Методика определения жизненного цикла. Стоимость жизненного цикла наукоемкой продукции

РАСЧЁТ СТОИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СПРОЕКТИРОВАННОГО ВАГОНА

1.1. Исходные данные для расчёта

Исходные данные для расчёта стоимости жизненного цикла указанного вагона приведены в таблицах 1, 2, 3.

Таблица 1

Основные технико-эксплуатационные показатели проектируемого вагона

Таблица 2

Исходные данные для расчёта эксплуатационных расходов и капитальных вложений железнодорожного транспорта (выборка из статистической отчётности ОАО “РЖД”)

Показатель Условное обозначение Числовое значение при тяге
электровозной тепловозной
Доля электровозной и тепловозной тяги в дальнем сообщении - 0.815 0.185
Среднесуточный пробег вагонов, км S в 644.1
Состав пассажирского поезда, вагонов M п 14.7 12.7
Участковая скорость, км,ч V уч 60.1 46.7
Масса электровоза и магистрального тепловоза, т P л 139.0 236.0
Масса пассажира с ручным багажом, т 0.1
Коэффициент вспомогательного пробега локомотивов β всп 0.184 1.918
Коэффициент вспомогательного линейного пробега локомотивов β всп ’ 0.143 0.331
Коэффициент вспомогательного линейного пробега локомотивов (без пробега по системе многих единиц) к поездо-километрам β лин ’ 0.148 0.487

окончание табл.2

Среднее расстояние оборота пассажирского поезда (в одну сторону), км l п 1103.0
Средняя дальность поездки пассажира, км l п 959.0
Время нахождения локомотивных бригад на станциях их приписки и оборота на 1км. Линейного пробега за вычетом пробега по системе многих единиц, ч t бр 0.024 0.027
Вспомогательное время работы локомотивных бригад, отнесённое на 1 км.линейного пробега, ч Ψ всп 0.013 0.016
Затраты маневровых локомотиво-часов на 1000 вагоно-км. пассажирских вагонов,ч β м 0.551
Коэффициент резерва локомотивов K рл 1.29
Коэффициент резерва вагонов K рв 1.2
Расход электроэнергии на 10 тыс. т-км брутто, кВт.ч Килограмм условного топлива при тепловозной тяге а э,a т 148.5 77.8
Соотношение вспомогательной работы проводников,механика, начальника поезда к работе в пути следования γ всп 0.0153 0.0104
Коэффициент, учитывающий рабочее время проводников,электромеханика, начальника поезда γ р 0.5
Коэффициент, учитывающий время нахождения вагона в рабочем парке К вр 0.84
Коэффициент одиночного следования локомотива β один 0.125 0.444
Цена локомотива магистрального, тыс. руб. Ц лок.маг 33700.0 27000.0
Цена локомотива маневрового, тыс. руб. Ц лок.ман. 11220.0

Таблица 3

Нормативы текущих расходов (расходные ставки) на измерители эксплуатационной работы (по итогам работы ОАО “РЖД” за 2010 г.)

Измеритель Стоимостные нормативы, руб., при тяге
электровозной тепловозной
Вагоно-километр 1.35
Вагоно-час 96.74
Отправленный пассажирский вагон 1569.22
Отправленный пассажир 12.30
Локомотиво километр с учётом вспомогательного пробега локомотива 8.38 10.52
Локомотиво-километр во главе поезда и одиночном следовании 3.48 2.45
Локомотиво-час поездного локомотива, в т.ч реновации 278.51 325.7
Бригадо-час локомотивных бригад 600.91 582.66
Человеко-час начальника поезда 248.93
Человеко-час проводника 199.14
Человеко-час электромеханика 238.97
Тонно-километр брутто вагонов и локомотивов 0.00915
Киловатт-час электроэнергии 1.75
Кг условного топлива 9.39
Локомотиво-час маневровой работы, в т.ч реновация 1043.86 8.77
Доля расходов, зависящих от размеров движения, в общих расходах на перевозочный процесс 0.563 0.615

Расчёт стоимости жизненного цикла

2.1. Определение дохода от эксплуатации вагонов

Доход от эксплуатации пассажирского вагона определяется денежными поступлениями, полученными от перевозки пассажиров. Определяем по формуле:

P t =Ц t * B t * A t

где P t – доход от эксплуатации вагона, полученный в годуt; Ц t - цена единицы продукции;B t - количество перевезённых пассажиров в одном вагоне в году t; A t – количество применяемых вагонов в году t.

Для начала рассчитаем годовую производительность вагона:

Pl п =365 ∙P п ∙ S в ∙ К вр,

где Pl п - годовая производительность вагона пасс.- км; P п - средняя населенность вагона пасс.; S в - среднесуточный пробег вагона, км; К вр - коэффициент, учитывающий время нахождения в рабочем парке;

Pl п =365∙ 12 ∙ 644,1∙ 0,84=2369773пасс.- км.

Количество перевезенных в год пассажиров определяем по следующей формуле:

B t =∑ Pl п /l п ’ ,

где l п ’ - средняя дальность поездки пассажира.

B t =2369773 /959=2471пасс.

С учётом дальности поездки пассажира и уровня комфорта стоимость проезда принята в размере 3330 руб. (без НДС).

Доход от эксплуатации вагона в год составит:

P t г =3330 2471∙ 10 -3 =8154,3 тыс. руб.

За срок службы вагона Т = 40 лет будем иметь:

P t = 8154,3 ∙ 40=326172 тыс. руб.

2.2. Расчёт ремонтных затрат

Для пассажирского купейного вагона установлено три вида ремонта:

1.деповской – проводится не чаще, чем один раз в год (исключаются годы других видов ремонта и год изъятия вагона из эксплуатации);

2.капитальный ремонт первого объема (КР-1) – проводится через каждые пять лет;

3.капитальный ремонт второго объема (КР-2) – проводится через 20 лет после постройки.

Для расчета принято количество ремонтов:

деповских – 22; КР-1 – 4; КР-2 – 1.

Цены ремонтов по данным вагоноремонтных заводов составляют:

Деповского-190 тыс. руб.; КР-1 – 1050 тыс. руб.

КР-2 – 3200 тыс. руб.

Следовательно, стоимость всех ремонтов вагонов за 40 лет составит:

С рем =190∙30+1050∙7+3200∙1=16250 тыс. руб.

2.3 Расчёт годовых эксплуатационных расходов

При расчёте годовых эксплуатационных расходов удобнее всего применить метод расходных ставок. При использовании этого метода сначала необходимо рассчитать долю эксплуатационных расходов, связанных с размерами движения. Расчёт этой доли приведён в таблице. Также железные дороги несут расходы, независящие от размеров движения. Это прежде всего расходы по содержанию станций, аппарата управления, хозяйственные и др.

