Армянский язык. История возникновения и развития армянского языка Армяне языковая семья и группа

Армянский язык – язык, относящийся к индоевропейской семье, палеобалканской ветви, греко-фригийско-армянской группе, фригийско-армянской подгруппе. Является государственным языком Армении. Армянский язык имеет весьма обширную географию: число говорящих на нем по всему миру значительно превышает численность населения страны. Страны с наибольшим числом армяноговорящих вне Армении:

  • Россия;
  • Франция;
  • Ливан;
  • Грузия;
  • Иран.

До появления первых письменных источников об армянском языке сохранились незначительные сведения. Тем не менее, первые письменные упоминания об армянском народе встречаются в документах, датируемых VI в. до н.э. Вследствие того, что периоды возникновения устной и письменной формы языка не совпадают, однозначно ответить на вопрос, откуда берет начало история армянского языка, не представляется возможным. Большинство ученых выделяют несколько периодов формирования языка:

  • дограбарский (с древности до V в.н.э. – дописьменный период);
  • грабарский (с V до XII века – первые века после появления письменности);
  • средний армянский (с XII до XIX века);
  • новый армянский (с XIX до наших дней).

До возникновения письменности армянские документы дошли до нас только с использованием букв греческого, сирийского, персидского алфавита. В V в.н.э. лингвист и священник Месроп Маштоц разработал . В связи в этим значительное развитие получил грабар – классический, или древнеармянский язык – наиболее древняя форма армянского языка, сохранившаяся в письменных источниках и дошедшая до наших дней. Первая печатная книга на армянском языке «Урбатагирк» была издана Акопом Мегапартом в 1512 г. в Венеции.

Особенности армянского языка

Армянский язык имеет ряд особенностей, значительно отличающих его от других языков:

  • В конце предложения в армянском языке ставится не точка, а двоеточие;
  • Многие звуки в армянском языке не имеют аналогов ни в одном языке мира;
  • В мире существует не так много языков, содержащих в алфавите 39 букв;
  • На протяжении почти двух тысячелетий армянский алфавит не претерпел практически
  • никаких существенных изменений;
  • В армянском языке содержится 120 корней, благодаря чему на него можно перевести материал с любого языка;
  • В Армении существует особый праздник, посвященный армянскому языку и письменности и называется «Праздник Переводчика». Этот факт свидетельствует о высоком уровне письменной культуры армянского народа;
  • Армянский – единственный язык, в котором название Библии имеет отношение к Богу. В буквальном переводе Аствацашунч (арм. «Библия») означает «Дыхание Божье».

Модификаторы и пунктуация

Помимо наличия особого алфавита, армянский язык отличает от языков индоевропейской семьи также и система пунктуации. Большая часть знаков препинания в современном армянском языке восходит к пунктуации грабара. Конец предложения обозначается двоеточием, а точка в армянском языке выполняет функцию запятой в русском. Вопросительный и восклицательный знаки ставятся не в конце предложения, а над гласной в последнем слоге интонационно выделяемого слова.

Цифры и числа армянского языка

В армянской системе счисления используются заглавные буквы алфавита. В старой системе отсутствовала цифра ноль. Последние буквы армянского алфавита, «O» (Օ) и «фе» (Ֆ) были добавлены в его состав после появления арабских цифр и в связи с этим не имеют числового значения. В современной Армении используются привычные арабские цифры.

Грамматика

Грамматика армянского языка также имеет ряд особенностей. Существительные изменяются по числам и падежам, но не имеют характеристики рода. В армянском языке употребляется постпозитивный артикль. В большинстве же языков артикль ставится перед существительным и является предпозитивным. Если артикль употребляется после существительного, то его называют постпозитивным.
Синтаксическая связь между словами в предложении выражается посредством согласования, управления, частично порядка слов. Армянский язык относится к группе языков номинативного строя. Порядок слов имеет довольно вариативный характер. Ударение практически всегда ставится на последний слог.

Фонетика

Фонетика армянского языка подразумевает наличие:

  • Аффрикат (составных согласных ձ, ծ, ց, ջ, ճ, չ).
  • Аспират (глухих согласных с придыханием փ, թ, ք).
  • Заднеязычных щелевых согласных – глухого խ (х) и звонкого ղ.
  • Гортанного придыхания – հ.

Классификация диалектов

Современный армянский язык имеет различные диалекты. Всего насчитывают около 60 их разновидностей. Некоторые диалекты армянского языка настолько различаются между собой, что говорящие на нем вполне могут не понять друг друга. Существует множество принципов классификации армянских диалектов, однако традиционно язык делится на два направления: восточное и западное.
Восточноармянский диалект распространен в Армении, Азербайджане, России, Иране. Западный вариант армянского языка используется в восточной части Турции, Европе и США. Помимо традиционного, армянский лингвист Р.А.Ачарян дифференцировал армянские диалекты также по следующему принципу (на примере глагола gnal – «идти»):

  • um диалекты (gnum em);
  • kə диалекты (kə gnam);
  • l диалекты (gnal em).

