Правильным согласованием подлежащего и сказуемого является. Согласование сказуемого и подлежащего материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Согласовать подлежащее и сказуемое просто, если мы можем точно определить род, число подлежащего. Однако есть случаи, в которых это сделать очень сложно. Рассмотрим их.

1. Согласование сказуемого с подлежащим, в состав которого входит собирательное существительное с количественным значением.

Случаи постановки сказуемого в единственном числе

  1. Сказуемое ставится в единственном числе, если подлежащее не имеет при себе управляемых слов, например: Большинство голосовало за предложенную резолюцию.

  2. Сказуемое ставится в единственном числе, если подлежащее имеет при себе управляемое слово в родительном падеже единственного числа, например: Подавляющее большинство населения голосовало за кандидатов блока коммунистов и беспартийных.

  3. Сказуемое может ставиться в единственном и множественном числе, если подлежащее имеет при себе управляемое слово в родительном падеже множественного числа, например: Большинство бойцов успело выпрыгнуть на берег. – Большинство артистов ответили утвердительно.

Случаи постановки сказуемого во множественном числе

  1. Если главные члены оторваны друг от друга, например: Большинство участников совещания в своих предварительных замечаниях на проект нового положения выразили своё согласие с основными его принципами.

  2. Если при подлежащем имеется причастный оборот или придаточное предложение со словом который (причём во множественном числе), например: Меньшинство студентов, поступивших в вузы по окончании средней школы, не прошли испытания зимней сессией; Ряд депутатов, которые заявили свои кандидатуры на выборах, не смогли набрать и пяти процентов голосов.

  3. Если подлежащее имеет при себе управляемые слова в родительном падеже множественного числа, что усиливает представления о многих деятелях, например: Ряд прогрессивных общественных деятелей, писателей, учёных выступали в защиту нового закона об авторском праве.

  4. Если при подлежащем имеются однородные сказуемые, например: Большинство заочников своевременно выполнили контрольные работы и сдали зачёты.

  5. Если подчёркивается раздельность и активность каждого действующего лица, например: Ряд рабочих заявили, что обязуются досрочно выполнить план.

  6. При обратном согласовании, если именная часть составного сказуемого имеет форму множественного числа, например: Ещё недавно большинство представленных на конференции фирм были бесправными объединениями. Большинство домов на улице каменные.

2. Сказуемое при подлежащем – счётном обороте.

В этом случае может употребляться форма и единственного, и множественного числа. На выбор формы числа влияет также ряд условий.

  1. Форма единственного числа указывает на совместное действие, форма множественного числа – на раздельное. Ср.: Пять солдат отправилось в разведку (группой). – Пять солдат отправились в разведку (каждый со своим заданием). Возможно в одном предложении употребление разных форм: Человек полтораста высыпало на площадь и с криком устремились в центр.

  2. Форма единственного числа указывает на общую совокупность предметов, форма множественного числа – на отдельные предметы. Ср.: В стране строится пять стадионов (единое нерасчленимое представление о действии). - В крупнейших городах строятся ещё пять стадионов (расчленённое представление о действии).

  3. Форма единственного числа употребляется и при обозначении меры веса, пространства и времени и т. д., например: На ремонт ушло двадцать килограммов шпатлёвки; До конца пути оставалось пятнадцать километров.

  4. Сказуемые – глаголы (со значением протекания времени) ставятся в единственном числе, если в составе счетного оборота имеются слова лет, месяцев, часов, дней и т. д., например: Прошло сто лет. Одиннадцать часов пробило. При другом значении глагола возможно употребление множественного числа, например: Пятнадцать лет революции изменили население города.

  5. При числительных два, три, четыре, двое, трое, четверо сказуемое обычно ставится в форме множественного числа, например: Два сотрудника уличены в воровстве. Тридцать два человека дышали одним воздухом. Двое рабочих уволились. НО сказуемые – глаголы со значением бытия, существования, положения в пространстве обычно употребляются форме единственного числа, например: При больнице состояло два человека. У него было три сына.

  6. При составных числительных, оканчивающихся на один , сказуемое, как правило, ставится в форме единственного числа, например: Двадцать один делегат прибыл на совещание. Форма множественного числа возможна при особом контексте: Двадцать один делегат встретились за круглым столом.

  7. При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое согласуется так же, как и с существительными, например: Тысяча книг поступила в библиотеку; Миллион демонстрантов заполнил площади и улицы.

  8. Если при счётном обороте имеются слова все, эти или другие определения, то сказуемое ставится во множественном числе: Недавно построены и эти семь домов. Все двадцать одна страница переписаны заново.

  9. Если при счётном обороте имеются слова всего, лишь, только (со значением ограничения) сказуемое ставится в единственном числе: Заявление на отпуск написало всего лишь двенадцать сотрудников.

  10. Если в роли подлежащего выступает числительное без существительного, то сказуемое ставится в единственном числе: Двадцать делится на четыре без остатка. Если под числом представляются конкретные деятели, то может быть и множественное число: В зале тихо. Шестьсот слушают великого мастерового.