Общие эксплуатационные расходы при электровозной тяге составят

2500,11/0,563=4440,1 тыс. руб.

При тепловозной тяге

789.37\0.615=1283,53 тыс. руб.

Общая сумма годовых эксплуатационных расходов будет равна

4440,1+1283,53=5723,63

С учётом затрат на реновацию локомотивов расходы составят

И t =5723,63+167,66+176,21=6067,5 тыс. руб.

За срок службы вагона сумма годовых эксплуатационных расходов составит:

И=6067,5∙28=242700 тыс.руб.

Таблица 4

Расчёт годовых эксплуатационных расходов, связанных с размерами движения

Измеритель Стоимостные нормативы на измеритель Формула для расчёта затрат измерителя Расчёт затрат измерителя Сумма тыс. руб.
условное обозначение руб.
Вагоно –километры электровозная тяга тепловозная тяга е вкм 1,35 0,815∙197481=160947 0,185∙197481=36534 217,28 49,32
Вагоно – часы электровозная тяга тепловозная тяга е вч 96,74 0,815∙7358=5997 0,185∙7358=1361 580,15 131,66
Локомотиво-километры во главе поездов электровозная тяга тепловозная тяга

продолжение табл.4

Локомотиво километры с учётом вспомогательного пробега локомотивов электровозная тяга тепловозная тяга е лкм 8,38 10,52 108,64 88,32
Локомотиво-час поездных локомотивов, в т.ч. реновация электровозная тяга в т.ч. реновация тепловозная тяга в т.ч. реновация е лч 278,51 278,51 325,72 325,72 167,66 167,66 176,21 176,21
Локомотиво-километры во главе поездов и одиночного следования электровозная тяга тепловозная тяга е лкм 3,48 2,45 =12318 =41,54 42,87 10,18
Тонно-километры брутто вагонов электровозная тяга тепловозная тяга е ткм в 0,00915 =9367115,4 =2126278,8 19,75
Тонно-километры брутто локомотивов электровозная тяга тепловозная тяга е ткм л 0,00915 =1747154 =1009631 15,99 9,24

продолжение табл.4

бригадо-часы локомотивных бригад электровозная тяга тепловозная тяга е лкм 600,91 582,66 224,14 93,23
Человеко-часы проводников электровозная тяга тепловозная тяга е чпр 199,14 581,79 115,7
Человеко-часы электромеханика электровозная тяга тепловозная тяга е чм 238,97 41,82 10,99
Человеко-часы начальника поезда электровозная тяга тепловозная тяга е чн 248,93 43,56 11,45

окончание табл.5

Локомотиво-часы маневровой работы, в т.ч. реновация электровозная тяга тепловозная тяга е м 1043,86 0,815∙109=89 0,185∙109=20 92,9 20,88
киловатт-час электроэнергии Кг условного топлива е э е т 1,75 9,39 =139102 =16542 261,92 167,13
Отправленные пассажиры электровозная тяга тепловозная тяга е оп 12,30 0,815∙2471=2014 0,185∙2471=457 42,94 9,74
Отправленные вагоны электровозная тяга тепловозная тяга е ов 1569,22 0,815∙179=146 0,185∙179=33 229,11 51,78
ИТОГО: 3633.36
электровозная тяга 2667.77
тепловозная тяга 965.58
В том числе реновация 343.87
электровозная тяга 167.66
тепловозная тяга 176.21
Без учёта реноваций 3289.48
электровозная тяга 2500.11
тепловозная тяга 789.37

2.4. Расчёт дополнительных единовременных капитальных вложений

Расчёт дополнительных единовременных капитальных вложений приведён в таблице 5. К ним относятся затраты в парк поездных и маневровых локомотивов в доле, приходящей на один вагон (парк вагонов П в =1), затраты на развитие ремонтных баз приняты в размере 10% от затрат в парк локомотивов и 7% затрат в парк вагонов (соответственно К лб =0.1;К лв =0.07). Коэффициент резерва вагона К рв =1.2; коэффициент резерва локомотивов К рл =1.29. Другие обозначения входящих в расчётные формулы величин и исходные данные приняты по табл.2 и 4.

Общая сумма капитальных вложений составит

К=7769.08 тыс.руб.

Таблица 5.

Расчёт капитальных вложений железных дорог

2.5. Расчёт ликвидационной стоимости вагона

Ликвидационная стоимость пассажирского вагона определяется для конечного этапа его эксплуатации. В ее состав входят средства, полученные от вторичного использования запасных частей и от сдачи металлолома-положительная величина и отрицательная величина: затраты на изъятие вагона из эксплуатации, транспартировку к месту утилизации, разборку и утилизацию частей, не подлежащих ремонту.

Расчет дохода от сдачи металлолома приведён в таблице 6.

Таблица 6

Расчёт дохода от сдачи металлолома

Расходы на разборку вагона и утилизацию ориентировочно составляют 250 тыс.руб. В итоге ликвидационная стоимость Л=112.02-250= -137.98 тыс.руб.

6.2.6.Определение стоимости жизненного цикла вагона и чистого дохода от эксплуатации

Ц пр =Ц а К сл

Здесь Ц а - цена вагона-аналога; К сл - коэффициент сложности проектируемого вагона, учитывающий отличительные признаки проектируемого вагона (изменение конструктивной схемы и планировки, применение других материалов, изменение габаритных размеров и массы тары вагона и др.)

В нашем случае цена вагона аналога составляет Ц а =33100 тыс. руб., а проектируемый вагон имеет усложнённую планировку и кузов его выполнен

Из более дорогой стали марки NIROSTA. Коэффициент сложности этого вагона ориентировочно равен К ck =1.1 . Следовательно цена приобретения будет равна:

Ц пр =33100 1.1=36410 тыс.руб.

В соответствии с проведёнными расчётами стоимость жизненного цикла вагона равна:

СЖЦ=Ц пр +(С рем +И+К-Л)=36410+(16250+242700+137.98)=295497.98

Чистый доход от эксплуатации вагона будет равен разности между доходом от эксплуатации вагона и стоимости жизненного цикла:

Э=P t - СЖЦ=326172 -295497.98=30674 тыс. руб.

ЗАО НО «Тверской институт вагоностроения»

ЗАО НО «ТИВ»

Методика

расчёта стоимости жизненного цикла на отдельные узлы, оборудование и комплектующие, поставляемые на ОАО «ТВЗ»

Введение
При разработке любого инновационного проекта важнейшими параметрами, ожидаемой экономической эффективности, являются величины предстоящих расходов и доходов. Для экономической оценки проектов используется показатель, который объединяет и дает оценку всех процессов, возникающих при осуществлении проекта. Для оценки эффективности инновационных проектов находит широкое применение понятие стоимости жизненного цикла (Product Life Cycle Cost - LCC). В 1997г Европейской ассоциацией железнодорожной промышленности (UNIFE) были разработаны рекомендации по методам расчёта (LCC) /1/.