Попытка отнести армянский язык к какой-либо языковой группе не привел ни к чему. Он составил отдельную группу индоевропейской языковой семьи. Современный алфавит армян был изобретен Месропом Маштоцем в IV в. Создание его не было простым копированием уже существующих алфавитов. Маштоцем и его учениками, среди которых был и Моисей Хоренский, были проведены обширнейшие научные изыскания. В Персию, Египет, Грецию, Рим были направлены молодые люди, целью которых было глубокое изучение языка, его звукового ряда и соответствия звука с его буквенным обозначением.

Это была своего рода многолетняя лингвистическая экспедиция, по окончании которой были собраны и переработаны сведения, на основе которых и был создан самобытный армянский алфавит. Его точность и уникальность доказана веками: известно, что языковый состав речи по истечении времени меняется, древний язык становится «мертвым» (древнегреческий, латынь), уникальность же алфавита Маштоца позволяет и сегодня свободно говорить на древнеармянском и читать древние армянские манускрипты. Хотя словарный состав языка изменился, его звуковой ряд остался прежним, и все богатство речевого звучания нашло свое воплощение в армянском алфавите. Месроп Маштоц является и создателем грузинской азбуки.

До недавнего времени считалось, что до появления алфавита Маштоца армяне пользовались персидскими письменами, и прежде не имели своей письменности. Действительно, в период правления Аршакидов - династии, имеющей тесные кровные узы с персидскими царями - официальные документы, переписка велись на персидском языке, и говорить о наличии более древней письменности у армян не приходилось за отсутствием “вещественных доказательств”. Совсем недавно, в конце прошлого года, группа молодых ученых из Еревана сделала попытку расшифровать, прежде практически не поддающиеся прочтению письмена Урарту.

Ключом послужил древнеармянский язык. К сожалению, в нашей печати пока нет официальных публикаций по этому вопросу, но существует большая вероятность того, что клинопись Урарту и была древнейшей азбукой армян. Существуют и некоторые сведения о том, что до Месропа Маштоца существовал некий армянский алфавит, состоящий из 28 букв, что абсолютно не соответствовало звуковому ряду армянского языка. Азбука Маштоца состоит из 36 букв.

Говоря об армянской письменности, нельзя не сказать и о первых армянских историках и писателях, благодаря которым многое из древности дошло до наших дней. Древнейшим армянским историком считается Мар - Ибас - Катина, секретарь царя Вагаршака I. Получив разрешение персидского царя Аршака заниматься в архивах Ниневии, где хранились захваченные персами библиотеки Вавилона, Мар - Ибас по халдейским источникам написал историю Армении от первых царей до Тиграна I. Это произведение дошло до нас только в списках.

Агафангел - секретарь царя Трдата, написавший историю распространения христианства в Армении (IV в.) Григорий Просветитель - автор сборника проповедей и молитв на армянском языке. Постус Бюзанд - составил историю Армении от 344 - 392гг. Месроп Маштоц - в сотрудничестве с католикосом Сааком перевел Святое Писание на армянский язык, автор Требника (известного под названием Машдоц) и Праздничной Минеи. Моисей Хоренский - автор истории Армении в 4-х книгах. Егише - оставил потомкам описание войн армян с персами между 439 - 463 гг. Лазарь Парбеци - история Армении 388 - 484 гг. Давид Непобедимый - философские труды о началах. Среди авторов VII века: Иоаннес Мамиконян - история князей Мамиконянов. Ширакаци - прозванный Арифметиком, астроном, составитель армянского календаря. Моисей II - автор грамматики и риторики. VIII век: Иоанн Оцнеци- атор поучений против ересей. XI век: Фома Арцруни - история дома Арцруниев; историки Иоанн VI, Моисей Кагкантовоци; Григорий Магистрос - автор Грамматики армянского языка и стихотворного переложения «история Ветхого и Нового Завета»; Аристакес Ласдивердци - «история Армении и соседних городов» (988 - 1071 гг.) . XII век: Самуил - составитель хронологий от сотворения мира до 1179 г. Врач Мхитар - «Утешение в лихорадке». Нерсес Клаеци - патриарх, богослов, автор стихотворного переложения Библии, включающего 8000 стихов. Мхитар Гош - автор 190 басен, Свода законов церковных и гражданских. XIII век: Стефан Орбелиан - епископ сюникский, автор элегии «Плач об Эчмиадзине». Вартан Великий - автор “Всеобщей истории от сотворения мира до 1267г. «Киракос Кандзакеци - описал разорение монголами в 1230 г. города Ани и бегство армян в Астрахань, Трапезунд, Польшу. Магакия Апега - описал вторжения татар в Азию до 1272г. Мхитар Анеци - дал богатые сведения по истории Армении, Грузии, Персии и перевел астрономию с персидского языка. Аристакес - автор «науки или указания как должно правильно писать» и «Словаря армянского языка». XIV век принес грозные испытания армянскому народу.