  11. Во множественном и единственном числе сказуемое может употребляться при обозначении приблизительного количества, если есть слово несколько: За оградой стояло несколько саней; оттуда поднялось десятка два человек; Несколько человек шагали туда-сюда; С полсотни людей толпились на дворе.

  12. При наличии слов много, мало, немного, немало, сколько, столько преобладает форма единственного числа сказуемого: И много дум приходило в мою бедную голову.

  13. Форма единственного числа употребляется также, если в подлежащем есть слова тройка, сотня, пара, масса, уйма, пропасть, слова с частью пол-: Семерка самолётов устремилась вперед; Уйма трудностей пережита нашей компанией; Полчаса пройдет незаметно; Полгорода участвовало в демонстрации.

3. Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой .

В этом случае может употребляться форма и единственного, и множественного числа.
Форма единственного числа сказуемого показывает, что подлежащим является только существительное в именительном падеже, а существительное в творительном падеже выступает в роли дополнения: Иван Иванович с Иваном Никифоровичем прибыл на конференцию.
Форма множественного числа сказуемого показывает, что в роли подлежащего выступает всё сочетание, т. е. действие приписывается двум полноправным субъектам: Встали и Воропаев с Крытовым.
При наличии слов вместе, совместно чаще употребляется форма единственного числа: Режиссер вместе со студентами представил новую курсовую работу.

4. Сказуемое при подлежащем – местоимении.

При подлежащем вопросительном местоимении

  1. При местоимении кто сказуемые – глаголы ставятся в единственном числе, а в прошедшем времени - в мужском роде, независимо от числа деятелей и от их принадлежности к мужскому или женскому полу: Кто присутствовал на последнем заседании?

  2. В конструкциях типа Кто из лыжниц пришла первой? и Кто, как не семья, воспитала юношу? на согласование сказуемого и подлежащего влияют зависящие от подлежащего члены предложения (дополнение, сравнительный оборот), они несут в себе значение женского рода, которому и подчиняется глагол.

При подлежащем относительном местоимении

  1. кто (в функции союзного слова в придаточном предложении) может употребляться форма и единственного, и множественного числа, например: Все, кто не потерял ещё головы, были против; В полку служат теперь те, кто пять лет назад заключили контракт.

  2. Примечание. Форма множественного числа возможная, если в главном предложении сказуемое и соотносительное слово тоже стоят во множественном числе, подчёркивает множественность производителей действия.
  3. При относительном местоимении что сказуемое ставится множественном числе, если замещаемое местоимением слово в главном предложении стоит во множественном числе: Те, что ушли, не услышали главного.

При неопределённых и отрицательных местоимениях .
Сказуемое при местоимениях некто, кто-то, никто и других сказуемое ставится в единственном числе (в прошедшем времени – в форме мужского рода, даже если речь идёт о лице женского пола), например: Некто написал следующее…; Кто-то из конькобежек выступил плохо .
Примечание. Постановка сказуемого в женском роде после такого подлежащего возможна в том случае, если есть уточняющий или пояснительный оборот с ведущим словом – существительным в форме женского рода: Никто из девушек, даже Зоя, не нашлась, что сказать.

5. Сказуемое при подлежащем – несклоняемом существительном, сложносокращённом слове, нерасчленимой группе слов.

При подлежащем – несклоняемом существительном
С подлежащим, выраженным несклоняемым словом, сказуемое согласуется в соответствии с его грамматическим родом, установленным для данного слова в русском языке (см. раздел: «Употребление частей речи, существительное»), например: Кофе подан; Маленький Рене заболел, Вошла смеющаяся Мари; Миссисипи широко разлилась.

При подлежащем – сложносокращённом слове

  1. Если сложносокращенное слово склоняется, то сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу: Вузы Москвы выпустили очередных теперь уже специалистов в различных сферах.

  2. Если аббревиатура не склоняется, то сказуемое согласуется с ним так же, как оно бы согласовывалось с полным словосочетанием, зашифрованным в ней: ЦБ прислал нам бумаги для погашения кредита (центральный банк прислал…); ТЭС включила отопление (тепловая электростанция включила).

  3. Если аббревиатура иноязычная, то сказуемое обычно ставится в форме среднего рода, но может также согласовываться по смыслу: ЮНЕСКО прислало (прислала) своих представителей; ФИДЕ утвердило (утвердила, т. к. это международная шахматная организация) состав участников.
При подлежащем – нерасчленимой группе слов
  1. Если в нерасчленимой группе слов имеется ведущее в форме именительного падежа, то сказуемое согласуется с ним: «Приключения, почерпнутые из моря житейского» составили цикл произведений писателя.

  2. Если в нерасчленимой группе слов нет ведущего в форме именительного падежа, то сказуемое ставится в среднем роде: «На всякого мудреца довольно простоты» вышло отдельным изданием.
    Примечание. Нужно запомнить, что в таких случаях лучше употреблять родовое наименование: Пьеса «Волки и овцы» вышла отдельным изданием; Фрегат «Двенадцать апостолов» вышел на рейд.