В настоящее время Заказчики железнодорожной техники выдвигают требование, согласно которому в рамках технико-экономического обоснования её производства при разработке технической документации и обосновании цены необходимо предоставить расчёт стоимости жизненного цикла (далее СЖЦ).

Оценка СЖЦ может производиться на любой и на всех стадиях жизненного цикла. Как правило, анализ СЖЦ осуществляется на этапе приобретения (заключения контрактной документации).

Данная методика расчёта, обеспечивающая единство принципов и методов определения стоимости жизненного цикла конкретных узлов и оборудования, используемых при производстве пассажирских вагонов в ОАО «ТВЗ», предназначена для применения поставщиками комплектующих изделий.
Методика определения стоимости жизненного цикла
Термины сокращения и понятия
Жизненный цикл - это совокупность процессов создания, эксплуатации, ремонта и утилизации единицы изделия.

СЖЦ – стоимость жизненного цикла.

СЖЦ технического средства или изделия (цена потребления) - это совокупные издержки потребителя на приобретение и использование изделия за срок службы;

Оценка СЖЦ - это экономический анализ стоимости жизненного цикла изделия на протяжении всего срока службы или его части;

Анализ СЖЦ - это определение относительных величин составляющих (элементов) СЖЦ, их взаимосвязанности и степени воздействия на суммарную СЖЦ;

Элемент СЖЦ - это любая из составляющих финансовых затрат, совокупность которых представляет полную СЖЦ изделия;

Продолжительность жизненного цикла изделия как товара - это период времени от вывода изделия на рынок (момента продажи заказчику) до исключения его из эксплуатации (ликвидации). Продолжительностью жизненного цикла изделия, используемого при производстве железнодорожной техники, как правило, считается срок его службы.

Срок службы - это полная календарная продолжительность эксплуатации единицы изделия до её исключения из состава основных фондов.

Различают следующие виды срока службы:


  • назначенный срок службы - это срок службы, принятый согласно ТУ на поставку изделия, по достижении которого его эксплуатация должна быть прекращена вне зависимости от состояния;

  • расчётный срок службы - это срок, принятый для прогнозирования СЖЦ.
Расчётный период - это период времени (количество лет), на протяжении которого осуществляется расчёт СЖЦ изделия. Продолжительность расчётного периода (горизонт расчёта) измеряется количеством шагов расчёта. В качестве шага расчёта может быть принят месяц, квартал или год. При горизонте расчёта свыше 5 лет за шаг расчёта принимают год.

Инфраструктура железнодорожного транспорта - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки и иные, обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Основные положения методики определения стоимости жизненного цикла узлов и комплектующих, используемых при производстве пассажирских вагонов на ОАО «ТВЗ»
Стоимость жизненного цикла подвижного состава, а также отдельных узлов и комплектующих, используемых при его производстве, включает в себя затраты единовременного (инвестиции) и текущего характера (эксплуатационные расходы) за срок службы. Кроме того, учитываются затраты связанные с ликвидацией (утилизацией) объекта из эксплуатации.

Стоимость жизненного цикла подвижного состава, а также отдельных узлов и комплектующих определяется по формуле:

где Ц ПР - цена приобретения изделия (первоначальная стоимость производителя без НДС), тыс. руб.;

Сумма всех затрат за срок эксплуатации изделия;

И t - годовые эксплуатационные расходы некапитального характера, тыс. руб.;

К t – сопутствующие единовременные затраты (капитальные вложения), связанные с внедрением изделия в эксплуатацию, тыс. руб.;

Л t - ликвидационная стоимость объекта, тыс. руб.;

t – текущий год эксплуатации;

T – конечный год эксплуатации (срок службы объекта);

Коэффициент дисконтирования.
СЖЦ изделия определяется суммированием оттока денежных средств (расходов) на каждом шаге расчёта. В составе СЖЦ учитываются все, зависящие от типа изделия, единовременные (капитальные) и текущие (эксплуатационные) расходы. Если при эксплуатации изделия возникают необходимые затраты на адаптацию инфраструктуры железных дорог к параметрам новой техники, то сумма указанных расходов, приходящаяся на одну единицу изделия, учитывается как составляющая дополнительных единовременных затрат. В состав СЖЦ должны быть включены оплачиваемые обязанности поставщика по предоставлению заказчику технической документации на изделие, специализированного инструмента и оборудования, запасных частей для ремонтного производства у заказчика, а также, при необходимости, затраты на обучение ремонтного персонала.

Эксплуатационные расходы – текущие затраты на эксплуатацию изделия обязательно включают в себя затраты:


  • на энергоресурсы и расходные материалы (электроэнергия, топливо, смазка, вода и т.д.);

  • на содержание эксплуатационного персонала (оплата труда);

  • на техническое обслуживание, текущие, капитальные и неплановые ремонты и др.

Эксплуатационные расходы рассчитываются по формуле:

И t = З эл. + З рем. + З неп. рем.

З эл. - затраты на электроэнергию потребляемую оборудованием;

З ТО и Р – затраты на техническое обслуживание и плановые виды ремонта оборудования;

З неп. рем. – затраты на неплановые ремонты.
З эл. =Ц кВт/ч.эл. х М х К исп

где: Ц кВт/ч.эл – стоимость кВт/ч электроэнергии;

М - потребляемая электрическая мощность оборудования, кВт/ч;

К исп – коэффициент технического использования оборудования в соответствии с расчетом надежности на этапе проектирования или эксплуатации согласованных с отделом надежности ОАО "ТВЗ".

где: i – виды технического обслуживания и плановых ремонтов;

n ТОиР i - количество технических обслуживаний и плановых ремонтов определенного вида за срок службы оборудования;

t ТОиР i – норма времени работы персонала при проведении технических обслуживаний и ремонтов определенного вида;

n пер. – количество задействованного персонала на техническое обслуживание и плановый ремонт определенного вида, чел.;

С норм. час – стоимость нормо-часа (в т.ч. основная, дополнительная з/пл.), руб./час.

С м – стоимость материалов затрачиваемых при техническом обслуживании и плановом ремонте определенного вида.

где: i – виды неплановых ремонтов;

n неплан.рем i - количество неплановых ремонтов определенного вида за срок службы оборудования;

t неплан.рем i – норма времени работы персонала при проведении непланового ремонта определенного вида;

n пер.неплан.рем i – количество задействованного персонала на неплановый ремонт определенного вида, чел.