Подвергаясь непрерывным гонениям, истреблению, армяне искали спасения в других странах
Когда у человека горит дом, он безотчетно хватает самое ценное, стараясь спасти. Среди самых ценных вещей, которые спасали армяне, иногда ценой собственной жизни, были книги - хранители памяти народа, его языка, истории, культуры. Эти книги, спасенные от огня, воды, вражеского поругания, собраны сегодня в сокровищнице Армении - Матенодаране. Среди них есть немало таких, которые переписаны, а вернее перерисованы абсолютно неграмотными людьми, не умеющими ни читать, ни писать. Но именно благодаря их высокому патриотическому подвигу, сегодня мы можем прочитать древние источники, вырванные руками и трудами этих людей из небытия.

С возникновением книгопечатания в XVI в. Армянская литература продолжила свое развитие. Повсюду, где селились армяне, они старались открыть свою типографию. Так, в 1568 г. такая типография появилась в Венеции, а в XVII в. Были основаны типографии в Милане, Париже, Амстердаме, Лейпциге, Константинополе, позднее в Лондоне, Смирне, Мадрасе, Эчмиадзине, Триесте, Тифлисе, Шуше, Астрахани, в Петербурге (1783г.), Нахичевани. С переселением армян в Америку, типографии появились и во многих странах Нового Света.

До начала V века армяне писали на греческом, ассирийском и сирийском языках, что многими тогда воспринималось вполне естественно. Но раздумья о судьбе христианства в Армении и сложная политическая ситуация привели воина, ученого и монаха Месропа Маштоца к мысли о создании армянского алфавита. В этом невероятно трудном деле ему очень помог Католикос всех армян Саак Партев - праправнук Григория Просветителя.

Получив блестящее образование, Маштоц, кроме армянского, в совершенстве владел также греческим, персидским, ассирийским и грузинским языками. Проведя титаническую работу, проехав со своими 40 учениками всю Армению от Персии до Византии, Маштоц по крупицам создавал армянскую письменность. Он и Партев понимали, что без своего алфавита наш народ очень скоро потеряет свою национальную идентичность, потому что в быту люди между собой начинали общаться на персидском или греческом.

Неважно обстояли дела и в религии: Армения уже почти сто лет, как приняла христианство как государственную религию, но Библию на греческом и ассирийском могли читать лишь монахи и немногие грамотные светские граждане. Поэтому надо было срочно переводить Святое писание на армянский язык, что и было блестяще сделано Маштоцем и Партевом.

За точность, сжатость и выразительность их перевод Библии (седьмой по счету), был признан знатоками непревзойденным - он слывет царицей переводов. Благодаря этому службы в храмах стали проводиться на понятном для народа родном языке, что способствовало осознанному восприятию христианства.

Маштоц с учениками ездил по селам и преподавал армянский язык, став первым учителем родной речи. Обо всем этом подробно написал один из его учеников Корюн, ставший впоследствии историком. В средние века, помимо школ при монастырях, стали образовываться и университеты.
Переводы многих произведений греческих и сирийских ученых и философов на армянский помогли сохранить их для потомков, поскольку оригиналы были утеряны. И сейчас их обратно переводят с армянского на язык оригинала.

В 2005г. весь армянский народ отмечал 1600-летие армянского алфавита - одного из древних в мире. Примечательно, что за этот огромный срок он не претерпел существенных изменений. В честь этого знаменательного события на восточном склоне горы Арагац были установлены все 39 каменных букв армянского алфавита. Такого памятника - буквам, нет нигде в мире!

Армянский язык - язык, на котором говорят около 10 млн. армян. Большинство из них - жители Республики Армения, остальные составляют огромную диаспору и расселены по всему миру.
Армянский язык принадлежит к индоевропейской семье. Место армянского среди других индоевропейских языков было предметом долгих дебатов; высказывалось мнение, что армянский может быть потомком языка, близкородственного фригийскому (известному по надписям, найденным на территории древней Анатолии). Армянский язык относится к восточной («сатэм») группе индоевропейских языков, и обнаруживает некоторую общность с другими языками этой группы - балтийскими, славянскими, иранскими и индийскими. Однако, учитывая географическое положение Армении, нет ничего удивительного в том, что армянский язык близок также и к некоторым западным («кентум») индоевропейским языкам, прежде всего к греческому.
Для армянского языка характерны изменения в области консонантизма. которые могут быть проиллюстрированы следующими примерами: лат. dens, греч. o-don, армянск. a-tamn «зуб»; лат. genus, греч. genos, армянск. cin «рождение». Продвижение в индоевропейских языках ударения на предпоследний слог привело в армянском к отпадению заударного слога; так, протоиндоевропейское bheret превратилось в ebhret, что дало в армянском ebr.