При подлежащем – названии

  1. Если название склоняется, то применяется грамматический принцип: «Известия» увеличили свой тираж.

  2. Если название не склоняется, то согласование проходит по смыслу: «Вперёд» (линкор) вышел в открытое море; «Челси» (футбольная команда) выиграла чемпионат Англии.

6. Согласование частей составного именного сказуемого.

Согласование глагола связки с именной частью сказуемого чаще всего встречается в нижеприведенных случаях.

  1. При наличии в составе подлежащего собирательного существительного с количественным значением, например: Большинство участников выставки были люди приезжие. ;

  2. При логическом подчёркивании сказуемого, например: Последние числа октября было время самого разгара работы. ;

  3. При выражении подлежащего местоимение это , например: Это была хрестоматия.

7. Сказуемое при однородных подлежащих.

При прямом порядке слов (сказуемое следует за однородными подлежащими) обычно употребляется форма множественного числа: Жара и засуха стояли более трёх недель. При обратном порядке (сказуемое перед однородными подлежащими) - форма единственного числа: Хорошо работала связь и комендантские службы.
Примечание. Однако возможна и двоякая форма согласования, она зависит от лексического значения: В постель его уложили ревность и слёзы – Ревность и слёзы уложили его в постель; Всё разнообразие, вся прелесть жизни слагается из тени и света. При этом множественное число сказуемое подчёркивает совершение действия несколькими субъектами, а единственное – смысловую близость однородных подлежащих.

– В простом предложении сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее: Молодежь активно участвует в общественной жизни. (участвуют является неправильным, т.к. молодежь – собирательное существительное, употребляющееся в форме единственного числа).

– При подлежащем, выраженном группой слов (названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий и т.п.), среди которых имеется ведущее слово или слова в именительном падеже, сказуемое согласуется с этим словом или словами: «Евгений Онегин» написан А. С. Пушкиным ; «Герой нашего времени» создан М. Ю. Лермонтовым; «Волки и овцы» поставлены на сцене городского театра; «Мертвые души» известны как выдающееся произведение Н.В. Гоголя.

Но нельзя сказать: «Руслан и Людмила» написаны А.С. Пушкиным. В этом случае следует добавить родовое наименование (поэма, произведение и т.п.), с которым необходимо согласовать сказуемое: Произведение «Руслан и Людмила» написано А.С. Пушкиным.

– На согласование сказуемого с подлежащим не влияет наличие при последнем приложения: Река Днепрперекрыта плотиной .

– Если подлежащее, выраженное именем существительным собирательным (ряд, большинство, меньшинство, часть и т.п.) в сочетании с родительным падежом множественного числа, обозначает предметы одушевленные или подчеркивается активность действия, которое приписывается каждому лицу в отдельности, то сказуемое обычно ставится во множественном числе : Большинство ученых поддержали это предложение .

Если же в составе такого подлежащего есть слова, обозначающие неодушевленные предметы и при этом нет указаний на активность действующих лиц, то сказуемое ставится в единственном числ е: Большинство студентов отсутствовало.

Это общее положение усиливается или ослабляется дополнительными условиями контекста.

– Если подлежащее выражено так называемым счетным оборотом, т.е. сочетанием количественного числительного или другого счетного слова (несколько ) с существительным в родительном падеже множественного числа, то сказуемое обычно согласуется так же, как с подлежащим собирательным существительным: Десять бойцов бросились в атаку; Засеяно сто двадцать гектаров. Несколько человек ходили по двору .

Если при счетном подлежащем имеются слова все, эти , то сказуемое ставится только во множественном числе: Все три всадника ехали молча.

– При наличии в составе подлежащего слов много, мало, немного, немало, сколько, всего, только , лишь сказуемое ставится в единственном числе: Гостей приходило только трое. Много людей высказалось против .

– При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во множественном числе: Три книги лежат на столе; Четыре ученика вошли в класс.


– При составных числительных, оканчивающихся на один , сказуемое, как правило, ставится в единственном числе: Школу окончил сорок один ученик.

– При существительных лет, месяцев, дней, часов и т.п. сказуемое ставится в единственном числе: Прошло два месяца; Пробило двенадцать часов.

– Если в состав подлежащего входит имя существительное со значением определенного количества (пара, тройка, десяток, дюжина, сотня и т.п.) или неопределенного количества (масса, поток, уйма, пропасть, бездна и др.), то сказуемое ставится в единственном числе: За моей тележкою четверка быков тащила другую; Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту.

– Если сказуемое относится к нескольким подлежащим, не соединенным союзами или связанным посредством соединительного союза, то применяются следующие формы согласования:

а) сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, обычно ставится во множественном числе: Петя, Сережа и Кирилл играли во дворе.

б) сказуемое, предшествующее однородным подлежащим, обычно согласуется с ближайшим из них: В деревне послышался топот и крики.

– Если между подлежащими стоят разделительные или противительные союзы, то сказуемое ставится в единственном числе: Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту казался и смешным, и странным, и непонятным.