С норм.час – стоимость нормо-часа (в т.ч. основная, дополнительная з/пл.), руб/час.

С м.неплан.рем i – стоимость материалов затрачиваемых при неплановом ремонте определенного вида

С целью единства подхода к расчёту эксплуатационных расходов необходимо устанавливаются единые показатели для всех поставщиков:


  • стоимость кВт/ч. электроэнергии,

  • стоимость нормо-часа.
Данные показатели приведены на сайте ОАО «ТВЗ».

Техническое обслуживание виды и сроки ремонтов зависят от конкретного изделия.

Формирование перечня видов технического обслуживания и плановых ремонтов на весь срок службы изделия осуществляется в соответствии с руководством по эксплуатации оборудования, при отсутствии в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ №15 от 13.01.2011г. «О внесении изменений в приказ МПС РФ от 04.04.1997г. №9Ц.»

Допускается определение нормы времени работы персонала при проведении технических обслуживаний и плановых ремонтов определенного вида путём комиссионного хронометража данных работ Норма времени округляется до целого нормо-часа в большую сторону.

Затраты на неплановые ремонты определяются в соответствии с расчетом надежности на этапе проектирования или эксплуатации согласованных с отделом надежности ОАО "ТВЗ".

В состав единовременных затрат входят сопутствующие капитальные вложения (инвестиции), которые необходимо осуществить при внедрении изделия в эксплуатацию.

Капитальные вложения включают в себя:


  • затраты на обучения персонала, если эти расходы не включены в контрактную стоимость изделия;

  • затраты на оборудование деповской и заводской ремонтной базы, приобретение дополнительных испытательных и ремонтных комплексов, аппаратуры, инструмента, расширение площадей и т.п.;

  • прочие расходы.
Ликвидационная стоимость определяется на конечном этапе использования изделия. В ее состав входят затраты на вывод из эксплуатации и утилизацию, связанные с демонтажём оборудования, уменьшаемые на сумму доходов, получаемых от вторичного использования запасных частей и металлолома. «Методика определения стоимости жизненного цикла и лимитной цены…»/2/ при большом сроке службы изделия и малой ликвидационной стоимости позволяет её не учитывать.

Расчёт СЖЦ может осуществляться как с учётом, так и без учёта фактора времени (дисконтирования).

Дисконтирование осуществляется посредством введения в расчеты коэффициента дисконтирования α t .

Коэффициент дисконтирования для постоянной нормы дисконта определяется из выражения:

где: t - шаг расчетного периода (t = 0, 1, 2,... Т);

Т - горизонт расчета (продолжительность жизненного цикла);

Е - норма дисконта (ставка дисконтирования).

В методике применяется социальная (общественная) норма дисконта в размере 0,1. Данная норма устанавливается централизованно государственными органами в соответствии с прогнозами экономического и социального развития страны.

Заключение

Данный алгоритм должен быть применён для расчётов СЖЦ изделий поставляемых для ОАО «ТВЗ».

Специалист выполняющий расчёт СЖЦ для узлов и комплектующих, поставляемых на ОАО «ТВЗ», для обеспечения его корректности должен использовать достоверную информацию о затратах, связанных с эксплуатацией изделия, возможных единовременных затратах, стоимости различных видов ремонтов в соответствии с технической документацией и стоимости утилизации. При отсутствии данных о конкретных величинах затрат возможно использование статистических данных и логически обоснованных усредненных величин.

Список литературы


  1. Иванова Н.Г. Мурашёв А.А. Предельная (лимитная) цена и стоимость жизненного цикла подвижного состава железнодорожного транспорта – М: ООО «ИПЦ Маска» 2007-300с.

  2. Методика определения стоимости жизненного цикла и лимитной цены подвижного состава и сложных технических систем железнодорожного транспорта. Распоряжение № 2459р. - М: ОАО «РЖД», 2008-60 с.

  3. Регламент определения стоимости жизненного цикла и лимитной цены подвижного состава и сложных технических систем железнодорожного транспорта. Распоряжение № 509р. - М: ОАО «РЖД», 2008-24 с

  4. Иванова Н.Г. Основные положения модели расчёта стоимости жизненного цикла подвижного состава и сложных технических систем железнодорожного транспорта Сборник тезисов на научно-техническом семинаре «Применение методов расчёта стоимости жизненного цикла для оценки конкурентоспособности нового подвижного состава и сложных технических систем - М: 2008-С.30-57.

  5. Расчёт стоимости жизненного цикла туалетного комплекса ТК-02 – Тверь: ЗАО НО «ТИВ», 2010-6с.

9.1 Общие указания

СЖЦ изделия является важнейшим показателем, характеризующим конкурентоспособность и поддерживаемость изделия. Все процессы и процедуры ИЛП направлены на минимизацию этой стоимости.

СЖЦ изделия включает в себя полные затраты на владение изделием. При рассмотрении вопроса о приобретении нового изделия или о совершенствовании ИЛП изделия, находящегося в эксплуатации, расчет СЖЦ помогает принять решение, которое принесет наибольшую экономическую выгоду.

Любое изменение или усовершенствование изделия или существующего процесса ИЛП также должно быть оценено с точки зрения СЖЦ для определения экономической целесообразности и обоснования необходимости этого изменения или усовершенствования. Сравнение СЖЦ при существующих и при измененных условиях позволяет оценить срок окупаемости затрат за счет общего снижения стоимости и отклонить те изменения, которые не дают существенных преимуществ по СЖЦ.

Результат расчета зависит от принятых допущений или используемого критерия оценки СЖЦ.

СЖЦ изделия фактически представляет собой калькуляцию затрат на приобретение, эксплуатацию и утилизацию изделия. В контексте настоящего данном документе рассматриваются только затраты на техническую эксплуатацию.

9.2 Методика расчета затрат на техническую эксплуатацию

Расчет затрат на техническую эксплуатацию (ЭД 1890) выполняется по следующим статьям расхода:

1. Затраты на персонал.

2. Затраты на расходные материалы.

3. Затраты на запасные части.

4. Затраты на средства ТО, в том числе:

4.1. Затраты на средства ТО специального применения.

4.2. Затраты на средства ТО общего применения.

5. Затраты на инфраструктуру.

Расчет затрат на техническую эксплуатацию(ТЭ) удобно выполнять для отдельных систем ВС с последующим суммированием результатов по всем системам. При расчете вычисляются показатели, позволяющие оценить:

· затраты на техническую эксплуатацию системы одного ВС за один год;

· затраты на техническую эксплуатацию системы одного ВС за расчетный период;

· затраты на техническую эксплуатацию системы за расчетный период по парку ВС;

· удельные затраты на техническую эксплуатацию системы на единицу наработки системы.