В результате многовекового персидского господства в армянский язык вошло множество персидских слов. Христианство принесло с собой греческие и сирийские слова; в армянском лексиконе велика также доля турецких элементов, проникших за тот долгий период, когда Армения была частью Османской империи; осталось несколько французских слов, заимствованных в эпоху Крестовых походов. В грамматической системе армянского языка сохраняется несколько типов именного словоизменения, семь падежей, два числа, четыре типа спряжения и девять времен. Грамматический род, как и в английском, утрачен.

Армянский язык стал письменным языком в конце IV столетия нашей эры благодаря армянскому просветителю, ученому-монаху, Месропу Маштоцу (362-440). В некоторых исторических документах говориться, что Месроп Маштоц является создателем не только армянского алфавита но также албанского (кавказская Албания) и грузинского. Совместно с учениками перевел часть Библии с сирийского на армянский язык. Перевод Библии на «классический» национальный язык является одним из первых памятников армянской письменности. Месроп Маштоц основал национальные школы во всех областях Древней Армении, написал первый учебник армянского языка и разработал методику преподавания. Положил начало армянской профессиональной поэзии и музыке.

В первой половине V века армянская литература насчитывала более 40 литературных произведений, написанных на древнеармянском языке, называемом «Грабар». Этот древний письменный язык по своим структурным особенностям имеет большое сходство с древними индоевропейскими языками: санскритом (древнеиндийским языком), латинским, греческим, древнеславянским, древнегерманским и др., отличаясь от них завершенностью своей лингвистической системы.

Разновидности письма: «болоргир» - <круглое> письмо с использованием круглых прописных букв и наклонных строчных букв, выполненных прямыми горизонтальными и вертикальными элементами, и «нотргир» - наклонное скорописное письмо с использованием закругленных элементов.
Следующим этапом развития армянского языка является среднеармянский язык, возникший в X веке и просуществовавший рядом с грабаром до XV в. В XIV-XIX вв. рядом с грабаром возник и развивался живой общенародный литературный язык, называемый «ашхарабаром», т. е. «светским языком». Грабар стал использоваться лишь в качестве культового языка церкви.

С 50-ых годов XIX века из ашхарабара развивается современный армянский национальный литературный язык. В современном армянском языке различают два диалекта: восточный, на котором говорят в Армении и в Иране; и западный, используемый в Малой Азии, Европе и США. . Государственный язык Армении (восточный литературный) по своей грамматической структуре сходен с диалектной группой, называемой ветвью «ум», по принципу составления форм настоящего времени изъявительного наклонения. Западно-армянский литературный язык по своей грамматической структуре сходен с диалектной группой, называемой ветвью «кэ», по тому же принципу. Главное различие между ними в том, что в западном диалекте произошло вторичное оглушение звонких взрывных: b , d , g перешли в p , t , k. Расхождения между восточным и западным литературными языками незначительны (в отличие от разговорных диалектов). Для всех диалектов характерны: консонантизм (созвучие согласных в слове); 7 падежей, 8 типов склонения, 5 наклонений, 2 типа спряжения, 7 причастий; 3 залога (активный, пассивный, средний), 3 лица (вкл. двоичное), 3 числа; 3 рода (м.р., ж.р., ср.р.) в зап. диал.; в вост. диал. категория рода отсутствует; 3 вида действия у глаголов (совершённое, несовершённое, подлежащее совершению). В парадигме имени преобладают синтетические формы выражения грамматического значения, а в парадигме глагола - аналитические.

Очень мало из существующих наций могут подобно армянам считать себя «первородным» народом. Красивое библейское сказание об удивительном спасении Ноя на пике горы Арарат положено в основу теории образования армянской народности. Согласно библейскому преданию, один из праправнуков Ноя Гайк получил в качестве наследства территорию сегодняшней Армении. Он основал род первых правителей – Гайкидов.

Эволюция армянского языка шла параллельно ходу рождения и становления самого народа. Прародителями армян считают жителей северо-востока Малой Азии. В письменных свидетельствах хеттов, относящихся к 17-16 в.в. до нашей эры, данная область именовалась Арматана.

Армянский язык отсчитывает свое рождение с 7 столетия до н.э. Индоевропейские фрагменты наложились на языковые элементы древних жителей современной Армении — урартийцев. Ряд научных трудов содержит теорию, что такое наслоение стало итогом интервенции захватнической группы, говорившей на фракийско-фригийской вариации индоевропейских языков. Позже на территорию вошли киммерийцы, что также имело свои последствия для создания словарного состава.

В VI веке до н.э. Армения обозначается в исторических летописях как составляющая древней монархии персов. Впоследствии в ходе смещения на восток армяне ассимилировали с другими народностями. В итоге языкового перемешивания индоевропейская манерность армянского существенно поменяла свои грамматические и лексические каноны. Поэтому армянский нельзя однозначно отнести к определенной древнейшей языковой группе. Он совершенно несхож с греческим или персидским.