– При сочетании в подлежащем существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с ) (брат с сестрой, отец с сыном ) сказуемое ставится во множественном числе, если оба названия предмета (лица) выступают как равноправные производители действия (оба являются подлежащим); и в единственном числе, если второй предмет (лицо) сопутствует основному производителю действия (является дополнением): Сережа с Петей встретились после долгой разлуки; Мать с ребенком пошла в поликлинику.

При наличии слов вместе, совместно сказуемое обычно ставится в единственном числе: Брат вместе с сестрой уехал в деревню.

План урока № 33

Предмет Русский язык

Тема раздела: Синтаксис простого предложения.

Тема урока: Особенности согласования сказуемого с подлежащим. .

Цели урока :

Образовательные : познакомить обучающихся с нормами согласования подлежащего и сказуемого, выработать навыки самостоятельного употребления в речи норм согласования подлежащего и сказуемого;

Воспитательные : воспитание патриотических чувств, умения аналитически мыслить;

Развивающие : развивать навыки аналитического мышления, умения применять новые правила в самостоятельной речевой деятельности.

Тип урока : комбинированный

Применяемые технологии, методы и приемы: элементы технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре, тесты открытые и закрытые, графический и распределительный диктанты.

Межпредметные связи : русская литература, история, культурология.

Оснащение урока : тестовый материал, таблица, лексический материал по развитию речи (диалоги).

Использованная литература:

1. Жаналина Л.К., Шманова Н.Н. Русский язык для 11 кл. школ с казахским языком обучения, Алматы, 2015

2.Исмагулова Б.Х. и др. Русский язык. Методическое пособие для общеобразовательных школ с казахским языком обучения – 10 кл. Астана, 2014

План урока:

І. Организационный момент

1. Приветствие

Ход урока:

II. Разминка

    Скороговорки

    Графический диктант.

Если ь в ться нужно поставить – ставится «плюс». Если не ставится – «минус».

Учит…ся – всегда пригодит…ся. Айбек пусть учит…ся в вашем классе.

К занятиям нужно готовит…ся каждый день. К олимпиаде пусть готовит…ся каждый ученик. Пусть он появит…ся с левой стороны, мы его будем там ждать. Ему следует появит…ся неожиданно.

III . Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний

1. Распределите предложения по типу сказуемого

1) После спора я понял, что в этом вопросе мой друг оказался прав.

2) Путешественники, потерпевшие крушение, оказались на необитаемом острове.

3) Друзья должны были позвонить вчера.

4) Сосед мне должен большую сумму денег.

5) Дети должны быть внимательны к своим родителям.

6) Мы были на выставке.

7) Я мог бы помочь тебе, но мне надо уехать.

8) Родители были рады встретить гостей.

9) Командир отдал приказ о наступлении.

10)Ученики серьёзны и сосредоточены.

2.Работа по тестам

IV . Тема урока

1. Прочитайте шутки. Используйте глаголы в правильной форме.

    Где ты (работать)?

Нигде не (работать).

А что ты (делать)?

Ничего не (делать).

Какая хорошая работа?

Да, но какая большая конкуренция!

    Катя, что ты (делать)?

- (Писать) письмо.

Ну и что? Моя подруга тоже маленькая, она не (мочь) (читать).

Но ты маленькая, ты не (мочь) (писать)!

    Когда я был маленький, я (делать) все, что (хотеть) мой отец. Теперь я (делать) все, что (хотеть) мои дети. А когда я (делать), что я сам (хотеть).

2. Составьте диалоги в следующих ситуациях, выразите ПРОСЬБУ, ОБЕЩАНИЕ, ОТКАЗ. Используйте глаголы в нужной форме.

    Ваша преподавательница сказала фразу очень быстро. Вы не поняли. (повторять-повторить)

    Ваша преподавательница сказала слово, которое вы не знаете. (писать - написать)

    Ваша преподавательница дала вам новые слова. Она хочет, чтобы вы хорошо поняли их. (учить - выучить)

    Ваш друг идет в магазин, потому что у него нет словаря. У вас тоже нет хорошего словаря. (покупать - купить)

    У вас дома нет хлеба. Ваш друг идет в магазин. (покупать - купить)

    Сейчас вы в магазине. Вы видите очень красивый шарф, но он висит далеко. Поговорите с продавцом. (показывать-показать)

    Сейчас вы в банке. Вы должны написать квитанцию, но у вас нет ручки. У другого человека есть ручка. (давать-дать)

    Вечером у вас будет важная информация для вашего друга. (звонить- позвонить)

    Ваш друг хорошо готовит плов. Сегодня вы хотите покушать плов. (готовить- приготовить)

    Ваш друг приехал из Сеула. Вы хотите больше знать об этом городе. (рассказывать -рассказать)

    Вы не знаете, как ехать в ЦУМ, а ваш друг знает. Он объясняет вам дорогу, но вы не понимаете, вам нужен план. (рисовать- нарисовать)

    У вас гости. Вы готовите им чай. Они скучают. Вы даете им шахматы. (играть-поиграть)

    Ваша подруга идет домой после урока. Вы хотите пойти вместе на остановку, но сначала вы должны поговорить с преподавателем. (ждать-подождать)

Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не получилось:
Детвора благодарны шефам за подарок.
Детвора - существительное единственного числа, следовательно, благодарна, но дети - благодарны.