Предполагается, что ТЭ системы учитывает плановые работы по ТО, замены агрегатов (плановые, по выработке ресурса), устранение отказов и повреждений, которые описаны в ЭД. Исходными данными для расчета являются сведения обо всех видах ресурсов, необходимых для выполнения работ.

При расчете приняты следующие допущения:

· Цены на материальные ресурсы(ЭД 1900) и ставки заработной платы персонала (ЭД 4170) на расчетный период предполагаются неизменными.

· Если шаг одной из работ по ТО(«задача 1») является ссылкой на другую работу («задача 2»), при расчете ресурсов, необходимых для выполнения «задачи 1», учитываются ресурсы для выполнения основных операций «задачи 2» (рис. 30).

НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010

Рис. 30. Взаимодействие задач обслуживания

Расчет затрат на персонал

В рамках этой статьи рассчитываются следующие показатели:

· Затраты на персонал, необходимый для обслуживания системы одного ВС в год,

S n год .

· Суммарные затраты на персонал, необходимый для обслуживания системы одного ВС за расчетный период, S n1 .

НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010

· Суммарные затраты на персонал, необходимый для обслуживания системы для парка ВС за расчетный период, S nn .

· Удельные затраты на персонал, необходимый для обслуживания системы, на еди-

ницу наработки системы, S n уд .

Для последующих расчетов нужно вычислить трудозатратыT i год (ч-час) по каждой специальности, необходимые для ТО системы одного ВС в год:

T год =

å (T ik × G k

k = 1

К – количество работ по ТО (задач обслуживания) системы; G k – количество выполнений k - й задачи в год (шт) (ЭД 1060);

T ik – занятость i -ой специальности в k - ой задаче (ч-мин), которая рассчитывается как сумма занятостей исполнителей i -ой специальности (ЭД 1210), требуемых для выполнения k -ой задачи, по следующей формуле:

= å R k

r = 1

(t ik ) r – занятость r -ого исполнителя i -ой специальности при выполнении k -ой задачи обслуживания;

R i k – количество исполнителей i -ой специальности, требуемых для выполнения k -й задачи

(r = 1… R i k );

i – номер специальности (i = 1…I ), для которой рассчитываются трудозатраты.

При расчете трудозатрат каждой специальности нужно учитывать также исполнителей, требуемых для выполнения смежных задач, на которые ссылаются шаги задачи обслуживания. Все подобные ссылки должны рассматриваться на всю глубину вложенности.

Затраты на персонал, требуемый для обслуживания системы одного ВС в год, определяются по формуле:

год × s

S год = å T

i = 1

T год

– трудозатраты i -й специальности,

необходимые для обслуживания системы ВС в

год, рассчитываемые по формуле (11));

I – количество специальностей персонала, необходимого для выполнения задач обслуживания системы ВС;

s i – стоимость нормо-часа специалиста i -й специальности (руб/ч-час) (3410).

Суммарные затраты на персонал, необходимый для обслуживания системы одного ВС за расчетный период:

НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010

N – количество ВС в парке.

Удельные затраты на персонал, необходимый для обслуживания системы, на единицу ее

наработки:

S n уд =

t год

t год – средняя наработка системы в год (е.и. наработки) (ЭД 0790).

При расчете затрат на персонал, необходимый для технической эксплуатации ВС, нужно сложить затраты на персонал, необходимый для ТО всех систем ВС, и добавить к ним затраты на ТО, «привязанные» в ЭД не к системам, а к ВС в целом.

Расчет затрат на расходные материалы

В рамках данной статьи расходов рассчитываются следующие показатели:

· Суммарные затраты на расходные материалы, необходимые для обслуживания системы одного ВС за один год, S м год .

· Суммарные затраты на расходные материалы, необходимые для ТЭ системы одного ВС за расчетный период, S м1 .

· Суммарные затраты на расходные материалы, необходимые для обслуживания системы за расчетный период, по парку ВС, S м n .

· Удельные затраты на расходные материалы, необходимые для обслуживания системы, на единицу наработки системы, S м уд .

Для расчета вышеперечисленных показателей нужно вычислить количествоj -го вида расходного материала, необходимого для выполнения всех работ в год на одной системе одного ВС, которое определяется по формуле:

R год = å R k

k = 1

НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010

R м k j – количество j -го расходного материала, необходимое для одного выполнения k -той

задачи. При подсчете расходных материалов также нужно учитывать расходные материалы из подзадач, на которые ссылаются задачи обслуживания;

G k – среднее количество выполнений k -ой задачи в год; j – вид расходного материала (j = 1… J ).

Суммарные затраты на расходные материалы, необходимые для обслуживания системы одного ВС за один год, вычисляются по формуле:

S м год

= å R м год j

× s j ,

j = 1

R м год j – количество j -го вида расходного материала, необходимого для выполнения всех задач в год на системе одного ВС, определяемое по формуле (17);

s j – цена одной единицы j -го вида расходного материала (ЭД 1900); J – количество видов расходных материалов.

Суммарные затраты на расходные материалы, необходимые для ТЭ системы одного ВС за расчетный период:

Удельные затраты на расходные материалы, необходимые для обслуживания системы, на единицу наработки системы:

S м уд =

t год

При расчете затрат на расходные материалы нужно сложить затраты на расходные материалы по всем системам ВС и добавить к ним затраты на расходные материалы, необходимые для технической эксплуатации ВС в целом.

Затраты на средства наземного обслуживания(СНО) и инструмент складываются из затрат на СНО специального применения(СП) и специальный инструмент (СПИ) и затрат на СНО общего применения (ОП) и стандартный инструмент (СТИ). Алгоритмы расчета этих затрат довольно сильно различаются. СНО СП и СПИ это оборудование, разработанное специально для ВС анализируемого типа и поставляемое вместе с ним. СНО ОП и СТИ не поставляется вместе с ВС, а может закупаться у разных поставщиков и использоваться для разных типов ВС, имеющихся у эксплуатанта. Таким образом, затраты на СНО СП и СПИ полностью входят в затраты на эксплуатацию поставляемого парка ВС, а за-

НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010

траты на СНО ОП и СТИ– только частично (пропорционально времени использования оборудования).

Затраты на СНО СП и СПИ складываются из следующих показателей:

· Затраты на спецоборудование для обслуживания системы одного ВС в течение го-

да, S sp год .

· Затраты на спецоборудование для обслуживания системы, приходящиеся на один год по парку ВС, S sp1 .

· Суммарные затраты на спецоборудование f -го типа, необходимого для обслужива-

ния системы Ssp f (на весь оцениваемый период и парк ВС).

· Удельные затраты на специальное оборудование, необходимое для обслуживания системы, на единицу наработки системы, S sp уд .