Лингвисты, исследующие данный язык, выявили, что изначально армянский разделялся на западный и восточный. Первый был в ходу у армян, проживавших в Турции, а второй использовался на территории Армении и армянами, находившимися в России. Вариации языков различались не очень существенно, но обладали некими нюансами. Со временем слова обоих наречий исковеркивались и переплетались.

В V веке н.э. Месропом Маштоцем разработан армянский алфавит, формирование которого не было обычным повторением имевшихся графических начертаний. Маштоцем были осуществлены глубокие научные изыскания. Его ученики разъехались по различным странам, имея задачу изучить иностранную фонетику, звуковое строение и соответствующую буквенную графику. По результатам этих продолжительных лингвистических изысканий были обработаны полученные материалы, на базе которых и родился оригинальный армянский алфавит. Сначала алфавит содержал 36 букв (7 обозначали гласные звуки, а 29 – согласные). В 12 веке прибавилось еще две. Способ письма с течением времени существенно поменялся - от угловатого начертания перешли к скругленным формам, которые пишутся гораздо быстрее.

С этого периода начинается вхождение национального языка во все сферы жизнедеятельности. Детей учат грамоте, алфавиту — заставляют каллиграфически выводить каждую букву. Служители церкви, ученые мужи и литераторы создают свои произведения на армянском языке, превознося и расхваливая его. Постепенно армянский язык уверенно вошел в ежедневный быт людей.

Первая книга на армянском появилась на свет в 16 столетии. С развитием книгопечатания активизировался прогресс армянской литературы. Всюду, где проживали армяне, открывалась типография. До конца 18 столетия вышло более тысячи наименований книг. Немало шедевров античной литературы дошли до современников исключительно переведенные на армянский. По мнению знатоков, труды Аристотеля и Платона, переложенные на армянский язык, наиболее схожи с первоисточником.

Путешествующие по Армении русскоязычные туристы легко обходятся в общении с местными жителями без русско-армянского разговорника. Армяне сами по себе очень приветливые и доброжелательные люди, которые готовы помочь любому иностранцу, но к русским у них особенно теплое отношение. Ведь Россия уже два века является надежной покровительницей и союзницей Армении, а один раз спасла армян от тотального уничтожения.

Однако, отправляясь в Армению, лучше выучить несколько самых расхожих армянских выражений или хотя бы использовать русско-армянский разговорник. Так путешественник не просто облегчит себе жизнь, но и завоюет симпатию армян, ведь большинство из них трепетно относятся к своему языку. Он помог этой небольшой христианской стране сохранить внутреннюю целостность, культуру и веру.

История Армении - это история беспрестанных испытаний и нападений могучих соседей, которые стремились завоевать, разделить на части и растворить в себе гордых армян. Но общий язык, наравне с христианской верой, стал твердыней, позволившей армянам пережить все невзгоды и катастрофы, оставшись единым своеобразным народом.

Общие сведения

Армянский язык родной для 6.5 миллионов армян. Примерно 3 миллиона из них живут в Армении, по одному миллиону - в Российской Федерации и США, еще полтора миллиона рассеяно по всему миру. Самые большие диаспоры находятся в Грузии, Турции, Иране, Азербайджане, Сирии, Украине, Аргентине. Армяне по-настоящему любят свой язык, он для них является индикатором национального родства. Поэтому в любой диаспоре изучение армянского языка считается обязательным.

Армянский относится к восточной группе большой семьи индоевропейских языков, включающей их около 140. На этих языках говорят более двух миллиардов землян. Армянский считается один из древнейших письменных языков, а история армянской письменности ведет отсчет с начала 4 века. Армения всегда была окружена множеством иноязычных соседей, поэтому в языке армян встречаются слова из урартского, арамейского, персидского, грузинского, сирийского, латинского, греческого и других языков.

Вариации

Существует два основных диалекта армянского языка:

  • Западный. Язык заграничных диаспор и некоторых российских армянских поселений в Крыму и Ростовской области. Это язык армян, спасавшихся от турецкого геноцида или уехавших за лучшей долей в далекие страны.
  • Восточный. Литературный и официальный язык Армянской Республики, на нем издается большинство книг, газет и официальных документов. На нем же говорят в российских диаспорах. Именно восточному диалекту, как правило, обучают самоучители армянского языка.

Значительной разницы между диалектами нет. Западный просто позаимствовал больше иностранных слов. Грамматика и фонетика остались общими. Поэтому армяне без труда понимают друг друга в любой точке планеты.

История армянского языка: основные этапы

Специалисты разделяют историю развития армянского разговорного языка на четыре больших периода:

  • разговорный язык до появления письменности, примерно 7 век до н.э. — 5 век н.э.
  • древний язык армян (появление письменности), 5 — 11 века;
  • средний, 11 — 17 века;
  • новый, с 17 века и до наших дней.