При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство учеников, ряд школ), сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе.
Единственное число употребляется в том случае, если
- существительное обозначает
неодушевленные предметы (ряд столов стоял...);
-
не подчеркивается активность действующих лиц (большинство учеников отсутствовало).
Множественное число употребляется для
подчеркивания активности действия лиц (Часть студентов сдали экзамены).

При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек...), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа.
Формой множественного числа подчеркивается активность действующих лиц: И тридцать витязей прекрасных// Чредой из вод выходят ясных (А.С. Пушкин).
Форма
единственного числа сказуемого употребляется:
- при подчеркивании
пассивности действующих лиц: Двадцать человек стояло в стороне;
- если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает
неодушевленный предмет или животное : Прошло сто лет - и что ж осталось// От сильных, гордых сих мужей,// Столь полных волею страстей? (А.С. Пушкин);
- при
составном числительном , оканчивающемся на один (Тридцать три богатыря - выходят, а тридцать один богатырь - выходит).

Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь: Уже много учеников посетило эту выставку.

Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться и в единственное число, и во множественное. Множественное число подчеркивает равноправность, активность действующих лиц: А ткачиха с поварихой,// С сватьей бабой Бабарихой// Извести ее хотят (А.С. Пушкин).
Единственное число указывает на то, что одно действующее лицо - главное : Жил старик со своею старухой (А.С. Пушкин).

При подлежащем может быть приложение, но это не влияет на согласование. Сказуемое согласуется с определяемым словом : На последних соревнованиях автомобиль "Жигули" пришел первым. Но: "Жигули" пришли первыми (здесь "Жигули" - уже не приложение); Директор школы Фролова ушла на собрание.

Сложность вызывает согласование сказуемого с несколькими подлежащими.
При прямом порядке слов сказуемое ставится в форме множественного числа, при обратном сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих .
Сравните: Ее судьба, ее конец// Непроницаемою тьмою// От нас закрыты. и Погиб и кормщик и пловец (А.С. Пушкин).

V . Закрепление

1.Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим. Объясните выбор формы сказуемого.

1. Ряд мероприятий, посвященных 120-летнему юбилею И. А. Бунина, пройд..т в Ельце, Воронеже, Орле. 2. В группу студентов, направленных на полевую практику, вход..т сорок один человек. 3. Несколько наших старшеклассников принимал.. участие в городской олимпиаде. 4. Ко мне пришли те, кто был.. рядом последние несколько лет. 5. Подавляющее большинство слушателей показал.. на экзаменах глубокие знания. 6. Ряд специалистов направлен.. на заводы Урала, часть инженеров командиру..тся в Сибирь. 7. В памяти всех, кто близко знал.. Платонова, он остался великим жизнелюбом.

2. В каких предложениях допущены ошибки? Исправьте их.
1. Большинство произведений поэта посвящены теме любви. 2. Часть студентов уже сдала экзамены по специальности. 3. Двадцать человек стояли в стороне. 4. Ряд столов находились посредине большой комнаты. 5. Те, кто не изучили самих себя, никогда не достигнут глубокого понимания людей. 6. Множество темноватых туч неясно расползлось по небу. 7. Десять учащихся окончило школы с похвальными грамотами по русскому языку.

3. Выберите нужную форму сказуемого, обоснуйте выбор.

1. Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день. 2. Завод-лаборатория (выполнил, выполнила) срочный заказ. 3. В музее (открыт, открыта) выставка-просмотр новых картин. 4. Газета «Ведомости» уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему. 5. Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу.

4. Правильно согласуйте сказуемое с подлежащим.

1. Река Дон широко разлил.. прошлой весной. 2. Гора Эльбрус высок.. . 3. Телекомпания «REN-TB» начал.. цикл передач, посвященный годовщине Победы. 4. Стоянка неандертальцев Костенки-1 был.. разработ.. в конце прошлого века. 5. Музей-квартира писателя будет открыт.. для посетителей в конце года. 6. Письмо-квитанция доставлен.. адресату.

5.
Выделите основы в предложениях.