Суммарные затраты на спецоборудованиеf –го типа, применяемого для обслуживания системы:

Ssp f = C f × K рек. f ,

K рек. f – полное рекомендуемое количество единиц спецоборудованияf -го типа, необхо-

димого для обслуживания системы по парку ВС; С f – цена f -го изделия.

Поскольку спецоборудование f -го типа может использоваться при обслуживании нескольких систем, величина K рек. f может оказаться не целым числом и даже иметь значение, меньшее единицы.

Суммарные затраты на спецоборудование для обслуживания системы по парку ВС вычисляются по формуле:

F – количество типов используемого спецоборудования;

K обсл > 1 – коэффициент, отражающий затраты на обслуживание спецоборудования.

Затраты на спецоборудование для обслуживания системы, приходящиеся на один год по парку ВС:

НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010

S sp1

S sp0

L sp – средний срок службы комплекта спецоборудования, лет.

Затраты на спецоборудование на систему одного ВС в течение года:

S sp год =

S sp1

Затраты на расчетный период по парку ВС:

S sp = S sp1 × L ,

где, как и выше, L – продолжительность расчетного периода, лет.

Удельные затраты на специальное оборудование на единицу наработки системы:

S sp уд =

S sp год

t год

Затраты на СНО ОП и СТИ складываются из следующих показателей:

· Затраты на оборудование f -го типа, приходящиеся на один самолет в течение одного года, S stf .

· Суммарные затраты на оборудование, приходящиеся на один самолет в течение одного года, S st год .

· Суммарные затраты на оборудование для обслуживания системы на весь расчетный период и парк ВС, Sst .

· Удельные затраты на оборудование на единицу наработки системы, S st уд .

Затраты определяются как амортизационные отчисления, пропорциональные времени использования каждого типа оборудования.

Время использования оборудования f -го типа при выполнении задач обслуживания одной системы одного ВС за один год рассчитывается по формуле:

T год =

× n

обf

k = 1

T fk – полное время выполнения k -ой задачи,

которой используется оборудованиеf -го

типа (f =1… F ), час;

n fk – количество единиц оборудования f -го типа на k -ю задачу;

G k – среднее количество выполнений k -ой задачи в год;

НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010

K f – количество задач, в которых используется оборудование f -го типа; f – порядковый номер типа СНО ОП или СТИ, используемого в задаче.

Затраты на оборудование f- го типа, приходящиеся на один самолет в течение одного года, рассчитываются как амортизационные отчисления по формуле:

S stf = T об год f × a f ,

T об год f – суммарное время использования оборудования f -го типа в год, час – рассчитывается

по формуле (28);

a f – величина амортизационных отчислений для оборудования f -го типа, вал. ед/час (также учитывает затраты на обслуживание оборудования) (ЭД 5720).

Суммарные затраты на оборудование, приходящиеся на один самолет в течение одного года:

Суммарные затраты на оборудование для обслуживания системы на весь расчетный период и парк ВС:

S st уд = S st t год

Затраты на запасные части

Затраты на запасные части складываются из затрат на приобретение и хранение начального запаса запчастей и затрат на поддержание текущего запаса запчастей.

Суммарные затраты на запчасти для системы ВС:

S з = å S зm ,

m = 1

М – количество типов запчастей;

НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010

S зm – суммарные затраты на запчасти m -го типа за расчетный период по всему парку ВС, которые рассчитываются по формуле:

= (S нач )

+ (S тек ) + (S нач ) + (S тек )

+ (S тек ) ,

пр m

пр m

хр m

хр m

дст m

нач )

– затраты на приобретение начального запаса запчастейm -го типа по всему парку

пр m

эксплуатируемых ВС (формула(36));

тек )

– затраты на приобретение текущего запаса изделийm -го типа по парку ВС(фор-

пр m

нач )

– затраты на хранение начального запаса запчастей m -го типа (формула (37));

хр m

тек )

– затраты на хранение текущего запаса запчастейm -го типа в течение периода те-

хр m

кущего МТО (формула (42));

(S дст тек )

– затраты на

доставку текущего

для изделияm -го типа по

парку техники

(формула (41)).

Затраты на приобретение и хранение начального запаса запчастей

Затраты на приобретение начального запаса m -го вида запчастей для всего парка эксплуатируемых ВС:

(S пр нач )

C m × (A max )

C m – цена единицы m -го изделия, руб;

(A max ) m – рекомендуемый объем начального запаса m -х изделий, шт.

Затраты на хранение начального запаса запчастей m -го типа (предполагается, что запас расходуется равномерно на протяжении всего периода начального МТО):

(S хр нач ) m = T нач × y ×V m ×(A max ) m ,

2 × 12

T нач – период начального МТО, мес.;

y – стоимость 1м3 помещений для хранения запаса, руб (ЭД 0740); V m – объем, занимаемый на складе m -м изделием, м3 .

Затраты на поддержание текущего запаса запчастей

Количество месяцев текущего МТО (без учета периода начального МТО):

T тек = 12L - T нач ,

где, как и выше, L – длительность расчетного периода, лет.

Затраты на приобретение текущего запасаm -го изделия на весь расчетный период и на весь парк ВС:

НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010

(S тек )

× (A )

пр m

Q m – количество заказов m -го изделия за время текущего МТО, рассчитываемое по формуле:

Q m =

T тек

(T зак ) m – время между заказами m -го изделия (ЭД 0430).

Затраты на доставку текущего запаса дляm -го изделия на весь расчетный период и парк ВС:

) m = (C дст ) m

× Q m ,

(S дст

(C дст ) m – стоимость доставки (ЭД 0450) партии m -ых изделий на склад.

Затраты на хранение текущего

запаса запчастейm в течение периода текущего МТО

(предполагается, что запас расходуется равномерно):

(S тек

) = (T зак ) m × y ×V

× (A

)× Q

2 × 12

Суммарные затраты на запчасти

Суммарные затраты на приобретение запчастей на весь расчетный период и парк:

S з год = S з 1

Удельные затраты на запчасти за единицу наработки системы:

S з год

S з уд = 1

t год

Затраты на инфраструктуру

Затраты на инфраструктуру включают в себя затраты на приобретение и обслуживание объектов инфраструктуры (зданий, сооружений и т.д.), а также расходы на все виды используемых при технической эксплуатации энергоресурсов: электроэнергию, тепло, водоснабжение всех видов, услуги связи и т.д. Эти затраты могут быть определены на весь самолет в целом – затраты по системам определить невозможно. При этом основным параметром должно служить среднее время пребывания ВС на объекте инфраструктуры в процессах технического обслуживания и ремонта. Тогда затраты, связанные с использованием этих объектов, можно определить через коэффициенты амортизации, подобно тому, как это сделано для стандартного оборудования и инструмента. Затраты на энергоресурсы также определяются по времени с учетом действующих тарифов на различные виды энергоносителей.

НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010

S з пр = å M [ (S прнач )

+ (S пр тек )

Затраты на приобретение запчастей в год на 1 самолет:

(S з пр ) год

S з пр

N × L

Суммарные затраты на хранение запчастей:

S з хр = å M [ (S хр нач ) m + (S хр тек )

m = 1

1. Общие положения

1.1. Методические материалы по применению оценки стоимости жизненного цикла продукции при подготовке к закупке новой, в том числе инновационной, высокотехнологичной продукции (далее - методические материалы) носят рекомендательный характер и предназначены для применения юридическими лицами, являющимися субъектами в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон 223-ФЗ), а также юридическими лицами, являющимися государственными и муниципальными заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее соответственно - заказчики, Закон 44-ФЗ), при подготовке к закупкам продукции, ранее не закупавшейся, в том числе удовлетворяющей критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции.

1.2. Методические материалы разработаны в целях реализации пункта 13 Плана мероприятий, направленных на стимулирование инновационного развития Российской Федерации, на 2017-2018 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. N 1817-р, а также пункта 6 Плана мероприятий по реализации стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 1325-р, в части обеспечения формирования механизмов стимулирования спроса на инновации со стороны заказчиков, в целях расширения практики осуществления закупок высокотехнологичной и инновационной продукции, работ, услуг на основе методологии учета полной стоимости владения закупаемой продукцией для обеспечения справедливой конкуренции поставщиков продукции с низкой закупочной стоимостью и поставщиков продукции с более высокой закупочной стоимостью, но более низкой совокупной стоимостью владения на жизненном цикле закупаемой продукции, в том числе удовлетворяющей критериям отнесения к инновационной, высокотехнологичной, в том числе производимой и поставляемой субъектами малого и среднего предпринимательства.

1.3. Методические материалы разработаны с учетом положений ГОСТ Р 27.202-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Надежность в технике. Управление надежностью. Стоимость жизненного цикла" и определяют принципы и общий порядок оценки совокупной стоимости владения продукцией или объектом, создаваемым в результате выполнения работ, оказания услуг, на жизненном цикле (далее - стоимость жизненного цикла) в целях принятия решения о целесообразности закупки продукции.

1.4. Методические материалы предназначены для использования заказчиками для принятия решения о целесообразности закупки продукции, ранее не закупавшейся, на этапе, предшествующем планированию и проведению закупки и не регулируемом законодательством о закупках, а также могут быть использованы как основа для разработки и внедрения собственной методики оценки стоимости жизненного цикла продукции.

1.5. Основными принципами оценки стоимости жизненного цикла продукции являются:

справедливая оценка затрат заказчика на применение (использование) продукции, отражающая планируемые расходы заказчика на протяжении всего жизненного цикла продукции;

целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение продукции.

2. Термины и сокращения

В методических материалах применяются следующие термины:

продукция - товары, работы, услуги, иные объекты гражданских прав, приобретаемые заказчиком на возмездной основе;

заказчик - юридическое лицо, закупочная деятельность которого осуществляется в соответствии с требованиями Закона 223-ФЗ, либо юридическое лицо, являющееся государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с Законом 44-ФЗ;

жизненный цикл продукции - совокупность этапов создания (приобретения), эксплуатации и утилизации продукции.

Стоимость жизненного цикла продукции - суммарные затраты в течение жизненного цикла продукции, включающие в себя затраты на подготовку к закупке продукции, на закупку продукции, владение продукцией (применение продукции) и утилизацию продукции.

3. Общий порядок применения оценки стоимости жизненного цикла закупаемой продукции.

Основные этапы:

3.1. Принятие решения о необходимости применения оценки стоимости жизненного цикла.

3.2. Разработка предварительного описания жизненного цикла продукции, включая прогнозную оценку стоимости жизненного цикла.

3.3. Уточнение и доработка описания жизненного цикла продукции, включая уточнение прогнозной оценки стоимости жизненного цикла.

3.4. Принятие заказчиком решения о целесообразности закупки продукции.

3.5. Подготовка предложений для включения продукции в план (план-график) закупок.

4. Принятие решения о необходимости применения оценки стоимости жизненного цикла

Заказчик принимает решение о необходимости применения оценки стоимости жизненного цикла продукции в случае получения достоверных сведений о наличии продукции с новыми или улучшенными свойствами, применимой в деятельности заказчика, при этом применение/использование новой продукции требует финансовых затрат, размер которых заказчику неизвестен.

5. Разработка предварительного описания жизненного цикла

5.1. Заказчик осуществляет разработку предварительного описания жизненного цикла продукции собственными силами либо с привлечением сторонних юридических и физических лиц, включая разработчиков, производителей и поставщиков продукции, жизненный цикл которой описывается. В случае привлечения сторонних юридических и физических лиц на договорной основе договоры заключаются в порядке, предусмотренном законодательством и локальными нормативными актами заказчика.

5.2. Предварительное описание жизненного цикла требуемой продукции должно содержать:

а) установленный заказчиком плановый период эксплуатации, выраженный в единицах, отражающих специфику применения требуемой продукции (годы, километры, количество циклов применения, иные единицы);

б) описание каждого из этапов жизненного цикла продукции.

5.3. Описание жизненного цикла продукции может содержать следующие этапы:

а) закупка продукции;

б) приобретение прав на владение, на использование, на распоряжение закупаемой продукцией или ее элементами;

в) доставка продукции до места применения (эксплуатации или хранения);

г) хранение (постоянное или до начала эксплуатации);

д) подготовка к эксплуатации, включая подготовку персонала;

е) эксплуатация;

ж) сервисное обслуживание;

з) утилизация;

и) иные этапы, определяемые спецификой закупаемой продукции.

5.4. Для каждого этапа жизненного цикла продукции, включенного в описание, заказчик указывает:

а) условия прохождения этапа в объеме, достаточном для определения состава и объема ресурсов, которые могут быть востребованы на описываемом этапе жизненного цикла продукции;

б) состав, прогнозный объем и прогнозную стоимость ресурсов, которые могут быть востребованы на описываемом этапе жизненного цикла продукции.

5.5. Для каждого ресурса, включенного в описание жизненного цикла продукции, заказчик указывает один из двух способов получения требуемого ресурса:

а) закупка ресурса;

б) использование внутреннего ресурса заказчика.

5.6. Стоимость жизненного цикла продукции определяется как стоимость всех ресурсов, включенных в описание, на жизненном цикле продукции.

