сторон. Например, вопросы финансирования, спортивного менеджмента, рынка труда в спорте, спортивного спонсорства.

    В то же время необходимо подчеркнуть, что спорт, физическая активность и туризм помимо материальных благ приносят и нематериальные, которые нельзя оценить количественно. Здесь имеется ввиду расширение кругозора людей, так как они участвуют в различных соревнованиях.

    Таким образом, спорт является одним из важнейших факторов, влияющим на благосостояние общества и улучшения жизни людей в целом.

    Подводя итоги проделанной работы, следует отметить, что поставленные цели и задачи выполнены.

    Была отмечена важность влияния экономики на спорт. Она является главным катализатором развития и совершенствования нашей страны на арене спорта. инновационный спортивный государственный экономический

    Проанализированы потребности и интересы людей, которые напрямую связаны с экономикой. Активно воздействуя на спорт, экономика рассматривает именно показатели потребностей и интересов людей.

    Было отмечено проникновение экономических законов в спорт. Как оказалось, это необходимо для увеличения предложения спорта как товара.

    Выявлены следующие положительные изменения в области спорта: развитие спортивной инфраструктуры, появление и совершенствование фирм.