1. Небесное умом не измеримо, лазурное сокрыто от умов. (А.Блок) 2. Говорят, что я скоро стану знаменитый русский поэт. (С.Есенин) 3. Старик был мастер сказки сказывать. (П.Бажов) 4. Город ночью прост и вечен. (Д.Самойлов) 5. Моя песня была лишена мотива, но зато ее хором не спеть. (И.Бродский) 6. Она была простодушной, кокетливой, любила веселиться. (С.Довлатов) 7. Все сейчас больны гриппом. (В.Набоков) 8. Весна шла недружно. 9. Краснов держался с глубоким достоинством. 10. Встреча дышала холодком. (М.Шолохов)

6. Поставьте сказуемое в нужной форме.
1.Большинство студентов по всем вопросам повестки дня единодушно (поддержать) докладчика. 2. Большинство учителей школы (предъявлять) высокие требования к учащимся и (добиваться) глубоких знаний у учащихся. 3. Большинство рабочих, инженеров, служащих завода (высказаться) против кандидата. 4. На берегу (стоять) несколько верб. 5. Часть учеников (уехать) на соревнования. 6. Большинство ребят, живущих в нашем дворе, уже (отправиться) в поход. 7. За коляской (бежать) четыре пса. 8. Над головой (просвистать) две пули. 9. Немало детей ежегодно (отдыхать) в различных оздоровительных центрах.

VI . Проверка по теме урока

Тест по теме «Согласование сказуемого с подлежащим»

1. В каком случае в предложении сказуемое требует формы единственного числа?

1) Множество пчел, ос, шмелей дружно гудел.. в ветвях акации.
2) В течение сотен лет на волжские просторы тянул..сь люди.
3) Студенчество города принимал.. участие в восстановлении церкви.
4) Миллионы огней и раньше и после манил.. не одного меня своей близостью.

2. В каком случае в предложении сказуемое требует формы множественного числа?

1) Ряд столов стоял.. посредине аудитории.
2) Прошл.. сто лет.
3) На совещание прибыл.. тридцать один делегат.
4) К семи часам пришл.. только трое гостей.

3. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением правил согласования подлежащего со сказуемым?

1) В ходе проверки выявлены множество различных недостатков.
2) Этим летом будут реализованы пятьдесят четыре путевки.
3) Установлено три новых олимпийских рекорда.
4) Сорок четыре депутата поддержали выступающего.


4. В каком предложении сказуемое имеет форму мужского рода?

1) Известн.. кутюрье был.. приглашен.. в Москву.
2) ООН объявил.. о внеочередном совещании.
3) СНГ объединил.. несколько бывших республик СССР.
4) Кольраби получил.. распространение не только в Европе.

5. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

1) Вопреки правилам дорожного движения, водители маршрутных такси совершают обгон по трамвайным путям.
2) МГУ проводит набор студентов как на дневное, так и на вечернее отделения.
3) Те, кто много курят, нередко страдают заболеваниями верхних дыхательных путей.
4) Малое предприятие выпускает горизонтальные и вертикальные жалюзи.


6. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

1) При подготовке к экзаменам я изучил много специальной литературы.
2) В настоящее время граждане России получают паспорт в 14 лет.
3) Двоеточие ставится не только в сложном предложении, но и в простом.
4) Все, кто оказались на спектакле, были очень довольны.

7. Подлежащее неправильно согласовано со сказуемым в предложении:

1) Несколько учеников подошли к письменному столу.
2) Большинство домов обветшало.
3) В узы поступили сорок один человек.
4) Движущей силой истории является народ.

8. Подлежащее правильно согласовано со сказуемым в предложении:

1) Молодёжь получают знания.
2) Большая часть между ними была довольно добрые люди.
3) Никто из нас вначале не могли справиться с проблемой.
4) Слово взяла профессор Сергеева.

9.Найдите предложение с грамматической ошибкой:

1) Свет и тепло исходили от костра.
2) У тех, кто выбрали профессию врача, должно быть доброе сердце.
3) Часть станков была отправлена.
4) На столе стоят три подсвечника.

10.Найдите предложение без грамматической ошибки:

1) Сотня спортсменов разбежались по стадиону.
2) СМИ провело однодневную акцию протеста.
3) С тех пор миновало пять лет.
4) Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразили всех

VII . Подведение итогов урока

VIII .Домашнее задание

Жаналина Л.К., Шманова Н.Н. Русский язык для 11 кл., Алматы, 2015

С.72, № 101-102, с.75-76

Нормой русского языка является грамматическое согласование определяемого слова с главным словом в словосочетании (большая удача, большой успех ) и сказуемого с подлежащим (Мать сказала; Отец сказал ). Но в некоторых случаях выбор зависимой формы вызывает трудности и требует учёта целого ряда условий.

1. В разговорной речи частотно использование смыслового (а не грамматического) согласования при существительных мужского рода, характеризующих лиц женского пола.

Врач пришла; Профессор сказала; Директор школы уволилась.

    Однако в официальной речи замена грамматического согласования смысловым не допускается, за исключением тех случаев, когда такое существительное имеет при себе имя собственное, например: врач Петрова . В таких конструкциях определение и сказуемое согласуются с ближайшим существительным.

    Например: Опытный врач Петрова внимательна к больным . Определение-причастие всегда согласуется с именем собственным: вошедшая в палату врач Петрова.

2. Согласование определений с существительными, зависящими от числительных два, три, четыре , подчиняется следующим правилам.

    При существительных мужского и среднего рода определения употребляются в форме родительного падежа множественного числа (существительное в этом случае стоит в форме родительного падежа) - два больших стола, два больших окнa .