6. Уточнение и доработка описания жизненного цикла

6.1. Заказчик организует публичное обсуждение предварительного описания жизненного цикла требуемой продукции с целью его уточнения и доработки.

6.2. При организации такого обсуждения заказчик обязан обеспечить равные возможности для участия в обсуждении всех желающих, в том числе путем размещения приглашения к участию в обсуждении на сайте заказчика и на электронных торговых площадках, применяемых заказчиком.

6.3. Участники обсуждения рассматривают разработанное заказчиком предварительное описание жизненного цикла продукции и представляют предложения по его доработке в части:

а) состава этапов жизненного цикла продукции;

б) состава, прогнозного объема и прогнозной стоимости ресурсов, которые могут быть востребованы на каждом этапе жизненного цикла продукции.

6.4. Заказчик вносит изменения в предварительное описание жизненного цикла требуемой продукции с учетом представленных предложений и выносит его на повторное обсуждение.

6.5. Количество повторных обсуждений устанавливается заказчиком.

6.6. По итогам обсуждения заказчик готовит итоговое описание жизненного цикла продукции, включающее уточненное значение стоимости жизненного цикла продукции.

6.7. Заказчик информирует участников публичного обсуждения предварительного описания жизненного цикла продукции об итоговом описании жизненного цикла продукции теми же способами, которые были использованы для организации обсуждения.

7. Принятие решения о целесообразности закупки продукции

7.1. Заказчик принимает решение о целесообразности закупки новой продукции в следующих случаях:

а) стоимость жизненного цикла новой продукции ниже стоимости жизненного цикла ранее закупавшейся продукции того же назначения;

б) продукция того же назначения ранее не закупалась и значение стоимости жизненного цикла новой продукции приемлемо для заказчика.

7.2. Заказчик информирует участников публичного обсуждения предварительного описания жизненного цикла продукции о принятом решении теми же способами, которые были использованы для организации обсуждения.

8. Подготовка предложений для включения продукции в план (план-график) закупок

8.1. На основании описания жизненного цикла продукции заказчик готовит предложения для включения продукции в план (план-график) закупок:

а) формирует перечень предметов закупки, включающий выбранную продукцию, а также ресурсы, требуемые на ее жизненном цикле и подлежащие закупке;

б) указывает новые или улучшенные свойства продукции (минимально необходимые требования к продукции), обеспечивающие минимальную стоимость ее жизненного цикла;

в) указывает для каждого предмета закупки требуемый объем, стоимость и срок поставки (выполнения работ, оказания услуг).

8.2. Подготовленные предложения используются заказчиком для формирования плана (плана-графика) закупок в порядке, установленном законодательством и локальными правовыми актами заказчика.

Приложение 1

Пример формы описания жизненного цикла продукции

Структура и стоимость жизненного цикла продукции

Планируется закупка Задача этапа жизненного цикла (работа/затраты) Условия Тип ресурса (единица измерения) Объем ресурса Оценка стоимости ресурса руб. Обоснование стоимости (ссылка на документ и положение в документе)
1 2 3 4 5 6 7
Да 1. Приобретение продукции (товар, работа, услуга); Руб.
Да 2. Приобретение прав (на владение/на использование/на распоряжение, на весь жизненный цикл) Руб.
Нет 3. Доставка продукции до места применения (эксплуатации и/или хранения); - Адрес: - Сроки: - …
Нет 4. Хранение (постоянное или до начала эксплуатации); - Регион: - Срок: - Темп. режим: - … Площадь м2
Нет Человеко-час
Нет 5. Организационная подготовка к эксплуатации:
Нет - Регион/адрес - Сроки - Время (день/ночь) - … Человеко-час (обучаемых)
Человеко-час (преподаватели)
Нет 6. Эксплуатация
Нет 7. Сервис
Нет 8. Утилизация
Итого оценка стоимости жизненного цикла продукции (сумма по столбцу 7):

Для учета изменения цен при оценке стоимости жизненного цикла продукции, расчеты могут указываться с учетом дисконтирования сумм денежных затрат. Пример формулы расчета/оценки общей стоимости жизненного цикла с учетом дисконтирования приведен в .

Приложение 2

Пример формулы расчета стоимости жизненного цикла закупаемой продукции с учетом дисконтирования

Пример формулы расчета жизненного цикла для примера описания жизненного цикла, приведенного в :

N - Количество периодов, в сумме равных общей длительности жизненного цикла продукции, где период и длительность могут быть фиксированы Заказчиком (например, период - "год" и длительность - "20 лет"), так и предлагаться Участниками;

Коэффициент дисконтирования без учета динамики цен, где I - ставка дисконтирования за период;

- коэффициент дисконтирования с учетом динамики цен, где g - инфляция за период.

Инфляция рассчитывается как среднеарифметическая величина уровня темпов инфляции трех последних лет, а также будущих темпов, прогнозируемых Министерством экономического развития Российской Федерации.

Расчет стоимости жизненного цикла может включать в себя расчет следующих статей расходов:

A - затраты на приобретение продукции либо прав на владение/использование/распоряжение на весь жизненный цикл;

B - затраты на доставку продукции до места применения (эксплуатации и/или хранения);

C - затраты на хранение (постоянное или до начала эксплуатации);

D - затраты на организационную подготовку к эксплуатации;

E - затраты на эксплуатацию;

F - затраты на сервисное обслуживание;

G - затраты на оперативный/плановый сервис;

H - затраты на утилизацию.

Обзор документа

Разработаны методические материалы по применению оценки стоимости жизненного цикла продукции при подготовке к закупке новой, в т. ч. инновационной, высокотехнологичной продукции.

Они предназначены для субъектов, подпадающих под действие Закона о контрактной системе и Закона о корпоративных закупках.

Они позволят принять решения о целесообразности закупки продукции, ранее не закупавшейся, на этапе, предшествующем планированию и проведению закупки и не регулируемом законодательством о закупках, а также могут быть использованы как основа для разработки и внедрения собственной методики оценки стоимости жизненного цикла продукции.

Основными принципами оценки стоимости жизненного цикла продукции являются справедливая оценка затрат заказчика на применение (использование) продукции, отражающая планируемые расходы заказчика на протяжении всего жизненного цикла; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение продукции.

Стоимость жизненного цикла продукции - это суммарные затраты в течение жизненного цикла продукции, включающие в себя расходы на подготовку к закупке продукции, на закупку, владение продукцией (применение продукции) и ее утилизацию.

Предусмотрены следующие этапы: принятие решения о необходимости применения оценки стоимости жизненного цикла; разработка предварительного описания последнего; уточнение и доработка описания; принятие заказчиком решения о целесообразности закупки продукции; подготовка предложений для включения продукции в план (план-график) закупок. Дана характеристика каждого этапа.