Появление языка

Точных сведений о дате появления единого языка у древних армян нет. Наиболее устойчивая версия утверждает, что примерно в 7 веке до Рождества Христова предки современных армян пришли с запада и поселились на Армянском нагорье, где в то время находилось Урартское царство, по сути, представлявшее собой союз разноязычных племен.

Древние армяне тщательно сохраняли свой индоевропейский язык, что во многом позволило им создать в 4 веке до н. э. собственное Древнеармянское царство на фундаменте Урартского государства. Однако вскоре молодое армянское царство было покорено сначала персами, а затем эллинистическим Селевкидским государством, образовавшимся после завоевательных походов Македонского.

Лишь падения Селевкидского царства под ударами Римской империи Армения в 189 году до н. э. вновь обрела независимость. Царем стал Арташес Первый, он начал великую монархическую династию и объединил земли, в которых говорили на одном языке. Именно армянский язык стал связующим звеном для зародившегося государства. В течение двух веков Армения процветала и развивалась, что отмечалось в греческих хрониках.

Но в начале нового тысячелетия молодое и богатое царство снова стало желанной целью для более сильных государств: персов и римской империи. Армения во всех конфликтах выступала за римлян, однако ее это не спасло. В конце 4 века персы и римляне разделили древнеармянское царство на две части, лишив его независимости, а в 428 году преданная союзниками-римлянами Армения и вовсе прекратила существование.

История алфавита армянского языка

Армяне приняли христианство первыми в регионе, в 301 году, сделав новую религию государственной. Именно христианская вера и язык стали спасением для немногочисленного народа в тяжелейшие времена. Огромным подспорьем для сохранения национального армянского единства и культуры послужило появление письменности.

Львиная доля заслуги в этом лежит на армянском духовенстве и итальянце Месропе Маштоце, который начинал свои деяния в Армении простым христианским проповедником, а закончил жизненный путь в 440 году в качестве основателя армянской письменности. Маштоц и высшее духовенство прекрасно понимали, что распространение и укрепление христианства в Армении жизненно нуждается в появлении национальной письменности. Потерявшее независимость государство, разделенное между языческим Римом и персами, которые исповедовали зороастризм, могло потерять и веру.

Церковный собор во главе с католикосом Сааком поручил Маштоцу создание армянской письменности. Вначале он решил использовать для алфавита древние «данииловы письмена», однако эта попытка была неудачной, так как алфавит не смог вместить в себя все фонетическое разнообразие армянского языка. Маштоц с помощниками перепробовал множество языковых систем и алфавитов, пока не создал в 406 году первый армянский алфавит, отвечающий фонетическим требованиям языка.

Первыми на армянский язык начали переписываться церковные книги, затем пришел черед философских и исторических трудов. Армянская письменность относится к древнейшим, сохранилось более 25 000 рукописных армянских рукописных книг и манускриптов, написанных в период с 5 по 17 век. Книгопечатанье на армянском началось в 1512 году, до 1800 года было издано 1154 книги.

Древний литературный язык: 5 - 11 века

Благодаря духовенству нормы древнего литературного языка быстро закрепились среди армян, что было весьма своевременно. В 7 веке по миру началось стремительное шествие молодой и агрессивной исламской религии. Волна за волной на Армянское нагорье накатывались опустошительные арабские нашествия. В середине 7 века армяне стали подданными арабского Халифата.

Армения раздробилась на княжества, постоянно вспыхивали восстания против арабского господства, князья то заигрывали с Халифатом, то воевали против него. Среди прочих княжеских домов выделялся дом Багратидов, который в 744 году смог взять в свои руки власть в Армении. Правление Багратидской династии было столь успешным, что в 9 веке арабские воинства не решались на прямое сражение с окрепшей армянской армией. В государство на некоторое время вернулась спокойная и благодатная жизнь.

Но в 11 веке начались многовековые невзгоды армян. Страна вновь была разделена на части, теперь между Византией и турками. Набеги турок-сельджуков привели Армению в упадок, города пустели, торговля практически прекратилась, богатые армяне предпочли перебраться в более мирные места: в Киликийский Тавр и на берега Средиземного моря. Там образовалось Киликийское княжество, а затем государство, которое во многом помогло сохранить и даже преумножить культурное наследие армян и армянский язык.

Средний язык: 11 - 17 века

Пока на Армянском нагорье властвовали хаос и опустошение, в Киликии зарождалось новое королевство армян. В этих землях было относительно спокойно, вдобавок через них проходили торговые пути из Европы и Византии в страны Ближнего Востока. Именно через Киликию шли воины первого Крестового похода. Армянская культура и язык вновь нашли прекрасную почву для развития.