    При существительных женского рода определение ставится в форму именительного падежа множественного числа (существительное в этом случае тоже стоит в форме именительного падежа множественного числа) - две большие вазы .

    Если существительное женского рода стоит в форме родительного падежа единственного числа, то и определение может ставиться в форму родительного падежа, но множественного числа (две высоких горы ).

    Определение перед числительным или обособленное определение ставится в именительном падеже независимо от рода существительного:

    большие два стола; две картины, писанные маслом , висели на стене; Два письма, написанные братом , встревожили меня.

    Исключение составляют прилагательные целый, полный, добрый , которые обычно стоят в родительном падеже и перед числительным (целых две недели, полных три месяца ), хотя в живой речи очень распространено использование формы именительного падежа.

3. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным с собирательным количественным значением (большинство, часть, ряд и т.д.), определяется следующими факторами.

    Если существительное не имеет при себе управляемых слов или управляемое слово стоит в единственном числе, то сказуемое употребляется в единственном числе:

    Большинство поддержало докладчика; Большинство команды поддержало тренера.

    Если управляемое слово стоит во множественном числе, то сказуемое, как правило, согласуется с собирательным существительным и ставится в единственном числе:

    Большинство сотрудников поддержало директора.

Обратите внимание на то, что сказуемое согласуется и в роде с существительным, стоящим в именительном падеже!

Ср.: Большинство депутатов поддержало решение; Часть депутатов поддержала решение; Ряд депутатов поддержал решение .

Сказуемое во множественном числе обычно употребляется в таких случаях:

а) между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения, особенно причастный оборот с причастием во множественном числе, придаточное предложение с союзным словом который во множественном числе. (Хотя это правило не носит обязательного характера, всё же желательно использовать в таких конструкциях именно форму множественного числа сказуемого.)

Большинство людей, смотревших фильм , высоко оценили работу режиссера; Большинство людей, которые смотрели фильм , высоко оценили работу режиссера;

б) при существительном есть несколько управляемых форм во множественном числе:

Большинство рабочих, инженеров и служащих завода поддержали директора;

в) при подлежащем есть однородные сказуемые:

Большинство студентов сдали зачёты и хорошо подготовились к экзаменам;

г) в предложении используется составное именное сказуемое, причём именная часть выражена прилагательными и причастиями:

Большинство детей были нарядны и веселы ; Большинство домов на этой улице деревянные .

    В речи очень распространено использование сказуемого в форме единственного числа при подлежащем, указывающем на неодушевлённые предметы (см. последний пример), однако такое употребление в литературном языке нежелательно.

    Аналогичные правила действуют при подлежащем - количественно-именном сочетании со словами много, мало, немного, немало, сколько, столько, несколько . Основной нормой является использование сказуемого в единственном числе. Для постановки сказуемого во множественное число необходимо действие дополнительных факторов. Например, наиболее распространённой является форма множественного числа сказуемого при подлежащем, указывающем на одушевлённые предметы, прежде всего - на людей.

4. Той же системой факторов определяется согласование сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием (два брата, тридцать два стула и т.п.), то есть сочетанием числительного с родительным падежом существительного.Основной нормой является постановка сказуемого в единственном числе:

Выиграно пять матчей; Пять бойцов отправилось в разведку.

    Исключение составляют предложения с подлежащим, включающим числительные два, три, четыре . Как правило, при таком подлежащем сказуемое стоит в форме множественного числа:

    Три дома на вечер зовут (Пушкин).

Обратите внимание

При составном числительном, оканчивающемся на один , сказуемое стоит в единственном числе, причём, поскольку это числительное изменяется по родам, род сказуемого тоже может быть различным:

В конференции участвовал двадцать один представитель тридцати стран Европы; Двадцать одна делегация участвовала в заседании.

Согласование по роду есть и при числительном тысяча, миллион, миллиард.

Явилась тысяча человек.

В остальных случаях сказуемое в единственном числе обычно имеет форму среднего рода.

Прошло пять минут.

    Помимо тех факторов, которые были указаны выше, на согласование сказуемого при подлежащем - количественно-именном сочетании - влияют и некоторые специфические условия.

    Тенденция к употреблению единственного числа обнаруживается тогда, когда названное в подлежащем количество предметов выступает как нечто целое. Наиболее часто это проявляется в тех случаях, когда глагол-сказуемое имеет значение бытия, наличия, существования, положения в пространстве, протекания во времени. В таких контекстах собственно нет отдельных предметов, а числительное представляет собой только измерение одного временного или пространственного целого:

    В комнате было два окна; Шесть стульев стояло у стены; Пять лет прошло с тех пор.

    Большую роль при выборе формы сказуемого играет порядок слов. Так, при обратном порядке слов (сказуемое предшествует подлежащему) также чаще используется форма единственного числа.

    Ср.: Три часа прошли незаметно; Прошло три часа.

    Единственное число сказуемого преобладает при наличии в предложении слов всего, только, лишь :

    Прошло всего два дня.

    Форма множественного числа является обязательной, когда действующие лица совершают не одно общее действие, а действуют обособленно:

    Пять человек с разных сторон бросились к преступнику; Две машины разъехались в разные стороны; Три собачонки бросились врассыпную.

    Форма множественного числа обычно употребляется в тех случаях, когда подчёркивается самостоятельность действия каждого члена множества. Особенно часто это можно наблюдать при подлежащем, называющем количество людей, других одушевлённых субъектов:

    Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в чёрных волосах, одинаково присели (Л. Толстой).

    Однако форма множественного числа может использоваться и при подлежащем, называющем количество неодушевлённых предметов:

    Например: Три молодых дерева растут перед дверью пещеры - липа, берёза и клён (М. Горький). В этом предложении самостоятельное восприятие каждого отдельного дерева подчёркивается тем, что каждое из них принадлежит к разным породам.

Обратите внимание , что при подлежащем, называющем большое число неодушевлённых предметов, чаще встречается форма единственного числа, так как многочисленная группа воспринимается как единое целое:

Двести человек сдало кровь для пострадавших в аварии.

К числу факторов, обусловливающих выбор формы множественного числа у сказуемого, относятся также следующие:

а) наличие при подлежащем обособленного определения во множественном числе:

Три часа, проведённые в его обществе, доставили нам большое удовольствие;

б) наличие при подлежащем придаточного предложения с союзным словом который во множественном числе:

Пять бывших офицеров, которых можно было узнать по чётким движениям и выправке, сразу взяли командование на себя;

в) наличие при подлежащем определений все, эти :

Все десять книг лежали на столе директора; Эти пять недель пролетели почти незаметно.

    Особо следует выделить случаи, когда в подлежащем встречаются собирательные числительные (двое, трое и т.д.). При них особенно часто употребляется форма множественного числа:

    Ей помогали трое не чёсанных от колыбели лакеев.

5. Свою специфику имеет согласование сказуемого в предложениях с однородными подлежащими.

    Выбор формы сказуемого во многом зависит от порядка расположения группы подлежащего и группы сказуемого.

    При прямом порядке слов (подлежащие стоят перед сказуемым) обычно употребляется форма множественного числа сказуемого:

    Крик и рыдание слышались из соседней комнаты.

    При обратном порядке слов чаще употребляется форма единственного числа, причём сказуемое согласуется с ближайшим из однородных членов:

    Из соседней комнаты слышался крик и рыдание.

    Вместе с тем форма множественного числа сказуемого может встречаться и при обратном порядке слов.

    Ср.: Из соседней комнаты слышались крик и рыдание.

    Наиболее часто такое явление наблюдается в том случае, если одно из подлежащих стоит в форме множественного числа.

    В постель её уложили ревность и слёзы (Чехов).

    Кроме того, форма множественного числа предпочтительнее, если подчёркивается большое число действующих лиц (обычно это одушевлённые субъекты):

    Кричали Витя, Павлик, Кирилл и бегавший кругом них Арсений Романович.

Обратите внимание на то, что форма множественного числа при обратном порядке слов является нормативной в официально-деловом и научном стилях, где на первый план выходит смысловая точность высказывания (На заседании присутствовали...; в Президиум избраны... ).

    Выбор формы сказуемого зависит также от типа союзов, связывающих однородные члены.

    При соединительных союзах (и, да, ни... ни ), а также при бессоюзной связи однородных подлежащих обычно действуют указанные выше факторы.

    При разделительных союзах (или, либо, не то... не то, то... то ) согласование сказуемого идёт с ближайшим подлежащим:

    За окном шёл не то снег, не то мелкий дождь; Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется странным.

    Исключение составляют предложения, в которых однородные подлежащие представлены существительными разного рода, а сказуемое стоит в прошедшем времени. В этом случае используется форма множественного числа сказуемого.

    Ср.: Приезжает брат или сестра - Брат или сестра должны были приехать.

    При противительных союзах (но, а, однако, зато ) при обратном порядке слов сказуемое обычно согласуется с ближайшим подлежащим:

    При прямом порядке слов сказуемое согласуется с тем подлежащим, которое является реальным исполнителем действия:

    Не ты, но судьба виновата; Роман , а не повесть будет опубликован в ближайшем номере журнала.

    При наличии между однородными подлежащими сопоставительного союза как..., так и сказуемое ставится во множественном числе:

    Как мать, так и дочь прекрасно играют на фортепиано.

    При других сопоставительных союзах (не только..., но и; не столько..., сколько; если не..., то и др.) сказуемое обычно согласуется с ближайшим из однородных подлежащих.

    Не только мать, но и отец осудил твой поступок; Не столько мать, сколько отец осудил твой поступок; Если не мать, то отец осудит твой поступок.

    Если среди однородных подлежащих есть личные местоимения, то при согласовании в лице первому лицу отдаётся предпочтение перед вторым и третьим, второму лицу - перед третьим.

    Ср.: Я и ты сумеем это сделать; Ты и он сумеете это сделать.