Средний армянских — это уже не язык духовенства, а язык поэтов, ученых, законников. На нем пишутся стихи, сельскохозяйственные труды, исторические очерки, юридические и медицинские работы. Многие из этих рукописей дошли до наших дней и служат бесценными памятниками армянской письменности.

Новый язык: с 17 века

Киликийское государство было завоевано в 1375 году мамлюками и прекратило существование. Армянское нагорье было ареной для сменяющих друг друга завоевателей. А с 15 века западная часть Армении окончательно попала под пяту молодой Османской Империи. Османы считали христианских армян людьми второго сорта. На восточных армянских землях хозяйничали персы.

Армянский язык и христианство опять стали единственной надеждой на спасение для многострадального народа. Правда, в 19 веке у армян появился могущественная защитница - Российская Империя. В 1828 году после череды победоносных войн Россия присоединила к себе Восточную Армению. К сожалению, Западная Армения досталась Турции. Так начались совершенно разные судьбы двух Армений, в это же время появилось явное разветвление единого языка на восточный и западный диалекты.

В Восточной Армении действовали законы Российской Империи, строились школы, больницы, была свобода вероисповедания и образования. В Западной Армении бесчинствовали турки, всячески стараясь обратить армян в униженное, варварское состояние. До поры османы обходились лишь унижением и притеснениями свобод, но в конце 19 века на турецких землях разразился двадцатилетний геноцид. Армян уничтожали семьями, вырезали целыми селениями, невзирая на возраст и пол. Кошмарная бойня унесла более двух миллионов армянских жизней.

Наши дни

Армяне прекрасно помнят турецкий геноцид, не забывают и чтут они и то, что помогло им выжить: христианскую веру, единый язык, помощь русских единоверцев, умение поддерживать друг другу. Поэтому армяне так легко образовывают крепкие и дружные диаспоры в любой стране. По этой причине изучение армянского языка для них - не просто дань традициям, а приобретенный коллективный инстинкт, который много раз спасал их от исчезновения как народа.

Встречаясь, армяне обычно с удовольствием общаются на армянском, даже если родились в другой стране. Различие в диалектах или долгая жизнь в иноязычной среде не становятся преградой. В диаспорах устраиваются школы для изучения национального языка и письменности. Не все отдают туда детей, но практически все армяне сызмальства учат своих детей не нескольким фразам на армянском языке, а уверенному владению армянским. Пусть такие дети не могут грамотно писать на языке своих предков, но они всегда поймут его и смогут общаться со своим земляком.

Армянский язык является индоевропейским языком, удивительным, по своей природе и своему происхождению. Армянский язык обладает главной особенностью – на нем не разговаривают те, кто не может себя причислить к армянскому народу. Благодаря этой особенности и услышав где-то армянский язык, можно смело сделать вывод о национальности говорящих по-армянски. Лишь в редких случаях вы сможете увидеть перед собой не армянина, а человека, по тем или иным причинам интересующегося армянским языком.

История возникновения и развития.

Армянский язык возник одновременно с появлением армянской народности. На протяжении долгих лет историки спорили, и спорят по сей день, к какой же группе языков можно отнести древний армянский язык. Тем не менее, все больше историков и филологов приходят к версии, что армянский язык довольно сложно отнести к какой-либо древней группе языков. Он не похож на греческий, сирийский или персидский. Все больше исследователей приходят к мнению, что армянский язык вобрал в себя особенности диалектов народностей, живших на территории Армянского нагорья.

До того момента, как в V веке появляется армянский алфавит , все знания даются на сирийском, греческом или персидском языке. После того, как возвращается из знаменитой экспедиции, из которой он собственно и привез улучшенный армянский алфавит, армянский язык начинает входить во все сферы жизни народа. Армянскому алфавиту учат, преподают грамоту, детей учат каллиграфически выводить все буквы армянского алфавита, который дал ощутимый толчок армянскому языку.

Ученые и духовенство, писатели и поэты пишут свои труды на армянском языке, прославляя и восхваляя его. Считается, что к концу V столетия все без исключения внедрили армянский язык в свою повседневную жизнь. Принято считать, что именно с тех пор армянский народ стал разговаривать на одном наречии. Несмотря на такие быстрые успехи и развитие языка, все труды ученых были рукописными и мало кому могли попасть в руки. Первая книга, вышедшая на армянском языке, была выпущена в XVI веке.

Историки и исследователи армянского языка также отмечают, что армянский язык с момента возникновения делился на западный и восточный. Западный армянский язык использовал в своей речи армянский народ, находящийся на территории Турции и колоний Западной Европы. Восточный диалект использовали в самой Армении и те армяне, кто находился на территории России. В общем, языки отличались друг от друга не столь масштабно, но некоторые особенности все же имели. Большое количество исковерканных слов обоих диалектов перемешивались друг с другом в ходе огромного количества гонений армянского народа. Слова одного диалекта переплетались с основным армянским языкоми переносились вместе с армянами туда, куда предстоял долгий путь. Именно поэтому огромное количество исследователей не берутся тонко разграничивать диалекты.

Разумеется, развитие армянского языка можно легко проследить по работам ученых, писателей, поэтов, по первым изданным книгам. Но при этом никто с полной уверенностью не может сказать о происхождении тех или иных слов в новом армянском языке, который по сей день является государственным языком республики Армения.

Другие национальности об армянском языке.

Русские граждане, живущие на территории Армении, говорят, что армянский язык начинаешь понимать интуитивно после того, как постоянно его слышишь.

Ольга, домохозяйка из Еревана: «Я уже 20 лет замужем за армянином и ни разу за эти 20 лет не изъявила желания выучить армянский язык. Муж не заставлял, он прекрасно разговаривает и на русском, поэтому языкового барьера у нас нет. Учитывая, что в Армении прекрасно понимают русскую речь, мне, конечно, совсем просто. Но после 5 лет жизни в республике я поняла, что начинаю понимать армянский язык. Какое-то созвучия с русскими словами, но со специфическими окончаниями позволяют понимать, о чем речь. В некоторых моментах совсем непонятно, но я не огорчаюсь, муж мне все переводит».

Некоторые туристы, впервые приезжающие в Армению, приятно удивлены единением армянского народа. Между собой армяне говорят лишь на своем родном армянском языке, примешивая в речь некоторые русские слова. При этом, ни один армянин, не будет стеснять гостя, если тот не знает и не понимает языка. Армянский язык переплетается с гостеприимностью и радушием армян. Если вы спрашиваете армянина на русском, то ответят вам, скорее всего, тоже на русском. Пусть с акцентом, с неправильным склонением и падежами, но вы сможете понять своего собеседника.

В Армении также присутствуют народы, которые не говорят на армянском языке. Несмотря на то, что армянский язык является в республике государственным, армяне не отличаются фанатичным отношением к тому, чтобы абсолютно все народы и национальности, проживающие на территории Армении, разговаривали лишь на армянском языке. Армения – многонациональная республика и разговаривают жители на армянском, русском, украинском, курдском, сирийском. Примечательно, что курды в Армении при письменности используют армянский алфавит.

Армянский язык в других странах и государствах.

Все прекрасно знают, что армяне в ходе многочисленных гонений и переселений обосновались в разных уголках планеты. Почти в каждом городе можно найти армянина, людей с армянскими корнями и происхождением. В силу обстоятельств, армяне вынуждены приспосабливаться к разным менталитетам, уживаться с разными людьми. Стоит отметить, что благодаря своему природному обаянию, каждый армянин легко подружится с любым человеком. В каждом городе, каждой стране и республике организована армянская община, которая в свою очередь образуют многочисленную армянскую диаспору. Отличительной особенностью армянских общин является то, что они всеми силами хотят сохранить культурное наследие своего народа. В далеких странах армяне в общинах изучают культуру собственного народа, особенности архитектуры и построек Армении, собираются вместе и отмечают национальные праздники. Армянский язык изучается по желанию членами общины. Некоторые впервые видят армянский алфавит и учатся писать по-армянски, что не мешает им с энтузиазмом приниматься за это дело.

Примечательно, что армяне разных стран между собой разговаривают только на армянском. Для них это признак единения, некой формы взаимопомощи и поддержки друг друга. Услышав отрывок родной речи, армянин может легко заговорить с незнакомцем, произносившим эту фразу. На него не посмотрят косо, не отойдут в страхе, начнется оживленная, душевная беседа, увидев которую посторонние и не подумают о том, что эти двое встретились впервые в жизни несколько минут назад.

Главной особенностью некоторых армян является тот факт, что уверенно используя армянский язык в своей речи, они могут не знать армянский алфавит и не уметь писать по-армянски. Зачастую это зависит от того, в какой местности и стране они живут. Те, кто родился в Армении, а потом вместе с родителями уехал в Россию или в другую страну, просто не считают необходимым писать по-армянски, так как этот навык пригождается лишь тем, кто живет у себя на Родине. Иммигранты из Армении используют это умение скорее, как дань своему народу, навык, который когда-то пригодится. Некоторые армяне также не умеют читать армянские книги, стихи, произведения, но ничуть не расстраиваются по этому поводу, так как почти все современные произведения можно найти в переводе.

Таким образом, можно сделать вывод, что армянский язык является пусть и главным критерием, который позволяет армянину чувствовать себя армянином, но не основополагающим. Армяне лояльно относятся к неумению своих соотечественников читать, писать по-армянски. Вероятно, армяне ценят в знании собственного языка нечто другое – умение разговаривать, понимать своих близких, друзей, соотечественников. И в случае чего помочь обучиться всем тонкостям языка тому, кто хочет стать на шаг ближе к армянской культуре и народности.